Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

7941

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.11.2023
Размер:
1.28 Mб
Скачать

Раздел 7

ФИЛОСОФИЯ

АРХИТЕКТУРЫ

«Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат

ипесни, и предания».

Н.Гоголь

«Архитектура – это музыка в пространстве,

как бы застывшая музыка»

Ф. Шеллинг

71

Архитектура в системе эстетической деятельности. Необходимо отметить, вопервых, архитектура не искусство, а специфически больше чем искусство, потому что она не только и не столько образно отражает мир, сколько образно преображает действительность: архитектура – деятельность по образному преображению пространственной среды жизнедеятельности общества. Отношение человека и мира имеет прямые и обратные связи: движение от мира к человеку – отражение (познание и оценка). Все виды искусства (литература, музыка, живопись, графика, скульптура, театр, хореография, кино, фотоискусство) – различные (по материалу и технике) виды образного отражения мира в художественных произведениях: познание + оценка. Движение от человека к миру – преображение (практическое освоение). Когда это преображение совершается по законам красоты, образно возникают различные виды прикладного искусства, художественно-утилитарной деятельности: архитектура (художественно-строительная деятельность), дизайн (художественноконструкторская деятельность), декоративная хирургия, художественная гимнастика, фигурное катание, художественные промыслы, искусство кулинарии, художественное моделирование одежды, синхронное плавание и т.д. Глу-

72

боко был прав М. Горький, утверждая, что «человек по натуре своей художник: он так или иначе стремится внести в свою жизнь красоту». Во-вторых, архитектор не только познаёт, но оценивает и преобразует пространственную среду. Здесь даже традиционной теории отражения недостаточно, потому что её, как правило, отождествляют с теорией познания (гносеологией), забывая, что «человек не только отражает, но и преобразует мир». Отсюда и высокая оценка роли труда, практики, деятельности, опредмечивания, объективации, овеществления наряду с познанием, распредмечиванием, субъективацией и т.д. Академик Т. Котарбинский и создал праксиологию как комплексную науку о человеческой, практической деятельности. Иначе говоря, архитектура больше, чем искусство и больше, чем познание. Приходится расширять её потенциал за счёт оценки преображения проектирования, конструирования, моделирования, строительства, утилитарности. Ведь даже так любимый архитекторами Витрувий родил триаду: «польза, прочность и красота», забыв, правда, экономику, удобство и экологию.

Включая архитектуру в систему эстетической деятельности, приходится учитывать два типа эстетической деятельности: художественный и художест- венно-утилитарный (прикладной).

Художественная деятельность – это деятельность по образному отражению, образному моделированию реального мира и выражается она в многообразии видов искусства: музыка, литература, живопись, графика, скульптура, театр, кино, хореография, фотоискусство. Деление этих видов искусства на пространственные и временные, изобразительные и выразительные с неизменными оговорками, что существуют и пространственно-временные и изобрази- тельно-выразительные одновременно, давно устарело. Рациональнее и эвристичнее использовать в качестве основания деления специфический материал каждого вида искусства, тот материал, на базе особенностей которого формируется язык данного вида искусства, который затем превращается в художественную речь – в художественное произведение:

 

73

 

 

 

 

Материал

Язык

Речь

 

 

 

Слово

Литературный

Роман

 

 

 

Звук

Музыкальный

Симфония

Можно в первом приближении выделить специфические материалы базовых видов искусства: литература – искусство слова, музыка – искусство звука, графика – искусство линии, живопись – искусство цвета, скульптура – искусство объёма, театр – искусство мимики, хореография – искусство движения, фотоискусство – искусство светотени.

По закону тенденции к синтезу всех видов искусства каждый вид искусства может использовать материал других видов, что мы и видим, например, в песенном творчестве, рекламе, кино, театре, телевидении и т.д.

Главным для всех видов искусства является образное отражение мира, что и составляет сущность художественности. Долгие споры о различии художественного и эстетического вполне могут быть разрешены краткой формулой А.Ф. Лосева: «Художественное» – это прилагательное от слова «искусство»[1]. Красивое дерево, величественные горы, изящный цветок, грациозное движение оленя и т.д. – это не художественные «произведения», не произведения искусства, но эстетическими мы их называем по праву, потому что существуют общие категории эстетики, относимые и к природе, и к искусству, и к поведению: прекрасное, красивое, изящное, элегантное, комичное, трагичное, возвышенное, низменное, безобразное, ужасное, карикатурное[2]. Художественное – это вид, тип эстетического как родового понятия. Есть ещё художественно-прикладное, художественно-утилитарное.

