Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Nedeystvitelnye_sdelki настя.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
35.2 Кб
Скачать

Недействительные сделки

1. История

2. Понятие недействительности сделки

3. Последствия недействительности сделки

1. История

§ 1. О природе недействительной сделки.

Сделка?

Сделка – только правомерное действие

Сделка – любое (в т.ч. неправомерное) действие

Мейер, Гамбаров, Перетерский, Агарков, Новицкий, Толстой, Иоффе, Красавчиков, Халфина, Брагинский, Витрянский, Хейфец

Генкин, Рабинович, Шахматов.

Единственный признак сделки – направленность воли на достижение правового результата.

Правомерность определяет только последствия сделки. Правомерные сделки – действительны, неправомерные – н/д, но все равно сделки.

Недействительная сделка?

Так, М.М. Агарков и И.Б. Новицкий рассматривали как противоправные действия не любые недействительные сделки, а только те, которые по законодательству и правосознанию советского времени противоречили основам правопорядка и квалифицировались по ст. 30 ГК РСФСР 1922 г. (сделки, совершенные с целью, противной закону или в обход закона, а равно сделки, направленные к явному ущербу для государства).

Остальные н/д сделки

- Агарков: юридически безразличные действия

- Новицкий: правомерные действия – ЮФ (собственно сделки)

Недействительная сделка, хотя и не влечет желаемых правовых последствий, является все же сделкой, причем не только по названию, но и с точки зрения классификации юридических фактов; как юридический факт она остается сделкой, "но без принадлежащего ей правового эффекта", и "недействительна именно как сделка, в силу присущих ей как сделке недостатков".

- Рабинович: н/д сделки – сделки и одновременно особые «неделиктные» правонарушения

- Шахматов: неделиктные правонарушения – только те сделки, за исполнение которых закон предусматривает применение конфискационных санкций, в остальных же случаях считал недействительные сделки не противоправными действиями, а просто сделками

§ 2. Правовой смысл как содержание сделки

Теория «срабатывания»

Совершающее сделку лицо "не делает и не желает ничего другого, как исполнить фактический состав, предусмотренный законом; благодаря этому затем "автоматически" срабатывают установленные законом правовые последствия". "Поскольку же все правовые фактические составы, когда они приводятся в действие субъектами, приводят в действие предусмотренные последствия, эта теория, - подчеркивал тот же автор, - означает отрицание любого существенного отличия сделки от других фактических составов. Для этих теоретиков не существует никакой частной автономии как института творения права"

Волюнтаристская теория

Савиньи, Виндшейд

Определяет сделку как частное изъявление воли, направленное на производство юридического эффекта, отводя ведущее место в ее составе воле действующего лица и рассматривая правовую направленность этой воли в качестве главного идентифицирующего сделку признака.

Объективные теории

Эмилио Бетти – теория изъявления

Акцент на социальных функциях сделки.

Сделка – акт частной автономии, упорядоченность, регламентация интересов лица, выраженная вовне.

Взгляд на сделку как на нормативный факт

Н.Н. Алексеев

При совершении сделки лица (стороны) придают различным фактам реальности - своим действиям, действиям третьих лиц, событиям (например, течению времени) - определенное юридическое значение (совокупность значений), которому соглашаются подчиняться. Таким образом, благодаря своей идеальной стороне сделка обладает особым смыслообразующим свойством: она приписывает явлениям реальной действительности чуждые их "фактичности" юридико-смысловые значения, устанавливает логические связи между ними. Эти правовые значения, атрибуируемые эмпирическим фактам волей человека и превращающие их в факты юридические, составляют содержание всякого правового акта, одинаково характерное как для закона, так и для гражданско-правовой сделки, хотя и имеющее в первом и во втором случае различный масштаб

Совершая сделку, лицо не просто сообщает другим о своем волевом решении, но и положительно устанавливает средство для достижения данного результата: выраженное при помощи сделки и составляющее ее содержание волевое решение не только субъективно несет определенный правовой смысл, но и является благодаря последнему источником права, устанавливая объективированную вовне систему смысловых юридических значений и зависимостей, или, согласно Н.Н. Алексееву, некоторый связующий "идеально-нормативный порядок". В этой смыслообразующей функции состоит, как представляется, правовая сущность и социальная ценность сделки, в ней находят свое выражение основополагающие гражданско-правовые начала - автономия воли и свобода договора, и, собственно, ее имел в виду французский законодатель, провозглашая в art. 1134 Code Napoleon, что "соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил".

