Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

sovetsko-polskie-otnosheniya-nakanun

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
376.43 Кб
Скачать

Советско-польские отношения накануне и в...

Автор: Редакция belvpo.com - http://www.belvpo.com/

Дата публикации:17.11.2012

20-22 октября начался зондаж СССР на предмет нормализации советско-польских отношений, обострившихся в период чехословацкого кризиса летом 1938 г. 4 ноября 1938 г. Москва предложила подписать коммюнике о нормализации советско-польских отношений, которое после консультаций было подписано 27 ноября. Подготовка этого коммюнике породила в Москве надежды на то, что « в случае нужды Польша протянет руку за помощью и к Советскому Союзу» (там же, стр. 132). Но это была выдача желаемого за действительное. Уже 28 ноября Польша уведомила Германию, что эта декларация распространяется лишь на двусторонние советско-польские отношения и не направлены на привлечение СССР к решению европейских проблем (М.Мельтюхов. «Советско-польские войны. Белый орёл против красной звезды». 2004-Москва, стр. 286-287).

Несмотря на антисоветскую политику Польши, в условиях, когда стали очевидны агрессивные планы фашистского рейха по отношению к Польше, Советский Союз готов был к сотрудничеству с Англией и Францией ради обеспечения независимости и безопасности польского государства. Отвечая 29 марта 1939 г. на вопрос французского поверенного в делах Ж.Пайяра, готов ли СССР к сотрудничеству с Польшей, М.М.Литвинов напомнил, что советское правительство неоднократно предлагало такое сотрудничество, и заявил, что по прежнему считает его «очень важным» (СССР в борьбе за мир, стр. 284).

Польские правящие круги знали о планах Гитлера. Если бы они были заинтересованы в национальных интересах Польши, предприняли бы меры для объединения усилий соответствующих стран.

10 мая 1939 г. зам. наркома иностранных дел СССР В.П.Потёмкин встретился в Варшаве с Ю.Беком, которому заявил: «СССР не отказал бы Польше в помощи, если бы она того пожелала (СССР в борьбе за мир, стр. 389). На следующий день Посол Польши в СССР В.Гржибовский явился к Молотову и заявил, что Польша не желает англо-французских гарантий и «не считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР» (там же, стр. 393). 25 мая советский полпред в Варшаве Н.И.Шарона снова заявил в беседе с Ю.Беком: «Мы, конечно, были бы готовы помочь, но чтобы помочь завтра, надо быть готовым сегодня, т.е. заранее знать о необходимости помогать» Но Ю.Бек оставил это заявление без ответа (Документы советско-польских отношений, стр. 112).

Правящая верхушка Польши ставила на первое место не жизненные интересы польского народа, не защиту его от немецкой агрессии, а свои узкоклассовые интересы. Главное для них заключалось в том, чтобы сохранить своё господство над польским народом. Польские правители больше всего опасались, что сотрудничество Польши с Советским Союзом может усилить в стране симпатии к идеям социализма.

Французский историк М.Мурен с полным основанием писал: «Странная политика полковника Бека была новым выражением националистической оргии и великодержавного комплекса». Бек питал иллюзии, что Польша не пострадает от германо-русского столкновения. Из-за своей русофобии и боязни коммунизма он не желал сотрудничества Советским Союзом и предпочитал гитлеровский режим (В.Я.Сиполс. «Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны», стр. 261).

page 11 / 16

Советско-польские отношения накануне и в...

Автор: Редакция belvpo.com - http://www.belvpo.com/

Дата публикации:17.11.2012

Как бы ни скрывали гитлеровцы свои военные тайны, знали о подготовке вермахта к нападению на Польшу и в Варшаве. 29 июля 1939 г. разведотдел ГШ докладывал, что около 20 августа начнётся продвижение германских танковых и моторизованных частей к Польской границе, а к концу августа, возможно, начало военных действий.

