Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Пособие по соц.работе

.pdf
Скачиваний:
53
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
1.84 Mб
Скачать

Хрестоматия

181

творительность), так и принимать организованные формы (обще ственная благотворительность).

Конечно, в проекте документа пока еще много недоработок; он недостаточно опирается на современные научно-исторические исследования по данному вопросу, а следовательно, не учитывает многогранный опыт прошлого; в нем нет четкой классификации со циального служения на направления, виды и формы и проч… Од нако, сегодня важно подчеркнуть то, что, слава Богу, отечественная традиция милосердия, благотворительности, социального служе ния начала путь своего возрождения…

Известно, что в России XIX века участниками социального служенияЦерквистановилисьпоблагословениюлюбыеправослав ные члены общества, независимо от их должности, ранга и стату

182

Хрестоматия

са: мещане, купцы, разночинцы, императоры, их жены, князья, гра фы. Они получали названия «благотворителей», «жертвователей», «милосердных людей», «меценатов», «филантропов»; в каких-то случаях от степени участия в этом служении повышался их обще ственный или государственный статус и проч.

По данным исследований отечественных и зарубежных историков, приоритетными видами социального служения РПЦ в XIX веке, осуществляемыми через своих чад независимо от их ранга и статуса, являлись следующие: благотворительность; орга низация социальной помощи и поддержки малоимущих; призрение нищих, немощных и сирот; материальная помощь и предоставле ние возможности работать, как спасение от безработицы; оказание медицинской помощи; забота о повышении грамотности народа.1 Данные виды социального служения РПЦ осуществлялись в сле дующих формах: выплата пособий военным инвалидам; открытие на благотворительные средства домов для призрения нуждающих ся, сирот, немощных и престарелых; содержание работных домов

ипроч.

ВXIX веке социальное служение Церкви выражалось

вдуховно-нравственном влиянии на простой народ, на общество

вцелом, в решении проблемы нищенствующих предоставлением им возможности занять себя производительною работою, окорм лением неизлечимо больных и осужденных. Опека и нравствен ное исправление нищих, а не содержание на собственные средства Церкви (что является поощрением тунеядства) — это было в XIX столетии и остается сегодня одним из основных призваний Церкви

вделе социального служения.

Особенностью социального служения Русской Православ ной Церкви в XIX веке была постоянная открытость, доступность информации об итогах той или иной акции. Списки сборов и по жертвований с указанием источника поступлений и дальнейшей реализации собранных средств публиковались в систематиче ских и периодических отчетах и в доступных средствах массовой

1Зубанова С.Г.Социальное служение Русской Православной Церкви в

XIX в.-М.: 2001, 2009.

Хрестоматия

183

информации».1 На наш взгляд, сегодня, как никогда, актуально обращение

кэтому опыту давно забытого прошлого, когда Церковь представ ляла собой мощный духовный оплот государственной жизни и од новременно являлась значимым социальным институтом, обеспе чивающим во многом социальную стабильность государственной жизни. Современные ученые предлагают актуализировать мно гие исторические примеры социального служения XIX столетия, в которое государственно-церковные отношения не были отнюдь симфоническими (Церковь являлась неотъемлемой частью госу дарственного механизма), однако некоторые направления, формы и методы организации социального Церкви служения этого перио да представляют большой интерес для современной теории и прак тики этого служения.

На сегодня очевидно, что не должно быть в устроении дела социального служения Церкви лишней суеты, профанации, по казушнических отчетов. Работа должна организовываться с уче том социальных характеристик прихожан; в зависимости от места расположения храма: в рабочем районе, на территории больницы, тюрьмы или в академическом городке, на кладбище и проч.; с уче том возможных дополнительных профессиональных потребностей клириков (если священник — бывший врач, ученый, строитель и проч., он может иметь свои предпочтения и лучшие возможности для развития определенных направлений социального служения).

Необходимо учитывать в выборе направлений, видов, форм, методов социальной деятельности также степень приближенности

кхраму социально-ориентированных объектов; уровня материаль ных пожертвований и проч.

