Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

О теории Тарковского

.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
189.95 Кб
Скачать

6.Переход к кадрам, показывающим прохожего и Марию, которые сняты общим планом, но в различных позах. Прохожий с протянутой рукой около Марии, сидящей на жерди деревянной изгороди, несколько наклонённой относительно экрана с кустарником и с гречишным полем на втором плане. Прохожий также курит сигарету. Он садится рядом с ней, под его весом жердь прогибается, и они оба падают на землю. Камера наклоняется вниз и отслеживает все его движения, пока он лежит на земле и затем встает. Камера фиксирует их движения в двух различных кадрах, показывая, как они отряхиваются после падения, и дальше следует за прохожим, продолжающим говорить и двигающимся назад влево; прохожий проходит мимо камеры. Камера теперь фиксирует крупным планом Марию, смотрящую поверх камеры на человека, чей голос слышен за кадром. (2'00")

7.Переход к кадрам, показывающим прохожего, снятого общим планом (подобно мизансцене 4). Он начинает удаляться, в то время как мы слышим далекий лай собаки. Затем следует короткая тишина в течение нескольких секунд, и после этого огромная волна воздуха (мы ощущаем ее, как мощную силу ветра) проносится над полем от верхнего края экрана к нижнему. Мы видим, как давление ветра физически воздействует на прохожего. Он останавливается после того, как ветер стихает. Видна золотистая прослойка на цветной полосе средней части голубовато-зеленого поля (36").                          

 8.Переход к кадрам, показывающим крупным планом Марию, которая смотрит влево и немного вниз. Она снята на фоне гряды деревьев, за которой находится, по-видимому, скрытая часть гречишного поля, отделенная от нас этими деревьями. Волна воздуха ударяет в Марию, она поворачивается и перемещается вправо на экране. (7")

9.Снова переход к уходящему прохожему, находящемуся далеко от камеры. Еще один сильный порыв ветра проходит через поле, заставляя прохожего остановиться на мгновение и оглянуться назад на Марию. Прохожий останавливается, как будто испытывая колебания и раздумывая, повернуть назад или нет, затем, махнув рукой, словно делая знак, означающий "до свидания", поворачивается назад  и уходит  (18")

10.Переход к кадру, показывающему крупным планом Марию (подобно мизансцене 8), взгляд которой направлен влево. Ветра уже нет, Арсений Тарковский за кадром читает свое стихотворение. Камера  следует за Марией и отслеживает ее движение к дому (“даче”). Она подходит к дереву, когда какой-то предмет падает с подоконника дома, Мария внезапно поворачивается к камере, направив на мгновение взгляд прямо в объектив камеры.(27")      

11.Переход к кадру с маленьким мальчиком (возможно Алексеем), показанным крупным  планом. Сзади мальчика - печка, на которой стоит кастрюля с кипящей водой. Мальчик смотрит в направлении камеры, немного вниз, затем поворачивает голову, направив взгляд в сторону, за экран влево. Затем, стоя на месте, он поворачивает голову в другую сторону, поворачивается сам и идет направо. Он проходит мимо ребенка (девочки) с остриженной головой, который (ая) лежит животом на траве недалеко от собачьей конуры; у головы ребенка на краю экрана играет маленький щенок. Какая-то женщина в длинной темной юбке и свитере подходит слева, подбирает кофту, лежащую около входа в конуру, затем поднимает ребенка и уносит его вправо от экрана. (15”) 

       СЦЕНА 3: ИНТЕРЬЕР/ЭКСТЕРЬЕР - ДЕНЬ – “ДАЧА”:

12.Переход к кадрам, в которых показаны две руки крупным планом: одна из них черпает что-то ложкой из миски, а на столе мы видим  небольшую лужицу пролитого молока, которую слизывает котенок. В этот момент мы замечаем двух маленьких остриженных детей, один из которых черпает какую-то жидкую еду (может быть, хлеб с молоком) из миски, а другой дурачится, посыпая голову котенка белым порошком (мукой или солью). Арсений Тарковский продолжает читать за кадром свое стихотворение. Камера перемещается вправо от детей, останавливается посредине комнаты, фиксируя Марию, стоящую в углу. После небольшой паузы камера движется от этого угла к противоположному углу комнаты, где сидит Мария и смотрит в открытое окно. Камера делает небольшую паузу на Марии, показывая ее светлые волосы. Камера продолжает движение, захватывая изображение двора, где, по-видимому, идет дождь (т.к. капает с листьев), останавливается на скамейке с открытым утюгом, белой тряпкой и банкой с водой. Мы не слышим шума дождя, поскольку его заглушает голос поэта, читающего стихотворение. Дальше камера показывает на втором плане то, что находится за  территорией двора дома: траву, деревья и кустарники. Продолжает идти дождь. (1 '28")

13.Переход к кадрам, показывающим Марию крупным планом, за которой продолжает следить камера. Она смотрит вправо от камеры. Продолжается чтение стихотворения, раздается громкий лай собак и в этот момент чтение стихотворения заканчивается. Камера направлена на Марию, которая остается неподвижной какое-то время и затем поворачивает голову сначала направо, а затем налево, в то время как мы слышим лай собак. Сквозь лай собак слышно слабое мяуканье котят. Мария перемещается вправо, к тумбочке у окна, где она на мгновение открывает книгу. В то время как камера показывает Марию в тени около тумбочки, она, услышав крики людей, поворачивается лицом к камере; мы снова слышим громкий лай собак. Мария пересекает экран, проходя мимо двух маленьких детей - мальчика и девочки, сидящих за столом в центре комнаты, проходит к  другому окну, через которое яркий свет проникает в комнату. В то время как камера следует за Марией, мы видим в правом верхнем углу экрана часы, которые висят высоко на освещенной части стены, видно также бревенчатое строение дома. Мария возвращается к детям за столом и говорит им: «Пожар, только не кричите». В то время как дети встают, камера показывает  противоположный край стола. (44").

14.Дети оставляют стол и бегут по направлению к камере, расположенной между ними и дверью. Камера, быстро поворачиваясь, отслеживает их движение от деревянного стола к двери. В то время как они пробегают мимо камеры, объектив медленно возвращается к столу. Камера показывает пустую комнату, на столе мы видим стекло от лампы, катящееся к краю. Слышен лай собак. Бьют часы. Стекло падает со стола на пол и катится, издавая высокий кристальный звон, характерный для катящегося полого стеклянного предмета. Теперь объектив камеры  поворачивается влево,  показывая яркое расплывчатое пятно с несметным количеством красных, оранжевых и желтых оттенков; оно проникает через голубой цвет у краев дверного проема. Это входная дверь в дом, отраженная в старом зеркале. Видно нечеткое (не сфокусированное) изображение детей в коротких штанишках: мальчик - в темных,  девочка - в светлых, стоящих к нам спиной около левого края двери. Внезапно происходит перефокусировка камеры: нечеткое изображение в зеркале сменяется четким изображением дверного проема с детьми. В верхнем левом углу двери видно что-то ярко-оранжевое (солнце или огонь).

 Камера на мгновение замирает, заставляя нас задаться вопросом: изображение двери со стоящими в ней детьми реально или все это еще отражение в зеркале. Камера снова начинает двигаться влево, показывая керосиновую лампу на потолке. Затем, в то время как камера движется влево, мы слышим чьи-то крики. Вдруг как-то странно из темноты появляется ещё один ребенок – девочка, постарше двух детей, темноволосая, одетая в короткую дубленку со светлым меховым воротником; она перемещается из тени с правого края экрана. Камера показывает эту девочку, чье лицо пылает золотисто-оранжевым цветом, поскольку она движется в сторону открытой двери, которая освещается заревом пожара. Девочка подходит к открытому окну, через которое мы видим размытый пейзаж с небольшим  дождем. Камера движется влево, оставляя девочку и показывая  двор дома, лестницу с левой стороны окна и женщину, одетую в темную кофту и темно-красное платье,  которая смотрит на горящий сарай. Камера продолжает поворачиваться влево, а затем вправо, проходя снова мимо лестницы, в то время как мы слышим звук падающей воды, треск чего-то горящего и видим слабый дождь. Женщина теперь находится в центре экрана, на переднем плане, перед огородом с цветущим картофелем  в центре экрана, а на втором плане слева мы видим  мужчину; затем к ним подходит девочка в дубленке со светлым меховым воротником (двигавшаяся с нижнего  края экрана в его центр). Огромное яркое пламя, на которое смотрят все трое, видно на левой стороне экрана. (59")

