Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

таймыр маршрут_опт

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
19.03 Mб
Скачать

Ведь в прошлом ты спортсмен. Зажми в кулак эмоции и нервы. Разбрось в уме разок-другой опять. Представь себе, что получил по морде, И чтобы выиграть два раза, Нужно сдачи дать.

В который раз ты все на карту ставишь, Какая прелесть в этом, Не каждый может знать.

Вот почему в тебе я так уверен, Как сам в себе, мне можно доверять.

Телеграммы:

1) БИН проф. Б.А. Тихомирову Вмерз на речке Новой. Все здоровы. Программа вы-

полнена полностью. Скорой встречи. Уважением Ловелиус.

2) Магадан, Карла Маркса 24 Контримавичусу В.Л. «Примите слова искренней благодарности за великую помощь Ваших Тархова, Штундюка в работе на Чукотке. С таким народом не только Чукотку, Луну осваивать можно. Уважением Ловелиус – начальник

отряда Полярной экспедиции АН СССР».

3) Ленинград. Бутлерова 8, кв. 227. Адаменко В.Н. «Вмерз в Новую. Обошлось циклом размышлений. Найди марки и данные о лучших зарубежных машинах

для измерения годичных колец.

Не задирайся. Всех благ. Приветы. Благославляю Николай».

40

***

Я дружбу признаю «на равных», – Все остальное бред и суета. Перед глазами вереница дней Проходит славных, Чтоб убедиться в том,

где слов вот этих правота.

«На равных», – понимаю на двоих – Мученья, радости, заботы и тревоги. В той дружбе нет ни малых, Ни больших Обид, недоговорок, бутафорий.

И Боже упаси, предательства собрата. Таким я вижу друга для себя, Чтоб отличить его Никто не смог от брата.

29 сентября – воскресенье.

Стало похоже, что здесь разменяю Чертовой дюжины срок.

Дольше – не знаю… Валяй хоть до мая,

Если б не путь мне на Питер, В Ташкент и на Дальний Восток.

Думаю, что все дела в правоте чудаческих норм и, конечно, в Лешиной нерасторопности. Я бы, в крайнем случае, колесным АН-2 проверил и подбодрил, или продукты сбросил. Одним словом, не нахожу объяснения создавшемуся глупейшему неведению. Дико, что тряпки не могу бросить, а то бы завтра же отправился пешком через тундру в Хатангу. Какая жалость, что Лембит не может подключиться, выручить меня из беды, ему

41

хорошо знакомой по путешествию с Г.Н. Флеровым в 1972 году на Похоцкой Колыме.

Невероятно длинной была сегодня ночь. Не было сил сомкнуть глаза. И меня осенило: писать ведь можно прямо в спальнике и тогда ручка не капризничает. За эту ночь успел еще раз-другой прожить все свои 38 лет. Побывал в Ленинграде, Владивостоке, Днепропетровске, Ростове, Сухуми, Москве и других городах, и мысленно даже в Дубне у Георгия Николаевича Флерова. Занесло меня следующее:

1)Раз Георгия Николаевича интересуют элементы и их свойства, то наверно естественно предположить, как они распределены в пространстве и времени, а также

âразных средах. Следовательно, химиков может интересовать геохимия планеты: гор, равнин, лесов, болот и т.д. По существу, строительный материал для организмов или даже органическая химия. А из этого вытекает, что их интересы не просто близки, а работают на дело, т.е. здесь где-то нужно искать поведение живых систем. Тем более что эти мысли сочетаются с солнечной гипотезой Пикардии о реакции (сверхзвуковой) неживой составляющей (в живых средах) коллоидах.

2)Предпосылкой для рассуждений может служить работа Б.П. Константинова и Г.Е. Кочарова «Радиоуглерод и астрофизические явления», в которой приводятся сведения о С14 и других элементах в 11-летнем цикле активности Солнца. Вполне возможно, что мои наблюдения за изменчивостью прироста деревьев и есть не что иное, как наблюдения за реакцией растений на колебания СО2 или каких-то других составляющих пластичного вещества.

