Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2005_V_A_Chetvernin_Vvedenie_v_kurs_obschey_teorii.doc
Скачиваний:
77
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.31 Mб
Скачать

8.1.2. Все, что не разрешено, запрещено

Государст­венно-власт­ным субъ­ектам запрещено все, что прямо не разрешено правом (правовым за­коном). Или: публично-вла­стные право­мочия осуществ­ляются по прин­ципу “неразрешенное запре­щено”. Этот принцип тоже является одним из конкретных выражений формального равенства.

С юридической точки зрения, государственные органы создаются сообществом свободных индивидов и наделяются властными правомочиями – полно­мочиями, которые дозволяютсясообществом свободных ради обеспе­чения правовой свободы. Граждане, образующие аппарат государства и выступающие в роли государственно-властных субъектов, представляют собой лишь часть сообщества свободных и равных в свободе. С юридической точки зрения, у них нет и не может быть властных правомочий кроме тех, которые им дозволены. За пределами этих правомочий индивиды, выступающие как государственно-властные субъ­екты и как “рядовые” гра­ж­дане, фор­мально равны.

При правовом способе соционормативной регуляции, когда публичная власть введена в рамки права (и в той мере, в которой она вве­дена в рамки права), властные полномочия принадлежат го­сударственной должно­сти, а не человеку, который нахо­дится на должности и исполняет должностные обя­занности3. Гражда­нин, находящийся “при должности”, за пределами должност­ных обязанностей вы­ступает уже не как должност­ное лицо государства, а как ча­стное лицо. В таком качестве и гражда­нин-президент республики и любые частные лица формально равны.

Формальное равенство означает приме­нение одинако­вого масштаба ко всем индивидам, включая тех, которые выступают как носители государственно-властных полномо­чий, и то, что запрещено правом, запре­щено в равной мере всем4. В частности, не дозволенное правом применение силы запрещено и частным лицам, и государственно-властным субъектам. Следовательно, произволь­ное ис­пользование вла­сти, зло­упот­ребление властью, применение силы за пре­де­лами дозволен­ного правом – это, хотя и организованное, но, по существу, такое же преступное насилие, как и неправомерное применение силы частными лицами.

Тем не менее, возможны так называемые дискреционные полномочия, т.е. полномочия определенных законом государствен­ных ор­га­нов действовать в определен­ных законом ситуа­циях по своему усмотрению. Но, во-первых, дис­креционные полно­мочия – это не правомочия. Во-вторых, с точки зрения права, дискреционные полномочия могут быть предусмот­рены зако­ном лишь какчрезвычайные– в условиях чрезвычай­ного положения, кото­рое может вводиться в государстве в соответствии с конститу­цией и зако­ном.

Нормальные полномочия государственных органов должны быть прямо предусмотрены пра­вом (правовым законом). В правовом государстве, в прин­ципе, не должно быть так называемых скрытых полно­мочий органов ис­полнительной власти. (Имеются в виду, например, полно­мо­чия президента, которые прямо не пре­дусмотрены консти­ту­цией, но считаются вытекающими из его общей кон­ститу­цион­ной ком­петенции). Лишь в исключительных случаях (когда существует пробел в праве – см. 18.1.) “скры­тые полномочия” могут быть при­знаны пра­вомочиями соответст­вую­щего органа, если компе­тент­ный суд признает их не­обхо­димыми для обес­печения правовой свободы. Так, согласно ч.2 ст.80 Конституции РФ Прези­дент РФ является га­рантом прав и свобод человека и гражданина. Можно предпо­ло­жить, что в этом положении Конституции уже заложены (“скрыты”) некие полномочия Президента, не конкретизированные в дру­гих по­ло­жениях Конституции и в зако­нах, но необ­ходи­мые ради за­щиты прав и свобод чело­века и гра­жданина. Однако тако­выми их может признать только Консти­туционный Суд РФ – при условии, что такие правомочия необходимы и не входят в чью-либо компетенцию.