Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

aleksandrova_no_sovremennoe_izdatelskoe_delo

.pdf
Скачиваний:
53
Добавлен:
17.01.2021
Размер:
3.18 Mб
Скачать

сти, а также слияние, поглощение одних издательских предприятий другими. Приведем примеры:

покупка в 2012 г. французским холдингомMadrigall итальянского издательства Flammarion и объединение его с французским издательством Gallimard. Возникшее в результате этого слияния издательство занимает третье место на французском рынке издателей;

упомянутое выше слияние в 2013 г. британского Penguin, основанного в 1935 г., и издательства Random House (1925), принадлежащего немецкому медиаконцерну Bertelsmann, с образованием ИГ Penguin Random House – крупнейшего в мире англоязычного издательства – наиболее обсуждаемое событие мирового книжного рынка. Издательский бизнес концернов и до слияния распространялся на США, Великобританию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Индию, Испанию, а также страны Латинской Америки, Азии, Южной Африки163;

приобретение в 2014 г. международной медийной компанией Руперта МердокаNews Corporation канадского ИД Harlequin;

приобретение в 2014 г. одним из ведущих американских издательств Hachette Book Group американского же издательства Perseus Book Group с целью усилить позиции на рынке литературы нонфикшен.

покупка в 2014 г. уже объединенной ИГ Penguin Random House издательств Alfaguara, бразильского Objetiva, а также им-

принтов Taurus, Suma de Letras, Altea и Fontanar и др.

В результате происходящих в мире процессов глобализации, объединения и концентрации книгопроизводства, граничащей с монополизацией рынка, сформировалась так называемая «большая пятерка» мировых лидеров книгоиздания (см. таблицу 25)164.

163Penguin Random House стало крупнейшим издательством в мире [Электронный ре-

сурс]. URL : http://www.vedomosti.ru. (Дата обращения: 23.07.2015).

164IPA. International Publishers Association. Annual Report. 2015–2016. P. 17.

170

 

 

 

Таблица 25

 

Крупнейшие издательские группы (по состоянию на 2016 г.)

 

 

 

 

Издательские

Головная

Страна

группы

компания

 

 

 

 

 

 

1.

Pearson

Pearson PLC

Великобритания

 

 

 

 

2.

Thomson Reuters

The Woodbridge

Канада

Company Ltd.

 

 

 

 

 

 

 

3.

RELX Group

Reed Elsevier PLC &

Великобритания,

Reed Elsevier NV

Нидерланды, США

 

 

 

 

 

 

4.

Wolters Kluwer

Wolters Kluwer

Нидерланды

 

 

 

 

5.

Penguin Random

Bertelsmann AG

Германия

 

House

 

 

Тенденция монополизации, доминирующая на рынке в течение последних лет, по мнению экспертов, приводит к вымыванию издателей среднего размера.

Еще одно проявление глобализации книжного рынка – наличие сквозных международных бестселлеров, например, книг Дэна Брауна, Э. Л. Джеймс, Стивена Кинга, Стига Ларссона, Харпер Ли, Стефани Майер, Джоан Роулинг (она же Роберт Гэлбрейт), Мишеля Уэльбека, Полы Хокинс и других авторов, ставших в разные годы бестселлерами сразу в нескольких странах и на разных континентах.

Вторая тенденция сокращение традиционного книго-

издания, сопровождающееся падением тиражей и объемов производства печатной продукции (как по названиям, так и по суммарному тиражу), снижением цен как на бумажные, так и на электронные книги, закрытием книжных издательств. Исследователи отмечают, что в традиционном книгоиздании в течение последних пяти лет наблюдался стабильный спад – от незначительного, как в Германии или Франции, до довольно внушительного, как в Испании, Италии, Греции и Швеции. И ни в одной

171

стране, кроме Великобритании, падение бумажных продаж не компенсировалось ростом цифровых165.

По словам Т. В. Цыбиной, директора департамента стратегического маркетинга ООО «КОНСАЛТ-ЦЕНТР», представившей доклад о состоянии современного мирового и российского книжного бизнеса, в большинстве развитых стран наблюдается ежегодное падение продаж бумажных книг на уровне 1–2 % (в тиражах), т. е. ситуация в последние 3–4 года стабильная. При этом доходы от продаж книг даже растут. Например, чистый доход и з- дателей в США, по данным Американской ассоциации издателей, в 2014 г. составил 15,7 млрд $, что на 4 % выше, чем в 2013 г. Это стало возможно прежде всего благодаря ежемесячному росту продаж в категории литературы для детей и молодежи166.