Сказанное объясняет, почему Н.Н. Алексеев называл факты, несущие в себе правовой смысл, нормативными. В отличие от нормативно-безразличных, нормативные факты "создают... некоторый идеально-нормативный порядок отношений в пределах данной системы положительного права. Область нормативных фактов и их последствий есть область правового логоса"

Напротив, нормативно-безразличные факты не обладают указанной функцией и не в состоянии сами устанавливать права и обязанности. Они лишь принимаются во внимание правопорядком как необходимые условия, факторы наступления правовых последствий, а значит, только опосредствуют правоотношения, действительным источником которых являются нормы позитивного права. Именно последние, определяя, что при известных условиях возникнут, изменятся либо прекратятся те или иные субъективные права и обязанности, тем самым придают эмпирическим фактам (их совокупности) определенное правовое значение. "Об этом фактическом составе говорят, будто он производит, уничтожает, изменяет право; подлинно действующим является опирающееся на этот фактический состав изречение правопорядка", - подчеркивал Виндшейд. Так, совершая юридический поступок или правонарушение, действующее лицо, независимо от того, какие цели оно при этом преследует, не может изменить то объективное правовое значение своего действия, которое ему приписывает закон.

Кельзен, Меркл, Шрайер

(венская школа)

Рейзер, Эрлих

Учение о ступенчатом образовании права.

Правовая норма может быть не только общей, но и индивидуальной. Сущность нормы

заключается в том, что она в качестве долженствования противопоставляется сущему.

Долженствование может быть выражено как в общей форме, так и в индивидуальной.

Долженствование имеет место как в содержании общих норм, так и в том, что традиционное

учение называет юридическими отношениями. Но в юридических отношениях обязанность

является индивидуализированной. Исходя из этих положений, Merkl строит следующую картину правопорядка. Юридические нормы располагаются по определенной иерархической

лестнице. Каждая норма высшего порядка определяет, кем и как может быть установлена

норма низшего порядка. Вместе с тем, каждая норма низшего порядка является более

конкретной, чем нормы, расположенные выше. При переходе от высших норм к низшим

происходит все большая и большая конкретизация. Конкретизация, наконец, доходит до

индивидуализации. Общая норма в конечном счете порождает индивидуальную.

На каждой ступени, согласно учению Merkl, установление нормы является, во-первых,

актом исполнения по отношению к вышестоящей норме, во-вторых, актом создания права.

Особое положение занимают высшая и низшая ступени. Высшая ступень является только

актом создания нрава, но не актом исполнения, так как нет вышестоящей нормы, на основании

которой была бы образована высшая ступень. Низшая ступень представляет собой чистый

акт исполнения.

О фактах, не являющихся сделками, т.е. не несущих в себе правового смысла, - событиях, правонарушениях, юридических поступках - не принято говорить, что они действительны или недействительны: о них лишь говорят, что либо они есть, либо их нет. Это связано с тем, что сделку принято идентифицировать с выраженным в ней волевым решением юридической направленности, составляющим ее правовой смысл. Если такое решение есть, то имеет место и сделка (как эмпирический факт), которая, однако, может достигать или не достигать того правового результата, на который направлена, и тогда говорят соответственно о ее действительности или недействительности.

Что же касается субъективного смысла вообще (т.е. не обязательно правового), то он в этих фактах

  • либо совсем отсутствует (таковы природные явления - события),

  • либо безразличен для права (таковы многие юридические поступки),

  • либо, имея, возможно, определенное юридическое значение, не является все же правовым (таковы правонарушения, субъективный смысл которых, если он и имеет место, может характеризовать лишь степень вины, цели и мотивы, относиться, следовательно, к субъективной стороне деяния и влиять на его правовую квалификацию).

Соседние файлы в папке Учебный год 22-23