Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Экономика отрасли машиностроение

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.11.2023
Размер:
5.8 Mб
Скачать

нов», которое заключается в том, что устанавливается грабительская норма процента, назначаемая местными ростовщиками по своим ссудам. Базовые ставки процента в крупных банках, расположенных в центральных городах, составляют 6, 8 и 10 %, деревенские ростовщики берут 15, 25, иногда даже 50 %. Объяснение этого кажущегося парадокса заключается в том, что ссуда предоставляется, только если кредитор имеет возможность принудить заемщика исполнить условия договора или знаком с заемщиком лично. Любой посредник, который попытался бы заняться арбитражными операциями, играя на разнице между процентными ставками ростовщиков и центрального банка, неизбежно стал бы притягательной мишенью для «лимонов» и потерпел убытки. Заемщику необходимо контролировать осуществление инвестиционного проекта. Эта мера используется в большей или меньшей степени всеми заемщиками на кредитном рынке. Однако полное устранение асимметрии информации о кредитном риске требует слишком тщательного контроля над деятельностью заемщика и сопряжено с крайне высокими издержками мониторинга.

Страхование

Почему люди старше 65 лет сталкиваются с трудностями при медицинском страховании практически по любой цене? Более старые люди имеют более высокую вероятность серьезно заболеть, однако почему повышение цены страхования не отражает этого? Причина заключается в асимметричности информации. Люди, покупающие страховку, знают намного лучше о своем общем состоянии здоровья, чем любая страховая компания, даже если последняя настаивает на медицинском освидетельствовании. В результате возникает неблагоприятный отбор, причем даже в большей мере, чем в случае с подержанными автомобилями. Поскольку вероятнее всего, что именно нездоровые люди желают страховаться, их доля в общем количестве страхующихся возрастает. Это повышает цену страховки, так что более здоровые люди, взвешивая свой риск, предпочитают не страховаться. Тем самым доля нездоровых еще больше увели- чивается, что опять повышает цену, и так до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь эта категория лиц; таким образом, страховая деятельность становится невыгодной.

71

Неблагоприятный отбор может сделать проблематичным функционирование страхового рынка и по другим причинам. Допустим, что страховая компания собирается предложить полис для конкретного случая — такого, как автокатастрофа, наносящая ущерб собственности. Компания выбирает подходящую группу населения, скажем, мужчин в возрасте до 25 лет, которой собирается продавать полис, и оценивает частоту подобных несчастных случаев по данной группе. Для некоторых ее представителей вероятность попасть в аварию низка, существенно ниже 0,01; для других — высока, существенно выше 0,01. Если страховая компания не может выделить группы людей с высокой и низкой степенями риска, она установит размер премии для всех клиентов исходя из вероятности происшествия 0,01. Располагая лучшей информацией, некоторые люди (с низкой вероятностью несчастного случая) предпочтут не страховаться, тогда как другие (с высокой вероятностью попасть в аварию) определенно купят страховку. Это, в свою очередь, увеличит вероятность аварии в группе тех, кто застраховался, выше 0,01, провоцируя страховую компанию повышать страховой взнос. В конечном счете лишь наиболее вероятные жертвы захотят страховаться, что представит серьезную угрозу доходам страховой фирмы.

Несовершенство рынка подобного типа создает возможности для активных действий государства. Что касается страхования здоровья, возникает веский аргумент в пользу государственного медицинского обслуживания или связанного с ним государственного страхования престарелых. Обеспечивая страхование всех людей старше 65 лет, государство устраняет проблему неблагоприятного отбора.

Издержки недобросовестного поведения

Модель «лимонов» позволяет сделать ряд замечаний относительно издержек недобросовестного поведения. Рассмотрим рынок, на котором торговля ведется либо честно, либо нечестно; иными словами, информация о качестве продаваемых на нем товаров может оказаться как истинной, так и ложной. Задача покупателя, разумеется, заключается в определении уровня качества.

