Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Абылхожин Ж., Масанов Н., Ерофеева И..doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Глава 2. Мифологизация проблем этногенеза...

Казахстанскую, Акмолинскую, Кустанайскую, Карагандинскую,половину Алматинской, половину Кызылординской и часть Южно-Казахстанской области — занимали казахи Среднего жуза.

Внутри каждого жуза существует своя родоплеменная систе­ма деления. Казахи Старшего жуза делились на 11 племен. На востоке Семиречья по направлению с севера на юг располагались в северо-западных предгорьях Джунгарского Алатау джалаиры (110 тыс.), южнее их на южных и восточных склонах Джунгарского Алатау — суаны (30 тыс.) и еще южнее на северных склонах и в предгорьях Заилийского Алатау в районе Кегеня и Нарынкола — албаны (100 тыс.). В низовьях Или локализуется группа исты (40—45 тыс.), а южнее — в районе Алматы располагались сары-уйсуни (10 тыс.), канлы и шапрашты (50—60 тыс.). Западнее их локализуется самая многочисленная в Старшем жузе родовая группа дулаты — 250 тыс. чел. Если двигаться еще дальше на за­пад, то там локализуются часть сары-уйсуней, ошакты (20 тыс.), шанышклы вместе с канлы (их общая численность немного пре­вышала 50 тыс.) и сргели (40 тыс.).

Если анализировать названия родов Старшего жуза, то выяв­ляется одна интересная особенность. Среди И этнонимов казахов Старшего жуза шесть заканчиваются аффиксом '-ты' и '-лы' — ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы, сргели и ысты — боль­шинство из них чисто казахского происхождения. Другие названия казахов Старшего жуза — монгольского происхождения — дула­ты, джалаиры и уйсуни. Албан и канлы — древнетюркского про­исхождения, сргели — узбекского.

Казахи Среднего жуза делятся на семь родоплеменных групп. На крайнем востоке — широкой полосой с севера на юг — распола­гались найманы (более 400 тыс.), на севере узкой полосой — кереи (около 100 тыс.), а между ними уаки (около 60 тыс.). С востока на запад — широкой полосой в Центральном Казахстане — аргы-ны — самая многочисленная до революции родоплеменная группа численностью в 500 тыс. человек. С севера на юг в Центральном Казахстане меридианально в Костанайской, бывших Тургайской и Джезказганской областях, а также в Кызылординской области — располагались кыпчаки (150 тыс.). На юг региона — в Южно-Казахстанскую область — отходил клин в лице группы конрад (40—45 тыс). На территории Ташкентской области численность

82

Научное знание и мифотворчество...

конрадов превышала 100 тыс. чел. Самой малочисленной группой были таракты (не больше 20 тыс.).

Казахи Младшего жуза подразделялись на три группы: али-мулы, байулы и жетыру. В состав алимулы входили шекты (около 80 тыс.), шомекей (более 100 тыс.), торткара (60 тыс.), кете (60 тыс.), каракесек (25 тыс.) и карасакал (15 тыс.). В байулы — адай (80 — 90 тыс.), байбакты (40 тыс.), берш (40 тыс.), тазлар (20 тыс.), серкеш (45 тыс.), маскар (20 тыс.), тана (25 тыс.), кызылкурт (40 тыс.), жаппас (50 тыс.), которых часто объ­единяют с группой алтын (30 тыс.), исык (20 тыс.), есентемир (20 тыс.) и алаша (40 тыс.чел.). В состав жетыру входили табын (80 тыс.), жагалбайлы (70 тыс.), кереит (30—35 тыс.), тама (40—45 тыс.), толеу (20 тыс.), кердери (20 тыс.) и рамадан (5 тыс. чел.) [42].

Над казахами всех трех жузов стояла так называемая «белая кость», к которой относились казахи торе — потомки Чингис-ха-на, точнее одного из сыновей Джучи-хана, а также казахи кокка — потомки пророка Мухаммеда и разного рода святых лиц.

При этом «жузы — рода — племена» в Казахстане никогда не являлись функциональными организационными структурами, как это было, например, в Африке или в некоторых азиатских стра­нах, или в средневековой Шотландии. Жузы — рода — племена в Казахстане — это, прежде всего, способ мышления и интер­претации происходящих в пространстве процессов и явлений сквозь призму генеалогического происхождения того или ино­го индивида, или группы индивидов. Это способ объяснения и аргументации, регламентации и регулирования процессов со­циальной мобилизации и консолидации общества.

Этницистские конструкции, выстроенные в учебном пособии А. Кузембайулы и Е. Абиля, получили свое дальнейшее раз­витие и были доведены до полного алогизма в учебном посо­бии «История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)» другого автора — А. Абдакимова, рекомендованного Республиканским издательским кабинетом по учебной литерату­ре для студентов и школьников.

Справедливости ради надо отметить, что в самом начале своей книги автор не скрывает, какая «трудная» дилемма встала перед ним: «Приступая к работе, — пишет он, — мне пришлось принять