Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2ой сем / 2ой сем занятие / 15th / Комментарии к слайдам.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
10.03.2021
Размер:
144.58 Кб
Скачать

СЛАЙД 2

Главные функции нервной системы

Нервная система, осуществляющая наиболее совершенную связь организма с внешней средой и регуляцию всех его функций при воздействии на организм и адекватных, и неадекватных раздражителей, включает целую систему приспособительных реакций, обуславливая тем самым его адаптацию к новым условиям и препятствуя развитию патологического процесса. Поэтому любые нарушения в деятельности нервной системы чреваты для организма весьма тяжелыми последствиями, связанными как с ошибками адаптации, так и с получением органами и системами неверных “команд” от высших регуляторных центров. В связи со сказанным, патофизиология нарушений деятельности нервной системы представляет собой один из важнейших разделов медицинской науки.

На представленном слайде отображены основные функции нервной системы. Большинство из них подробно описано в соответствующих разделах курса нормальной физиологии и не требует дополнительных объяснений. Однако, учитывая, что в последнее время представления о механизмах осуществления такой важной функции нервной системы, как трофическая, несколько изменились, мы вкратце прокомментируем эту часть слайда.

В 1823 году французский физиолог Франсуа Мажанди впервые смоделировал в эксперименте нервно-трофические нарушения. Он пересек у кролика тройничный нерв и через несколько дней отметил на стороне операции помутнение роговицы глаза с последующим ее размягчением и образованием язвы. Исследователь высказал предположение о том, что в организме наряду с чувствительными, двигательными и секреторными существуют нервы, которые он назвал трофическими, то есть нервами, регулирующими обмен веществ в тканях. Вначале открытие Мажанди признано не было: изменения в роговице глаза при пересечении трофических нервов объясняли либо воздействием микробного фактора на фоне подсыхания глаза, либо возникшими при нарушении иннервации сосудистыми расстройствами в его тканях. И лишь открытие И.П.Павловым усиливающего нерва сердца (при раздражении которого происходило увеличение сократительной способности миокарда без изменения частоты сердечного ритма, причем и на изъятом из организма сердце) прямо доказало наличие трофической иннервации, то есть непосредственного воздействия нервной системы на обмен веществ в тканях. И.П.Павлов следующим образом сформулировал это понятие: “Таким образом, по нашему представлению, каждый орган находится под тройным нервным контролем: нервов функциональных, вызывающих или прерывающих его функциональную деятельность (сокращение мускула, секрецию железы и т.д.); нервов сосудистых, регулирующих грубую доставку химического материала (и отвод отбросов) в виде большего или меньшего притока крови к органу, и, наконец, нервов трофических, определяющих в интересах организма как целого точный размер окончательной утилизации этого материала каждым органом”. В этом определении главная мысль заключается в том, что трофические нервы обуславливают соответствие интенсивности обмена веществ в тканях и конкретных условий функционирования организма.

Когда наличие у нервов трофической функции стало доказанным, возник вопрос: с какими же нервами эта функция связана? После того, как в эксперименте было установлено, что раздражение симпатического нерва восстанавливает сократительную силу утомленной скелетной мышцы (феномен Гинецинского - Орбели), влияние на трофику тканей стали отождествлять с симпатическими воздействиями. Однако вскоре было обнаружено, что парасимпатические нервы также влияют на обмен веществ, в частности, в сердце. Затем установили, что перерезка чувствительных и двигательных нервов также является не безразличной для тканевого метаболизма. Эти факты позволили А.Д.Сперанскому высказать положение о том, что “трофическая функция как таковая не имеет точной локализации”, и что “в организме нет не трофических нервов”.