72

Наличие продавцов, желающих продать некачественный товар, вызывает тенденцию к прекращению функционирования рынка — точно так, как это происходит на рынке автомобильных «лимонов». Именно с этой возможностью связан главный тип издержек недобросовестного поведения, поскольку нечестные участники сделок, как правило, вытесняют с рынка честных. На рынке могут присутствовать потенциальные покупатели товаров высокого качества и потенциальные продавцы таких товаров в соответствующем диапазоне цен, однако наличие продавцов, стремящихся выдать свой некачественный товар за качественный, влечет за собой вытеснение честного бизнеса. Издержки недобросовестного поведения, таким образом, не ограничиваются той суммой, на которую обманут покупателя; в них необходимо также включить потери, связанные с сужением сферы честного бизнеса.

Недобросовестность в деловых отношениях представляет собой серьезную проблему в развивающихся странах. Наша модель позволяет конкретизировать это утверждение и описать природу связанной с ним «внешней» экономии. В частности, в модели с автомобилями недобросовестное поведение, т. е. предоставление неверной информации о качестве автомобилей, обусловливает пятидесятипроцентное снижение полезности каждого автомобиля; более того, оно сокращает размер рынка подержанных автомобилей с N продаж до 0. Следовательно, мы можем — по крайней мере, в теории — непосредственно измерить издержки, порождаемые нечестностью.

Имеется немало свидетельств тому, что неоднородность ка- чества товаров в развивающихся странах выше, чем в развитых. Одним из признаков подобного положения дел является необходимость учреждения государственного контроля за качеством продукции, поставляемой на экспорт, а также государственных внешнеторговых объединений. Например, в Индии в соответствии с Законом о контроле за качеством и инспектировании экспортной продукции от 1963 г., «около 85 % всего экспорта охва- чено тем или иным видом контроля качества» (The Times. 1967. Р. 1). Индийские домохозяйки вынуждены всякий раз тщательно перебирать рис, купленный на базаре, поскольку продавцы не-

73

редко преднамеренно добавляют в него мелкие камешки, сходные по цвету и форме с рисовыми зернами. Любое сравнение различий в качестве товаров, продающихся на улицах с лотков, со стандартным качеством товаров в американском супермаркете свидетельствует о том, что проблема неоднородности качества гораздо острее стоит на Востоке, чем на Западе.

Одна из традиционных закономерностей развития заключа- ется в том, что купцы прединдустриального поколения становятся и первыми предпринимателями. Наилучшим образом опыт подобной эволюции документирован применительно к Японии, однако можно предположить, что этим же путем шло развитие в Англии и Соединенных Штатах.

С точки зрения нашего исследования важное значение имеет способность купца правильно определять качество товара. Выше было показано, что те, кто способен правильно оценить каче- ство подержанных автомобилей и гарантировать это качество покупателю, могут получить прибыль в размере разницы между ценой покупки, которую готовы уплатить рыночные агенты первой группы, и ценой продажи, назначаемой рыночными агентами второй группы. Эти люди и есть купцы.

Аналогичные навыки — умение определять качество исходных ресурсов и удостоверять качество готовой продукции — необходимы и на производстве. Это одна из причин (хотя и не единственная), благодаря которой купцы естественным образом могли стать первыми предпринимателями.

Проблема, разумеется, состоит в том, что предпринимательские способности могут представлять собой редкий ресурс; ни одна работа по проблемам экономического развития не оставляет этот вопрос без внимания. В некоторых из них ему отводится главное место. А коль скоро предпринимательский талант встре- чается нечасто, то неоднородность качества продукции может препятствовать экономическому развитию двояким образом. Во-первых, занятие торговлей в этих условиях является чрезвы- чайно прибыльным и отвлекает потенциальных предпринимателей из сферы производства. Во-вторых, расход времени предпринимателя на единицу выпуска тем больше, чем больше неоднородность качества.

74

Сигналы о качестве товаров

Сигналом могут служить:

1.Продажа хорошего товара по цене плохого. Абсолютно все покупают хорошие товары по цене плохих.

