Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Картина белой крови.doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
151.04 Кб
Скачать

Вступление

Изменения картины белой крови принадлежат к ценнейшей лабораторной информации о пациенте. Из общего числа циркулирующих в венозной крови лейкоцитов и их отдельных подвидов (гемограмма) можно получить исходные сведения для ответа на следующие вопросы:

Имеется ли воспаление, очаг некроза или стресс?

Каково течение воспалительного процесса – острое, подострое или хроническое?

Как реагирует на заболевание костный мозг или, возможно, имеется какое- либо первичное нарушение деятельности костного мозга?

Ответы на эти вопросы могут быть получены с учетом других параметров крови: реакции оседания эритроцитов, картина красной крови, белка плазмы, концентрации фибриногена, количества тромбоцитов и химического состава крови. Все параметры крови всегда следует интерпретировать, принимая во внимание клинические симптомы, и с учетом таких обстоятельств, как состояние (возбуждение), введенные медикаменты (прежде всего, глюкокортикоиды) и изменения химического состава крови и мочи.

Лейкоциты реагируют не только динамичнее, но также чувствительнее и быстрее на многие нарушения, чем эритроциты. Поэтому имеет смысл вначале оценить картину белой крови, а потом все остальные параметры крови.

Типы лейкоцитов и их функции.

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они содержат ядро и не имеют постоянной формы. Количество лейкоцитов в естественных условиях колеблется в больших пределах и может повышаться после приема корма, тяжелой мышечной работы, при сильных раздражениях, болевых ощущениях и др.

Различают несколько типов лейкоцитов в зависимости от размеров, наличия или отсутствия зернистости в протоплазме, формы ядра и др.: базофилы, эозинофилы, нейтрофилы, лимфоциты и моноциты.

Поддержание относительного постоянства лейкоцитарного состава периферической крови осуществляется благодаря взаимодействию процессов кроветворения, кроверазрушения и перераспределения. Лейкоциты образуются и развиваются в красном костном мозге, а также и в лимфатических узлах, селезенке, миндалинах, лимфоидной ткани кишечника.

Гранулоциты и моноциты развиваются в красном костном мозге. Гранулоциты развиваются из миелобласта: образуются промиелоцит, материнские миелоциты, дочерние миелоциты – базофильные, нейтрофильные, эозинофильные, соответствующий гранулоцит. Моноцит образуется из монобласта, который происходит из гемоцитобласта и из ретикулярных клеток печени, селезенки, лимфатических узлов, превращается в промоноцит, а затем в моноцит. Лимфоциты развиваются из лимфобласта, из которого вначале развивается пролимфоцит, а затем лимфоцит.

Рассмотрим каждый тип лейкоцитов подробнее.

Нейтрофилы

Нейтрофилы составляют 60- 70% общего числа лейкоцитов крови. После выхода нейтрофильных гранулоцитов из костного мозга в периферическую кровь, часть их остается в свободной циркуляции в сосудистом русле (циркулирующий пул), другие занимают пристеночное положение, образуя маргинальный или пристеночный пул. Клетки из пристеночного пула под влиянием различный факторов могут переходить в циркулирующий пул и обратно. Скорость обновления пулов равна 1,6*109/кг массы тела в сутки. Зрелый нейтрофил пребывает в циркуляции 8-10 часов, затем поступает в ткани, образуя по численности значительный пул клеток. Продолжительность жизни нейтрофильного гранулоцита в тканях составляет в среднем 2-3 дня. При этом клетка «стареет», приобретая пикнотичный вид. У животного за сутки вырабатывается около 1011 нейтрофильных гранулоцитов, поэтому, наряду с продукцией, крайне важным для организма является их удаление, что осуществляется по механизму апоптоза. Жизненный цикл нейтрофила выглядит так, как если бы клетка имела внутренние часы, контролирующие программу ее гибели. Эта программа может нарушаться при усиленном апоптозе, что наблюдается при гематологических заболеваниях, сопровождающихся снижением продукции нейтрофилов (апластическая анемия, идиопатическая циклическая нейтропения), воздействие лекарственных препаратов. Дефект любого звена жизненного цикла нейтрофилов приводит к нарушению системы защиты организма, что отражается в рецидивирующих бактериальных и грибковых инфекциях.

