Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Мэттьюз Р. Гладиаторы

.pdf
Скачиваний:
40
Добавлен:
23.11.2021
Размер:
6.57 Mб
Скачать

Философ Сенека был одним из тех, кто не одобрял проведения публичных казней и сокрушался по поводу того, какой эффект они оказывают на зрителей. По иронии судьбы, ученик Сенеки — Нерон отличался чрезмерной жестокостью в этом вопросе: именно он стал родоначальником практики бросания христиан на растерзание львам.

V I I I

озможно, самыми ужасными из всех меропри­ ятий, происходивших на арене Рима, были казни нокси — преступников, приговоренных

магистратом к смерти. Эти казни кажутся чудовищ­ ными не только с точки зрения современного челове­ ка, более чуткого по своей природе; даже многие рим­ ляне считали их проявлением жестокости и бесчело­ вечности. Эти экзекуции не имели ничего общего с «простыми» казнями через повешение или обезглав­ ливание. Приговоренные к смерти нокси лишались жизни со всей жестокостью и беспощадностью, на которую только был способен изощренный ум рим­ лян. Публичные казни были распространенным явле­ нием в Древнем мире. В большинстве обществ они прекратили свое существование лишь два столетия назад, а в некоторых странах продолжаются и по сей день. Смертная казнь во многих странах по сей день остается высшей мерой уголовного наказания. За особо тяжкие, по оценке общества, преступления, когда нет надежды на то, что совершивший преступ­ ление искупит свою вину, смерть становится единст­ венной соответствующей мерой наказания. Для неко­ торых людей определенные преступления являются настолько ужасающими, что совершившие их люди должны быть не просто уничтожены, а убиты на виду у всех. Публичная казнь — крайняя мера общества по отношению к антисоциальным элементам.

122

ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ

Римляне сделали из этого общественное меро­ приятие.

Формирование карательных мер, применяемых по отношению к нокси, сложно и не совсем понят­ но. Образованные римляне, которые вели летопи­ си игр и записывали историю Рима, считали казни преступников недостойными упоминания и ка­ ких-либо комментариев, поэтому у нас практичес­ ки нет сведений относительно практики проведе­ ния публичных казней.

В период республиканского строя римские граж­ дане освобождались от смертной казни. Если чело­ век совершал действительно серьезное преступле­ ние, его изгоняли из Рима, а иногда, в крайних слу­ чаях, с территории всей Римской империи. Для римлянина это было воистину страшным наказани­ ем. Человек не только отлучался от друзей, семьи и богатства, но и становился легкой добычей разбой­ ников, которые наживались за счет таких изгоев.

Исключения делались лишь в военное время, когда предатели или дезертиры могли быть подверг­ нуты смертной казни. Этот закон появился в старо­ давние времена римской истории, когда в 750 году до н.э. Капитолийский холм находился под осадой самнитов. Тарпейя, дочь прославленного героя Спурий Тарпей, пообещала открыть ворота в обмен на большую коллекцию ювелирных украшений.

За свое предательство Тарпейя поплатилась жизнью. Именно в этот момент и появилась тради­ ция сбрасывать с отвесного утеса Капитолийского холма, получившего название Тарпейская скала, осужденных на смерть изменников. По мере того

как границы империи расширялись, стало весьма

затруднительным возить осужденных на казнь на Тарпейскую скалу, поэтому стандартной процеду­ рой была казнь через обезглавливание.

КАЗНИ

123

Со временем рамки «предательства» несколько рас­ ширились. На закате республиканского строя к смерт­ ной казни приговаривались не только за помощь врагу, но и за укрывательство от налогов. Во времена правле­ ния императоров под категорию «предательство» по­ падало неповиновение императору или даже простое досаждение ему чем-либо. В результате публичные каз­ ни граждан стали менее распространенным явлением. Преступники, приговоренные к смерти, получали од­ ноили двухдневную отсрочку исполнения приговора, с тем чтобы они могли привести свои дела в порядок. Это давало им возможность покончить жизнь само­ убийством и умереть в кругу семьи и друзей, а не на глазах улюлюкающей толпы.