Во многих случаях, на сегодняшний день настоятелям ниче го не надо придумывать специально: один священнослужитель содержит на пожертвования прихожан — издательство, другой — на пожертвованные деньги возводит один за другим разрушенные храмы; кто-то организовал и осуществляет деятельность право

1 Зубанова С.Г. Русская Православная Церковь в 19 веке: макродимен циональная диакония//Рязанский Богословский Вестник. Научнобогословский ж-л РПДС) статья в Рязанском журнале.

184

Хрестоматия

славного университета, третий — православную гимназию или приходскую общеобразовательную школу; где-то ведется подготов ка сестер милосердия; где-то содержится богадельня для немощ ных прихожан храма; осуществляется патронат детских домов; гдето в светских вузах на полном приходском содержании находятся студенты-теологи и проч. Это все примеры очень значительных форм социального служения Церкви.

В этой связи, задачей Церкви сегодняшнего времени явля ется — собирать, систематизировать и обобщать эту информацию, опубликовывать, доводя до сведения всей общественности и госу дарственных структур.

Поле деятельности обширно и разнообразно. При этом важ но, чтобы на церковных приходах были и жертвователи; и те, кто своими руками делает добрые дела; а также очень важно, чтобы были те, кто ведет учет, контроль, систематизацию, обобщение всех форм социальной деятельности данного прихода, готовит отчет ности (финансовую и информационные бюллетени о проделанной работе). Именно этому учит наш многогранный исторический опыт социального служения Русской Православной Церкви.

Актуализируя опыт прошлого и проецируя его на современ ное состояние социальной жизни в России, отметим, что нуждается в значительной оптимизации как система государственных мер (со вершенствование форм и методов социальной работы, различных государственных организаций), так и социальное служение право славных людей в России должно ориентироваться на былой размах и традиции, и обязательно — с учетом современных условий.

Хрестоматия

185

Денисова Л. Е. О диаконическом

служении

в современном Православии

 

Феномен благотворительности привлекает все большее чис лоисследователейизразныхобластейнауки—историков,социоло гов, философов, юристов, культурологов и т. д. Подобный научный интерес объективен, прежде всего, по той причине, что возрождаю щаяся в стране благотворительная деятельность, представляющая собой очень сложное социальное и культурное явление, нуждается в научном осмыслении и описании, как с точки зрения ее историче ских традиций, так и современных форм и перспектив развития.

Само понятие благотворительности в истинном смысле этого слова пришло в мир вместе с христианством. Ни одна рели гия до этого не стремилась пробуждать в сердцах людей любовь

исострадание к ближнему. Первой должностью, учрежденной Апостолами, по сути дела, для благотворительных целей была должность «диаконов»1. Диаконами назначались наиболее ува жаемые члены христианской общины, главным образом, для слу жения трапезам, то есть для распоряжения средствами общины

исправедливого распределения их между нуждающимися. Очень скоро к этой должности стали допускать женщин. Их называли

«диакониссами»2.

Общеизвестно, что в общинах первых христиан имуще ство, помимо личных вещей, считалось коллективным. Тогда

исложился обычай помогать в тяжелые дни нуждающимся бра тьям и сестрам не только духовно, но и материально, используя взносы в фонд общины. К своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных: милостыней и благотворительным делом они хо тели очистить свою душу.

Институт диаконисс получил широкое распространение в патристический период. Некоторые диакониссы занимали выда ющееся положение в Византийском обществе: их дом служил ме

1 греч. diakonos; сирийск. «шамашин» = служитель.

2«служительницами».

186

Хрестоматия

стом собрания для верующих. Те из них, которые не имели дома, составили своего рода женский союз, игравший значительную роль в деле раздачи милостыни. В их обязанности входило также посещение на дому больных, бедных членов общины, заключен ных в темницы христиан. Среди наиболее известных диаконисс этой эпохи следует назвать имена духовной дочери св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, Олимпиады, Макрины и Феосевии, Никареты, Пентадии, Проклы, Вассианы и многих других, «совокупными трудами которых было облегчено много страданий».