2.Предоставление гарантий. Гарантии предоставляются фирмами при покупке какого-то долгосрочного товара. Гарантии могут включать в себя замену, бесплатный ремонт в течение какого-то времени, предоставление запасных частей, наладки. Наличие гарантии всегда служит сигналом того, что фирма уверена в качестве своего товара. И брак может быть только случайным событием для данной фирмы, потому что она предоставляет вот такие гарантии. Она согласна менять, ремонтировать, заменять детали, налаживать, потому что знает, что это придется делать достаточно редко. Если это придется делать достаточно часто, то фирма, конечно, в долгосрочном периоде существовать не сможет.

Для сложного оборудования, для каких-то сложных товаров

êгарантии могут присоединяться такие сигналы, как осмотр, проба в салонах, на стендах, демонстрационных залах, на тест-драйвах. Покупателей приглашают попробовать посмотреть данный товар, а потом согласиться на его покупку. Очень важны такие дополнительные услуги для тех товаров, качество которых выявляется не сразу после покупки. Получается, что вам качество демонстрируют еще до покупки, а после покупки предоставляется гарантия. Это уже сигнал.

3.Репутация. Она особенно сильно действует в долгосроч- ном периоде. Возникает фактор доверия. В этом случае фирма может заниматься франчайзингом, например, продажей своей торговой марки. Естественно, при этом необходимо соблюдать какие-то ограничительные условия тем, кто купил франшизу.

4.Расточительные расходы. Реклама. Возникает вопрос: можно ли верить рекламе? Ведь, в принципе, каждый может сказать, что его товар высокого качества, и в рекламном ролике показать, какой это замечательный товар, какие у него замечательные качества. Подавая ложный сигнал, вы выигрываете сейчас, в коротком периоде, но проигрываете в длительном периоде, потому что, один раз купив ваш товар, убедившись на своем опыте,

75

что это плохой товар, покупатель второй раз к вам не придет. Поэтому в расточительных расходах учитываются не только сами эти расходы, но, прежде всего два показателя:

величина;

постоянство во времени.

Если эти расходы у фирмы велики и постоянны в длительном периоде, то фирма не может врать. Без расчета на повторные покупки подобная политика убыточна.

Во всех странах существуют огромные запреты. Для любой финансовой компании активная финансовая деятельность запрещена. В особенности запрещено гарантировать будущий курс бумаг. Если такая рекламная компания происходит, немедленно подается иск и рекламодателю, и исполнителю, потому что есть соответствующий закон, и начинается следствие по делу об основателях этой компании на предмет подозрения

âпирамиде.

5.Деятельность государства. Если все эти сигналы недостаточны и возникает опасность присутствия на рынке плохих товаров, причем не просто низкого качества, а именно плохих, которые могут нанести вред здоровью покупателя, то государство встает на защиту потребителя и требует дополнительного сигнала. Это сертификация продукции. Существуют органы надзора, которые проверяют соответствие сертификата и действительного качества продукции. Покупатель также может возбудить иск

âслучае обнаружения такого несоответствия. Результатом могут быть не только штрафы, но даже и антиреклама.

Сколько будет стоить данная деятельность для производителя? Возьмем самый простой пример, когда сигналом служит очень дешевая продажа товара.

Ясно, что в этом случае в первом периоде, то есть в момент подачи сигнала, фирма несет убытки. Это естественная цена сигнала. Предположим, фирма хочет сигнализировать для всех продажей хорошего товара по цене плохого, причем по самой низ-

кой (тут могут быть вариации). Если 2 положительна, то можно сигнализировать по цене 2, åñëè 2 нулевая, то есть товар настолько плохой, что его вообще не покупают, если знают о нем, тогда необходимо сигнализировать по цене, равной ÀÑ2.

76

Давайте будем сигнализировать. Выберем самую тяжелую форму: Ð (в начальном периоде) = ÀÑ2. Это самый дорогой сигнал. Убытки на единицу товара в первом периоде (ÀÑ2 ÀÑ1). Затраты сделаны. Ради чего? Ради того, чтобы во втором периоде с вероятностью ð повторной покупки и с дисконт-фактором мы могли бы обслужить всех, кто сделал покупки в первом периоде. 1 = (ÀÑ1 ÀÑ2) + ð(1 ÀÑ1) 0, ãäå 1 — прибыль

âдвух периодах от продажи хорошего товара.

