Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

monografija-etika-professii

.pdf
Скачиваний:
46
Добавлен:
08.03.2015
Размер:
1.95 Mб
Скачать

11

(морали) профессиональной и этики общеобщественной; место и природа нравственных конфликтов, возникающих при столкновении ценностей общей морали и морали профессиональной, ценностей разных профессий; между ценностями одного и того же профессионально-нравственного кодекса.

Второй шаг: анализ «морального измерения» природы профессии как основание для рационального структурирования профессиональной этики. В рамках этого «измерения» обсуждаются: различие между профессией и вне- профессиональными видами человеческой деятельности; специфика высоких профессий; этос профессиональной корпорации, саморегулирование профессии.

Третий и четвертый шаги: апология и критика профессионализма в его «моральном измерении» и этика профессионального успеха.

Пятый: характеристика «мировоззренческого яруса» профессиональной этики: подход к выбору профессии как к процессу морального выбора, обсуждение дилеммы «служение в профессии или жизнь за счет профессии?» и т.д.

Шестой шаг алгоритма: обращение к нормативному ярусу профессиональной этики, исследование природы и духа профессионально-этических кодексов.

Финальный шаг: характеристика практичности про- фессионально-этического знания. В этом вопросе мы не претендуем на непременную инвариантность предлагаемого подхода – грани этой характеристики представлены здесь с позиции нашего авторского опыта, в том числе опыта этического проектирования: профессионально-эти- ческой конвенции (в формате «анализ случая») и центра профессионально-этической экспертизы; а также опыта профессионально-этического образования, в том числе известного уже 30 лет метода этического практикума.

В следующих после Введения главах монографии – попытка концептуального представления феномена общепрофессиональной этики в рамках данного алгоритма.

Одной из особенностей реализации предлагаемого нами алгоритма является включение в описание ряда его

12

этапов, наряду с исследовательской позицией, эмпирических материалов наших этико-прикладных разработок. Соответственно в ряде глав параграфы, в которых анализируются исследовательские подходы, сопровождаются параграфами с одинаковым названием «Самопознание профессионалов: экспертные суждения». При этом участники экспертных проектов не столько «респонденты» экспертного опроса, сколько подлинные соавторы проектов, а их тексты – не только «материал» для академического анализа, но самодостаточный научный и культурный результат. Не рискуя (пока) выносить нашу трактовку жанровой определенности, формата этой книги на титульный лист, опреде-

лим его здесь как научную монографию с амбициями альтернативного учебника для самоопределяющегося уни-

верситета. Мы полагаем, что учебник по прикладной этике (профессиональной этике) в ситуации становления отечественного этико-прикладного знания не должен подавать свое содержание как некое сакральное знание. Более адекватным нам представляется монография-учебник, включающий читателя в процесс исследовательского поиска его автора(ов). Разумеется, в таком учебнике не может не быть известной доли информации, полученной другими исследователями. Но доминировать в нем должна новая информация с исследовательского стола самого автора(ов) плюс информация о процессе и результатах совместной работы автора(ов) с заинтересованными в самопознании практиками конкретных профессий, с профессиональными ассоциациями (отсюда особая роль эмпирических материалов, отражающих разбор конкретных ситуаций, гуманитарные экспертизы, этическое проектирование и т.п.).

В книге «Этика профессии» мы стремились сделать шаг в направлении к такого рода монографии-учебнику.

13

Часть первая

В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 1

Природа и предназначение профессиональной этики

1.1. «Предназначение» или «функция»?

Основной мотив выбора пафосного понятия «предназначение»6 для определения темы этой главы – критичное отношение к весьма распространенной в литературе абсолютизации роли функционального направления поиска идентичности профессиональной этики.

Основной аргумент такого выбора – наша интерпретация дуалистичности морального феномена.

Содной стороны, мораль – социальное изобретение, обслуживающее социальные системы ради их стабильности, устойчивости, динамизма, ради социальной адаптации людей. Поэтому к нему можно относиться утилитарно, контекстуально, детерминистски, апостериорно.

