Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Абылхожин Ж., Масанов Н., Ерофеева И..doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Глава 3. События и люди Казахской степи...

165

волюционный период она была представлена такими общеизвест­ными подлогами, как три «Завещания» Петра I, «Завещание» Екатерины II, «Соборное деяние на мниха Мартына Арменина», «Требник» митрополита Феогноста и некоторые другие руко­писные материалы, которые уже хорошо изучены в специальных научных исследованиях [31]. В XX в. список российских под­ложных источников, имеющих преимущественно политическую направленность, пополнился «Протоколами сионских мудрецов», «Дневником Вырубовой», «Письмом Зиновьева и прочими фаль­сификациями, получившими почти сенсационную известность как внутри страны, так и далеко за ее пределами [32]. В последнее десятилетие в России и некоторых других странах СНГ большую популярность приобрели также отдельные подложные материалы этноцентристского характера, среди которых наиболее известными у русских и украинцев являются «Влесова книга», «Песнь Бояну» А. И. Сулакадзева, а у поволжских татар — «Джагфар тари-хы» [33]. Они с интересом воспринимаются у этницистски настро­енных обывателей и кое-где уже внедряются в систему школьного образования.

Как плод «искусственного конструирования источников» под­ложные исторические сочинения внешне выгодно отличаются от подлинных источников и исторических трудов тем, что скупые и осторожные гипотезы последних заменяют образными и яркими, но вымышленными доказательствами. По этой причине многие из них обладают большой силой магического притяжения для обыва­телей и служат благодатной питательной почвой для создания раз­ного рода мифологических реконструкций исторического прошлого. По верному определению известного российского специалиста в области подложных источников XVIII—XIX вв. В. П. Козлова, «подлоги исторических источников — одна из форм существо­вания исторических источников вообще и историографических в частности. В них в наиболее концентрированном виде отражаются определенные исторические представления, в которых мифы пере­плетаются с домыслами, гипотезы — с фантазиями и откровенным жульничеством. Подлоги, взаимодействуя с общественной жиз­нью времени их создания и последующего бытования, своеобразно отражают эту жизнь, являясь одним из оригинальных источников ее изучения» [34].

Тенденция создания и бытования подложных источников по­лучила в последнее время широкое распространение во всех стра­нах постсоветского пространства, в том числе и в Казахстане, где появились свои псевдоисточники по истории казахского на­рода первой половины XVIII века. К ним можно отнести наряду с различными литературными подделками под народные фоль­клорные материалы такие письменные подложные источники, как «Шежире Шапырашты Казыбек-бека Тауасарулы» («От дальних предков до меня самого»), опубликованное прямым потомком са-мородка-генеолога Б. Кыдырбекулы [35] и «Отрывок из дастана Елим-ай», автором которого издателем и «историографами» этого сочинения назван знатный батыр племени керей Среднего жуза Кожаберген-жырау Толыбайсыншынулы (1683—1786), являвший­ся современником первого историографа (Казыбек-бек Тауасарулы жил в 1692-1776 гг.) [36].

В центре исторического повествования обоих произведений на­ходятся события казахско-ойратской войны 1723—1730 гг. с той незначительной разницей, что в первом сочинении они выступают большей частью в роли исторического фона для описания подви­гов батыров одного племени казахов, мужественно защищавших свою большую и малую родину от джунгарских завоевателей, а во второй — дана более широкая панорама военных и обществен­но-политических событий в казахских землях, связанных с траги­ческими последствиями «Актабан шубырынды» («Годы великих бедствий» — 1723—1725 гг.) для казахского народа. Здесь крат­ко рассматривается и резко критикуется недальновидная политика казахских ханов, султанов и кожа по отношению к своему народу в годы казахско-джунгарских войн и подчеркивается их органичес­кая неспособность организовать всеобщее объединение воинских сил казахов на отпор главному врагу, а также настойчиво прово­дится тезис о многолетней военной поддержке Россией и Китаем Джунгарского ханства с целью уничтожения всех мусульман.

Оба исторических сочинения появились на свет в самом начале становления суверенной Республики Казахстан — в 1992—1993 гг., когда стали предприниматься конкретные шаги по формирова­нию идеологии независимого национально-государственного стро­ительства и в казахстанской прессе на первый план выдвинулись актуальные вопросы истории освободительной борьбы казахского

166

Научное знание и мифотворчество...