3)Возможно определение глубины ритмов или экстремальные точки есть не что иное, как амплитуды изменчивости состава, с одной стороны. И того темпе-

42

ратурного фона, на котором они протекают. Вот здесь, по-видимому, геохимия ландшафтов В.И. Вернадского и есть тот краеугольный камень, на котором все нужно рассматривать.

4)В план работы поставить: прочитать В.И. Вернадского; Д. Пиккардии; А.Л. Чижевского; Б.П. Константинова и Г.Е. Кочарова – найти в подлиннике! Закон минимума Юстуса Либиха; и т.д. В.Н. Сукачева, А.Ф. Миддендорфа, В.В. Докучаева. Книгу В.И. Вернадского «Биосфера», 1926, – в особенности тот раздел, где речь идет об изменении состава веществ с высотой. По-видимому, какие-то аналогии здесь можно найти применительно к Северу.

5)Проконсультироваться у специалистов о том, как ведут себя газы в магнитных полях. Да и другие элементы земной коры в тех же или различных источниках и электрических полей. После этого начать разговор с Георгием Николаевичем Флеровым о консультации по теме «Радиоуглерод и жизнь растений» или что-то вроде: «Изменчивость состава среды и прироста деревьев».

Мне думается, что вот здесь-то и зарыта загадка по выражению Б.И. Сазонова (1972) «надклиматической» реакции деревьев на верхнем и северном пределах, и интрозональная их реакция на болотах. По всей вероятности, это очень сложная проблема, но зато чрезвычайно интересная. Здесь как раз и есть повод для создания группы по изучению системы «растения и среда» в самом широком географическом аспекте.

Оказывается, моя новая поза в мешке много естественнее, чем все другие в палатке при южном ветре на 72°30’ с.ш. Я бы сказал, что она удобнее даже для работы, чем для сна. А если бы еще двухспальный мешок, то, по-видимому, чувствовать себя в нем было бы на-

43

много удобней, чем здесь, а возможно, – и чем в моей комнатухе в коммуналке (это ужасное изобретение че- ловечества, а с таким многообещающим корнем коммуна). Обидно, конечно, что со скоростью быстрее, чем звука, можно перелететь в мыслях из темы в тему, из города в город, но никак не писать о близком по теме. Еще было наблюдение за эту ночь. Тот постоянный звук моторов не что иное, как работа на буровой примерно в 60 км отсюда. По морозному воздуху и по мерзлоте, на которой сейчас я лежу, звук распространяется, как из-за стенки моей комнаты в коммунальной квартире.

Еще одна мысль: если буровую завозили из Хатанги, значит должен быть след, по которому я успешно могу добраться в поселок и не позднее 3–4.10.73 г. Одним словом, «одиночка» на Ары-Масе оказалась весьма подходящим холодильником – изобретателем, кондиционирующим мысли. После почти полумесячного пребывания здесь я начну пропагандировать эту идею для других. Да, чуть не забыл, ведь идея наложения кривых t, СО2 и других характеристик есть у А.А. Борисова в книге «Климат СССР». Из беседы с ним мне не удалось получить координаты этих данных, но, по-видимому, они у кого-то есть. Мороз сегодня больше. Брезент на спальнике от дыхания замерз в ледяную корку. Теперь понятно, почему сегодня в спальнике было мало воздуха, хотя «окошко» всегда оставляю. Может быть, это еще одна из причин бессонницы – отравление!

Встал и убедился, что рассветает. С чувством огорче- ния приходится констатировать, что нога правая (мерзнет) настолько сильно болит, что не пройти мне в резиновых сапогах эту дорогу. Разве только что-нибудь придумать с ботинками по типу, как делают лыжники: одеть тряпку вместе с обувью и завязать на брюках. Для

44

этой цели очень подойдет рукав моей спортивной куртки. Теперь кажется цели ясны, задачи определены…

Вперед! – как сказал бы Слава Степанов.

Опять решил продолжить. Мне думается, что при работе с В.А. Алексеевым уже заложено начало крушения теории фотосинтеза, хотя бы тем, что нет связи между приростом деревьев и показателями суммарной солнеч- ной радиации, на которой построены все модели фотосинтетической продуктивности растительного покрова (Будыко, Гандина, Ефимовой, и др.). Оказалось, что работает только прямая радиация Солнца.