Со времени правления императора Константина Великого, при целом ряде церквей и монастырей Римской Империи учреж даются «диаконии» — больницы и богадельни, предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех нуж дающихся. Подобные учреждения открывались также при епи скопских домах. Самая древняя из них была основана в 372 году св. Василием в Кападокии. Она имела несколько отделений и раз рослась, по представлениям того времени, до целого города.

Так, именно в Христианской Церкви, впервые появилась организованная форма социальной помощи, получившая назва ние диаконии.

На протяжении всех последующих лет Христианская Цер ковь, являясь наставником в делах благодетельности, концентри ровала и организовала устремления верующих в оказании помощи

«всем обездоленным, плачущим, алчущим, жаждущим и гони-

мым». В зависимости от конфессиональных различий в догма тах, обрядах, социально–исторических условиях, национальных традициях и т. п. деятельность ее по претворению в жизнь идеала милосердия имела свои особенности.

Институт диаконисс в Западной церкви перестал суще ствовать начиная с V–VI вв. И термин «диаконисса» употреблялся лишь применительно к жене диакона или настоятельнице жен

Хрестоматия

187

ского монастыря — аббатисе. В Восточной церкви не было пря мого упразднения чина диаконисс. Их деятельность исчерпала себя по мере уменьшения нужд, которым они служили, в первую очередь, в связи с широким распространением крещения детей и постепенным уходом от практики крестить взрослых женщин, для которых диакониссы являлись связующим звеном со священ нослужителями при подготовке и принятии крещения. Послед нее упоминание о диакониссах в Восточной церкви относится

кXII веку.

ВРусской Православной церкви в XIX — начале XX вв. предпринимались попытки к возрождению этого древнего апо стольского института. Впервые предложение о возрождении чина диаконисс в Русской Православной церкви было сделано извест ным миссионером архим. Макарием (Глухаревым), в связи с его служением на Алтае. Положение и круг деятельности диаконисс он подробно описал в 31 гл. проекта реформы миссионерского дела, известного под названием «Мысли о способах к успешней шему распространению христианской веры между евреями, маго метанами и язычниками в Российской державе»1.

Вопрос о восстановлении чина диаконисс в РПЦ рассма тривался в Предсоборном присутствии на заседаниях IV Отдела 20 и 21 марта 1906 г., что вызвало острую полемику в отечествен

1«М.» были написаны в 1837-1838 гг., полностью опубликованы в еже месячнике ПМО «Православный Благовестник» за 1893-1894 гг., а отдельное издание вышло в 1894 г.

188

Хрестоматия

ной церковной прессе1. В последующие годы выходит ряд моно графий, посвященных служению диаконисс в раннехристианской церкви2.

Будущая преподобномученица, Вел. Кн. Е. Ф. Романова пыталась восстановить чин «диаконисс по одеянию» для сестер созданной ею Марфо-Мариинской Обители милосердия (1909 г.). Рассмотрение вопроса было отложено до Поместного собора

1917–1918 гг3.

Поместный собор 1917–1918 гг. вошел в отечественную историю, в первую очередь, благодаря решению ключевого во проса о восстановлении патриаршества в России. Собор про возгласил в качестве основного фактора политики Русской Пра

1Знаменский Ф. Диакониссы древней Церкви // Прибавление к «Цер ковным Ведомостям». 1906. №16. С. 898; Тареев М.М. Живые души / Богословский вестник. 1905. Декабрь. С. 230; Говоров А. Женский вопрос в связи с историческими судьбами женщины // Церковнообщественная жизнь. 1907. № 22. С. 662; № 23. С. 668—692; № 24, С. 718—725; № 25. С. 750—752; № 26. С. 785—789; № 27. С. 828—883; Рецензия на книгу Ильинского Вл. Общественное служение женщин в христианской Церкви // Церковный Вестник. 1908. № 31. С. 976; Чем может женщина послужить церкви // Церковный Вестник. 1911. № 43. С. 1347; Церковнослужительницы в православной Церкви // Церковные ведомости. 1912. № 8—3; Троицкий С.В. Восточные диа кониссы Магна и Марфана // Прибавление к «Церковным Ведомо стям». 1913, № 15-16; Кедров М. Попечение о девушках в Западной Европе // Церковная правда. 1914. № 5. С. 140—143; По поводу жен ского богословского института // Церковно-общественный вестник. 1914. № 29. С. 4—7.