Для тех людей, кто жил в Риме, но не являлся его гражданином, закон был более суровым, а плата за преступление — скорой и неизбежной. Наряду с таки­ ми мерами телесного наказания, как публичная порка и ампутация конечностей, существовала также и прак­ тика привлечения преступника к общественно-полез­ ным работам в шахтах или на стройках. Для неграждан спектр преступлений, тянувших на высшую меру нака­ зания, был гораздо шире, чем для граждан Рима. Если убийство совершал негражданин, его приговаривали к смерти, а если убийцей был гражданин, его приговари­ вали к изгнанию.

Но это правило не всегда соблюдалось. В шести­ десятых годах н.э. наместник Испании Сервий Гальба приказал казнить через распятие человека, убив­ шего родного племянника ради получения фамиль­ ного наследства. Осужденный на смерть очень рьяно протестовал против приговора не потому, что был невиновен, а потому, что его статус гражданина за­ щищал его от смертной казни. Правитель Гальба вы­ слушал приговоренного, а затем отдал приказ стражникам: «Сделайте для этого человека крест

124

ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ

выше обычного, чтобы показать его статус». Тем, кто сознательно обсчитывал и обкрадывал людей, Гальба приказывал отрубать руки и прибивать на дверь их магазинчиков.

Подобные меры оправдывались римскими законо­ дателями, которые считали, что наказание должно преследовать одну из трех целей: либо перевоспитать человека, совершившего преступление, либо предо­ стеречь других от совершения подобного преступле­ ния, либо обезопасить общество и избавить его от пре­ ступника. Однако нередко в погоне за соблюдением этих постулатов римского правосудия нарушался сам закон.

О том, что римляне в своей массе разделяли это мнение, говорит тот факт, что в 68 году н.э. правитель Гальба был избран сенатом на пост императора, в на­ дежде на то, что он сможет покончить с коррупцией и обманом, процветавшими в правительстве во время правления Нерона.

Рабы считались частной собственностью хозяина и не обладали никакими юридическими правами, даже теми, что были у лиц, не имеющих гражданства. Тако­ го явления, как суд над рабом, в истории римского го­ сударства не было. Определять вину или невиновность раба, а также назначать ему подходящее наказание бы­ ло исключительной прерогативой хозяина.

Не все хозяева прислушивались к голосу разума, когда дело касалось наказания рабов. Во время прав­ ления Нерона один человек по имени Глицон застал свою жену в постели с рабом. Обезумевший от гнева, Глицон распорядился о незамедлительной публичной казни провинившегося раба. Этот необдуманный по­

ступок имел для Глицона весьма неприятные последст­

вия: ведь весь народ узнал о том, что его жена предпо­ чла ему раба, а сам он сделался объектом непристой­ ных шуток и насмешек.

КАЗНИ

125

Возможно, помня об этом случае, император Адри­ ан запретил владельцам рабов самовольно приговари­ вать их к казни. Если хозяин считал, что раб заслужи­ вает казни, он должен был обратиться с заявлением в магистратуру — единственный орган, наделенный вла­ стью выносить смертные приговоры. Тот же закон за­ прещал без одобрения магистрата принуждать рабынь к занятию проституцией, а рабов обращать в гладиато­ ров.

Стремление римлян к тому, чтобы наказание пре­ ступника отбивало желание у других повторить подоб­ ное, стало причиной изощренности и жестокости на­ казаний. Публичное унижение было как раз тем, что нужно, и чем тяжелее было совершенное преступле­ ние, тем большему унижению и позору должен был подвергнуться преступник перед тем, как умереть. Это, естественно, означало, что казнь должна свершиться на глазах у всего народа.

