Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 22-23 / ЯКОВЛЕВ ПРЕДМЕТ-1

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
19.4 Кб
Скачать

ЯКОВЛЕВ (ПРЕДМЕТ)

Правовой способ воздействия на общественные отношения отличается от всякого иного: а) четкостью нормативно-правовых предписаний, носящих характер прав и обязанностей участников регулируемых отношений; б) общеобязательностью этих предписаний, поскольку они представляют собой волю господствующего класса, возведенную в закон, т. е. установленную или санкционированную государством; в) тем, что нормы права действуют не каждая в отдельности, а в совокупности с другими нормами как составная часть целой правовой системы; г) реализация правовых норм обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. В самом общем виде специфика правового способа воздействия выражается в том, что право регулирует поведение людей и их коллективов посредством нормативного установления прав и обязанностей, обеспечиваемых государством.

Таким образом, свойства права в аспекте воздействия его на поведение людей трансформируются в общеправовой метод регулирования общественных отношений. Поскольку именно метод правового регулирования позволяет выделить право в системе социального управления, постольку метод должен считаться основным функционально-структурным признаком права. В качестве такового метод воздействия на отношения характеризует право как целое, обладающее органическим единством безотносительно к внутренней дифференциации права. Поэтому правовый метод регулирования является общим для всех отраслей права.

Чем же отличаются сами отрасли права друг от друга?

Предмет регулирования и сама отрасль соотносятся как содержание и форма. Отношения, опосредуемые отраслью, предопределяют ее юридическое содержание. Поскольку отрасли имеют разные предметы регулирования, постольку каждая из них имеет специфическое юридическое содержание. Именно юридическим содержанием, т.е. правилами поведения, устанавливаемыми правами и обязанностями, отрасли права и отличаются друг от друга.

Функция права в целом состоит в том, что оно служит государственно-классовым регулятором общественных отношений; но применительно к отдельным видам отношений функция конкретизируется с учетом их характера. Сообразно этому каждая отрасль права имеет специфическое социальное назначение, что также отражается в содержании отраслевых норм.

Если принципы фокусируют в себе классовую сущность отрасли, функции—ее социальное назначение, то метод отражает содержание отрасли права под углом зрения способа воздействия данной отрасли на регулируемые отношения.

Поскольку отраслевой метод характеризует отрасль со стороны ее регулирующего воздействия на отношения, постольку он, подобно общеправовому методу, концентрирует в себе основные юридические особенности отрасли, ее правовые свойства. Именно поэтому метод используется в качестве основного юридического критерия для разграничения отраслей права и выявления его системы.

Если общеправовой метод служит основным функционально-структурным признаком права, позволяющим установить связь последнего с системой социального регулирования и в то же время выделить его в качестве самостоятельного структурного элемента подсистемы, то и внутренняя дифференциация права может быть наиболее отчетливо выявлена с помощью этого же признака. Отраслевой метод также служит основным функционально-структурным признаком отрасли. Гражданскоправовой метод, отражающий специфику регулируемых отношений, объединяет нормы и институты отрасли в одно целое. Он наиболее непосредственным образом раскрывает юридическое содержание данной отрасли. Одновременно Гражданскоправовой метод заключает в себе черты общеправового метода. Поэтому он позволяет установить связь данной отрасли с правом в целом, а также общие черты и принципы взаимодействия с другими отраслями.

Для раскрытия гражданскоправового метода требуется выявить типичные элементы содержания гражданского права на основе общих черт правового метода. Для того чтобы признаки гражданскоправового метода предстали в качестве необходимых, объективно обусловленных регулируемыми отношениями, следует вначале рассмотреть предмет гражданского права.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ КАК ЯДРО ПРЕДМЕТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

С позиций марксистско-ленинской методологии определить предмет той или иной отрасли права—значит установить ее природу и объективное основание.

В гражданском праве решающее значение принадлежит природе собственности как ядру производственных отношений. Далее, каждая группа отношений формируется и развивается под влиянием всей совокупности действующих в обществе экономических закономерностей, причем воздействие одного из экономических законов может быть определяющим для данной группы отношений. Наконец, в классовом обществе на развитие отношений значительное воздействие оказывает деятельность государства.

Согласно наиболее утвердившемуся в теории мнению советское гражданское право регулирует в первую очередь имущественные отношения, складывающиеся на основе товарного производства, или, другими словами, обусловленные использованием товарно-денежной формы в коммунистическом строительстве. Такой взгляд на предмет гражданского права не только развивается с некоторыми различиями в формулировках и смысле большинством представителей науки права, но нашел закрепление и в законе—в преамбуле Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

Имущественные отношения — суть отношения собственности. Именно таким образом понимают имущественные отношения по их содержанию С. Н. Братусь, С. С. Алексеев и другие авторы.