Сдругой стороны – институт индетерминистского свойства, априорная, предзаданная система ценностей,

мотивационный механизм, превосходящий функциональ-

ность, ориентирующий на критику любых форм социальности, заведенного в социуме порядка.

При этом интерпретация дуалистичности морали представляет собой трудную задачу методологического плана: нарушение интерпретационного баланса всегда со-

держит возможность крена то в сторону гиперморальнос-

ти, то в сторону гиперсоциальности7.

6Мы предпочли бы воспользоваться здесь понятием «миссия», но это может привести к путанице в связи с использованием этого понятия при характеристике одной из черт природы профессии: «миссии профессии».

7См.: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная эти-

14

Отдавая свое предпочтение пафосному понятию «предназначение» для определения темы этой главы, мы тем самым подчеркиваем, что для понимания природы и «духа» профессиональной этики (морали) сегодня принципиально важными оказываются вопросы «ради чего?» и «во имя чего?» (а не просто – «с какой целью?» и «как?»). Именно рефлексия смыслоакцентированных вопросов отличает нормативно-ценностную систему профессии от моральных аспектов иных, внепрофессиональных видов человеческой деятельности. И если практически все виды человеческой деятельности регулируются определенными нравственными (часто – паранравственными) нормативами, то профессии характеризуются еще и миссией. Соответственно – и предназначением присущих им профессиональных этик, развитых нормативно-ценностных систем. Представляется, что наличие у профессии отрефлексированной миссии прямо связано с предназначением (мисси-

ей) соответствующей профессиональной этики.

Уместно обратить внимание на то, что целенаправленное обсуждение роли миссии, предназначения в обосновании природы профессиональных этик встречается в отечественной литературе (большинство известных нам работ посвящено конкретным профессиональным этикам

– медицинской, журналистской, педагогической, адвокатской, деловой и т.п.) скорее как исключение, чем правило, а если и встречается, то рефлексия по этому поводу осуществляется далеко не последовательно.

Чаще всего речь идет о социальной ответственно-

сти профессии как причине появления и развития профессиональных этик. Например: «Моральные проблемы, безусловно, возникают в любой области профессиональной деятельности, в которой приходится иметь дело с людьми. Но, пожалуй, будет трудно найти другую такую область, в которой они были бы столь драматичными и

ка: Опыт университетского словаря. Тюмень: НИИ ПЭ, 2001. С. 9-22.

15

столь сложными, как в медицине»8. В книге по судебной этике – аналогичная аргументация: «В профессии юриста требования морали играют особую роль, так как с юстицией, с правосудием люди всегда прямо связывают представление о высших нравственных принципах, справедливости»9. Еще пример – обоснование необходимости для чиновников иметь свою профессиональную этику, «как ее имеют врачи, учителя и другие профессиональные группы», тем, что «авторитет власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам»10. А вот книга по журналистской этике – правда мотивировка значимости журналистской этики дается методом от противного. Используя для характеристики телевидения эпохи Гостелерадио известное сравнение Андреем Вознесенским Останкинской телебашни со шприцем для идеологических инъекций, автор говорит: «Объектом номенклатурного телевидения выступали не зрители и не публика, но манипулируемое массовое сознание. Если вы вооружены шприцем, человек перед вами – не собеседник, а пациент. А если шприц высотой в телебашню, которая посредством “Орбиты” усаживает к экрану аудиторию от Москвы до Владивостока, то пациентом становится вся страна. Информационные программы превращаются в идеологические инъекции»11.

На наш взгляд, аргументация от имени социальной ответственности профессии вполне приемлема, но пределы ее эффективности определяются тем, насколько последовательно исследователи и авторы учебников обращают внимание на язык морального оправдания профессии, предполагающий обращение не только к регулятивной, функциональной, но и к ориентирующей роли морали

8Введение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1998. С. 379.

9Котов Д.П. Вопросы судебной этики. М.: Знание, 1976. С. 3.

10Административная этика. М.: Изд-во РАГС, 1999. С.48.

11Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М.: Логос, 2001. С. 13-14.