В 2015 г. практически во всех странах Европы (за исключением двух) объемы продаж печатной книжной продукции тоже выросли. И этот прирост эксперты тоже во многом связывают с увеличением продаж детских книг. «По данным компанииNielsen, сегодня доля детских книг в Австрии и Нидерландах превышает 40 %, в Испании и США – 30 %, а в Италии и Бразилии – 20 %»167. Прирост продаж художественной литературы опятьтаки произошел за счет увеличения продаж изданий для детей.

Третья тенденция – постепенная трансформация издательств из «книжных» в «производителей развлекательного продукта». Самая постоянная тенденция последних лет и самый мощный тренд развития, по словам издателей, тоже связан с детской книгой. Поиски новых форм подачи контента, усиление интерактивного компонента, визуального разнообразия, позволяю-

165Ро О. Дела на рынке: глобальный рынок электронных книг 2014–2015. С. 67.

166Книгоиздание в России: от кризиса до кризиса [Электронный ресурс]. URL : http://www.bookind.ru/events/2720. (Дата обращения: 02.02.2016).

167Основные тренды книжного рынка обсудили участники Европейской и Международной федерации книгораспространителей // Книжная индустрия. 2016. № 4–5. С. 7.

172

щего ребенку, привыкшему к айпаду и компьютеру, постоянно переключать внимание168, постепенно превращают книгу в неотъемлемую часть медиаиндустрии. Происходит постепенная трансформация издательств из «книжных» в «производителей развлекательного продукта», часть индустрии развлечений. Особенно это характерно для издательств, которые в ответ на требование рынка короткого, развлекательного и необременительного чтения значительные средства вкладывают в развлекательные платформы и игровые приложения169.

По мнению аналитиков, наиболее успешные проекты сегодня развиваются на стыке кино – медиа – книга, а крупнейшие отечественные и зарубежные издательства становятся частью медиахолдингов. В связи с этим отбор проектов для издания изначально происходит с учетом возможности их потенциала для кроссмедиа.

По словам Р. Вишенбарта, постепенно размываются представления о границах книгоиздания (в особенности это характерно для сферы массовой литературы): акценты смещаются с книги как самостоятельного объекта на книгу как услугу, а следом – на провайдера этой услуги, предлагающего потребителю чтение книг наряду с другими видами досуга. Издательский продукт все глубже интегрируется с социальными медиа – даже нелицензионный контент находится аудиторией через гигантские социальные сообщества170 (достаточно упомянуть российскую сеть«ВКонтакте»).

Четвертая тенденция – замедление темпов прироста электронного книгоиздания, потребления и стабилизация соотношения традиционного печатного и электронного книгопроизводства. В англосаксонских странах еще в середине 2013 г. произошел перелом: завершилась фаза экспоненци-

168Ярмарка детской книги в Болонье: палитра взглядов. С. 64.

169Лондонская книжная ярмарка – 2014: больше, чем печатное слово / О. Ро // Книжная индустрия. 2014. № 4. С. 70.

170Ро О. Дела на рынке: глобальный рынок электронных книг 2014–2015. С. 66.

173

ального (т. е. возрастающего в геометрической прогрессии) роста электронного книгоиздания; подавляющая часть читающей публики уже познакомилась с электронными книгами, темпы роста их потребления приостановились171. С 2015 г. эта тенденция проявилась практически во всех странах западного полушария, независимо от занимаемой доли рынка. В частности, в Германии, согласно информации компании ReadBox, рынок электронных книг рос с 2012 по 2015 г. в среднем на 32 % ежегодно, а в 2015 г. прирост составил 16 % в стоимостном выражении и 12 % в объеме.

По данным 2015 г. доля рынка электронных книг в англоязычных странах колебалась в районе 20 %. В континентальной Европе эта цифра не превышает 10%, в диапазоне от 1% в Швеции до 4,9 % в Германии и 6,4 % во Франции172. По словам вицепрезидента Российского книжного союза и директора ИГ «Эксмо – АСТ – Дрофа – Вентана-Граф» О. Е. Новикова, в России доля электронных книг составляет сегодня чуть более 1% рынка173.

Вменьшей степени замедление роста электронного книгоиздания и книгопотребления затронуло развивающиеся страны и Россию. По мнению экспертов, наиболее активно осваивать цифровое чтение продолжат страны развивающихся экономик – Бразилия, Индия, Китай, а также Россия, Юго-Восточная Азия.