Художественно-прикладная деятельность – все виды образного преображения реального мира, виды не только духовного, но и практического освоения реальности человеком. Число этих видов равно числу человеческих практических деятельностей и мы уже привыкли называть некоторые из них: художественные промыслы, художественное конструирование, художественное моделирование, фигурное катание, декоративная хирургия, эстетотерапия, художественная гимнастика, синхронное плавание, педагогическое искусство, во-

74

енное искусство, искусство управления, искусство кулинарии, искусство дегустации и пр. Архитектура относится к этому типу эстетической деятельности, она художественно-прикладной вид творчества: приложение искусства к строительству. Об этом мы даже находим подсказку для ответа на вопрос: зачем появляются эти художественно-прикладные, художественно-утилитарные, полифункциональные деятельности или просто прикладные искусства? Дело в том, что все частные, специальные виды деятельности обладают изъянами, прежде всего в отношении композиции, выразительности, образности, что и выражается общим понятием прекрасное, поэтому этот их недостаток компенсирует искусство, художники. Искусство возвышает, облагораживает, эстетизирует каждую деятельность общества. Если бы повар мог создавать прекрасные блюда, не нужен был бы художник – кулинар, если бы портные шили прекрасные костюмы, то не нужен был бы художник – модельер, если бы строители создавали прекрасные здания, не нужен был бы архитектор. В будущем, в перспективе все виды деятельности человека превратятся в разновидности эстетической деятельности, т.е. деятельности по законам красоты, ибо красота, прекрасное – это совершенство, это качество, это оптимальность, сущность которых выражена в 1844 году К. Марксом в «Экономическо-философских рукописях» как результат творчества по мере человека и по мере каждого предметного вида. Прекрасное – гармония мер. Эту гармонию исторически и изучали и создавали художники, представители искусства, которые приходят сегодня на помощь любой деятельности.

Доказывать, что архитектура – это художественно-прикладная деятельность, художественно-утилитарная, художественно-строительная, многофункциональная нет необходимости. Достаточно посмотреть на типичные оценки, требования, претензии по отношению к архитектурным произведениям (зданиям, ансамблям, сооружениям): это художественные требования (красота), технические (прочность, надежность, долговечность), экономические (рентабельность, стоимость), эргономические (удобство, гигиеничность), экологические (природосообразность, охранность, социологические (полезность, назначение).

75

Дизайн заставляет триаду Витрувия дополнить экономическим, экологическим и эргономическим принципами. Это проявилось сразу же при возникновении первой мировой школы дизайна Баухауза в 1919 году[3]. Стилеобразующая природа архитектуры закончилась. Теперь стиль эпохи определяет дизайн с его 6 принципами совершенства.

Правда, в системе художественно-прикладной деятельности архитектура находит множество близких ей, родственных предметно-конструктивных видов деятельности – архитектонических: дизайн, художественные промыслы, декоративная хирургия, художественное моделирование, культуризм, садовопарковое искусство и другие[4].

Система архитектурной деятельности. Когда говорят и пишут об архитектуре, то имеют в виду только два способа её существования: как аморфного комплекса в виде «архитектуры» и как замысливаемого проекта – «архитектурное проектирование». Даже в учебных программах подготовки архитекторов существуют дисциплины только с этими двумя названиями: «История архитектуры», «Основы архитектурного проектирования». Всё это объединяет представление об архитектуре.

Мы имеем в виду отсутствие или эксклюзивное использование таких понятий, как «архитектурная критика», «архитектурное исследование», «архитектурное строительство», «архитектурная экспертиза» и т.д. Дело в том, что эти различные понятия обозначают архитектуру на разных этапах её существования: архитектурный заказ, архитектурный замысел, архитектурный проект, архитектурное произведение, архитектурная реставрация, архитектурный памятник и т.д. Связующим звеном, объединяющим все виды и стадии существования архитектуры как синкретического целого, является архитектурная деятельность.

Это понятие, во-первых, богато по своему компонентному составу в соответствии с общей теорией деятельности (8 компонентов) и по своей функцио-

76

нально-процессуальной насыщенности в соответствии со спецификой самой архитектуры.

Во-вторых, это понятие позволяет преодолеть типичное представление об архитектуре как статичном, мёртвом, овеществлённом образовании, как об архитектурных произведениях.