В настоящее время механизмы трофических влияний в достаточной степени детализированы. Установлено, что нейроны и иннервируемые ими ткани постоянно обмениваются специальными веществами (скорее всего – белковой природы), которые распространяются при аксоплазматическом токе жидкости по микротубулям аксонов. Скорость распространения этих веществ, получивших название трофогенов, достаточно высока – до 400 мм в день. Трофогены, проходя через мембраны мышечных клеток или клеток других тканей, оказывают влияние на их метаболизм. С другой стороны, определенные вещества также с аксоплазматическим током транспортируются из иннервируемых клеток в тела нейронов. Иначе говоря, нейроны и иннервируемые ими ткани составляют единый трофический контур (Г.Н.Крыжановский), нарушение которого (например, перерезка соответствующего нерва) вызывает дистрофические процессы не только в тканевых клетках, но и в самих нейронах.

И эксперименты, и клинические наблюдения четко свидетельствуют о том, что при достаточно глубоких расстройствах деятельности тех или иных отделов центральной нервной системы или при поражениях разных по своим функциям периферических нервов могут возникать трофические расстройства, выражающиеся в появлении пролежней, дерматитов, язв на коже и слизистых и т.д. Эти явления нередко возникают и достигают значительной выраженности, например, при невротических состояниях.

СЛАЙД 3

Патофизиология функциональных неврозов

Двадцатое столетие, равно как и наступившее двадцать первое, характеризуются постоянным и упорным ростом числа нервно-психических заболеваний. Анализ статистических данных, ежегодно публикуемых Всемирной Организацией Здравоохранения, показывает, что наиболее заметен прирост этих заболеваний в развитых странах. Постоянно ускоряющийся темп жизни, необходимость в короткие сроки адаптироваться к быстро протекающим изменениям в той или иной сфере профессиональной деятельности, межличностная конкуренция, неуверенность в собственном будущем и будущем своих детей – все это в значительной степени объясняет рост нервно-психических заболеваний, в этиологии которых ведущую роль играет фактор эмоционального перенапряжения и сложный комплекс социально-экономических причин.

Значительное место в структуре нервно-психической заболеваемости занимают неврозы (по данным ВОЗ на их долю приходится до 80% всех болезней этой группы), которые, в свою очередь, могут способствовать возникновению и развитию ряда соматических заболеваний: гипертонической болезни и атеросклероза, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемической болезни сердца, бронхиальной астмы, сахарного диабета, различных дерматозов и многих других патологических процессов.

Понятие невроз впервые было введено в медицину шотландским врачом Кулленом в 1776 году. Он предложил включить в эту группу заболевания, зависящие от состояния нервной системы. Выделение неврозов в самостоятельную нозологическую форму было положительным фактом, так как впервые акцентировалось внимание на нервном генезе болезней. Однако предложенное определение было чрезвычайно широким и неконкретным, поскольку в него наряду с истинными неврозами были включены такие понятия, как параличи, рвота, изжога, глухота, кишечная непроходимость и даже лихорадка. Это привело к тому, что на протяжении более чем 100 лет врачи относились к понятию «невроз», как к чему-то, не имеющему практического значения.

В конце XIX века границы применения термина «невроз» было несколько сужено. К неврозам стали относить функциональные заболевания нервной системы, при которых в нервной ткани не наблюдается органических изменений. Но на основании этого неврозами считали, например, столбняк, эпилепсию и ряд других органических нервных заболеваний, морфологический субстрат которых в то время был неизвестен. Сам принцип такого определения был неправилен, поскольку нельзя в основу каких-либо утверждений или определений класть отсутствие знаний. Подобная трактовка невроза представляла собой незнание, возведенное в ранг нозологической формы.

Первое научное определение понятия «невроз», вполне созвучное представлениям современных клиницистов и патофизиологов, появилось в работах И. П. Павлова.

Согласно его учению, невроз – это состояние, в основе которого лежит нарушение силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов – возбуждения и торможения, а для человека также нарушение уравновешенности между первой и второй сигнальными системами. К этому определению следует еще добавить – при отсутствии психических расстройств, поскольку для многих заболеваний, относящихся к области психиатрии, так же как и для неврозов, характерны нарушения процессов возбуждения и торможения, но к этому добавляются еще расстройства психики, деградация личности и т. п.

