Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Брагинский М.И. Правовое регулирование игр и пари.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
709.27 Кб
Скачать

Правовое регулирование игр и пари

В В Е Д Е Н И Е

В основе игр и пари лежит риск, который принимают на себя стороны, заключая меж- ду собой договор.

В. А. Ойгензихт в одной из своих работ1 подверг анализу более сотни имев- ших место в разное время высказываний по вопросу о самом понятии риска. Значительная часть из них опиралась, как оказалось, на представление о риске как основании гражданско-правовой ответственности сторон.

Некоторые авторы вкладывали в это понятие и более широкое содержа- ние. Примером могли служить высказывания А. А. Собчака, который счи-тал, что риск ro "это всегда опасность возникновения неблагоприятных послед- ствий (имущественного или личного характера), относительно которых не- известно, наступят ли они или нет"2 .

При несомненном различии в представлениях о риске всем им присуще то, что он в той или иной мере относится ко всякому по своей юридической природе договору. Тем самым можно с полным правом утверждать, что, заключая любой договор, каж- дая из сторон, таким образом, возлагает на себя определенный риск, связанный, прежде всего, с тем, что принятое на себя обязательство не исполнит она сама либо ее контрагент.

В литературе были высказаны несовпадающие взгляды относительно зна- чения риска для сторон. Утверждению "сделка имеет рисковый характер практически только для "отозвавшегося лица", поскольку сумма призового фонда всегда меньше суммы игровых взносов"3 было противопоставлено признание того, что "в рисковых сделках последствие как выгод, так и по- терь зависит для всех участников от недостоверных обстоятельств"4 . Есть основания согласиться все же со второй точкой зрения, поскольку при нали- чии риска только у одной из сторон возложение риска на обе стороны кон- кретного договора не создает необходимого для договора интереса к нему у обеих сторон.

Отмеченное не исключает существования и таких договоров, для которых распре- деление риска между сторонами составляет их цель. Речь идет о договорах, назы- ваемых по этой причине рисковыми или, иначе, алеаторными (alea ro "игра в кости").

1 Ойгензихт В. А. Проблема риска в гражданском праве (часть вторая). — Душанбе, 1972. с. 47.

2 Собчак А. А. О некоторых спорных вопросах общей правовой ответственности // Правоведение, 1968, № 1,

с. 55.

3 Гражданское право. Т. II. Полутом 2 / Под ред. Е. А. Суханова. — М., 2000, с. 350-351.

4 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — Л.: ЛГУ, 1967, с. 690.

24 ХОЗЯЙСТВО И ПРАВО

Смысл таких договоров усматривается в том, что они, "будучи возмездными, конст- руируются так, что объем встречного удовлетворения, причитающегося от одной из сторон, остается неизвестным, пока не наступит обстоятельство, призванное его окончательно определить"5 .

Соответственно, противопоставляя меновые договоры рисковым (алеатор- ным), Евгений Годэмэ считал особенностью последних то, что в подобном случае "предоставление, обещанное одной из сторон, зависит, в смысле своего существования или размера, от неизвестного события, неизвест- ность которого не позволяет при заключении договора определить шансы выигрыша или потери"6 . В связи с этим Р. Саватье, сопоставляя меновые договоры с рисковыми (алеаторными), усматривал различия между ними в том, что "в меновых договорах предоставляют или обещают предоставить те вещи, которые уже существуют либо достоверно будут существовать… В рисковых договорах, наоборот, обещают предоставить шанс, вероятность. Неизвестная заранее возможность реализации этой вероятности и состав- ляет предмет договора"7 .

Как отмечал К. П. Победоносцев, "отличие таких (рисковых) договоров состоит в том, что в них цель и намерения стороны конечных результатов договора, материальная ценность его поставлены в зависимость от события совершенно независимого или случайного, или только вероятного, так что при заключении его совершенно неизвестно, которая сторона в результате выиграет, получит выгоду"8 .

По своей конструкции алеаторные договоры ro разновидность условных сделок. Как и иные условные сделки, их отличает то, что возникновение прав и обязанностей поставлено в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит ли оно. При этом к алеаторным договорам, как и к другим условным сдел- кам, должен применяться п. 3 ст. 157 ГК РФ. Имеется в виду, в частности, что в слу- чаях, когда наступлению условия (обстоятельства, с которым связано признание уча- стника выигравшим) недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступле- ние условия невыгодно (в рассматриваемом случае в этой роли может выступать организатор игр или пари), условие все же признается наступившим. И, напротив, если наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступ- ление условия выгодно (в такой роли может выступать участник), условие признается ненаступившим.