Вцелом же многие отраслевые эксперты отмечают стабилизацию на рынке электронных книг, постепенную стандартизацию их форматов. Стабилизацию в паре «бумажный – электронный контент» Р. Вишенбарт называет важным признаком состояния мирового книжного рынка в последние годы.

171Ро О. Из 2013-го в 2014-й, без задержек и остановок // Книжная индустрия. 2014. № 1. С. 74.

172Ро О. Дела на рынке: глобальный рынок электронных книг 2014–2015. С. 67.

173Об итогах и перспективах: проблемное поле книжного рынка РФ / А. Н. Воропаев, Е. Б. Ногина, О. Е. Новиков и др. // Книжная индустрия. 2016. № 4–5. С. 21.

174

Пятая тенденция и еще один тренд, характерный для ми-

рового книгоиздания, – прирост производства и потребления аудиокниг. Так, согласно исследованию, проведенному британским отраслевым журналом The Bookseller, доля издателей, выпускающих мультимедийные книги, в 2015 г. сократилась с 50,8 до 46,2 %. При этом число тех, кто производит аудиоконтент, наоборот выросло с 39,3 до 47,5 %174.

Популярность аудиокниг среди пользователей библиотек, а также покупателей электронного контента, по сведениям Ассоциации американских издательств (ААР), выросла за прошлый год на 36 и 38% соответственно. Та же тенденция заметна на российском рынке175.

Как безусловное преимущество аудиокниги для потребителей выступает такая особенность ее восприятия как возможность слушать параллельно с другой деятельностью: вождением автомобиля, занятием домашним хозяйством, физкультурой, вязанием. Однако при этом и чтение постепенно перестает быть делом, которому посвящают отдельное время, а книга попадает в один ряд с радио и потоковым прослушиванием. С другой стороны, пользователи, привыкшие слушать музыку почти непрерывно, вполне готовы слушать и книги.

Среди прочих процессов, в последние годы обретающих характер тенденции, аналитики отмечают влияние на издательское дело глобальных технологических игроков (Amazon, Kobo,

Apple, Google, Ingram и даже Facebook) – как специфичных для книжной отрасли (в частности, это относится к инновационным концепциям и технологиям производства и распространения информации), так и тех, что рассматривают книжный контент в ка-

174Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] : отрасл. докл. М. : ФАПМК, 2016. С. 81.

175Что было в 2015-м, что будет в 2016-м, и о чем сердцу беспокоиться / ведущий рубрики В. Харитонов // Университетская книга. 2016. Март. С. 72.

175

честве дополнения к уже существующим услугам (мобильный доступ или решения, позволяющие потреблять контент в разных форматах на различных устройствах).

Технологические гиганты, например, вытесняют традиционные издательства из сферы образования, предлагая действенные и несложные инструменты подготовки учебных пособий. Вслед за Apple на этот рынок вышел Amazon, сравнительно недавно подписавший контракт с Министерством образования Франции, с тем, чтобы предоставить учителям страны площадку и инструменты для создания и распространения открытых образовательных ресурсов176.

Переход на мобильное чтение привел к повсеместному рос-

ту самиздата и тематических издательских платформ, за-

ставил издательское сообщество не только считаться с самиздатом, развитие которого аналитики называют массированным, но и совместно вырабатывать модели доступа к контенту.

Например, для большинства стран Африки и Латинской Америки именно самиздат становится заметным инструментом выпуска профессиональной литературы в отсутствие развитой издательской ниши в этом сегменте (иногда занимая, по мнению Р. Вишенбарта, долю рынка, сравнимую сдолей традиционных издателей).

В последнее десятилетие в издательском деле возник и достаточно активно развивается краудсорсинг, т. е. сервисы (LeanPub, PubSlush, российская Planeta и др.) и инструменты софинансирования издания книг, наиболее востребованных читателями, с участием издателей и самих читателей. Контентные краудсорсинговые платформы, такие как Scribd или Medium, представляют собой и платформу для самиздата, и библиотеку, где тексты можно обсуждать и комментировать. Писатель, по мере написания книги, может выкладывать ее главы для обсуждения.

176 Ро О. Дела на рынке: глобальный рынок электронных книг 2014–2015. С. 67.