Нейтрофилы рассматриваются как первая линия защиты. Основная функция нейтрофилов – участие в борьбе с микроорганизмами путем их фагоцитоза. Содержимое гранул способно разрушить практически любые микробы. В азурофильных и специфических гранулах нейтрофилов содержится более 20 различных протеолитических ферментов, миелопероксидаза, интегрины, бактерицидные белки (лактоферрин, дефенсины, катионный антимикробный белок), лизоцим, щелочная фосфотаза, вызывающие бактериолиз и переваривание микроорганизмов. В азурофильных гранулах имеется большое количество эластозы, которая может быть фактором, приводящим к деструкции тканей в очаге воспаления. Две металлопротеиназы, коллагеназа, желатиназа могут вызывать деградацию внеклеточного матрикса. На мембране нейтрофилов присутствуют различные группы рецепторов, которые осуществляют связь нейтрофилов с их микроокружением и регулирует функциональную активность нейтрофилов: хемотаксис, адгезию, дегрануляцию, поглощение. Это рецепторы для Fc-фрагмента иммуноглобулинов, компонентов комплемента. На поверхности нейтрофилов обнаружены интегрины, селектины, которые обеспечивают взаимодействие нейтрофилов эндотелиальными клетками и последующую миграцию нейтрофилов из кровеносного русла в ткани. Нейтрофилы способны синтезировать и ряд цитокинов (фактор некроза опухоли альфа, ИЛ-1β, ИЛ-1α, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-12), трансформирующий фактор роста β. Эти биологически активные вещества позволяют нейтрофилам участвовать в реакции воспаления, обеспечивают их созревание и функциональную активность, а также определяют влияние нейтрофилов на эффекторные функции других клеток.

Ведущей функцией нейтрофилов является фагоцитоз, открытый И. И. Мечниковым в конце 19 века. Выделяют несколько стадий фагоцитарной реакции: хемотаксис, адгезия, активация участка мембраны фагоцита, поглощение, формирование фагосомы, переваривание объекта, высвобождение продуктов деградации. Хемотаксис – целенаправленное движение клеток в сторону стимулирующих агентов (хемоаттрактантов), которыми могут быть продукты, выделяемые микроорганизмами и активированными клетками в очаге воспаления, ИЛ-8, продукты расщепления компонентов комплемента, С-реактивный белок, нейропептиды, фрагменты иммуноглобулинов и др. Нейтрофил двигается, образуя псевдоподии, гораздо быстрее других лейкоцитов и мобилизуется в очаг воспаления через минуты или часы. Существенно позже сюда поступают макрофаги. Активация клетки сопровождается усилением метаболизма и экспрессии мембранных молекул адгезии и их рецепторов на клетках эндотелия. Нейтрофилы прилипают к эндотелию, происходит сокращение эндотелиальных клеток, увеличиваются поры между ними и фагоцит проникает через сосудистую стенку в ткань.

На следующем этапе происходит адгезия фагоцитирующих клеток к своим мишеням, что является одним из факторов их активации. Большинство бактерий подвергаются опсонизации прежде, чем адгезируются фагоцитами. Основные опсонины – система комплемента и иммуноглобулины, фибронектин. Взаимодействие капсульных микроорганизмов с компонентами системы комплемента повышает их адсорбцию к нейтрофилам, но не влияет на процесс переваривания. Переваривание происходит только в присутствии антител, которые связываются со специфическими антигенами бактериальной клеточной стенки. Молекулы этих антител играют роль мостиков, обеспечивающих адсорбцию бактерий нейтрофилами. С недостаточной опсонизирующей активностью сыворотки связана восприимчивость к бактериальным инфекциям при многих заболевания. Взаимодействие мембраны нейтрофила с микроорганизмом инициирует образование псевдоподий, которые, окружая микроорганизм, сливаются между собой по принципу застежки «молнии», в результате чего частица и вместе с ней часть мембраны погружаются внутрь клетки (эндоцитоз), формируя фагосому. В нейтрофилах фагосома через 30 сек сливается вначале с вторичными гранулами, несколько позже (через 1-3 мин) – с азурофильными гранулами, образуя фаголизосому. Такая последовательность процессов обеспечивает наибольшую эффективность действия переваривающих ферментов.