16

в целом, профессиональной морали – в том числе. Практика же показывает, что нередко тема предна-

значения профессиональной этики заменяется обсуждением ее функций. На наш взгляд, одним из примеров может послужить суждение, согласно которому «первой и главной функцией профессиональной этики является содействие успешному решению задач профессии»12. Не чреват ли такого рода подход инструментальным отношением к профессиональной этике и вольным-невольным редуцированием ее предназначения к прагматической функции? Как, например, предметом административной этики называются нормы и принципы, «которыми должны руководствоваться государственные служащие для эффективного выполнения своих функций»13. Возможно, более предпочтительна попытка авторов работы об этике права определить предмет юридической этики через «отношение специалиста, профессионала к смыслу и ценностям права, законодательных норм и правил»14? Но является ли такое определение надежным средством ухода от редуцирования предназначения профессиональной этики?

Еще раз: в основе акцентирования функций профессиональной этики лежит абсолютизация – может быть, и неосознанная – лишь одной из сторон дуалистичного морального феномена. При, казалось бы, равной вероятности как гиперморальной, так и гиперсоциальной односторонностей в интерпретации дуализма природы профессиональной этики (морали), в реальной практике встречается скорее вторая крайность. Соответственно, акцентирование предназначения профессиональной этики важно потому, что позволяет увидеть в последней элемент, пре-

восходящий функциональность, ориентирующий такую этику на критическое отношение к практикуемым профессиональным нравам.

12Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М.: Дело, 2000. С. 52.

13Административная этика. С. 27.

14Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998. С. 25.

17

В свою очередь, предназначение профессиональной этики предполагает и самокритику профессии, в том числе ее постоянное соотнесение с ценностями общества. Характерный пример самокритики – формирование специального направления в журналистике под названием медиакритика, существенным содержанием которой является этическая критика журналистской практики15.

Поэтому и общество, в свою очередь, держит профессиональную этику под пристальным критическим вниманием. «Время от времени общество должно спрашивать себя, хорошо ли работают те подразумеваемые соглашения, которые оно заключило с профессиональными группами. Если это не так, если баланс нарушен не в пользу лучших общественных интересов в данной области, то, может быть, стоит пересмотреть соглашение»16.

Еще один из существенных мотивов активизации рефлексии предназначения профессиональной этики определяется тем, что профессиональные этики нацелены на выявление границ, пределов власти над людьми, которая возникает в процессе реализации специализированной деятельности. Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть профессионала в сфере его деятельности (без этого он не сможет выполнять свои задачи), с другой – ограничивать полноту власти, которой располагает воспитатель над воспитанником, ученый – над человечеством, политик – над гражданами, врач – над больным, журналист – над получателем информации, менеджер – над подчиненным, предприниматель – над наемным работником, клиентом, потребителем предоставляемых им товаров и услуг. Тем самым профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от другого,

15См.: Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов-на-Дону, 2003.

16Professional ethics. International encyclopedia of ethics. Ed. J.K. Roth. London-Chicago: FD. 1995. P.703.

18

возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления влияния патерналистских моделей в отношениях между людьми. Поэтому профессиональная этика открывает своеобразное пространство для власти тех, кто лишен властных функций, создавая, говоря словами Х. Арендт, феномен «власти безвластных».

1.2. Профессиональная этика как вид прикладной этики

ПОНИМАНИЕ предназначения профессиональной этики связано с выяснением того, что ее объединяет, а что

– выделяет в отношении к нормативно-ценностной системе общества, общественной, общеобщественной этике (морали). В свою очередь, попытку такого рода понимания необходимо предварить характеристикой взаимоотноше-

ний профессиональной и прикладной этик.

Последнюю тему можно обозначить и так: если выше акцентировался вопрос о том, все ли виды человеческой деятельности регулируются и ориентируются именно профессиональной этикой, то здесь акцентируется вопрос о том, являются ли профессиональные этики прикладными? А если профессиональные этики являются одним из видов прикладной этики, то (а) как это влияет на их природу и (б) как это определяет их отношения с этикой общей, общеобщественной?