[После того, как сменил батарейку, чувство яркого света вернуло меня в благоустроенный салон].

Теперь необходимо проделать ту же работу, как по Ленинградской области, и выдвинуть потом неопровержимый факт, что энергетику процессов роста дают иные источники: или те, о которых мы ничего не знаем, или сумма нам уже известных, но их роль принижена. Более того, мне не совсем ясно с какой подоплекой из физики перенесли понятие «пусковой эффект». Таким образом, работа по созданию географических обобщений должна быть одной стороной, которая дает возможность утвердить роль лучистой энергии (или) и не столько лучистой, сколько экологического фактора. Вторую сторону можно представить доказательством отсутствия связей между данными прямой, рассеянной и суммарной радиации с ходом роста. Точнее, нужно определить вначале, есть ли она вообще, а потом долю вклада, если он значим. Такой подход даст третий уровень: понятия об энергетике химических реакций в природе на примере хвойных пород деревьев территории СССР, а потом, может быть, и сопредельных стран. Целесообразнее всего проводить эту работу на примере критических мест обитания. К тому же это будет еще

45

одна из попыток подойти к определению роли закона минимума в биосистемах.

А дальше анатомические признаки хвойных (Е.С. Чав- чавадзе) и палеогеографический подход дадут возможность объяснить частные стороны и основу заселения территории. Таким на сегодня я вижу путь дальнейших исследований. Вспомогательный материал могут дать спектроскопия и калориметрия: пространственная и временная. Под этим я подразумеваю изучение способности деревьев к аккумуляции лучистой энергии по территории и, второе, конкретно в каждый год солнечных циклов. Это еще по существу не тронутая область. А также фоновыми будут данные о морфометрии, о снеге, мерзлоте и других характеристиках.

«Биомассные» рассуждения займут много места, т. к. есть возможность показать относительную точность характеристик оценки продуктивности. Конечно, исключая оценку точности запаса на конкретный срок = фактического, который тоже можно рассматривать как слагаемое из конкретных материалов во времени и в пространстве. Здесь будет уместно показать возрастную структуру формирования запасов фитомассы.

День! Проснулся, вздрогнув лишь под утро от гула самолетов дальних.

Потом в 7:30 – вертолет! Он прошел над моей головой, и, хотя я махал, никто не заметил. Я решил, что видели, и спокойно собирался, ожидая, что вот-вот они появятся, но, как нарочно, вечер – машина приземлилась в бывшем лагере на Улахан-Юряхе. Я ведь уже изменил место встречи с Лешей, но он забыл, а первый вариант остался. Тем более, что прошло 12 дней (и даже 13) с момента нашего разговора о полете. Леша не спросил у Белоброва, где тот меня выкинул, и отсюда недоразумение. Потеряли! Но в таком случае искать будут и,

46

возможно, утром. А если бы забыли, как порой бывает, это уже совсем плохо. Мне рассказывала опытная исследовательница Арктики Жанна Михайловна Белорусова, как когда-то ребят и девушек ВНИГРИ забыли на острове и вспомнили о них за праздничным столом 7 ноября. К счастью, чуть живых успели вывезти на материк.

За меня Леня не должен особенно переживать, хоть просрочил уже много дней от контрольного срока. Надо же такой нелепости произойти! Больше того, пройди вертолет над рекой самую малость (ведь почти по курсу) – и все было бы нормально. А тут, как назло, ни бензина под рукой, ни ружья, ни ракетницы или сигнальной ракеты – ничего! Вот так я и попал в историю с потерей человека. Леше, конечно, неприятно. Но, даст Бог, появится завтра вертолет, и утром можно будет попасть в Хатангу. Как я и предполагал, чертовой дюжины разменял срок.