Âдвухпериодной модели в первом периоде подается сигнал, во втором периоде — ждем отдачу. Отдачу мы, естественно, ум-

ножаем на ð (вероятность повторных покупок) и на (дис- конт-фактор).

Чего мы ожидаем? Опять-таки существует два варианта нашего поведения — поведения фирмы, продающей товар хорошего качества:

1. Мы можем просто ожидать ненулевого потока прибыли в двух периодах, а можно делать сознательный выбор. Мы хотим производить товар хорошего качества тогда и только тогда, когда у нас не просто ненулевой поток прибыли, а прибыль принципиально больше, чем у производителя товара плохого качества: 1 2. Производитель товара плохого качества в первом периоде может продать свой товар по цене ожидаемой и получить прибыль, соответствующую 2 = (Å(Ð) – ÀÑ2).

Тогда наша прибыль 1 (в двух периодах) должна быть больше 2, или хотя бы равна ей. Таким образом, у нас есть выбор: или играть в длинную игру, или все получить в коротком периоде, но данная схема работает тогда, когда 2 нулевая. Если она не нулевая, остается какое-то место для сознательного выбора товара плохого качества. Вполне возможна такая ситуация, когда, осведомившись обо всем, все узнав, часть покупателей сделает выбор p(2 ÀÑ2). Ведь осведомленный покупатель может сознательно предпочесть товар плохого качества по низкой цене:

2 = (Å(Ð) – AC2) + ð (2 AC2). От чего зависит выбор производителя в данном случае? Во-первых, от разницы в издержках плохого и хорошего товара. Во-вторых, от разницы и 2. Выбор легче, если равна нулю, труднее, если не равна. В-третьих,

77

от величины вероятности повторных покупок ð и дисконт-фак- тора . Это наиболее важные, даже, можно сказать, решающие факторы.

В двухпериодной игре для ненулевого потока прибыли (для самого простого случая) мы получаем следующую формулу:

ð = ÀÑ1 ÀÑ2/1 ÀÑ1.

Возникают два случая:

1. Уже в начальном периоде у нас есть какая-то группа осведомленных покупателей. Пусть à — доля осведомленных покупателей. Можно ли, имея заранее известную группу à, обойтись вообще без подачи сигналов? Да, но все зависит от размера à.

Если так, то для продавца хорошего товара возникает следующая ситуация:

 

 

1 = à(1 ÀÑ1) + (1 – à)(Å(Ð) – ÀÑ2),

 

 

2 = (1 – à)(Å(Ð) – ÀÑ2),

 

ãäå

à — число осведомленных покупателей;

 

1 – à — доля неосведомленных покупателей.

 

Что делает продавец плохого товара? Если 2 = 0, то прода-

вец плохого товара имеет прибыль 2.

 

 

 

Åñëè

2 = 0:

2 AC2,

òî

2 = à(2 ÀÑ2) +

+ (1 – à)(Å(Ð) – ÀÑ2). Можно найти

à, ïðè

котором 1 = 2,

и в первом, и во втором случае.

 

 

 

Если нет дискриминационной цены, то мы вообще ничего не

добьемся. В данном случае именно за счет этой дискриминации фирма избавляется от проблемы подачи сигнала, то есть при определенном начальном à фирма может работать на рынке без предварительной подачи сигнала.

à ÀÑ1 ÀÑ2/ 1 ÀÑ2,

если цена плохого товара — ноль.

Åñëè à достаточна, фирма может не подавать сигналы, но она должна проводить ценовую дискриминацию, то есть все равно использовать рыночную власть.

78

2. Рассмотрим бесконечный период. Как изменятся формулы ð и формулы прибыли?

