Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диагноз болезни и диагноз больного.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
77.31 Кб
Скачать

Диагноз болезни и диагноз больного

Общепринятого определения понятия диагноза до сих пор нет.

Диагноз – греческого diagnosis (dia — отдельно, от;dignoskein –знать)- буквально означает знание, отличие одного от другого. Диагноз в медицине, врачебный диагноз обычно понимается как распознавание болезни. При этом имеется в виду не столько обозначение болезни или сама болезнь, сколько та сумма знаний, та совокупность данных исследования больного, которая позволяет врачу перейти от размышления к действию, т. е. к лечению больного.

Диагноз не есть нечто законченное так как заболевание является не состоянием, а процессом. Диагноз не есть однократный, временно ограниченный акт познания. Диагноз динамичен: он развивается вместе с развитием болезненного процесса, с ходом и течением заболевания.

Диагноз в своем историческом развитии был сначала симптомати­ческим и нозологическим. В 18 в. вместе с успехами анатомии появилось стремление анатомическому диагнозу, к локализации патологического процесса. В середине_19 в. преобладающим становится диагноз патологоанатомический. Во второй половине - 19в. в связи с развитием бактериологии и общей патологии выдвигаются требования этиологического и патогенетического диагнозов.

В нашей стране в это время под слиянием основоположников внутренней клиники С. П. Боткина, Г. А. Захарьина и А. А. Остроумова широко распространяется функциональ­ное, или физиологическое, направление, которое требует функционального и всестороннего рассмотрения Так постепенно в клинике складывается и обосновывается требование всестороннего, или развернутого, диагноза болезни.

Такой развернутый диагноз, имеющий своей целью возможно более широкое и разносторон­нее понимание заболевания в интересах его успешного лечения, предпо­лагает знание анатомо-морфологической стороны болезненного процесса, патофизиологической, функциональной его структуры, патогенетических механизмов, лежащих в основе заболевания и причин, вызывающих последнее.

Диагноз болезни есть необходимое условие для лечения больного. Диагноз и терапия, по существу, в практике жизни не могут быть отделены друг от друга: без диагноза невозможна рациональная терапия, терапия же контролирует, уточняет и нередко окончательно подтверждает диагноз. Но и наиболее развернутый диагноз болезни все же недостаточен для рацио­нального и эффективного лечения больного.

Еще М. Я. Мудров 130 лет назад говорил и писал: «...врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин ее... врачевание состоит в лечении самого больного»

Чтобы лечить больного, необходимо составить о нем определенное суждение — поставить «диагноз больного». Об этом очень ясно высказыва­лись С. П. Боткин и Г. А. Захарьин.

С. П. Боткин в 1862 г. в своей клинической лекции говорил о том, что если диагностика болезни ставится на основании определения патологи­ческих изменений того или другого органа, то диагностика больного осно­вывается на выявлении состояния всех остальных органов. «Вот эта-то индивидуализация каждого случая, основанная на обязательных науч­ных данных, - говорит С. П. Боткин, - и составляет задачу клинической медицины и вместе с тем самое твердое основание лечения, направленного не против болезни, а против страдания больного».

По Захарьину, диагноз больного — это распознавание всех особенно­стей больного; диагноз болезни и диагноз больного составляют полное распознавание.

Диагноз болезни — это, лишь первый шаг к диагнозу больного.

Диагноз болезни превращается в диагноз больного по мере того, как у врача постепенно создается все более и более ясное представление о больном, о типе его высшей нервной деятельности, о его особенностях, общей реактивности, о наследственных влияниях, о его положении в об­ществе, о профессиональных, семейных, бытовых и прочих условиях его жизни.

Чрезвычайно важно в этом отношении выявление и понимание вну­тренней жизни больного и «внутренней картины» его заболевания. Только при этих условиях мы приближаемся к диагнозу больного, к действительно индивидуальному или полному диагнозу. Такой индивидуализированный диагноз, без сомнения, очень многое уясняет врачу и чрезвычайно облег­чает его дальнейшую, задачу в смысле предсказания течения и исхода заболевания и особенно в смысле рационального лечения больного и возможной профилактики заболевания. Недаром и уже давно было сказано кто хорошо распознает заболевания , тот хорошо и лечит (qui bene dlagnoscit, bene curat).

Какое действительно большое не только теоретическое, но и практическое значение имеет дополнение диагноза болезни диагнозом больного, лучше всего можно видеть на конкретных примерах.

Общее значение диагноза заключается в том, что он является основной предпосылкой всей врачебной деятельности. М. Я. Мудров (начало XIX в.) полагал, что «познание болезни есть половина лечения». Но диагноз необ­ходим не только для лечения и предупреждения болезней. Он необходим также для постановки предсказания, для оценки трудоспособности.