Значит ли это, что гражданское право регулирует и производственные отношения? Ведь известно, что отношения собственности есть основное, определяющее звено производственных отношений общества. Положительный ответ противоречил бы исходным положениям марксизма-ленинизма как относительно производственных отношений, отношений базисных, складывающихся независимо от воли и сознания человека, так и относительно права как средства целенаправленного социального регулирования, управления сознательным поведением людей.

Поэтому О. А. Красавчиков подчеркивает, что имущественные отношения — конкретные экономические отношения, которые не следует отождествлять с отношениями производственными.

Итак, имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, есть конкретные волевые отношения собственности. Они выступают в качестве стороны, момента собственности, исторически сложившейся и объективно существующей формы присвоения предметов природы, т. е. производства5. Отношения собственности как производственные отношения внешне проявляются через конкретные волевые отношения собственности. Последняя выражает прежде всего состояние присвоенности материальных благ. Волевые отношения собственности строятся в виде отношения субъекта к вещи как к своей. Суть конкретного волевого отношения собственности состоит в том, что собственник, относящийся к вещи как к своей, владеет ею, пользуется и распоряжается.

О. А. Красавчиков имущественные отношения считает предметом исключительно гражданскоправового регулирования. Таким образом, предмет гражданского права очерчен им не через какую-то часть имущественных отношений, а через само понятие последних, которые он выделяет из всей массы конкретных экономических отношений, которые служат предметом регулирования и других отраслей права.

Гражданское право прежде всего регулирует волевые отношения собственности в их статике, закрепляя состояние присвоенности материальных благ, распределения их между субъектами на каждый данный момент. Но и регулирование гражданским правом динамики отношений собственности никем не оспаривается.

Итак, гражданское право является единственной отраслью, специально предназначенной для регулирования отношений собственности, которые составляют ядро предмета рассматриваемой отрасли. Имущественные связи подвергаются гражданскоправовой регламентации постольку, поскольку они остаются чисто имущественными, т. е. отношениями собственности, не трансформируются в другой вид связей, требующих иной правовой формы.

ЧЕРТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ

Регулируемые гражданским правом отношения собственности характеризуются признаками, общими для всех имущественных связей. Кроме того, предмет гражданского права обладает специфическими чертами.

1. Поскольку гражданское право регулирует прежде всего отношения собственности в их статике, отражающие присвоенность материальных благ, постольку для них характерна имущественная обособленность их участников от иных субъектов. Именно поэтому эта обособленность рассматривается некоторыми авторами как важнейший признак регулируемых гражданским правом отношений, как главное условие приобретения лицом качества субъекта гражданского права.

2. Вторым существенным признаком регулируемых гражданским правом общественных связей называют эквивалентно-возмездный характер отношений. Данный признак непосредственно связан с первым, ибо имущественные отношения между лицами, обладающими имущественно-распорядительной самостоятельностью, в условиях товарного производства при их нормальном развитии закономерно приобретают эквивалентно-возмездный характер. Следует, однако, заметить, что в отличие от имущественно-распорядительной самостоятельности эквивалентность не служит всеобщим признаком для имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Рассматриваемая черта не характеризует отношений собственности в их статике и свойственна лишь их динамике, она раскрывает сущность отношений обмена вещами и услугами.

3. По мнению ряда авторов, имущественным отношениям, регулируемым гражданским правом, присущ такой признак, как равенство их участников. Поскольку речь идет о равенстве, заключенном в самих регулируемых правом отношениях, то оно должно иметь экономический, а не юридический характер. Равенство участников имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, означает в первую очередь отсутствие между ними внеэкономической зависимости, власти, принуждения, отсутствие какой-либо иной социальной связи, кроме отношений собственности.

Равенство участников отношений состоит, далее, в тождестве экономической роли, которую они играют в отношениях, регулируемых гражданским правом: каждый из них выступает в качестве субъекта, обладающего имущественно-распорядительной самостоятельностью по имуществу, принадлежащему им как собственникам или закрепленному за ними в оперативное управление.

СОСТАВ ПРЕДМЕТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Отношения собственности составляют ядро предмета гражданского права, но ими предмет гражданского права не исчерпывается. Прежде всего возникает вопрос о «правомерности» регулирования гражданским правом отношений безвозмездных, в том числе по безвозмездной передаче имущества в собственность или в оперативное управление (ст. 256 ГК РСФСР)3, во временное владение и пользование другого лица (ст. 342 ГК) и по безвозмездному оказанию всякого рода услуг (ст. 396, 422).