Значение статуса профессиональной этики как этики прикладной редко является актуальным предметом рефлексии авторов работ о конкретных видах профессиональной этики. Чаще всего характеристика профессиональной этики как прикладной подразумевается. Однако при этом нередко ограничиваются фиксацией отнесения профессиональной этики к виду специальных этик, применяющих принципы общей этики в специализированных видах деятельности17. Или речь идет о несводимости норм профес-

17 См., напр.: Этика: Учебное пособие / Под общей ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яцкевич. Минск: Новое знание, 2002. С. 270271.

19

сиональной этики к общим нравственным требованиям и формировании дополнительных моральных регуляторов18. А иногда «обходятся» и без такой фиксации, практически отождествляя этику профессиональную и прикладную:

«профессиональная (или прикладная) этика…» (курсив наш. – В.Б., Ю.С.)19.

Что такое соотнесение дает для понимания природы профессиональной этики, чаще всего не обсуждается. Но даром такая минимизация усилий не дается. Например, у автора известной работы по деловой этике в одном ряду оказываются деловая, медицинская, техническая этики20. В итоге уход от различения деловой и профессиональной этик оставляет, например, без внимания обсуждение известного тезиса о том, что цель бизнеса – выгода, а цель, например, медицины – здоровье пациента.

Однако и в тех редких случаях, когда вопрос о соотношении профессиональной и прикладной этик все же поднимается, хотя бы на уровне анализа понятий, это нередко совершается с помощью излишне категоричных суждений относительно объема понятия «профессиональная этика», редко отличаемого от понятий «деловая этика», «трудовая этика», а то и, как уже отмечалось выше, прямо отождествляемого с ними. Например: «Профессиональная этика …осуществляет связь и наследование прогрессивных моральных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы» (курсив наш. – В.Б., Ю.С.)21. А ведь это работа о предпринимательской этике, отнесение которой к разряду именно профессиональных этик требует доказательств, хотя бы по поводу различения целей биз-

18Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991. С.27.

19Протанская Е.С. Профессиональная этика. СПб.: Алетейя, 2003. С.8.

20Де Джорж Р.Т. Деловая этика / Пер. с англ. / В 2 т. Т.1. СПб.: Экономическая школа, М.: Изд. группа «Прогресс», 2001.

С.49.

21Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. С. 52.

20

неса и медицины, о котором говорилось абзацем выше.

В то же время обратим внимание на один из аргументов различения трудовой и профессиональной этики (морали): если в случае трудовой морали механизм моральной регуляции образуется на основе моральной установки индивида, то в случае профессиональной морали этот механизм образуется «непосредственно на базе формирующегося профессионального сознания конкретных трудовых групп»22.

Впубликациях, посвященных представлениям о профессиональной этике как таковой, обостренное внимание

кее соотнесению с прикладной этикой также весьма редко. Характерны в этом плане соответствующие словарные

статьи в этических энциклопедиях. В одной из них обсуждаемый нами вопрос вовсе не ставится23. В другой – заяв-

лена сама тема взаимосвязи профессиональной этики с прикладной, однако реально эта связь не проявляется24.

Вотечественной этической литературе, посвященной общей теории морали, возникший в последние годы интерес к вопросам прикладной и профессиональной этики при обсуждении вопроса об их соотношении нередко рассматривается с помощью очень мало (или очень много?) говорящего союза «и». Характерны в этом плане названия ряда исследовательских центров за рубежом и у нас в стране типа: «Центр прикладной и профессиональной этики» (выделено нами. – В.Б.,Ю.С.).

Обратившись к немногочисленным теоретическим отечественным дискуссиям о соотношении прикладной и профессиональной этики, мы находим примеры подходов, прямо разводящих и даже противопоставляющих приклад-

22Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 42.

23См.: Encyclopedia of ethics. Second Edition. Eds. L.C.Becker, C.B.Becker. New York and London: Routledge. V.III. P-W. Indexes. Professional ethics. P.1384-1386.

24International encyclopedia of ethics. Ed. J.K.Roth. London-Chi- cago: FD. Professional ethics. P.703-706.