1 = (ÀÑ2 ÀÑ1) + ð/1 – ð(1 ÀÑ1) 0,

2 = (Å(Ð) – ÀÑ2) + ð /1 – ð(2 ÀÑ2)

(мы должны изменить геометрическую прогрессию на à/1 – à)

ð = ÀÑ1 – ÀÑ2/ 1 – ÀÑ2.

С одной стороны, у нас есть осведомленные люди, а с другой стороны, мы хотим число этих осведомленных увеличить, начав подавать сигналы, чтобы увеличить à до 1. Как при этом изменится модель? Возможны два рассуждения:

1.Абсолютно не важно, какая у нас начальная à, так как осведомлять придется всех, в том числе и уже осведомленных, то есть этот случай сводится к начальному случаю.

2.Если провести изучение рынка и выявить осведомленных, то можно сэкономить. Уже в первом периоде можно получить

дополнительную прибыль, равную а(1 – ÀÑ1), потом подать сигнал, = à(1 ÀÑ1) + (1 – à)(ÀÑ2 ÀÑ1) + ð(1 ÀÑ1).

Асимметрия информации по ценам

Модель возникает в случае, если есть две группы покупателей. Одна группа покупателей знает, где какие цены назначают, и поэтому выбирает только низкие цены, а другая группа покупателей не знает о ценах и не имеет возможности узнать. Поэтому первую группу условно называют «аборигены», а вторую группу — «туристы». В этой ситуации может сложиться такое соотношение между информированными и неинформированными людьми, что возникнет равновесие на рынке, причем устой- чивое при двух уровнях цен: один уровень цен (низкий) — для аборигенов, а другой уровень (высокий) — для туристов.

Причем парадокс модели в том, что оба уровня будут конкурентными, то есть в обоих случаях экономическая прибыль равна нулю.

Имеется два реально возможных варианта.

Пусть цена Ð назначается для туристов, а другая цена — просто Ð — это цена для аборигенов.

79

 

Цена для аборигенов —

 

это минимум

долгосрочных

 

средних издержек, а цена для

 

туристов — это тоже средние

 

издержки, только

íå

более

 

высоком уровне.

 

 

 

Чтобы равновесие

áûëî

 

устойчивым,

ìû

должны

 

иметь некоторые

параметры

Ðèñ. 6.3

спроса, соответствующие дан-

 

íîé öåíå.

 

 

 

Qd (P = ÀÑmin), оно должно быть равно отрезку от нуля до À;

Qd (P = ) умещается между точками À è Â.

 

 

 

Тогда рынок оказывается в парадоксальной, но устойчивой

ситуации.

 

 

 

 

Для аборигенов он равен (1 – à)Q/n, ãäå n — количество

фирм на рынке, делящих между собой данный объем спроса; для

туристов он равен aQ/n.

 

 

 

 

Общий объем продаж Q складывается из двух частей:

 

à — доля туристов, неосведомленных людей;

 

 

 

1 – à — доля аборигенов, осведомленных людей.

 

 

Если в окрестности окажется фирма, которая установит це-

ну даже ниже минимальных средних издержек, P ACmin, òî ñþ-

да могут отойти все — и осведомленные и неосведомленные.

Когда ситуация станет неравновесной?

 

 

 

1. Пусть изменится параметр à, то есть доля туристов. Напри-

мер, появятся какие-то осведомленные, и параметр à начнет

уменьшаться. Если параметр à начнет уменьшаться, то Qd (P = )

начнет уменьшаться, и при той же цене у нас точка на средние из-

держки не попадет, если мы захотим продлить ее до средних из-

держек, то есть сохранить равновесие с уменьшенной à, òî íàì

придется поднять цену, если же это строго , то та фирма, которая

поднимает цену, будет нести убытки (рис. 6.3). Все, кто пользо-

вался неосведомленностью туристов, будут вынуждены снизить

цену и войти в дружные ряды продающих по минимальной цене.

Снизить цену, но не до уровня Ð, они не могут, так как это, в сущ-

ности, означает расширение группы à, а она сужена.

 

 

80