Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
41.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
69.17 Кб
Скачать

41. Светская повесть 1820-1830 гг (Бестужев , Лермонтов, Одоевский)

 1820 — 1830 -е гг. — время возникновения и развития светской повести — период, так сказать, пограничный, поэтому и объяснение человека основывается у разных авторов, а то и одного и того же автора, на разных принципах: на понимании человека либо как природного, либо как социального явления. В целом же объяснение человека основывалось на синтезированном понимании функций природных и социальных факторов. При этом роль социального фактора, усиливающаяся на всем протяжении 1830-х гг., к началу 1840-х гг. становится доминирующей.

Объектом исследования стали светские повести А. А. Бестужева-Марлинского, В. Ф. Одоевского М. Ю. Лермонтова.

1820 — 1830 -е гг. — время возникновения и развития светской повести — период, так сказать, пограничный, поэтому и объяснение человека основывается у разных авторов, а то и одного и того же автора, на разных принципах: на понимании человека либо как природного, либо как социального явления. В целом же объяснение человека основывалось на синтезированном понимании функций природных и социальных факторов. При этом роль социального фактора, усиливающаяся на всем протяжении 1830-х гг., к началу 1840-х гг. становится доминирующей.

В 1820-е поэзия как жанр перестает удовлетворять внутренним потребностям культурных слоев общества. Эта культурно-историческая ситуация, сложившаяся во многом под влиянием войны 1812 года, способствовала обращению писателей к повествовательным жанрам. Наиболее «удобным» в тот момент оказался жанр повести.

Эта же историческая ситуация требовала объективной оценки действительности в искусстве в целом и в литературе в частности. Вследствие этого классицистические приемы изображения жизни в искусстве, основанные на четкой регламентации жанров и на навязывающем себя дидактизме, переставали удовлетворять требованиям времени. Пришедший на смену классицистским регламентациям романтизм со своим особым героем, противопоставляющим себя обществу, требовал должного внимания и к обществу. Поскольку культура России во многом зависела от европейской культуры, в частности от Франции, то и французское увлечение жизнью светского общества, в описании которого так преуспели французские писатели, было успешно подхвачено русскими авторами. В результате этого светская тема актуализировалась в русской прозе. Но именно актуализировалась, а не появилась вдруг. Светская тема широко использовалась русскими комедиографами, создателями светской комедии первых десятилетий XIX в. Таким образом, совокупность внешних и внутренних причин привела к возникновению такой повести, как светская.

Чтобы объяснить героя, в частности романтического, необходимо было, во-первых, показать его чувства и, во-вторых, противопоставить его обществу (применительно к той ситуации - светскому обществу). Поэтому уже в 1820-е гг. писатели обращаются к двум направлениям в объяснении человека, то есть к двум видам мотивировок: природной и социальной.

Описание мира чувств широко применяли писатели-сентименталисты, поэтому светская повесть в объяснении чувств отчасти переняла опыт сентиментальной повести. Не менее значительным оказался и опыт русской светской комедии. Но в начале 1820-х гг. светская повесть все же была не совершенна в жанровом отношении.

Понимание человека как части природы подразумевало не только описание его чувств, но и обращение к другим сторонам жизни, которые влияют на формирование личности.

Таким образом, авторы светских повестей широко использовали объяснение человека его возрастом, что позволило нам выделить возрастной тип мотивировки. Если в 1820-х гг. человек мыслился больше как явление природное, нежели социальное, то и возрастная мотивировка строилась как соответствие поведения возрасту. Однако все более распространяющееся мнение о социальной детерминированности человека (в совокупности с особенностями романтических традиций) привело к появлению в литературе образов молодых людей с «преждевременно состарившейся душой».

Развитие естественных наук, особенно достижения в геологии, биологии, химии, способствовали возникновению интереса к вопросам о природной сущности человека, в частности, влиянию климата на развитие человека и наций. Интерес в обществе к национальному вопросу, несомненно, должен был отразиться в содержании светской повести. В результате этого актуализировался еще один тип мотивировки - национально-географический.

Не менее важное природное начало, характеризующее всё поведение человека, связано с его полом как природно-социальной категорией. Постепенное осмысление того, какую роль играет общество в формировании человека, привел к вопросу о взаимоотношениях женщины и мужчины не только как биологически разных существ, но и как носителей определенных социальных функций в обществе. Современное понятие гендер позволило нам выделить и такой вид мотивировки. Таким образом, возрастная, национально-географическая и гендерная мотивировки лежали в основе принципов объяснения человека в светской повести конца 1820-х — начала 1830-х гг. и объединяло их природное начало.