Хотя до нападения фашистского рейха на Польшу оставались считанные дни, правящие круги Польши ввиду своей резко антисоветской позиции по-прежнему категорически отказывались от какого-либо сотрудничества с СССР. Это сказалось и на ход англо-франко-советских переговоров. Опасаясь срыва переговоров в Москве, французский посол П.Наджлар телеграфировал в Париж, что позиция Польши «не может не иметь серьёзных последствий для дела мира». Провал переговоров в результате позиции Польши может побудить Гитлера к началу военных действий. Их позиция – предательство интересов польского народа. Тогдашний президент Польши И.Мосцицкий несколько недель спустя признал: Польша в конце концов была готова принять германские требования» (В.Я.Сиполс. «Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны», стр. 273).

Так и получилось. 1 сентября 1939 года германские войска вторглись в пределы Польши. Силы оказались неравными. Несмотря на сопротивление польских войск, немцы успешно развивали наступление. Уже с 4 по 7 сентября польское руководство

ивысшее командование Войска польского покинули вначале Варшаву, а 17 сентября

игосударство. Отношение советского руководства к начавшейся войне в Европе было чётко выражено И.В.Сталиным 7 сентября 1939 г. в беседе с руководством Коминтерна. По его мнению, «война идёт между двумя группами капиталистических стран за передел мира, за господство над миром!» Охарактеризовав Польшу как фашистское государство, угнетающие другие народности, Сталин заявил, что «уничтожение этого государства в нынешних условиях означало бы одним буржуазным государством меньше!» (Фирсов Ф.И. Архивы Коминтерна и внешняя политика СССР в 1939-1941 г.г. Документы1941г. М, 1998, кн. 2 , стр. 584).

В сложившейся ситуации Советский Союз не мог оставаться безучастным. В 3.15 утра 17 сентября польскому послу в Москве В.Гржибовскому была вручена нота советского правительства, в которой говорилось: «Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили действие договоры, заключённые между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам», а также к беззащитному положению украинского и белорусского населения. «Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии» (Правда. 18 сентября 1939 г.).

Поведение советских войск оказалось неожиданным для польского руководства. Они, как правило, не стреляли первыми, к польским войскам относились с демонстративной доброжелательностью, угощали папиросами и говорили, что пришли на помощь против немцев. Польский генерал бригады П.Скуратович докладывал главнокомандующему Рыдз-Смиглы, что границу перешли 3 советские

page 12 / 16

Советско-польские отношения накануне и в...

Автор: Редакция belvpo.com - http://www.belvpo.com/

Дата публикации:17.11.2012

колонны. Большевики едут с открытыми люками танков, улыбаются и машут шлемами. Как мы должны поступать? Дезориентированы были не только представители польских войск и государственных структур на местах, но и польское руководство, находившееся уже на румынской границе. Поначалу Рыдз-Смиглы был склонен отдать приказ отразить советское вторжение, но разобравшись, что в Восточной Польше для этого нет сил, приказал с Советами боевых действий не вести (кроме случаев попыток разоружить польские части) и осуществить отход в Румынию и Венгрию кратчайшим путём. Тем не менее, в некоторых местах поляки оказали Красной Армии ожесточённое сопротивление, в частности, в Вильно, Гродно, Львове. Имели место не мало других вооружённых инцидентов. Но украинское, белорусское большинство населения и еврейская беднота встречали Красную Армию восторженно.

В Румынии польские деятели были интернированы и в последствии обосновались в Лондоне.

Шесть лет спустя И.В.Сталин, выступая при подписании советско-польского договора о дружбе и сотрудничестве, заявил: «Старые правители Польши не хотели иметь союзных отношений с Советским Союзом. Они предпочитали вести политику игры между Германией и Советским Союзом. И, конечно, доигрались… Польша была оккупирована, её независимость – аннулирована».

Часть польских лидеров понимала, что интересы Советского Союза требовали вмешательства в происходящие в Польше события, но польское эмигрантское правительство в Лондоне заявило, что считает себя в состоянии войны как с Германией, так и с СССР и проводило в отношении Советского Союза недружественную политику.

13 ноября 1939 г. польское правительство Сикорского в эмиграции создало подпольную организацию «Союз вооружённой борьбы» (СВБ), которая занималась на территории Западной Украины и Западной Белоруссии разведкой, организацией саботажа, диверсий и террористических актов против Красной Армии и органов советской власти.