Вместе с тем существует весьма важная специфика алеаторных договоров: и при играх, и при пари в зависимости от наступления или ненаступления предусмотренно- го обстоятельства выигрывает одна сторона и проигрывает другая. Все дело в том, какая из них окажется в той или иной позиции.

Отличную от этого точку зрения высказывал В. И. Серебровский, полагав- ший невозможным отнесение алеаторных договоров к числу условных. При этом, ссылаясь на взгляды некоторых французских авторов, он обращал вни- мание на то, что "в условном договоре от наступления неизвестного собы- тия зависит существование самого договора. При "алеаторном" же договоре существование самого договора несомненно, от наступления неизвестного события не зависит только какая из сторон выиграет и какая проиграет"9 .

Это все же вызывает сомнения. Помимо прочего, сведение "условности" к одному лишь "существованию договора" фактически означает ограничение действия ст. 157 ГК РФ, с чем трудно согласиться.

5 Иоффе О. С. Обязательственное право. — М., 1975, с. 295.

6 Годэмэ Е. Общая теория обязательств. — М., 1948, с. 32.

7 См.: Саватье Р. Теория обязательств. — М., 1972, с. 223.

8 Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Часть III: Договорные обязательства. — СПб., 1896, с. 341.

9 Серебровский В. И. Избранные труды. — М., 1997, с. 339-340.

ДОГОВОРЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 25

Условный характер договора об играх и пари выражается в том, что права одной стороны и обязанности другой, связанные с выплатой выигрыша, предполагают для своего возникновения, помимо заключения договора, еще один юридический факт ro наступление указанного в договоре обстоятельства. Однако, как представляется, это не означает, что "договор о проведении игр или пари сам по себе не порождает ника- ких обязательственных отношений между сторонами"10 . Речь может идти лишь о ха- рактере возникшего обязательства. Так, еще до наступления обстоятельства, которое можно считать победой в играх и пари, у участника существует право на участие в розыгрыше. При этом соответствующее право как таковое может быть самостоятель- ным предметом отношений сторон. Так, продавая, к примеру, свой лотерейный билет другому лицу, участник тем самым отчуждает возникшее непосредственно из догово- ра право на участие в розыгрыше, а если розыгрыш завершился, притом удачно для участника, ro право на получение выигрыша.

Комментаторы проекта Гражданского уложения России особо выделяли в конст- рукции алеаторного (рискового) договора то, что "по обыкновенному двустороннему договору обе стороны принимают на себя обязательства относительно друг друга, так что каждая из сторон становится одновременно и должником, и верителем. При за- ключении договора, основанного на случае, стороны также обмениваются равноцен- ностями (эквивалентами), так как обе дают одна другой обещание что-либо дать или сделать; но при этом права и обязанности одной стороны не уравновешиваются пра- вами и обязанностями другой стороны. При рисковом договоре одна сторона может сделаться исключительно верителем, другая ro исключительно должником; если же и при подобном договоре на долю каждой из сторон выпадают и права, и обязанности, то распределение между сторонами как тех, так и других зависит не от соглашения сторон, как при обыкновенных двусторонних договорах, а от наступления или нена- ступления условленного случайного обстоятельства, т. е. от случая. Нельзя сказать, чтобы и при обыкновенных двусторонних договорах действие случая совсем исклю- чалось, но случай здесь получает иное значение"11 .

Договоры об играх и пари лишь один из видов алеаторных договоров.

Титул XII Французского гражданского кодекса именует рисковым договором двустороннее соглашение, последствия которого как в отношении выгод, так и потерь зависят для всех сторон или для одной стороны или даже несколь- ких сторон от неизвестного события. Приведенное определение до- полняется указанием на то, что к числу рисковых договоров относятся, по- мимо игр и пари, договоры страхования, займа и пожизненной ренты. При этом в самом Титуле специально урегулированы в отдельных главах "Игры и пари", а также "Договор пожизненной ренты".

Для сравнения можно указать и на Гражданский кодекс Луизианы. Со- стоящая из трех статей глава "Алеаторные договоры", по сути, в первой же статье приводит определение одноименного договора, совпадающее с со- держащимся во Французском гражданском кодексе. Вместе с тем две другие статьи указанной главы включают лишь нормы, относящиеся к играм и пари.