Сначала казни, которые устраивались вскоре после суда над преступником, проводились на Форуме. До I столетия до н.э. граждане, организующие гладиатор­ ские игры, получали задание осуществить казнь пре­ ступников. Выигрывали обе стороны: государство ос­ вобождалось от проблем, связанных с заключением и казнью преступников, организаторы игр увеличивали ажиотаж вокруг своих представлений. Чаще всего это происходило в тех случаях, когда человек, которого на­ меревались казнить, был известным преступником или совершил действительно громкое преступление. При этом организатор игр оплачивал все расходы.

Сначала процедура казни включалась в программу мероприятий и проводилась практически без специ­

ального сценария. Позднее появился обычай осуще­

ствлять казнь в обеденное время. С наступлением са­ мого жаркого времени дня знатные сенаторы, всадни­ ки и богатые граждане покидали забронированные

126 ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ

места и отправлялись пообедать или отдохнуть. Пле­ беи, которые вынуждены были выстаивать в огромных очередях, дабы занять хорошие места, рисковали их потерять, пойди они перекусить, поэтому предпочита­ ли оставаться на трибунах. В скором времени органи­ заторы игр поняли, что необходимо как-то развлекать плебс во время обеденного перерыва, но не хотели вы­ пускать на арену профессиональных гладиаторов или дорогих животных в отсутствие влиятельных господ. Казни преступников стали решением проблемы. Единственное, что невозможно понять, как зрители могли поглощать свои обеды, глядя на ужасы, проис­ ходящие на арене.

Напомним, что осужденные на смерть назывались нокси. В отличие от гладиаторов или венаторов нокси не имели ни малейшего шанса остаться в живых во время представления. Их задачей было умереть ради блага общества и забавы толпы. Но то, как они умира­ ли, было поистине чудовищным.

Некоторые казни были относительно обычными. Осужденный обезглавливался или закалывался. Но та­ кая «незатейливая» смерть не очень-то нравилась тол­ пе. Поэтому более зрелищным вариантом было дать одному из осужденных оружие и приказать убить остальных. После того как невольный палач выполнял свою кровавую миссию, его самого постигала та же участь. Еще более увлекательным для толпы стал способ казни, описанный поэтом Сенекой в I веке н.э. На арену выталкивались двое преступников, один из которых был вооружен ножом или другим простым оружием. Он убивал своего коллегу, после чего страж­ ники отнимали у него оружие. Затем на арену выходил новый заключенный и убивал человека, совершившего предыдущее убийство. Так один за другим на арену вы­ ходили все заключенные и «по цепочке» убивали друг друга.

КАЗНИ

127

Иногда преступников облачали в доспехи и выстав­ ляли на арене против профессиональных гладиаторов. Эти бои относились к категории показательных: сна­ чала гладиаторы-ветераны демонстрировали свои ко­ ронные удары и движения на беспомощном новичке, а затем одним быстрым движением, к безумному вос­ торгу толпы, убивали его.

Возможно, самой известной казнью нокси стала участь быть брошенным на растерзание львам. Суще­ ствует расхожее мнение, что подобная казнь была обычным наказанием для христиан. Но, как это час­ то случалось в истории римской арены, все на самом деле не так просто.

Идея бросать людей на растерзание диким живот­ ным в качестве исполнения смертного приговора пришла из Карфагена. Этот могущественный город, расположенный в Северной Африке, управлял боль­ шой империей и держал в своих руках множество прибыльных торговых путей через Западное Среди­ земноморье. Между 264 и 146 годами до н.э. город участвовал в трех длительных войнах с Римом, окон­ чившихся в итоге полным разрушением Карфагена. Во время войн Карфаген не только использовал соб­ ственную армию, но и прибегнул к услугам огромно­ го числа наемников. Эти люди получали не только щедрое жалование, но и подлежали крайне суровым наказаниям. Любой карфагенянин или наемник, пе­ решедший на сторону Рима, незамедлительно под­ вергался наказанию — его бросали в яму с голодными львами.

