Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Губкообразная энцефалопатия КРС.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
113.66 Кб
Скачать

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет – аграрный

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - ВЕТЕРИНАРИЯ, ГРУППА СВ-51

Кафедра – эпизоотологии и ветеринарной патологии

ДИСЦИПЛИНА – ЭПИЗООТОЛОГИЯ

«Губкообразная энцефалопатия КРС»

Москва, 2005 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..2

ПРИОННЫЕ ИНФЕКЦИИ…………………………………………..4

ГИПОТЕЗЫ О ПРИРОДЕ ПРИОНОВ………………………...........7

ГУБКООБОАЗНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ КРС………………..8

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА И ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ…………………………………………………………9

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ……………………….........12

ЭПИЗООТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ…………………....12

ДИАГНОСТИКА……………………………………………….........14

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С ГЭ КРС….......................16

МЕДИЦИНА И ФИЗИОЛОГИЯ: СЕКРЕТ МЕДЛЕННЫХ ВИРУСОВ……………………………………………………………19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...21

ВВЕДЕНИЕ

Прионные болезни или трансмиссивные губкообразные энцефалопатии (ТГЭ) животных и человека известны давно. Некоторые из них, например скрепи овец, были зарегистрированы в 18-м веке, остальные в 19-м и 20-м веках. Всего до 1985 года было известно 6 прионных болезней. После 1985 г. были зарегистрированы ещё 12 видов губкообразных энцефалопатии. Анализ имеющихся данных указывает на то, что II из 12 прионных болезней, зарегистрированных после 1985 года, связаны с появлением в 1985 году в Великобритании нового заболевания — губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (ГЭ КРС), которое больше известно под названием болезнь "бешеная корова" ("mad cow" disease), а в российских средствах массовой информации, как «коровье бешенство».

Все ТГЭ летальны, они вызывают 100% гибель животных и людей, поскольку нет эффективных средств лечения и профилактики. Кроме того, общими для них является нейрологические поражения центральной нервной системы, проявляющиеся в той или иной степени в виде губкообразных изменений некоторых отделов спинного и головного мозга. Агенты прионных болезней по классификации, принятой в России, принадлежат ко 2 классу биологической опасности, т. е. они не передаются аэрозольным путем, но вызывают смертельно опасные болезни при попадании в организм человека или животных.[1]

По мнению ветеринарных специалистов, на сегодняшний день, особую опасность представляют две прионные инфекции животных - ГЭ КРС и скрепи. Как уже отмечалось, скрепи известна более двух с половиной веков, но в последнее время к ней возник повышенный интерес в связи с возникновением ГЭ КРС.

В настоящее время большинство специалистов придерживаются мнения, что ГЭ КРС появилась в результате скармливания КРС мясокостной муки (МКМ), полученной при переработке туш овец, пораженных скрепи. Поэтому для предотвращения возникновения ГЭ КРС необходимо проводить мониторинг скрепи овец и коз.

Большое внимание общественности ГЭ КРС привлекла к себе в связи с передачей данного заболевания от животных к человеку. В настоящее время имеются эпидемиологические, эпизоотологические, клинические и лабораторные доказательства связи ГЭ КРС и нового варианта болезни Крейтцфельдта-Якоба (н.в.БКЯ). Хотя научных доказательств не достаточно, тем не менее большинство ученых считает, что большая часть случаев н.в.БКЯ связана с потреблением продуктов питания, содержащих инфекционный агент. От н.в.БКЯ в мире умерли 128 человек: 121 в Великобритании, 5 во Франции и по 1 человеку в Италии и Республике Ирландия. В Великобритании количество случаев н.в.БКЯ удваивается каждые три года.

Особого внимания заслуживают заявления медицинских работников и специалистов о возможности заражения человека при применении лекарственных и использовании косметических средств, приготовленных из животного сырья, используемого без надлежащего контроля, а также при переливании крови, полученной от доноров, находящихся в инкубационном периоде. Соблюдение безопасности для потребителей осложняется длительным инкубационным периодом болезни, отсутствием метода определения аномальной формы прионного белка в мясе и мясных продуктах, а также диагностических методов, позволяющих выявлять заболевание до появления клинических признаков.

Наибольшее количество случаев ГЭ КРС, около 180 тысяч, зарегистрированы в Великобритании. Эпизоотия нанесла этой стране огромный экономический ущерб. Прямой ущерб составил более 4 млрд. фунтов стерлингов, который складывается из потерь, связанных с производством и реализацией продуктов переработки КРС.

К концу 2002 г. болезнь зарегистрирована в 22-х странах, включая Японию и Израиль, и превратилась из европейской проблемы в мировую.[4]

ПРИОННЫЕ ИНФЕКЦИИ

Ситуация, связанная с прионными инфекциями, в последние 10 лет стала серьезной проблемой как в медицинской, так и в ветеринарной науке и практике.

Известны медленно протекающие инфекции, при которых макроорганизм не отвечает иммунологической реакцией. К таким инфекциям относятся куру, болезнь Крейцфельда-Якоба, Герстлер-Страусслер-Шейнкер синдром, летальная семейная бессоница (ЛСБ), скрейпи, энцефалопатия норок, губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота. Прионные инфекции свойственны как животным, так и человеку, хотя среди людей регистрируются сравнительно редко. К прионным инфекциям отнесено значительное число нозоединиц. Однако список этот в ближайшем будущем видимо будет расширяться.

