Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Абылхожин Ж., Масанов Н., Ерофеева И..doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Глава 1. Мифовоспринимающее сознание и его суггесторы 35

Выражением этой тенденции становились и учащавшиеся слу­чаи, мы бы сказали, обратной маргинализации горожан, то есть реверсии их сознания из урбанизированной субстанции в аграрно-традиционалистскую. В целом ряде фрагментов городской жизни уже они были вынуждены адаптироваться и осваивать или, по крайней мере, принимать к сведению ментальность, характерную для стереотипов аграрного, общинно-крестьянского мира, ибо пос­ледние не только не размывались в городе, но, имея широкую маргинально-пауперизованную базу, обретали тенденцию к своему расширенному воспроизводству.

Процессы рурализации городов способствовали расширению здесь слоя, если и не явных адептов традиционалистского попу­лизма и неистового группоцентризма, то, во всяком случае, со­чувствующих (или, используя термин Ханны Арендт, симпатайзе-ров) этим позывам, которыми проникнуто и мифотворчество.

Помимо маргинальных групп, мифотворческое паблисити тра­диционализму и социоцентристским ориентациям (этнический, конфессиональный, региональный, клановый и прочий эгоизм) ока­зывает магнетическое воздействие на пауперизированные (а также люмпенизированные) слои, сознание которых деструктивно в еще большей степени, чем у различных маргинальных фракций.

Паупер — это индивид, дезинтегрированный относительно системы производственных отношений, а потому испытывающий разъедающее личность чувство изоляции и острого дефицита нор­мальных социальных взаимоотношений. Вследствие этого для па-уперизированного сознания присущи такие дисфункциональные характеристики, как, скажем, агрессивность и ксенофобия, реаги­рование исключительно на, пусть и не адекватное, но простое или даже примитивное объяснение любых проблемных коллизий.

При относительно не широком пока еще мейнстриме, т. е. невеликом удельном весе в социальной структуре среднего клас­са (класс собственников, являющийся продуктом экономической и политической модернизации и, следовательно, ее главный вос-требователь), слой пауперизированных индивидов остается доста­точно объемным. Источником городского пауперизма явился в начале реформ кризис фрагментов промышленных, организацион­но-управленческих, сервисных и прочих структур, не сумевших ин­тегрироваться в жесткое конкурентное поле рынка. С развалом в

36

Научное знание и мифотворчество...

начале 1990-х годов колхозно-совхозной системы пауперизм стал нарастать в сельской местности, откуда его волны перекатывались в города. Но и здесь, исключенные из системы производственных отношений, сельчане не меняли своего социального статуса и лишь пополняли пласт городских пауперов и люмпенов.

Очень часто сельские мигранты в силу ряда причин (корни ко­торых еще в прежней советской системе) оказывались неспособными интегрироваться ни в одну из стабильных ниш городской занятости. Не располагая достаточной квалификацией, выходцы из села были не в состоянии включиться в современный сектор, который предъявлял повышенные, порой довольно жесткие требования к образовательно­му уровню и профессиональной подготовке работников. Неразвитость и неотлаженность оперативной (в соответствии с быстро меняющи­мися требованиями рынка труда) системы переквалификации рабочей силы и ее трудоустройства приводили к тому, что сельские мигранты были заняты преимущественно на малоквалифицированных, низко­оплачиваемых работах. Очень часто они «проходили школу» нефор­мальной занятости, находя работу в сферах мелких услуг, «штучной» розничной и лоточной торговли, примитивного предпринимательства, каких-то спонтанно разовых задействований или общественных работ, в качестве лиц «свободных» профессий и т. п.

Подобная занятость (в последнее время статистика вводит весьма специфический термин — «самозанятость»), обеспечивае­мая не за счет деловых качеств и квалификации, но прошлых свя­зей (земляческих, родственных, дружеских и т. д.), конечно, не могла служить стабильным и достаточным источником дохода и давала жизненный уровень, лишь с большими натяжками и напря­жением обеспечивавший прожиточный минимум и сколько-нибудь приемлемый образ жизни.

Итак, в дорыночных или переходных к рыночным социумах, т. е. обществах, где частнособственнические отношения еще не выполняют системообразующей функции, характерно подавление индивидуалистского «Я-сознания» коммунитарным. «Мы-созна-нием». Говоря другими словами, личность здесь актуализирует себя только в группе, исключительно в контексте коллективной солидарности под названием «Мы». В качестве таковой коалиции могут выступать, например, этнические, конфессиональные, реги­ональные, клановые или элитарные общности.