15.Переход к кадрам, крупным планом показывающим Марию в профиль, смотрящую на яркий огонь. На заднем плане виден густой лес. Мария перемещается вправо к колодцу, ополаскивает лицо из ведра и садится на край колодца; при этом руки ее скрещены на груди таким образом, как будто она обнимает себя. Мы слышим мощные звуки пламени, охватившего сарай и пробивающийся сквозь них тихий скрип ведра, привязанного веревкой  и качающегося подобно маятнику на опоре колодца. Мужчина обходит Марию с правой стороны, направляясь к горящему сараю. Камера следит за движениями мужчины, который сначала идет, а потом бежит в направлении горящего сарая, к этой мощной, вышедшей из-под контроля стихии. Мы слышим рев огня, охватившего древесину, и видим клубы дыма, поднимающиеся в воздух, которые смешиваются с синевато-зеленым цветом дальнего леса. Мужчина, дойдя до горящего сарая, пытается обойти его слева, но поняв, что эту мощь (давление времени) обойти невозможно, поворачивает обратно. (53"

    СЦЕНА 4: ИНТЕРЬЕР - НОЧЬ – “ДАЧА”:

16.Переход к кадрам, показывающим маленького мальчика (Алексея), лежащего в кровати; сумрак, тени. Изображение сначала цветное, а затем становится черно-белым. Мы слышим тихий трепещущий голос флейты, на фоне которого слышны глухие звуки, издаваемые то ли совой, то ли какой-то другой ночной птицей. Мальчик приподнимается на кровати и смотрит вправо. (21")

 17.Переход к кадрам, показывающим вид из окна: виден лес, кусты, высокие заросли травы. Камера двигается вправо, кусты на заднем плане склоняются под порывом ветра, в то же время ближайшая к нам трава (сорняки) остается неподвижной. Снова раздается странный глухой крик ночной птицы (совы или вороны). На фоне шума пригнувшегося от ветра кустарника слышны какие-то странные "космические" звуки, издаваемые синтезатором в регистре флейты (non-diegetic sound), которое создают впечатление какой-то неземной тайны. (17")

 18.Снова  камера показывает мальчика, спящего на кровати. Он тихо произносит во сне: "Папа". В тот же момент слышится два раза повторенный крик  ночной птицы, эти звуки акустически похожи на слова "Папа". Маленький мальчик садится на кровати, и мы видим его с различных точек съемки. Сзади виден яркий утренний свет из окна, часть окна затенена. Мальчик встает с кровати и перемещается в правую сторону экрана к входу в другую комнату (возможно, гостиную), в это время мы снова слышим голос невидимого существа и видим, как какой-то таинственный предмет перелетает слева направо через весь экран (рубашка или ночная птица?). (39"

      СЦЕНА 5: ИНТЕРЬЕР - ВРЕМЯ НЕИЗВЕСТНОГО ДНЯ – “ДАЧА”:

19.Переход к кадрам, показывающих крупным планом в профиль слева отца рассказчика, тридцатилетнего мужчину с темными волосами, который, наклонясь, помогает молодой женщине - Марии, матери рассказчика, моющей волосы. На заднем плане виден огонь. Все происходит в замедленном темпе. Так как волосы Марии мокрые, то кажется, что они темного цвета. Голова ее наклонена над бадьей с водой, и она медленно поднимает волосы из воды. Она продолжает поднимать волосы руками, ощущая их тяжесть, камера медленно отходит от нее. Слышны звуки синтезатора, воспроизводящего звуки капель, падающих в бадью с водой; затем эти звуки сменяются каким-то жутким жужжанием,  которое затем превращается в мощное оркестровое звучание, напоминающее звон колоколов, приглушенный звуками стука колес поезда по рельсам – и все это в целом похоже на синтезированные звуки, дающие ощущение приближающейся катастрофы . (53")

20.Переход к пустой комнате, той же, что и в кадрах 19, но в другой перспективе. Комната окрашена однотонно, но скорее цветом сепии, чем сероватым цветом, как это было в предыдущих кадрах, внутри комнаты идет таинственный дождь. Рушится потолок, с него падают на пол куски штукатурки. Вода льется из невидимых отверстий в потолке. В зеркале слева - отражение огня. Таинственные звуки колоколов и флейты или воздуха, выдуваемого из горлышка бутылки, смешаны со звуками падающих в воду кусков штукатурки, напоминающих куски блестящего белого льда. (13")

     СЦЕНА 6: ИНТЕРЬЕР - ВРЕМЯ НЕИЗВЕСТНОГО ДНЯ – “ДАЧА”:

21.Переход к кадрам, показывающим Марию (так же, как в мизансцене 19) в середине экрана, поднимающую руками мокрые волосы в то время как она движется влево по экрану. Жуткий, "космический", создаваемый оркестром музыкальный гул связывает эту мизансцену с предыдущей. Идет дождь (как в мизансцене 20, но которого не было в мизансцене 19). Мария смотрит вниз и затем  поворачивает голову так, что ее взгляд обращен прямо в камеру, затем она останавливается, в то время как камера продолжает перемещаться влево, показывая ее лицо крупным планом. Камера продолжает движение мимо нее, показывает зеркало, в  котором виден, как нам кажется, профиль Марии слева (в действительности это ее профиль справа). Камера продолжает двигаться влево,  пока экран не становится полностью черным. После мгновенной паузы камера продолжает движение, показывая  темную блестящую стену, по поверхности которой стекает  вода. ЗДЕСЬ, ВОЗМОЖНО, ПРОИСХОДИТ СКРЫТАЯ СМЕНА МИЗАНСЦЕН. Камера показывает Марию, на которую падает свет, по-видимому, из дверного проема, а позади нее мы видим кирпичную поверхность стены. Это все та же женщина, Мария, но вопреки логике места и времени эта женщина уже совершенно по-другому одета. Плечи ее покрыты шалью или полотенцем. Камера продолжает двигаться влево, показывая Марию крупным планом в середине экрана. Слышны звуки капель воды, падающих на твердую металлическую поверхность, в то же время снова слышатся звуки, издаваемые ночной птицей. Камера движется вправо в сторону Марии, остающейся на экране  крупным планом, в то время как она тоже двигается в том же направлении, заставляя нас думать, что камера изменила направление движения с правого на левое (49")

22.Переход к кадрам, изображающим пожилую женщину (мать Алексея) крупным планом,  отраженную в арке (через зеркало) с облаками, деревом слева и огнем у основания картины-зеркала (все это очень напоминает живопись эпохи Возрождения). Она стоит с непокрытой головой с редкими волосами и шалью на плечах, ее правая рука лежит на груди в области сердца. Кажется, что камера двигается влево, но пожилая женщина оказывается все время видна в зеркале в том же странном арочном обрамлении, которое постепенно исчезает. Только слышны звуки падающей воды. Камера показывает молодую Марию крупным планом, двигающуюся вперед, ближе к своему отражению в зеркале, и мы видим, как она правой рукой протирает снизу вверх по часовой стрелке поверхность зеркала с изображением пожилой женщины. Слышится звук, создаваемый рукой, протирающей влажное стекло.

 ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ РАССМАТРИВАЕМЫЙ НАМИ ОТЫВОК ФИЛЬМА.