Для подострых спонгиоформных энцефалопатий характерно то, что возбудитель их реплицируется, не вызывая гибели клеток, обеспечивающих его репродукцию, и эти клетки не изменяются в такой степени, которыми можно объяснить появление симптомов заболевания. Так, например, при скрейпи и энцефалопатий норок организм не реагирует на присутствие и репликацию возбудителя. После инфицирования лимфоидной ткани он проникает в мозг, где воспроизводится, возможно в астроцитах, что приводит к медленной дегенерации нейронов. Видимо этот процесс отмечается при таких формах патологии человека, как куру и болезнь Крейцфельда-Якоба.

При медленных прионных инфекциях патологические изменения проявляются поздно и не сопровождаются воспалением. Преобладают пролиферативные и дегенеративные изменения. Каждая из этих энцефалопатий имеет сходное прогрессирующее клиническое течение с летальным исходом и сходные гистопатологические изменения (вакуолизация нейронов, status spongiosus серого вещества головного мозга, пролиферация и гипертрофия астроглии без признаков воспалительной реакции, которая обычно встречается при других инфекциях. Возбудители куру и болезни Крейцфельда-Якоба (БКЯ) патогенны для некоторых видов обезьян, а возбудитель БКЯ - также и для кошек. У паукообразных обезьян болезнь протекает медленно, у мармозеток и саймири - остро.

Куру - эндемическая болезнь, встречающаяся только среди народности Форе, населяющей восточное плоскогорье Новой Гвинеи. Постепенное исчезновение этой болезни является следствием прекращения ритуального поедания мозга погибших от куру людей (естественная передача инфекции). Однако, соседние народности, также поедающие мозги погибших родственников, никогда не болеют куру, что позволило предположить роль генетического фактора в чувствительности к данной болезни.

Основные клинические признаки трансмиссивных губкообразных энцефалопатий (ТГЭ - transmissible spongiform encephalopathies) обусловлены медленно прогрессирующими расстройствами нервной системы: отклонения в психическом и умственном состоянии, положении тела и координации движений (атаксия, тремор, миоклонус), нарушение реактивности, а также облысение и пигментация. Наиболее характерные патологические изменения, которые можно наблюдать при световой микроскопии мозга, - дегенерация нейронов, гиперплазия и дегенерация астроцитов, формирование амилоидных бляшек.

Экстракты мозга больного содержат большое количество характерных амилоидных скрейпи-ассоциированных фибрил (САФ), видимых при негативном контрастировании под ЭМ. Известно, что САФ представляют собой агрегаты мембранного сиалогликопротеина (прионного белка, РгР) с мол.м. 33-35 кД, кодируемого геномом хозяина. У неинфицированных животных существует только нормальная изоформа, не способная образовывать САФ. Прион как термин обозначает белковоподобную частицу очень маленького размера. Прион - Proteinacous infections particles - общее обозначение инфекционных агентов с вирусподобньми свойствами (штаммовая вариабельность, способность к мутациям), но отличающихся от вирусов необычной устойчивостью к высоким температурам, УЗ, ионизирующему облучению, химическим дезинфектантам. Прионный белок существует в 2 изоформах - нормальной или клеточной (РгРс) и аномальной, или патологической, способной образовывать САФ (РгРSc). Их различия не зависят от аминокислотной последовательности, поскольку они аналогичны. Свойства изоформ обусловлены посттрансляционной модификацией РгР, которая происходит в процессе инфекции. Функции нормальной изоформы РгР в клетке до конца не выяснены. Предполагается ее участие в межклеточном узнавании и клеточной активации. В норме гены, связанные с чувствительностью к ТГЭ, предположительно определяют старение, их функцией является подавление возрастных процессов и болезней (1, 2). РгР с мол.м. 33-35 кД состоит из 254 аминокислот, включая 22-членный N-терминальный сигнальный пептид. Это трансмембранный протеин, пересекающий мембрану по крайней мере дважды. Детергентная экстракция солюбилизирует РгРс, но индуцирует реполимеризацию РгРс в амилоидные фибриллы. Протеинкиназа К гидролизует РгРс, но расщепляет РгРsc с образованием РгР 27-30, который является дериватом PrPSc и мажорным компонентом инфекционного приона.

За основу принята не генетическая, а модификационная природа образования патогенной изоформы РгР и, как следствие, инфекционности приона. Это обеспечивает патогену эндо- и экзогенную инфекционность, преодоление межвидовых барьеров и обусловливает эпидемиологические особенности ТГЭ. В настоящее время различают инфекционную, наследственную и спорадическую формы прионных болезней.

Болезнь Крейцфальд-Якоба диагностируют спорадически во всем мире.

Массовое заболевание КРС в Великобритании ГЭ в результате скармливания боенских отходов от овец, больных скрейпи, а также случаи заболевания при этих же условиях диких животных в зоопарках и домашних кошек показало возможность преодоления приона межвидовых барьеров. Это насторожило мировую ветеринарную и медицинскую общественность. В последнее время широко дискутируется возможность заболевания губкообразной энцефалопатией человека при употреблении в пищу мяса и внутренних органов животных, инфицированных прионами. Прионные инфекции стали социальной проблемой. [1]