Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

50-59стр

.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
96.26 Кб
Скачать

ском известняке

и39

Последующие изыскания показали, что Зигфрид сильно преувеличил значение географического фактора, но его попытка выявить мотивы политического поведения избирателей и иерархию этих мотивов открыла путь для других работ. В после­военный период исследования по избира­тельной географии стали одним из глав­ных направлении французской политоло-гии, а работа Зигфрида - настольной кни­гой политологов.

Зарождение марксистской историо­графии. Победа Октябрьской революции и образование Французской коммунисти­ческой партии стимулировали процесс становления марксистской историогра­фии, продолжавшей традиции первого поколения французских марксистов. Как и в XIX веке, марксистская концепция исто­рии первоначально излагалась в публици­стике, и лишь потом находила выражение в работах профессиональных историков. Историческая проблематика приобрела большую политическую актуальность в

годы Народного фронта, когда на первый план выдвинулась защита порожденных Великой Французской революцией демо­кратических традиций против наступле­ния фашизма. В это время французские коммунисты пересмотрели свойственный им в 20-е годы, унаследованный от геди-стов, узкий и ограниченный подход к ре­волюции 1789 г. как к "революции Третье­го сословия", осуществленной только в интересах буржуазии. В июне 1934 г. Ге­неральный секретарь Французской ком­мунистической партии М. Торез впервые заявил: "Мы ценим революционные тра­диции наших отцов, великие уроки 1789, 1848, 1871 годов"40. Наряду с символами пролетарской революции - "Интернацио­налом" и красным знаменем, - коммуни­сты приняли отвергаемые ими ранее сим­волы Великой французской революции, ставшие государственными символами Франции: трехцветное знамя и "Марселье­зу". Трехцветное знамя они теперь вос­принимали как "символ битв прошлого", а "Интернационал" и красное знамя как "символ битв и побед будущего"41.

В это время началось формирование первого поколения профессиональных историков, положивших в основу своих исследований марксистскую методоло­гию. К их числу принадлежали 0. Корню, Ж. Брюа и А. Собуль. Огюст Корню зани­мался, главным образом, изучением жизни и деятельности Маркса. Его монография "Молодость Карла Маркса" (1934) была первой во Франции работой историка-марксиста, защищенной в Парижском университете в качестве докторской дис­сертации. Разносторонний историк Жан Брюа занимался, главным образом, исто­рией рабочего и революционного движе­ния и одновременно выступал в качестве публициста, освещая в партийной печати многие важные события французской ис­тории. На его статьях воспитывалось це­лое поколение более молодых историков-марксистов. В конце 30-х годов появились

57

39 Siegfried A. Tableau politique de la France de 40 Thorez. М. Oeuvres. t. 6. P., 1951, p. 173. 1'Ouest sous la III Republique. P., 1913, p. 20. 41\ Дюкло Ж. Мемуары, т. 1. М., 1974. с. 199.

первые научные труды Альбера Собуля:

исследование политических и социальных идей Сен-Жюста (1937) и общий обзор революционных событий начала револю­ции - книга "1789 год - год свободы" (1939).

Работы историков-марксистов того времени были немногочисленны, но они заложили основу марксистского направ­ления во французской исторической нау­ке.

Глава 3 Историческая наука Великобритании в 1918-1945 гг.:

традиции и новации.

Итоги первой мировой войны, закреп­ленные в системе договоров Парижской мирной конференции, в значительной сте­пени определили сохранение ведущего положения Великобритании в Европе и в мире. В то же время они способствовали развитию кризисных явлений внутри Бри­танской империи и постепенному утвер­ждению в обществе идей преобразования империи в Содружество наций. В 20-30-е годы в стране началась разработка эконо­мической и социальной политики, которая предполагала решение проблем структур­ной перестройки; тогда же обозначились серьезные изменения в социально-политической структуре британского го­сударства. В политической жизни общест­ва наблюдалось снижение влияния либе­ральной партии, упрочение позиций лей­боризма, рост активности радикально-демократического и рабочего движений. В период мирового кризиса ведущие поли­тические партии занимались интенсивны­ми поисками стабилизации внутриполити­ческой обстановки. Конец 30-х -первая половина 40-х годов характеризовались вступлением Великобритании во вторую мировую войну и активным участием в, ней в составе антифашистской коалиции.

Организация исторической науки в 1918-1945 гг. В этот сложный, насыщен­

ный противоречивыми тенденциями пери­од британской истории продолжался про­цесс профессионализации исторического знания. В академической среде постепен­но утверждалась мысль о том, что труд историка требует высокой профессио­нальной подготовки, специальных навы­ков исследовательской работы. В Оксфор­де (1917) и в Кембридже (1920) была уч­реждена ученая степень доктора филосо­фии, которая присуждалась выпускникам университетов, подготовившим диссерта­ции по исторической проблематике.