Впредь будет наука: чужими услугами нельзя так пользоваться, или лететь только в отряды. Ни в коем случае одному не оставаться. Как, например, сегодня: нога болит до кругов в глазах – и куда тут побежишь! Напрасно я пытался прошлый раз «добежать» к месту посадки вертолета, и назад по пути из лагеря на Улахан-Юряхе едва пришел. Думал не дойду. Вот что делает негодная обувь и дурацкое отношение к своей экипировке. Ни носков нормальных, ни портянок, а тут еще, видите ли, в тесные «резинки» вырядился, болван! Все из-за того, что мои сапоги одел кто-то из моих коллег, а мне оставили слишком малые. Видимо, больше судьбу не стоит испытывать. Пора уже научиться соблюдать экспедиционные нормы безопасности. Они из опыта поколений.

Связи нет. Денег нет. Людей нет – какая-то шарага, а не экспедиция АН СССР. Голову мне, да и хозяевам оторвать мало.

47

Добрался едва на свое место в темноте и, чтобы не потеряли снова, поставил палатку прямо на льду реки. Запасся бензином для сигнального огня, если понадобится. Но думаю, что Леша спросит Белоброва, и все станет на место. Вот, брат, как бывает: работы максимум на 5 часов, обошлось (дай Бог! – обойдется) 13 днями, т.е. почти половиной месяца. Все жадность на- учная меня губит, так голову сломать можно.

30 сентября – понедельник.

Проснулся в 4, сейчас 6 часов местного времени. К счастью, ночь оказалась «теплой», т.е. без ветра, и мое ветхое сооружение, растянутое на рюкзаках, выстояло. Кроме того, половина шубы, подстеленная под себя, и еще шапка выручили от холода снизу. Сегодня надо высушить чехол спальника, т.к. брезент замерзает от выдыхаемой влаги. А то вчера оставил до Хатанги, и вот что получилось, а спать ложиться в ледяное покрывало или панцирь неприятно.

SOS! 07:12

Всем известные три буквы не хотелось говорить, Но теперь их не однажды мне придется повторить.

Тут – ты знаешь иль не знаешь их дословный перевод, А кричи без промедленья и зови честной народ.

SOS! Спасите наши души – самый ясный смысл несет. Где конец, там и начало в начертании идет,

Èникто для развлеченья SOS в эфир не выдает. Нет границ у позывного: Космос, море и Земля Однозначно призывают в бой идти как за себя.

Èспешат все люди сразу, кто способен помощь дать… А всего же благородней, что не буду рассуждать, Чей по ведомству терпящий, и когда и кем крещен? –

Вот закон, рожденный жизнью, у народов всех времен.

48

***

Я сегодня вывел слово SOS на льду реки: Буквы, словно по заказу, широки и высоки.

Правда, нету в этом проку, так как некому читать: Слишком угол отдаленный, чтоб ходить или летать. Только сам полюбовался на работу – хороша!

Но спокойнее не стала уж «пропавшая» душа. А в лесу работы прорва – не успеешь сосчитать.

Уходить не собираюсь – для чего мне та напасть? И, тем более, нелепо взять вот так, да и пропасть. Нет уж, братцы, рановато мне уйти из жизни той, Что зовется не иначе, как дорогою-мечтой.

И давайте вместе вспомним тост наивный и простой: Чтоб всегда пить за здоровье, никогда за упокой!

20:24

А моторы в ушах не умолкают! Даст Бог! Завтра т. н. «полярные летчики» меня найдут. 20:26, а может быть Лембит?

Продукты на исходе, правда, немного выручил борщ, часть которого я съел вчера прямо мерзлым и сырым. Остатки сварил, их хватит еще на день. В дорогу, если что, … сварю себе каши гречневой вместо хлеба и т.д. С сахаром пока благополучно. Совсем плохо со светом: свечи все израсходовал, а тут и вторая батарея на морозе очень быстро села. Едва вижу буквы из-под карандаша. Как ни странно, настроение хорошее. Хотя бы потому, что не забыли: видно, кто-либо из приятелей хватился в поселке, или Лембит. У него ведь богатый опыт подобных вещей. Как это Леша сплоховал сегодня? Ведь и погода и разметка SOS! Великолепны. Одна проблема света нет.

49