Невозможность объяснить отдельные жизненные ситуации обусловила использование авторами повестей и метафизической мотивировки, основывающейся на понятии судьбы, случая. Однако обусловленность поведения героя силами, которые лежат за пределами земного мира людей, не сыграла в светской повести существенной роли.

Осознание той роли, которую играет общество в жизни человека, привело писателей к тому, что в 1830-е гг. некогда превалирующее комедийное начало в осмыслении жизни, отразившееся в светских комедиях и ранних светских повестях, в более позднее время сменяется на трагедийное. Природные мотивировки, обусловливающие поведение человека в 1820-х гг., редуцируются под воздействием социального фактора, в частности воспитания, но ни в коем случае не исчезают. На протяжении 1830-х гг. они всё более приобретают социальную окраску. Таким образом, категория социальной мотивировки становится постепенно ведущей в объяснении человека и его природы, его поведения. Отличительной чертой двадцатилетних героев-юношей становится старость и опытность. Происходит это не только потому, что авторы повестей, используя романтическую традицию, хотят выделить своего героя, а потому что появляется необходимость показать реально скучающего в этом обществе человека, человека, пресытившегося прелестями светской жизни. Герои перенимают чопорность поведения, например, петербургского общества, в котором они живут, не потому что им так нравится, а потому что так принято жить в Петербурге. Так же и женщина, которой природой предназначено быть любящей матерью и женой, превращается в пустую кокетку, а часто просто воспринимается именно так, потому что общество делает ее или видит ее именно такой.

Конфликт человека и общества, как он был решен в светской повести, строился на двух следующих оппозициях. Согласно первой, герой понимался как изначально положительный, среда - как негативная. Вследствие этого герой противостоял среде, и одновременно показывалась принципиальная невозможность гармоничной жизни в обществе. Согласно второй герой понимался и изображался как отрицательный, потому что он был полным подобием и воплощением среды. Но в этом и состояла трагедия героя (повесть Н. П. Павлова «Миллион»).

В 1840-е гг. мотивировка поступков персонажей значительно детализируется. Причины, по которым действуют герои повестей определенным образом, становятся все более конкретными. Так, Лола Монтес, героиня одноименной повести А. В. Дружинина, при объяснении своих чувств обращается к бытовым деталям: «Чуть просыпаюсь я, уже у моей кровати стоит дюжина букетов, преогромных, пребезвкусных, предорогих. Запах от них на всю комнату, коли их тотчас не вынести, голова мигом заболит. Я обыкновенно кидаю их за окошко, топчу, закидываю на печь, - все еще их много остается. Эти букеты с утра начинают портить мне кровь: с утра начинаю я думать о их хозяине, о моем скверном женихе»1. Таким образом, проблема насильственного замужества показывается изнутри и детально. Следствием этой масштабной проблемы становится злость, вспыльчивость, раздражительность героини, и уже именно эти чувства мотивируют дальнейшее ее поведение.

Светская повесть подготовила не только художественные, но и социальные открытия того направления, которое называется натуральной школой и с которым связываются основные достижения будущей русской литературы XIX в. Социальная детерминированность человека редуцировала его природные качества, поэтому в 1840-х гг. герой репрезентируется

Светская  повесть

Тот специфический круг, который именовался «большим светом» (писатель граф В. А. Соллогуб так и назвал свою повесть «Большой свет») или «светом», привлек внимание русских писателей в  1820 - 1830 -е годы и стал предметом художественного изображения и изучения в одной из разновидностей повести, получившей название «светской» и ставшей самостоятельным жанром.

Истоки светской повести лежат в творчестве Карамзина. Тема «света» стала основной в его повести «Александр и Юлия» (1796), причем характерно, что в повести уже есть ирония в адрес светского общества.

Первоначально  светская  жизнь входит в литературу как материал для сатирико-бытовых зарисовок и философско-психологических размышлений. Со временем, однако, начинают резко проступать основные конфликты и основные герои. Прямая критика «света» и отвлеченные рассуждения отходят на второй план. В центре оказывается психологическое раскрытие характеров главных героев, различных типов светского общества и совокупного, собирательного «лица» «света» или своеобразной светской атмосферы. «Свет», как отдельный и замкнутый в себе мир, становится «сборным» героем повествования, и каждый персонаж изображается писателями с оглядкой на его близость или отдаленность от «света». Это позволяет, во-первых, глубже проникнуть в психологию действующих лиц, полнее описать мотивы поведения, изгибы ума и чувства, а во-вторых, разнообразнее представить непохожие и внутренне противоречивые характеры.

Развитие светской повести шло в двух направлениях, которые условно можно назвать романтическим и реалистическим, хотя грани между ними оставались весьма зыбкими и подвижными, да и бытовали они в литературном обиходе почти одновременно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]