В результате усилий академических историков по созданию системы обучения аспирантов в 1921 г. при Лондонском уни­верситете открылся общенациональный центр по подготовке профессионалов-историков из вузовских преподавателей, выпускников университетов, сотрудников архивов и музеев. Институт исторических исследований, созданный на обществен­ные средства и частные пожертвования, был поддержан ведущими университетами страны. Во главе его встал медиевист, профессор А. Поллард. В 30-е годы инсти­тут стал курировать выпуск многотомной "Викторианской истории графств". Он выступал также в качестве организатора встреч историков-профессионалов разных стран. В 1921 г. в Лондоне состоялась

58

первая англо-американская конференция профессоров истории. С 1926 г. эти встре­чи приобрели регулярный характер. С се­редины 30-х годов начали проводиться научные конференции британских и французских историков.

В межвоенный период окрепли пози­ции национальных исторических обществ. В то время Королевское историческое об­щество возглавляли поочередно такие видные историки как Ч. Омэн, Дж. Фор-тескью, Т. Таут, Ф. Поуик, Ф. Стэнтон. В 1918 г. при этом обществе был создан ко­митет по изучению исторических источ­ников, члены которого занимались выяв­лением архивных документов и подготов­кой их к публикации. С 1921 г. в Кемден-ской серии Королевского исторического общества начали публиковаться докумен­ты по истории британской внешней поли­тики. В 1932 г. была открыта серия спра­вочников по истории. Члены общества приступили в 1937 г. к периодическому изданию научной библиографии британ­ской истории, которая включала в себя перечень монографий и статей, опублико­ванных после 1900 г.

В 20-30-е годы заметно возрос автори­тет Исторической ассоциации, в которой насчитывалось около ста местных отделе­ний и 4,5 тыс. членов. Руководство ассо­циацией осуществляли профессиональные историки Ч. Ферс, А. Грант, Дж. Гуч и др. На страницах журнала "История" ("History"), издаваемого ассоциацией, ве­лась полемика о содержании предмета истории и ее образовательной, воспита­тельной функции. С 1922 г. Историческая ассоциация начала публиковать информа­ционный "Ежегодный бюллетень истори­ческой литературы" ("Annual Bulletin of Historical Literature"). Важное место в дея­тельности ассоциации заняло изучение проблем локальной истории. В середине 20-х годов был создан комитет по локаль­ной истории. Он координировал выявле­ние, сбор и систематизацию исторических источников, которые проводили местные исторические и антикварные общества и архивы графств, оказывал им помощь в

составлении путеводителей и справочни­ков. В 1930г. устав Исторической ассо­циации пополнился положением о сотруд­ничестве с Королевским историческим обществом и другими организациями в области гуманитарного знания.

В межвоенный период заметно вырос­ло влияние региональных исторических обществ (например, Шотландского исто­рического общества) и некоторых универ­ситетских объединений историков-профессионалов. В 1922 г. в Кембридж­ском университете было учреждено исто­рическое общество, члены которого спус­тя три года основали "Кембриджский ис­торический журнал" ("Cambridge Historical Journal"), Вскоре вокруг журнала сформи­ровалось научное сообщество, в которое входили многие известные британские историки (Дж. Бери, Дж. Клепэм, Г. Тем-перли, Дж. Роуз и др.). Исторические об­щества и журналы поддерживали связи с Британской архивной ассоциацией, соз­данной в Лондоне в 1932 г. В её задачи входило обеспечение сохранности и ис­пользование архивных материалов, коор­динация деятельности общественных ор­ганизаций и отдельных лиц, заинтересо­ванных в улучшении работы архивной службы. Ассоциация начала издавать журнал "Архивы" ("Archieves") и высту­пила инициатором проведения ежегодных конференций архивистов, историков, пуб­ликаторов документов. Значительную по­мощь историкам-профессионалам и люби­телям оказывала открывшаяся в 1924г. библиотечная Ассоциация по информаци­онному обеспечению (служба "Аслиб"). Образование единой информационной службы в библиотечном деле страны со­действовало интенсификации изысканий в области истории и других гуманитарных дисциплин.

В 20-30-е годы в университетских цен­трах, национальных, региональных и ме­стных исторических обществах ведущее положение по-прежнему занимали исто­рики-медиевисты. Их научная и организа­ционная деятельность во многом опреде­ляла облик исторического знания в стране.

59

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]