176

Примерно так, например, поступал Д. Глуховский, работая над «Будущим». Крупнейшие европейские и американские издательства (Harlequin, Macmillan и др.) заключают договоры или запускают собственные ресурсы для размещения рукописей независимыми авторами и получения обратной связи от других издателей, редакторов, читателей.

В 2015 г. в России появился первый краундфандинговый книжный проект – «Сборник». Участники проекта могут публиковать на сайте http://www.sbor-nik.ru начало своего произведения и объявить сбор средств, чтобы дописать книгу. Далее свой выбор делают читатели, которые в прямом смысле «голосуют рублем». Авторы, собравшие заявленную сумму, получают деньги, затем дописывают произведение и в обозначенный срок предоставляют его в электронном виде для публикации в открытом доступе, с возможностью добровольной оплаты читателями. Если же нужная сумма не была собрана, она возвращается пожертвователям либо используется на поддержку других авторов.

Выводы

Таким образом, в развитии издательского дела за рубежом можно выделить следующие тенденции и особенности:

монополизация издательского дела во второй половине XX в., в начале XXI в. переросшая в интенсивную глобализацию отрасли в мировом масштабе;

выделение как наиболее крупных по объему продаж и ра з- витых книжных рынков таких стран, как США (Северная Америка), Китай (Азия), а также Германия, Великобритания, Франция (Западная Европа);

эволюция мирового книжного рынка, происходящая под воздействием целого ряда различных движущих сил – как мест-

177

ных (законодательство, налогообложение и культурные традиции отдельных стран), так и мировых (в частности, присутствие в странах глобальных игроков – издательских групп и контентных платформ, таких как Amazon, Apple или Google; широкого распространения мобильной связи и т. п.);

заметное влияние на книжный рынок издательского экспорта в таких странах, как Великобритания, Испания и до недавнего времени – Россия;

интеграция издательского продукта с социальными медиа;

стабилизация рынка электронной книги на уровне 20 % в США и Великобритании и 10 % – в Европе (при замедлении прироста доли электронных книг).

Вопросы для самопроверки

1.В каких формах в настоящее время осуществляется государственная поддержка книгоиздания и книгораспространения в разных странах мира?

2.Назовите преимущества и недостатки фиксированной цены на книжную продукцию.

3.В каких формах в настоящее время осуществляется международное сотрудничество в области книгоиздания и книгораспространения?

4.Назовите крупные совместные международные издательские проекты последних лет.

5.Какие функции выполняют сегодня международные и национальные книжные выставки-ярмарки?

6.Назовите страны – лидеры книгоиздания в Европе, Америке, Азии.

7.В каких странах располагаются крупнейшие в мире издательские группы и корпорации?

8.Какова динамика количества названий и суммарного тиража книг, изданных в мире в последние годы?

9.Какие новые тенденции характерны для мирового книгоиздания в последние несколько лет?

10.Что аналитики понимают под реструктуризацией мирового книжного потока?

178

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел 1. Государственная политика

всфере книгоиздания в 1990–2000-е гг.

1.Бартенев, О. «Российская книга»: с кнутом и пряником / запись О. Парфенова // Витрина читающей России. – 2001. –

1. – С. 42.

2.Блюм, А. В. Закат Главлита: Как разрушалась система советской цензуры: документальная хроника 1985–1991 гг. / А. В. Блюм // Книга : Исслед. и материалы. – Москва, 1995. –

Сб. 71. – С. 168–187.

3.Ватолина, Е. А. Российский рынок книгоиздания : докризисная ситуация / Е. А. Ватолина, Н. М. Гущина // Книжное дело. – 2009. – № 1. – С. 45–49.

4.Заика, Н. К. Правовые основы средств массовой информации : учеб. пособие / Н. К. Заика. – Санкт-Петербург : ИВЭСЭП ; Знание, 2005. – 72 с.

5.Кондратов, С. А. Традиции «государственности» и «негосударственности» в книжном деле России / С. А. Кондратов // Книга : Исслед. и материалы. – Москва, 1997. – Сб. 73. – С.204–218.

6.Кондратов, С. А. Становление негосударственного книгоиздания в России (1987–1993) / С. А. Кондратьев // Книга : Исслед. и материалы. – Москва, 1997. – Сб. 74. – С. 61–80.

7.Кругликова, И. А. Влияние законотворческой деятельности государства на книгоиздательское дело / И. А. Кругликова // Книга и мировая цивилизация : материалы одиннадцатой междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 20–21 апр. 2004 г.) : в 4 т. – Москва, 2004. – Т. 1. –

С. 194–197.

179