Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Абылхожин Ж., Масанов Н., Ерофеева И..doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Глава 3. События и

люди

Ка

захскои степи...

149

тей друг у друга, использование в быту обоими народами мно­гих общих для них «трофейных» предметов военного снаряжения и домашнего обихода, казахско-ойратский оральный билингвизм части правящей элиты и рядовых номадов и многое другое.

Разнообразные межцивилизационные контакты и двусторонние взаимоотношения казахов и джунгар — то жестко конфронтаци-онные и враждебные, то относительно мирные или даже добросо­седские в отдельные годы — имели вполне осязаемые и отчасти долговременные последствия для дальнейшей истории и культуры казахского народа. Казахско-джунгарские войны первой полови­ны XVIII в. способствовали интенсивному росту национального самосознания казахов и казахского общенародного патриотизма, формированию в казахском обществе уважительного отношения к своей стране и своей собственной истории. В результате освободи­тельной борьбы казахов всех трех жузов против военно-политиче­ской экспансии Джунгарского ханства получили более ускоренное и сбалансированное развитие такие структурные элементы степной государственности, как институт старшего хана — «кулл ханлар-нын. агласы кылыб» и статусы тарханов и батыров, заметно уси­лились интеграционные тенденции в казахском кочевом обществе, укрепилась, хотя и ненадолго, ханская власть.

Еще более глубокое и многомерное влияние оказали казахско-джунгарские войны и прочие взаимоотношения двух народов на историческое сознание и духовную культуру кочевников-казахов. Они дали мощный толчок дальнейшему развитию казахского ге­роического эпоса, устного поэтического творчества и музыкального искусства. С конца XVII в. многолетняя освободительная борь­ба казахов трех жузов с Джунгарией стала одной из главных тем казахского народного фольклора (исторических и генеалогических преданий, песен, поэм, поговорок и пословиц), а позже — казахской национальной письменной литературы (художественной беллетрис­тики, драматургии, историко-публицистических, научных и научно-популярных изданий), живописи, кинематографии и театра.

История джунгарского присутствия в казахстанском регионе заметно представлена большим комплексом ныне известных архе­ологических памятников ойратского происхождения на территории Центрального, Восточного, Юго-Восточного и отчасти Южного Казахстана, таких, как развалины бывших джунгарских погранич-

ных укреплении типа торткуль, остатки построенных ими иррига­ционных систем (арыков) и ламаистских культовых сооружений (хуре, суме или хит); так называемые калмыцкие захоронения или курганы в памятных местах боевых сражений ойратов с казахскими ополченческими отрядами и ойратские наскальные изображения и надписи (петроглифы) религиозного содержания в горах Рудного Алтая и Тарбагатая, отрогах Улутауского хребта, Джунгарского Алатау, Чу-Илийских гор, хребта Каратау и прочих горных систем Казахстана.

Многосторонние контакты казахского народа с воинственным монголоязычным соседом нашли своеобразное отражение также в его национальном менталитете и глубоко запечатлелись в народ­ной исторической памяти. Об этом убедительно свидетельствует так называемый «джунгарский след» в топонимических преда­ниях и легендах восточных казахов второй половины XIX — на­чала XX в. о происхождении наиболее примечательных геогра­фических объектов (гор, рек, ущелий и т. п.) и архитектурных памятников на территории Верхнего Прииртышья и смежных районов Сары-Арки, данные исторической топонимики современ­ных Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей, где имеется немало оронимов и гидронимов как монгольского, так и собственно казахского происхождения, этимологически тесно свя­занных с различными конкретно-историческими обстоятельства­ми временного пребывания джунгар в этих памятных местах и их ожесточенной борьбой с боевыми ополчениями казахских ба­тыров (топонимы «Калмак», «Калмак-тобе», «Калмак-кырган», «Караул-тобе», «Орта-караул», «Сумкайты» и многие другие), а также широко бытующие до сих пор среди пожилых уроженцев южных областей республики оригинальные народные предания о героическом прошлом казахского старожильческого населения это­го края. Вся эта объемная совокупность различных культурно-ис­торических памятников содержит исключительно ценную, но пока еще малоизученную информацию о казахско-джунгарских взаи­моотношениях XVII—XVIII вв., которая позволяет намного бо­лее детально и глубоко, чем прежде, осветить многие запутанные вопросы вышеуказанного периода истории Казахстана и поэтому заслуживает особого внимания современных ученых.

150

Научное знание и мифотворчество...