Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ГОСЭКЗАМЕН / теория культуры / В-5_ Обоснование культуры в атичности

.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
05.02.2015
Размер:
34.82 Кб
Скачать

В. 5. Обоснование культуры в античности

Уже первые древнегреческие философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – предпринимали попытки создания рациональной картины мира, так называемой геометрической модели мироздания, где боги, как и люди, живут в согласии с природой, не могут ее изменить, но действуют в соответствии с нормами рационального миропонимания, и человек, оказывая им уважение, на этой рациональной основе строит с ними отношения. Философия приходит на смену предфилософским описаниям мира, содержащимся уже в поэмах Гомера и Гесиода, когда происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир, при котором каждый из богов-олимпийцев олицетворял ту или иную природную стихию, тот или иной социальный навык, и начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции, которая у первых философов и отожествлялась чаще всего с той или иной природной стихией. Соответственно природа занимает центральное место в философский размышлениях, что позволило Аристотелю охарактеризовать первых философов как «физиков», «фюсиологов».

Греки отбросили рассуждения о том, что было тогда, когда ничего не было и обратились к построению рациональных картин мироздания, в которых нет места мифологическим образованиям и сказаниям и не используются недостаточные сведения о мире и богах, т.е. человеческому мнению противопоставляется истинное познание.

У Парменида впервые в построении истинной картины мира используется принцип противоречия. Парменид первым выразил ту простую мысль, что при всем множестве мнений – истина одна. При этом он сосредоточивает внимание на самом мыслительном процессе: в центре его внимания нейтральное мыслимое, а не мыслящий субъект. Но он не отворачивается от человека, более того, он обосновывает направленность человека к бытию, и с этой целью указывает на некоторые требования к его мышлению: если человек может мыслить, то что значит «мыслить». Особый упор при этом Парменид делает на том, что мыслить необходимо, выделяя сумму правил мышления, и говорит о необходимости как об опосредовании истинного мышления, т.е. о его зависимости от чего-то третьего, что позволяет оставаться на пути истины и тем самым избежать пути лжи.

Еще до того, как возникли различные философские школы, люди придумывали мифы, чтобы объяснить реальность. В мифах силы природы рассматривались как особые люди и боги. Рассуждая о природе в человеческих образах, люди объясняли загадочные события и природные явления, происходящие в мире: дождь, гром, восход и закат солнца, времена года, рождение, рост, смерть.

Но эти мифы не пытались объяснить, из чего состоит физическая реальность, они уделяли большее внимание тому, как природа влияет на поступки человека и на отношения между людьми.

Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущений, чувственного сопереживания.

ЛОГОС (греч. лбуое), термин др.-греч. философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение*, «основание»); при этом «слово» берётся не п чувственно-звуковом, а исключительно в смысло-вод1 плане, но и «смысл» понимается кик нечто явленное, оформленное н постольку «словесное». Из бытовой сферы п понятие «Л.» вошёл ещё момент четкого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта» (Xoyov 6n56vai — отдавать отчёт). Л. — это сразу и объективно данное содержание, в к-ром ум должен «отдавать отчёт», и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность псему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире н человеке.

Термин «Л.» введён в филос. язык Гераклитом, к-рыи использовал внеш. созвучность этого термина с житейским обозначенном человеч. «слона», чтобы в духе иро-нич. парадокса подчеркнуть пропасть между Л. как законом бытия и неадекватными ему речами люден. Космич. Л., как и подобает слову, «окликает» людей, но они, даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше «общего» и по-разному оцепивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остаётся Л. — ритм их взаимонерс-хода и законосообразность их взаимоотношения; т. о., благодаря понятию Л. гераклитмвекая картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Л. представляет близкую нсторико-филос. аналогию учению Лао-цзы о дао.

У более поздних др.-греч. натурфилософов, у со-

фистов, ГТлатопа и Аристотеля термин «Л.» утрачивает фундаментальное онтологнч. содержание. Лишь стои-

ЭЙДОС (от греч. eidos - вид, образ, идея) - в феноменологии Гуссерля обозначает сущность, всеобщее, универсалию. Понятие Э. восходит к идеализму Платона, в котором оно имело значение прообраза, начала, субстанциальной идеи. В гуссерлевском понимании Э. усилены моменты материальной формы, чувственного, процессуального. Если для Платона универсум эйдосов представляет область вечного, неизменного, субстанциального, то для Гуссерля Э. - элемент абсолютного потока, т.е. существует среди структур временного сознания, флуктуаций ноэм и ноэc. Гуссерль также вводит это понятие для того, чтобы разграничить кантовское понятие идеи и всеобщее понятие формальной или материальной сущности. Эйдосы постигаются в ходе так называемой «эйдетической редукции», а сама феноменология ставит задачу разработать «эйдетическую науку». Схватывание Э. предполагает опыт идеации, т.е. «усмотрения сущностей» (Wesenschau), которая мыслится Гуссерлем по аналогии с чувственным восприятием.

НЕОПЛАТОНИЗМ, последний этап развития античной философии.

Основателем Н. обычно считают Плотина или его учителя Аммония.

Н. тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ. Основные понятия системы Н.; во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицат. теологии; далее в порядке нисхождения из единого следовали бытие-ум с идеями в нём, душа, обращенная к уму и к чувств. космосу, вечному в своём временном бытии.

Н. оказал мощное воздействие на развитие ср.-век. философии и теологии. Василии Великого, Григория Богослова, Григория Нисского.