2Маслов Иван. Диакониссы древней церкви // Дух христианина. Кн. 1-12. Отдел 1. СПб., 1861-1862; П. Е. Диакониссы первых веков хри стианства. Сергиев Посад. 1909; Прот. Николай Добронравов. Диа кониссы в древнем христианстве // Душеполезное чтение [Сергиев Посад] 1912. – Февраль – с. 188-196; Троицкий С.В. Диакониссы в Православной Церкви. - СПб.: Синодальная типография, 1912. 352 с.

3После смерти Елизаветы Феодоровны (18 июля 1918 г., г. Алапаевск) рассмотрение вопроса не возобновлялось.

Хрестоматия

189

вославной Церкви — возвращение к апостольским соборным началам церковной жизни. Что предполагало «развитие инициа-

тивы, как на уровне иерархии, так и в среде мирян, налаживание разветвленных горизонтальных и вертикальных связей во всех нелитургических сферах: диаконии (служения мирян), благотворительности, храмовом строительстве, реставрации, духовном образовании и миссионерстве, т. е. там, где нельзя возлагать все исключительно на иерархию, и без чего, начиная с апостольских времен, была невозможна полнокровная жизнь христианской общины»1.

К сожалению, на протяжении последующих десятилетий Русская Православная Церковь была лишена возможности зани маться благотворительной деятельностью.

Отношения церкви и государства регулировались «Декре том об отделении церкви об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятым СНК 20.01.1918 г. (по ст. ст.), По становлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О рели гиозных объединениях» (с уточнениями 1932 г.), в соответствии с которыми церкви запрещалось организовывать собрания, груп пы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские пло щадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать сана тории и лечебную помощь.

Любые мероприятия церковных учреждений, кроме офици ального богослужения, требовали отдельного специального разре шения. Утвержденная 16 марта 1961 г. Советом Министров СССР

«Инструкция Совета по делам Русской православной церкви по применению законодательства о религиозных культах» гласила:

«Религиозные объединения и служители культов не вправе вести пропаганду, направленную на отрыв верующих от активного уча- стиявгосударственной,культурнойиобщественно-политической жизни страны; создавать кассы взаимопомощи и заниматься благотворительной деятельностью; организовывать санатории

1Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Мате риалы и документы. М., 1995. Т. 1. С.115-120.

190

Хрестоматия

и лечебную помощь; устраивать экскурсии, детские и спортивные площадки, открывать библиотеки и читальни; организовывать какие бы то ни было собрания, кружки и т. п.».

Лишь с конца 80 х — начала 90 х гг. минувшего столетия Русская Православная Церковь вновь после длительного переры ва заявила о себе как общественном институте милосердия и бла готворительности1.

Самые разнообразные печатные издания того времени на чали публиковать материалы, посвященные возвращению церкви

вбольницы, приюты, дома-интернаты, созданию и деятельности групп само- и взаимопомощи [в форме сестричеств, братств, обществ и т. п., прим. авт.]. Например: «Органы здравоохранения согласились принять помощь верующих по уходу за больными

влюбой предложенной ими форме. Одним словом, прихожанам предложили нелегкую работу. И помощь получили весьма ощутимую: — в клинической больнице № 6 не хватает персонала, у младших медработников низкая заработная плата, а верующие денег не берут, работают бесплатно»2.

«10 декабря в храме Всех Скорбящих Радости на Ордынке, состоится богослужение специально организованное для инвалидов на колясках и на костылях. Православное братство святителя Тихона, патриарха Всероссийского, решило организовать в Москве целую программу церковной помощи инвалидам, а в дальнейшем и глухонемым. Настоятель храма отец Борис Гузняков прилагает усилия к возрождению традиций МарфоМариинской обители, бывшей в дореволюционной Москве цен-

131 января 1991 г. был образован Отдел по церковной благотворитель ности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП) // Определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 января 1991 года (журнал №29).

2А.Крылова, В.Лихолитов. От слов к делу./ «Медицинская газета», 16 апреля 1988.