В настоящее время определение понятия «невроз» подвергается некоторому уточнению. В частности, предполагают подразделять неврозы на первичные (или невротическую болезнь), возникающие под влиянием экзогенных факторов, действующих на центральную нервную систему, и вторичные (симптоматические), возникающие как следствие соматической патологии (чаще всего при токсикозах и эндокринопатиях).

СЛАЙД 4

Функциональные неврозы и типы высшей нервной деятельности

Анализируя особенности высшей нервной деятельности (ВНД) и основываясь на оценке уровня основных нервных процессов – возбуждения и торможения, И.П.Павлов выделил четыре ее типа.

У сильного неуравновешенного типа («безудержного» по И.П.Павлову) относительно слаб процесс торможения, вследствие чего представители этого типа ВНД характеризуются взрывными реакциями. Если обратиться к делению людей на темпераменты (конституциональные типы), предложенному Гиппократом, то по его классификации – это холерик.

Сильный уравновешенный подвижный тип был назван И.П.Павловым» идеальным», поскольку у него для обоих процессов свойственны и высокая сила, и выраженная уравновешенность, и способность к быстрой сменяемости, то есть этот тип лучше всех остальных адаптирован к действию раздражителей (сангвиник по классификации Гиппократа).

Слабым звеном сильного уравновешенного инертного типа (флегматика - по Гиппократу) является подвижность нервных процессов – неспособность к быстрой смене одного другим.

Слабый тип характеризуется слабостью обоих процессов: и возбуждения, и торможения. Любой достаточно сильный раздражитель (и возбудительный, и тормозной) перенапрягает эти процессы, в результате чего в ЦНС такого типа развивается состояние разлитого торможения. Слабый тип соответствует гиппократовскому меланхолику.

Возникновение неврозов зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности, так как невроз быстрее всего возникает тогда, когда раздражитель действует на наиболее слабое звено нервных процессов. Таким звеном у особи с сильным неуравновешенным типом ВНД является относительно слабый процесс торможения. Следовательно, чтобы вызвать в эксперименте невроз у животного такого типа, ему необходимо перенапрячь процесс торможения. Этого, в частности, можно достичь, дав животному задачу на очень тонкую дифференцировку. Например, у собак вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на показывание круга (с подкреплением этого показа пищевым раздражителем). Торможение слюноотделения вызывается показыванием эллипса (пища при этом убирается). Затем параметры эллипса начинают менять, постепенно приближая его к кругу. Когда разница между осями эллипса становится незначительной, у собак возникает срыв высшей нервной деятельности.

У животного с сильным уравновешенным инертным типом ВНД можно вызвать невроз, перенапрягая подвижность нервных процессов, например, быстро чередуя положительный и отрицательный условные раздражители при воспроизведении дифференцировки.

У слабого типа невроз инициируется любым, достаточно сильным раздражителем, поскольку у такого объекта одинаково слабы оба процесса – и возбуждение, и торможение.

У животного с сильным уравновешенным подвижным типом ВНД вызвать невроз чрезвычайно трудно - приходится применять сверхсильные раздражители с их быстрой сменой по характеру (положительные и отрицательные). В этом случае можно получить невроз и у «идеального» типа высшей нервной деятельности.

Хотя изложенные особенности характерны для воспроизведения срыва высшей нервной деятельности у экспериментальных животных, возникновению неврозов у людей свойственны сходные закономерности, хотя полностью переносить эти данные на человека вряд ли возможно, так как чисто биологические факторы (например, тип ВНД) постоянно взаимодействуют с окружающей человека социально-экономической средой, а именно это обстоятельство чаще всего и является комплексной причиной возникновения такого заболевания, как невроз.

СЛАЙД 5