Диагноз совершенно необходим, далее, для взаимного понимания вра­чами друг друга и для развития и укрепления внутренней врачебной дис­циплинированности.

Обязательность своевременного, ясного и точного диагноза, несом­ненно, организует, упорядочивает и дисциплинирует врачебное мышление и врачебную деятельность.

ПУТЬ ВРАЧЕБНОЙ МЫСЛИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ДИАГНОЗА

Врачебная мысль при построении диагноза проходит в общем три этапа: 1) наблюдение и исследование больного, 2) оценка наблюдаемых явлений и умозаключение и 3) действие.

Можно было бы еще подразделить каждый этап на известные стадии, например: первый этап — стадии субъективного исследования (расспроса) и объективного исследования; второй этап — стадии анализа данных исследования и их синтеза и построение на этой основе диагноза; третий этап — стадии конкретных выводов из данного диагноза в отношении лечения больного, дальнейшего его обследования, предсказания и т. д. в проверки диагноза на практике путем последующего наблюдения и иссле­дования. Но это деление было бы совершенно условным, потому что рассматриваемые нами раздельно расспрос и объективное исследование это разные части одного и того же процесса обследования, равно как анализ и синтез — лишь две стороны единого мыслительного процесса, а действенные выводы из диагноза и проверка последнего критерием прак­тики происходят в действительности одновременно.

Часто диагностические предположения, рабочие диагностические гипотезы возникают у врача уже в ранних стадиях обследования больного, иногда при первом взгляде на больного (больные острым нефритом, «зло­качественным малокровием», болезнью Боткина, с пороками сердца, эндокринными заболеваниями и др.) или при первых же жалобах (больные стенокардией, язвенной болезнью и др.), а также в ходе собирания ана­мнеза болезни или жизни, при получении тех или других данных объек­тивного исследования и т.д.

В ходе исследования больного по мере обнаружения новых фактов руководящая гипотеза или подтверждается или опровергается. В послед­нем случае создастся новая гипотеза, которой врач и руководствуется в дальнейшем исследовании больного. Благодаря тому, что врач при своем исследовании руководствуется той или другой диагностической идеей, его исследование в каждый данный момент носит до некоторой степени плановый, целеустремленный характер, и вследствие этого значительно облегчается выбор необходимых методов исследования и экономится время, затрачиваемое на обследование. Очень важно при этом правильное, объективное и критическое отношение врача к своим рабочим гипотезам, спо­койный, внимательный их пересмотр и строгая проверка при первых же фактах, им противоречащих. Если гипотеза не выдерживает проверки, должен следовать немедленный отказ от нее и построение новой гипотезы. Чрезмерное увлечение первоначальной гипотезой и иногда невольное стремление подогнать под нее наблюдаемые факты — одна из частых причин диагностических ошибок.

ХОД ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ В СВЯЗИ С ОБЩИМ ПЛАНОМ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО

Общий план исследования больного можно разделить на три основ­ных этапа:

  1. этап обследования больного, в который входят расспрос (жалобы анамнез заболевания и жизни) и физикальные методы исследования, дополненные в ряде случаев некоторыми простей­шими инструментальными и лабораторными исследованиями (измерение температуры тела, исследования мочи);

  2. этап подробного лабораторного и инструментального клинического исследования, включая сюда по мере надобности и разного рода специальные методы исследования,

  3. этап последовательных и повторных исследований в течение клинического наблюдения и лечения больного — этап ведения больного.

За каждым из этих этапов исследования в обязательном порядке следует и тесно с ним связан определенный этап в ходе построения диа­гноза.

1. За первоначальным исследованием следует первоначальный, или предварительный, диагноз, основывающийся на имеющихся к этому мо­менту в распоряжении врача данных; этот диагноз заносится в историю болезни (если у врача нет достаточной уверенности в этом диагнозе, он фиксируется в виде диагноза под вопросом).

2. За клиническим исследованием следует основной клинический, или развернутый, диагноз, обоснованный всеми необходимыми и доступ­ными методами исследования; он выносится на заглавный лист истории болезни; на основе этого диагноза планируется и проводится вся дальней­шая деятельность врача с пациентом: проверка диагноза, установление прогноза, новые или повторные исследования больного, план его лечения, наблюдение за ним и т. д.

3. За этапом последующих исследований, клинического наблюдения и лечения больного следует окончательный диагноз заболевания и диагноз больного, излагаемые в заключительном эпикризе (см. § 10).

Необходимо подчеркнуть, что диагноз ни в коем случае не является законченным актом познания, что он по самому существу динамичен и должен следовать за развитием и ходом заболевания. Поэтому в течение всего периода лечения и наблюдения за больным клинический диагноз должен подвергаться беспрерывной проверке, расширению, углублению и дополнению в связи с выявляемыми новыми фактами и, в частности, с реакцией больного на лечение и с результатами последнего.