Архитектурная деятельность включает в себя всю совокупность и последовательность функций архитектора от формирования архитектурного замысла до архитектурной реконструкции и реставрации, что выражается в разных способах существования архитектурного образа.

Функционально-процессуальное рассмотрение архитектурной деятельности позволяет выделить в ней последовательные этапы и формы бытия: 1) архитектурное исследование; 2) архитектурное проектирование; 3) архитектурная экспертиза; 4) архитектурная коррекция; 5) архитектурное строительство; 6) архитектурная оценка; 7) архитектурное потребление; 8) архитектурная критика; 9) архитектурная реконструкция; 10) архитектурная реставрация.

На каждом из этих этапов решаются разные задачи, и архитектор выступает в разной субъектной роли, да и объект другой и другие средства, и другие процессы, условия, результаты. Анализ этих этапов может помочь построить общую теорию архитектурной деятельности с анализом всех её компонентов и функций.

Архитектурное исследование. Это начало деятельности архитектора в виде познавательных, аналитических исследований всех проблем, связанных с выполнением архитектурного заказа, задания (техническое задание – в сложившейся терминологии). Этот заказ может поступить извне от организации или личности, государственного или частного лица: спроектировать Дворец спорта, коттедж, жилой дом, ФОК и пр. В заказе обозначается объект и его основные параметры (площадь, объём, стиль, стоимость, размещение и пр.). При этом параметры могут быть: а) жёсткими, нормативными; б) авторскими; в) конвенциональными (условными).

77

Архитектор на этом этапе функционирует как учёный, аналитик, исследователь, изучающий объект – заказ с использованием методов научного исследования (аналогия, исторический, эксперимент, моделирование, экстраполяция и пр.). В конце исследования должен появиться специфический результат – архитектурный замысел (образ будущего произведения). Архитектор может поделиться этим замыслом с заказчиком, но чаще всего этот замысел рациональнее выразить в проектном образе, модели, макете.

Архитектурное проектирование. Это сложный по операциям этап, когда архитектор превращается в субъекта-проектировщика, использующего специфический графический язык архитектуры или при моделировании объёмнопространственный язык образных знаков. Результатом проектной или модельной деятельности может быть архитектурный проект или архитектурная модель будущего произведения. В проекте или модели могут быть указаны не только объёмно-пространственные параметры и функциональные зоны будущего произведения, но и материал, конструкция, цвет, декоративные элементы, прилегающая площадь и т.д.

Архитектурная экспертиза. Проект или модель может поступить на экспертное заключение заказчику или на предварительную оценку квалифицированным экспертам. Это тоже деятельность, но критического, оценочного, аксиологического характера. Это ещё не архитектурная критика построенного здания, но уже ориентировочная оценка проекта. Эта оценка – экспертиза может быть троякого характера: а) позитивная; б) негативная; в) корректировочная.

Архитектурная коррекция. При согласии архитектора – проектировщика с замечаниями на проект он может корректировать свой проект с точки зрения предложенных замечаний по зонированию, материалу, цвету, декору и т.д. В данной ситуации необязательно происходит улучшение проекта, потому что вкусы экспертов и заказчика могут быть неразвитыми или дурными, что при согласии с ними архитектора только приводит к ухудшению проекта. Архитек-

78

торы знакомы с подобными ситуациями и не все из них идут на компромиссы (например, О. Нимейер или Корбюзье).

Архитектурное строительство. Если проект с учтёнными замечаниями принят к реализации, то начинается перевод проекта с графически-объёмного языка на язык натуральных материалов: начинается архитектурное строительство. Оно аналогично обычному «промышленному», «гражданскому», «жилищному» строительству с его СНИПами, но на этом этапе обязательно присутствует архитектор с его авторским надзором за материалами, технологией, конструкциями, цветом, декором и пр. По ходу строительства возможна попутная коррекция вплоть до изменения проекта. В результате появляется архитектурное произведение (здание и т.д.).

Архитектурная оценка. Здесь речь идёт о приёмке построенного здания (произведения) к эксплуатации. Специальная комиссия экспертов-приёмщиков оценивает качество и готовность здания к функционированию по назначению. Данную оценку может давать и сам заказчик, располагающий квалифицированными специалистами, или орган муниципальной власти. Эта оценка носит нормативный характер и является «пропуском» архитектурного произведения в со- циально-историческую жизнь. Оценка тоже может иметь троякий характер: а) позитивная; б) негативная; в) коррекционная. В последнее время массовыми стали негативные оценки уже построенных зданий с приказом о разрушении, ликвидации (Подмосковье), но не столько из-за функциональных или архитектурных недостатков, сколько из-за нарушения юридических норм строительства. На данном этапе в основном учитывать приходится оценки художественноархитектурного, садово-паркового, декоративно-орнаментального характера, что и даёт право говорить об архитектурной, а не строительной оценке.

