Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

налоги Тэк

.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
111.1 Кб
Скачать

Так, среди последних «точеных» изменений можно отметить завершение технических процедур для установления сниженной ставки вывозной таможенной пошлины для нефти Приразломного нефтяного месторождения. Также в соответствии с поручением Правительства РФ по итогам совещания по вопросам налогообложения нефтегазового сектора, состоявшегося 13 июня 2012 года, федеральным органам исполнительной власти совместно с нефтегазовыми компаниями было поручено подготовить предложения по установлению формулы расчета ставки НДПИ на природный газ, учитывающей многокомпонентный состав газа, макроэкономические показатели, ценовую конъюнктуру на целевых рынках сбыта, а также показатели экономической эффективности проектов по добыче природного газа.

Возможными вариантами повышения инвестиционной привлекательности арктических проектов в рамках действующего законодательства являются также и региональные льготы. Налоговым кодексом РФ допускается снижение по решению региональных властей ставки налога на прибыль со стандартных 20 до 15,5% и уменьшение налога на имущество с 2,2% вплоть до нулевой ставки, что в условиях высокой капиталоемкости арктических нефтегазовых проектов может принести некоторый экономический эффект.

Дальнейшие шаги: системное совершенствование законодательства

В отношении системного совершенствования законодательства стоит отметить, что в последние годы соответствующие попытки неоднократно предпринимались со стороны органов государственной власти.

В частности, проекты государственной программы освоения шельфа, предусматривающие системные изменения в налогообложения нефтегазовой отрасли, разрабатывались Минэкономразвития в 2008–2010 гг. Минприроды России представило свой проект государственной программы в 2011 году. Предложения по концепции законодательного регулирования активно обсуждались в 2010–2011 гг. в рамках рабочей группы Государственного совета РФ по приоритетным мерам экономического стимулирования дальнейшего развития северных территорий и освоение континентального шельфа Арктической зоны, а также в рамках рабочей группы по выработке мер по стимулированию освоения континентального шельфа РФ, созданной при Минэнерго России.

В настоящий момент работа по комплексному совершенствованию законодательства ведется в рамках разработки «нового налогового режима», разрабатываемого федеральными органами исполнительной власти во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 12.04.2012 № 443-р.

Указанное распоряжение нацелено на консолидацию позиций (по отдельным вопросам – диаметрально противоположной) заинтересованных министерств и ведомств и крупнейших российских нефтегазовых компаний, являющихся действующими и потенциальными инвесторами в освоение российского шельфа, и, вместе с тем, уже содержит в себе ряд положений возможного будущего налогового режима.

В частности, предполагается, что в условиях «нового налогового режима» налоговое бремя на участников

нефтегазового проекта будет перенесено с инвестиционной стадии и стадии ввода месторождения в

эксплуатацию на стадию активной разработки месторождения. Предполагается, что реализация такого

подхода будет осуществлена за счет отмены ряда существующих налогов, в том числе, вывозных таможенных

пошлин на углеводороды, налога на имущество, пошлин при импорте товаров, необходимых для реализации

проекта, и одновременного введения ранжированного подхода к обложению НДПИ и налогом на прибыль.

Ключевым положением указанного Распоряжения Правительства РФ является дифференциация ставки налога на прибыль и НДПИ, в зависимости от сложности технологических решений, природно-климатических условий и ледовой обстановки, глубины моря и иных характеристик месторождений. Распоряжение Правительства РФ

предусматривает классификацию всех шельфовых проектов по четырем категориям. Предполагается, что к первой категории могут быть причислены месторождения Азовского и Балтийского моря, четвертая, последняя, категория может включать месторождения Карского моря, северную часть Баренцева моря, Восточную Арктику. В зависимости от категории сложности месторождения ставка, например, НДПИ может быть ранжирована в пределах 5–30%.