Римляне переняли этот способ экзекуции в качест­ ве наказания за самые неблаговидные преступления, но они не только его переняли, но и доработали. Нок­ си, приговоренный к растерзанию дикими животны­ ми, находился в тюрьме до дня своей казни. Затем не­ счастного переводили поближе к арене, на которой ус-

128

ЧАСТЬ I • АРЕНЫ КРОВИ

траивались игры, и сажали на цепь. Когда наступал день казни, преступника выводили на арену. Перед ним шел человек, держащий в руках доску, на которой было отчетливо написано имя и преступление осуж­ денного. Если осужденным был широко известный преступник, то его могли провести по краю арены, чтобы народ мог лучше его рассмотреть.

После этого преступника отводили в центр арены и привязывали к столбу, доску с именем прибивали над его головой. Эти столбы были разнообразной формы. Одни ничем не отличались от обычных, другие пред­ ставляли собой конструкцию в виде буквы «П», на ко­ торую осужденный подвешивался за руки или за ноги. На одной мозаике приговоренные к смерти преступ­ ники изображены привязанными к колесницам не за­ пряженным лошадьми.

Как только преступника (или преступников) крепко привязывали к столбу, на арену выпускали животных. В основном для этой цели использовали львов, тигров или леопардов. Обычно в течение не­ скольких дней до казни хищников морили голодом. Это делалось для того, чтобы, выйдя на арену, они сразу же набрасывались на жертв. Какими бы жесто­ кими и свирепыми ни были эти животные, они по крайней мере убивали одним ударом лапы или од­ ним движением челюсти, давая возможность несча­ стному преступнику умереть быстрой смертью. Дру­ гие животные, используемые для убиения нокси, были не так быстры на расправу. Крокодилы, волки, собаки и медведи — всех их использовали от случая к случаю. Смерть в лапах или челюстях этих зверей была медленной и мучительной. Иногда, чтобы при­ кончить жертву, даже посылали человека. Делалось это не из чувства милосердия, а лишь затем, чтобы уложиться в отведенное для казни время и перейти к следующему представлению.

КАЗНИ

129

Именно на эту ужасную и мучительную смерть рим­ ляне обрекли тысячи христиан. Сложно с точностью сказать, сколько всего христиан было казнено и сколь­ ко из них брошено на растерзание львам или другим животным. Сведений об этом либо нет, либо они край­ не ненадежны.

Что известно точно, так это то, что гонения на хри­ стиан начались в правление императора Нерона летом 64 года н.э. Во время жаркого и долгого лета, устано­ вившегося в тот год, в Риме вспыхнул пожар, который бушевал девять дней. Большая часть центрального района города сгорела дотла. Нерон приступил к раз­ борке руин и, выделив для себя одно из самых лучших мест, начал строительство великолепного нового двор­ ца. Вскоре по городу поползли слухи, что он намерен­ но поджег город, чтобы расчистить место для дворца. В ответ на это Нерон распространил слух, что город­ ской пожар — дело рук христиан, на тот момент ма­ ленькой тайной секты, в которой состояли в основном рабы и бедняки. Нерон приказал арестовывать любого, кто окажется христианином, и предавать смерти. Одни были брошены на арену к диким зверям, другие — рас­ пяты. Апостол Святой Петр, по преданию, умер в ре­ зультате именно этих гонений.

Преследование христиан Нероном носило хаотич­ ный характер, но впоследствии стало целенаправлен­ ным. Римляне славились своей толерантностью по отношению к различным вероисповеданиям, недаром в Риме жили представители разных религиозных культур. Разногласия с христианами начали возни­ кать из-за того, что те открыто заявляли, что их Бог является единственным Богом, и утверждали, что все другие боги — дьяволы или плод воображения. Что стало еще более серьезной провинностью, так это то, что христиане отказывались приносить жертвоприно­ шения, как они говорили, лжебогам. Это означало,

5 Гладиаторы