Архитектурное потребление. Этот этап редко относят к реальной архитектурной деятельности, а скорее только к исторической или социальной жизни зданий. Но ведь архитектурное произведение предназначается для аналогичного, тождественного потребления. Оно и проектировалось и строилось для архитектурного (художественно-образного) потребления, следовательно, не допус-

79

кает перепланировки, изменения цвета, декора, балконных зон и т.д. Потребление – конечная цель производства. Архитектурное производство – это все первые 6 этапов. Производство оправдывает себя в потреблении, когда продукт производства становится предметом потребления. Архитектурное потребление

– это все те функции, которые начинают совершаться в построенном здании. Нередко такие функции увеличиваются, изменяются или уменьшаются. Классический пример: Дворец спорта начинает функционировать как концертный зал, как выставочный центр, как административное здание и т.д. Хорошо, если архитектор уже в проекте предусмотрел те или иные функции и даже возможность трансформации функциональных зон, а если нет?

Архитектурная критика. Наконец настало время сказать об архитектурной критике в такой же мере, как мы говорим о музыкальной, литературной, театральной и другой критике. К счастью, с XVIII века (Сен-Бёв, Ломоносов, Новиков и др.) это стало возможным. Художественная критика начала складываться как особый вид творчества, представленный выдающимися именами: Пушкин, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Стасов, Лавров, Плеханов, Луначарский и др. Архитектуре не везёт: эксперты есть, а критиков нет. Вот дизайн с самого начала возникновения утверждал и свою технико-эстетическую экспертизу – критику со специалистами, критериями оценки, публикациями результатов и т.д. Критика – это оценочная деятельность. Её объектами являются архитекторы, произведения, потребители: критик оценивает произведение в его отношении к создателю и потребителю: критика (оценка) → архитектор ↔ произведение ↔ потребитель.

Архитектурная реконструкция. Архитектурные произведения в процессе исторической жизни и функционального потребления изменяются, устаревают, изнашиваются, поэтому требуют архитектурной реконструкции, перестройки, достройки, доделки. Это касается и утилитарно-конструктивной стороны зданий (что очевидно), и художественно-эстетической: цвет, декор, орнамент, карнизы, стиль, лепнина, материал и пр. Реконструкция может быть возвратной (прошлый облик) или модернизационной, мотивированной и произ-

80

вольной. Всё это тоже хорошо знакомо архитекторам. Цель реконструкции – дать вторую жизнь произведению, вписать его в новый градостроительный ландшафт, а не просто сохранить или восстановить.

Архитектурная реставрация. Это уже другая операция с принципиальной, мемориальной, культурно-исторической точки зрения. Она связана с задачами сохранения и восстановления памятников истории и культуры, в том числе архитектурных памятников, зданий, усадеб, ансамблей, музеев и пр. Не всегда это удаётся сделать. Как показывают исследования В.А. Болдычевой в её монографии «Культура как социальная память человечества»[5], за последние 10 лет в России уничтожено до 8 тысяч памятников исторической культуры, в том числе и зданий. Москвичи хорошо это знают по периоду деятельности Ю.Лужкова в должности мэра города. Аналогичных примеров достаточно и по России.

Вот когда эффективно завершён этот этап архитектурной деятельности, тогда архитектура действительно предстаёт как «застывшая музыка», по словам Ф. Шеллинга.

Принципы архитектурной деятельности. Архитекторы продолжают утверждать – «польза, прочность, красота» – вот принципы архитектурной деятельности, хотя сама история архитектуры требует учёта и стоимости, и удобства, и природной среды. Конечно, не в терминах дело, и не в том, кто первый назвал эту триаду – Витрувий или Альберти, а в том, из каких принципов деятельности исходят архитекторы сегодня в своей работе. Полезно было бы сделать экспертный опрос ведущих архитекторов планеты, как это сделал по отношению к дизайну журнал «Техническая эстетика» (1966 г., № 1–9). Может такой опрос и делали теоретики и историки архитектуры? Нам пока это неизвестно.

Есть одно важное обстоятельство, заставляющее в вопросе о принципах архитектурной деятельности обращаться за помощью к теории, истории и практике дизайна, родственной художественно-конструкторской деятельности. Это

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]