Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Абылхожин Ж., Масанов Н., Ерофеева И..doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Глава 3. События и люди Казахской степи...

215

нениях. Вместе с тем с начала 90-х гг. прошлого века и по сей день в Казахстане сложилась устойчивая тенденция большого об­щественного интереса к жизни и деятельности и боевым подвигам казахских батыров, которые, по существу, до сих пор остаются главными героями историографического мифотворчества. Исходя из этого обстоятельства можно говорить с известной долей услов­ности о процессе «батыризации» массового исторического созна­ния современного казахстанского общества.

Особенностью новейших публикаций о казахских батырах се­годня является колоссальное расширение традиционного круга на­родных героев, ставших объектами особого внимания публицистов и историков, за счет включения в него наряду с историческими фигурами общенационального масштаба, жизнь и деятельность которых получила широкое отражение в документальных источ­никах XVIII — середины XIX вв. и дореволюционных записях многих народных преданий казахов-кочевников (это Бокенбай из рода табын Младшего жуза, Богенбай из рода шакшак Среднего жуза, Канжигалы-Карт Богенбай, Кабанбай, Жанибек, Отеген, Малайсары, Саурык, Есет, Олжабай, Карасай и многие другие), целый ряд батыров локального значения, более или менее па­мятных только для старожилов какой-то отдельной местности. Характерной особенностью современных публикаций на батыр-скую тему является стереотипизация исторических конструкций, когда разные народные батыры XVIII — сер. XIX в. описыва­ются и оцениваются по одному и тому же трафаретному мифо­логическому шаблону и предстают в различных публикациях со­вершенно плоскими, однообразными и одноцветными фигурами, лишенными индивидуальных личностно-психологических качеств и человеческих недостатков.

Как правило, по стилю и содержанию эти исторические порт­реты в большинстве своем представляют собой буквальный пере­сказ одного или нескольких некритически воспринятых народных преданий и легенд, изобилующих разного рода иррациональными данными и архаичными мировоззренческими стереотипами. В них народные фантазии доминируют над реальными историческими фактами, а штампованные восхваления освещаемых личностей — над анализом различных событий их жизни и деятельности. Одни и те же восхваления или, напротив, порицания применяются к ба-

тыру Богенбаю и батыру Кабанбаю, и к батырам Жанибеку, Есету, Карасаю и т. д. Спектр индивидуальных характеристик и опре­делений оказался настолько скудным и однообразным, что и ка­захстанская общественность, и представители художественной ин­теллигенции оказались в затруднительном положении. Последние, естественно, не могут создавать на такой высокопарной пресно-сладкой основе вдохновляющие образы прошлого, достойные под­ражания. А ведь сама историческая реальность дореволюционно­го Казахстана очень богата выдающимися личностями, которые могли бы стать яркими персонажами для многих оригинальных и высокохудожественных исторических произведений.

Величие исторической личности, как показывает многовековая история человечества, определяется вовсе не тем, что она лише­на каких-то четка выраженных отрицательных черт, всегда была права, все предвидела, ничьи интересы и амбиции не задевала (только вот соратники попались не те), а уникальным, индиви­дуально-неповторимым, органическим сплавом ее достоинств и недостатков, ее особенными слабостями и причудами, редким че­ловеческим обаянием. Иногда эти личные «слабости» бывают на­столько привлекательными для людей, что способны сказать на­много больше о величии духа какого-нибудь исторического героя, чем его подвиги на поле брани.

В целом же современная историография Казахстана наглядно демонстрирует исключительную устойчивость и живучесть мифо­логических стереотипов восприятия исторического прошлого и их способность быстро мимикрировать под воздействием новых вы­зовов развития нашего общества. Процессы рыночных преобра­зований и демократизации государственных и общественных ин­ститутов, нивелирующие этничность, групповые соционорматив-ные ценности и этические стандарты традиционной поведенческой культуры рождают большую общественную потребность в устой­чивых знаковых символах и идеалах, которые люди настойчиво пытаются отыскать в героическом прошлом своей страны и своего народа. Поскольку же зыбкое настоящее не скоро станет доста­точно оптимистичным и стабильным, а светлое будущее, вероят­но, еще надолго останется очень туманным и неопределенным в мироощущениях современных казахстанцев, исторические мифы о

216

Научное знание и мифотворчество...