В числе прочих изменений, которые могут лечь в основу «нового налогового режима», обсуждается возможность увеличения срока переноса убытков для целей налогообложения до 70 лет, возможность создания резервов по расходам, связанным с ликвидацией шельфового проекта, предоставления гарантий инвесторам неизменности применимого налогового режима и другие. Необходимо отметить, что одним из рассматриваемых вариантов изменений налогообложения прибыли по шельфовым проектам может стать введение налога на дополни-

тельный доход. В теории данный налог начинает исчисляться при достижении простой окупаемости проекта, то есть в момент, когда совокупные доходы превышают совокупные расходы или соотношение этих доходов и расходов превышает единицу (рентабельность проекта). Основное отличие его от налога на прибыль заключается в том, что по мере роста эффективности проекта ставка налога прогрессивно возрастает. Это, с одной стороны,

позволяет государству эффективно и гибко изымать дополнительную ренту в свою пользу, с другой – стимулирует инвестиции в проект.

Реализация системного подхода позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность арктических шельфовых нефтегазовых проектов, но, вместе с тем, учитывая необходимость в кардинальной перестройке налоговой системы, системы таможенно-тарифного регулирования и смежных отраслей законодательства выглядит скорее необходимой среднесрочной перспективой.

Соглашение о разделе продукции – возможная альтернатива.

Действующее законодательство по недропользованию предусматривает два варианта отношений между собственниками недр и недропользователями: лицензия, выдаваемая в административном порядке, и соглашение, которое по своему правовому содержанию является предпринимательским договором, носящим частно-правовой

характер с элементами публичных правоотношений. В соответствии с данным договором государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на

поиски, разведку и добычу минерального сырья на определенном участке недр и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

В целом, принято выделять следующие основные преимущества соглашений о разделе продукции (СРП) для инвесторов. Во-первых, это стабильная и предсказуемая инвестиционная среда, позволяющая инвестору извлекать разумную прибыль. Во-вторых, это контрактные условия – договорные отношения между инвестором и государством, составляющие основу для создания ясных и законодательно обеспеченных прав и обязанностей сторон и являющихся самостоятельной законодательной системой. В-третьих, это объективность: разделение до-

ходов от реализации проекта между инвестором, принявшим на себя риск, и государством происходит на

справедливой основе в рамках переговорного процесса. СРП позволяет гибко учесть особые условия раз-

работки того или иного месторождения и приспособить по времени и уровню платежи инвестора

Основными преимуществами режима применения СРП с точки зрения государства являются: получение стабильного и предсказуемого дохода, защищенного от нестабильности мировых цен и кризисных процессов в экономике, рост производства в смежных с добывающей отраслях промышленности и бюджетных поступлений за счет интенсивного притока капитала, включая инвестиции из-за рубежа (эффект мультипликатора), а также рост занятости граждан как результат создания новых рабочих мест в добывающих отраслях и улучшения в социальной сфере. Все это подтверждается итогами реализации трех действующих в настоящее время нефтегазовых проектов в рамках СРП за 2011 год, получивших положительную оценку со стороны Минэнерго России, которое в своем отчете об итогах работы по реализации действующих соглашений о разделе продукции (СРП) по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинскому в 2011 году охарактеризовало проекты СРП как вносящие значительный вклад в отечественную экономику и обеспечивающие значительные поступления в федеральный бюджет.

Кроме того, необходимо отметить, что все юридические инструменты, касающееся регулирования гражданско-правовых отношений, недропользования, налогового законодательства, в настоящий момент разработаны и действуют, а значит, можно ожидать развития появления новых проектов СРП на шельфе. Как пример, очередным проектом, разрабатываемым в рамках СРП, по данным Минэнерго, может стать Хвалынское нефтегазоконденсатное месторождение. Однако введение режима СРП как альтернативы существующему лицензионному режиму не означает полной замены всех лицензии на СРП. Идея заключается в формировании двух параллельных и равноправных режимов недропользования (лицензионного и СРП) дополняющих друг друга. Режим СРП может быть фактически применимым только для очень крупных и очень сложных месторождений, середина же ресурсного диапазона должна находиться в зоне действия обычной налоговой системы. Существует надежда, что интенсификация процесса предоставления шельфовым проектам мер государственной поддержки в рамках действующего законодательства, а также возможное введение в будущем «нового налогового режима» позволят сформировать необходимую и достаточную палитру механизмов повышения инвестиционной привлекательности шельфовых проектов.