В 1942 году была создана Армия Крайова, действовавшая на оккупированных немцами территориях. «Аковцы» зачастую уклонялись от боёв с фашистами. АК имела антисоветскую направленность, которая особенно проявилась после освобождения Польши Красной Армией.

Недружественным актом польского руководства было решение о неучастии в боях на советско-германском фронте сформированной на территории Советского Союза в 1941-1942 гг. польской армии под командованием генерала Андерса. В неё были направлены 130 тысяч польских военнопленных с вооружением, боеприпасами и материально-техническим обеспечением. Советский Союз всё возможное делал, чтобы обеспечить боеспособность этого объединения, хотя для нас это был самый трудный период войны. По Приказу лондонского эмигрантского правительства она была направлена на Ближний Восток для последующего участия в операциях союзников.

Непорядочно повело себя эмигрантское правительство и в связи с геббельсовской

page 13 / 16

Советско-польские отношения накануне и в...

Автор: Редакция belvpo.com - http://www.belvpo.com/

Дата публикации:17.11.2012

уткой относительно расстрела польских офицеров.

21 апреля 1943 г. И.В.Сталин писал У.Черчиллю «Поведение Польского Правительства в отношении СССР в последнее время Советское Правительство считает совершенно ненормальным, нарушающим все правила и нормы во взаимоотношениях союзных государств.

Враждебная Советскому Союзу клеветническая кампания, начатая немецкими фашистами по поводу ими же убитых польских офицеров в районе Смоленска, на оккупированной германскими войсками территории, была сразу же подхвачена правительством г. Сикорского и всячески разжигается польской официальной печатью. Правительство г. Сикорского не только не дало отпора подлой фашистской клевете на СССР, но даже не сочло нужным обратиться к Советскому Правительству с какими – либо вопросами или за разъяснениями по этому поводу…

Для «расследования» привлечён как правительством г. Сикорского, так и гитлеровским правительством Международный Красный Крест, который вынужден в обстановке террористического режима с его виселицами и массовым истреблением мирного населения принять участие в этой следственной комедии, режиссёром которой является Гитлер. Понятно, что такое «расследование», осуществляемое к тому же за спиной Советского Правительства, не может вызвать доверия у сколько-нибудь честных людей.

То обстоятельство, что враждебная кампания против Советского Союза начата одновременно в немецкой и польской печати и ведётся в одном и том же плане, — это обстоятельство не оставляет сомнения в том, что между врагом союзников – Гитлером и правительством г. Сикорского имеется контакт и сговор в проведении этой враждебной кампании» (Переписка И.В.Сталина, т. I, стр. 119-120).

В связи с этим Советское Правительство прервало свои отношения с лондонским эмигрантским правительством.

С лета 1944 года наше руководство вело обсуждение с Черчиллем и Рузвельтом вопроса о правительстве народного единства Польши после освобождения страны от фашистов. Одновременно Черчилль настойчиво рекомендовал Сталину принять уже нового главу эмигрантского правительства Миколайчика. К сожалению, впоследствии выявились факты его двойной игры. В своём послании Президенту США Ф.Рузвельту от 27 декабря 1944 г. И.В.Сталин сообщил: «Ряд фактов, имевших место за время после последнего посещения г-ном Миколайчиком Москвы, и, в частности, радиопереписка с правительством Миколайчика, перехваченная нами у арестованных в Польше террористов – подпольных агентов польского эмигрантского правительства, со всей очевидностью доказывают, что переговоры г-на Миколайчика с Польским национальным Комитетом служили прикрытием для тех элементов, которые вели из-за спины Миколайчика преступную террористическую работу против советских офицеров и солдат на территории Польши (Переписка И.В.Сталина, т. II, стр. 178-179).

Отсидевшееся в Лондоне эмигрантское правительство поляков решило упредить Красную Армию и захватить Варшаву своими силами, чтобы усадить там антисоветское правительство. 1-го августа 1944 г. Армия Крайова, преднамеренно

page 14 / 16

Советско-польские отношения накануне и в...