Некоторые бактерии способны угнетать слияние гранул с фагосомой и таким образом избегать киллинга. К ним относятся внутриклеточные микроорганизмы: микобактерии туберкулеза, лепры, сальмонеллы, гонококки, токсоплазмы, грибы. Гонококки, прикрепляясь к нейтрофилам, стимулируют кислород-зависимый метаболизм, при этом азурофильные гранулы не вырабатывают свое содержимое в фагосомы и внутриклеточные гонококки сохраняют свою жизнеспособность. Хламидии активно поглощаются нейтрофилами, однако, подавляя процесс дегрануляции, хламидии успешно размножаются в фагосомах. Некоторые бактерии резистентны к действию лизосомальных ферментов, в частности лейшмании, размножаются в фаголизосомах.

Нейтрофилы убивают микроорганизмы с помощью двух механизмов: кислордзависимого и кислороднезависимого. Кислородный или дыхательный взрыв – это процесс образования продуктов, обладающих высокой антимикробной активностью (синглетный кислород, свободные радикалы, перекись водорода). Развитие кислородного взрыва осуществляется в течение нескольких секунд, что и определило название этих процессов как «взрыв». Кислородный взрыв происходит под действием многих активирующих агентов, некоторых хемоаттрактантов, цитокинов, ряда лекарственных препаратов. Кислородзависимые факторы, генерируемые при участии миелопероксидазы, обладают токсичностью в отнощении не только бактерий, но и грибов, микоплазм. В случае продукции токсичных метаболитов кислорода вне клетки происходит повреждение тканей.

Цитоплазматические гранулы нейтрофилов содержат антимикробные факторы, которые действуют в фагосоме без участия кислорода. Это протеазы, фосфолипазы, гликозидазы, лизоцим, катионные белки, лактоферрин, эластаза и другие белки и пептиды, которые нарушают фукции или структуру микробов. Лизоцим растворяет клеточную стенку бактерий, лактоферрин также повреждает ее, что делает их доступными для лизоцима. Кроме того, лактоферрин связывает железо и обеспечивает бактериостатический эффект, так как большинство бактерий не могут размножаться в отсутствии железа. К активным факторам бактерицидности относятся продукты азотистого обмена, в частности окись азота и радикал NO. Продукты разрушения микроорганизмов вместе с содержимым фаголизосом выбрасываются из клетки в результате процесса, аналогичного дегрануляции. Дегрануляция может быть внутриклеточной и внеклеточной. Внутриклеточная дегрануляция осуществляется при слиянии фагосомы и лизосомы. При внеклеточной дегрануляции имеет место выброс биологически активных веществ из клетки, что приводит к повреждению окружающей ткани. Возможна такая дегрануляция, когда гранулы целиком выталкиваются из клетки (экзоцитоз) или выделяются растворимые компоненты гранул и происходит запустевание гранул.

Таким образом, в процессе развития воспалительной реакции происходит мобилизация костномозговых и циркулирующих лейкоцитов, активирующихся под действием хемотаксических сигналов, исходящих их очага поражения. Миграция этих клеток осуществляется благодаря повышению адгезивности эндотелиальных клеток мелких сосудов. Активация лейкоцитов заключается в усилении метаболических процессов, что приводит к образованию бактерицидных субстанций (продукты метаболизма кислорода, азота, ферментов). Киллинг агрессивных агентов осуществляется в виде внеклеточного, внутриклеточного цитолиза. Внеклеточный цитолиз реализуется за счет секретируемых бактерицидных продуктов, внутриклеточный – путем фагоцитоза с последующим дыхательным взрывом.