Поскольку гражданское право опосредствует отношения динамики собственности, которые имеют товарно-денежный характер, постольку названная группа занимает особое место. Безвозмездный характер оказывается на правовой форме отношений, предопределяя некоторые ее особенности. Так, по-разному строится ответственность лиц, отчуждающих имущество путем купли-продажи или дарения, а также лиц, осуществляющих хранение имущества возмездно или безвозмездно. В целом же регулирование безвозмездных отношений осуществляется по тому же типу, что и возмездных, — по типу обязательственных отношений. Объясняется это тем, что сами безвозмездные отношения входят в ядро предмета гражданского права как отношения собственности между имущественно-обособленными лицами, обладающими имущественно-распорядительной самостоятельностью.

В составе имущественных отношений, опосредуемых правом собственности и обязательственным правом, имеются связи, которые не являются обычными отношениями собственности в их нормальном состоянии. Это отношения по защите собственности путем виндикационного и негаторного требований, других средств гражданскоправовой защиты, в частности мер ответственности и обязательств, возникающих вследствие причинения имущественного вреда, спасания социалистического имущества, неосновательного сбережения или приобретения имущества. Правовые институты, опосредующие перечисленные отношения, принадлежат по классификации, разработанной С. И. Аокназием, к вспомогательноправовым институтам, поскольку они отражают государственное воздействие на отношения собственности с целью устранения препятствий их нормальному развитию.

Своеобразны и общественные отношения, опосредуемые институтами авторского права, права на открытия, изобретательского права. Отождествлять в целом эти связи с отношениями собственности недопустимо: объектами названных отношений служат прежде всего неимущественные блага, результаты интеллектуального и духовного творчества.

Вопрос о том, входят ли в предмет гражданского права личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными и складывающиеся по поводу таких неимущественных благ, как имя, честь, достоинство, является в литературе спорным. О. С. Иоффе, исходя из того факта, что гражданское право лишь охраняет отношения по поводу названных благ, но не регулирует их, полагает, что указанные отношения не входят в предмет гражданского права подобно тому, как не входят в предмет уголовного права разнообразные связи, им охраняемые. С такой позицией можно согласиться лишь с некоторыми оговорками. Прежде всего само регулирование понимается многими авторами не только как организующее воздействие на отношения, но и как их охрана. При таком широком понимании регулирования, которое, по признанию О. С. Иоффе, используется и законодателем в ст. 1 Основ гражданского законодательства, и в ст. 1 ГК РСФСР, в предмет регулирования входят и охраняемые отношения. Даже если исходить "из более узкого, буквального смысла термина «регулирование», то и в этом случае нельзя рассматриваемые отношения оставлять целиком за пределами предмета гражданского права. Подобно тому, как уголовное (право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления и применением наказания, гражданское право регулирует отношения, которые возникают при посягательстве против чести и достоинства лица, т. е. регулирует отношения по охране чести и достоинства.

Гражданское право используется не только для охраны чести, достоинства лиц, но и жизни, здоровья гражданина. Однако охрана жизни и здоровья происходит не прямо, а опосредованно, осуществляется через регулирование имущественных отношений, обеспечивающих возмещение имущественного вреда, связанного с причинением вреда личности. Поэтому отношения по поводу прямой охраны таких благ, как жизнь, здоровье граждан, не входят в предмет гражданского права. Защита же чести, достоинства осуществляется гражданским правом непосредственно (ст. 7 Основ гражданского законодательства) путем принятия мер к их прямому восстановлению. В силу этого отношения по защите чести и достоинства входят в предмет гражданскоправового регулирования.

Если общественное отношение по поводу личного неимущественного блага представляет из себя состояние «принадлежности» этого блага определенному лицу, то в случае нарушения должно быть обеспечено восстановление этого состояния. Именно такова гражданскоправовая защита, сложившаяся для охраны отношений собственности. Говоря о необходимости восстановления при посягательствах против чести и достоинства условий, обеспечивающих обществу возможность правильной оценки личности, О. С. Иоффе справедливо указывает, что «нормы гражданского права вполне приспособлены к разрешению подобной задачи, ибо специфика метода гражданскоправовой охраны социалистических общественных отношений как раз и заключается в обеспечении восстановления нарушенных прав».

Изложенное относительно предмета гражданского права приводит к следующим выводам.

Во-первых, в составе отношений, регулируемых данной отраслью права, преобладают имущественные отношения.

Во-вторых, имущественные отношения, составляющие предмет гражданскоправового регулирования, —это отношения собственности как таковые.

В-третьих, неимущественные отношения, которые регулируются гражданским правом, имеют сходные черты с имущественными отношениями и в то же время в них отсутствуют такие признаки, которые исключали бы возможность применения к ним гражданскоправовой формы.