Автор: Редакция belvpo.com - http://www.belvpo.com/

Дата публикации:17.11.2012

не согласовав с командованием Красной Армии, подняла в Варшаве вооружённое восстание. Руководство Польской Объединённой Рабочей Партии пыталось предотвратить преждевременное и в военном отношении плохо подготовленное восстание, но когда оно приняло массовый характер ПОРП и отряды Армии Людовой поддержали восставших. Фашисты бросили на подавление восстания большие силы, в том числе танковую дивизию. Видя безнадёжность усилий восставших, У.Черчилль, обратился к И.В.Сталину с просьбой о помощи им Советскими войсками.

16 августа 1944 г. И.В.Сталин сообщал У.Черчиллю: «После беседы с г. Миколайчиком я распорядился, чтобы командование Красной Армии интенсивно сбрасывало вооружение в район Варшавы… В дальнейшем, ознакомившись ближе с варшавским делом, я убедился, что Варшавская акция представляет безрассудную авантюру, стоящую населению больших жертв. Этого не было бы, если бы советское командование было информировано до начала акции и если бы поляки поддерживали с последним контакт.

При создавшемся положении советское командование пришло к выводу, что оно должно отмежеваться от варшавской авантюры, так как оно не может нести не прямой, ни косвенной ответственности за варшавскую акцию» (Переписка И.В.Сталина, т. I, стр. 257).

22 августа 1944 г. в ответ на просьбу Рузвельта и Черчилля не покинуть без помощи «антинацистов» в Варшаве И.В.Сталин ответил; «Рано или поздно, но правда о кучке преступников, затеявших ради захвата власти варшавскую авантюру, станет всем известна. Эти люди использовали доверчивость варшавян, бросив многих почти безоружных людей под немецкие пушки, танки и авиацию. Создалось положение, когда каждый новый день используется не поляками для дела освобождения Варшавы, а гитлеровцами, бесчеловечно истребляющими жителей Варшавы.

С военной точки зрения создавшееся положение, привлекающее усиленное внимание немцев к Варшаве, также невыгодно как для Красной Армии, так и для поляков. Между тем советские войска, встретившиеся в последнее время с новыми значительными попытками немцев перейти в контратаки, делают всё возможное, чтобы сломить эти контратаки гитлеровцев и перейти на новое широкое наступление под Варшавой. Не может быть сомнения, что Красная Армия не пожалеет усилий, чтобы разбить немцев под Варшавой и освободить Варшаву для поляков. Это будет лучшая и действительная помощь полякам-антинацистам» (Переписка И.В.Сталина, т. I, стр. 258).

Советские войска активными боевыми действиями, а также материально-техническими средствами оказывали всемерную помощь восставшим. Советская авиация произвела около 5000 самолетовылетов и сбросила восставшим156 миномётов, более 500 противотанковых ружей, около 3000 автоматов, более 3 млн. патронов, более 100 тонн продовольствия и военное имущество. 15 сентября подразделения Войска Польского, действуя совместно с советскими войсками, форсировали реку Висла и захватили несколько плацдармов в пределах города, но были вынуждены их оставить, так как руководство Армии Крайовой, боясь соединения повстанцев с частями Войска Польского, отвело повстанцев и 2 октября подписало продиктованные немецко-фашистским командованием условия капитуляции. В ходе Варшавского восстания погибло около

page 15 / 16

Советско-польские отношения накануне и в...

Автор: Редакция belvpo.com - http://www.belvpo.com/

Дата публикации:17.11.2012

200 тысяч человек.

Вывод: В довоенные годы и в период военных действий польское руководство неизменно проводило враждебную по отношению Советского государства политику. К сожалению, нынешнее руководство Польши не сделало правильных выводов из прошлого и упорно продолжает антисоветскую, антироссийскую и антибелорусскую политику Пилсудского и его твёрдолобых последователей Бека, Мосцицкого, Сикорского, Миколайчика и других «пилсудчиков». За фактами далеко ходить не надо. Попытки вмешательства во внутренние дела Беларуси, особенно во время избирательных кампаний, подкармливание пятой колонны, стремление подчинить своим интересам граждан Беларуси польской национальности, фальсификации событий истории, неуважение к памяти освободителей Польши и многое иное. Но это может быть темой отдельного разговора.

page 16 / 16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]