Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Влияние территориальной дифференциации качества и защищенности заня

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.14 Mб
Скачать

но. При этом «в дискурсе интеллигенции слово “гламур” относится к разряду бранной лексики»85. В свою очередь, пропагандисты гламура оценивают интеллигенцию весьма скептически, обвиняют интеллигенцию в неумении жить, пассивности, утопизме, внешней непривлекательности и внутренней несостоятельности.

Гипертрофированные проявления гламура не только отрицаются, но и подвергаются сарказму со стороны интеллигенции.

По описанию Т. Толстой, представители общества гламура имеют собирательный образ, синтезированный в статье «Я планов наших люблю гламурье», опубликованной в сборнике «День».

Т. Толстая пишет: «Гламур – высшее, разреженное, лучистое, эфирное, запредельное состояние бытия. В гламуре гражданин – а тем более гражданка – уж не сеет, не жнет, не собирает в житницы. Все в ней гармония, все диво. В гламуре нет ни прыщей, ни вросших ногтей, ни кишечных колик, ни заусениц, ни храпа: все это преодолено на более ранней стадии развития, на полпути превращения из свиньи в серафима, в малом глянце, в журналах “для секретарш”. В гламуре нет заплаканных глаз, хлюпающего носа, уныния, отчаяния, наплевательства, ответственности, тревоги за родственников. Наконец, нет смерти, в лучшем случае “неумирающая легенда”. Гламурное существо – молодое, худое, извилистое, как правило, женского пола. Рожденное без родителей, оно мерцает на фоне безликих, но многочисленных “друзей”, изредка имеет изящное гламурное дитя возрастом не более трех лет, которое неизвестно кто воспитывает. Оно не нуждается в деньгах, не берет и не дает в долг; источник его богатства неясен, но, очевидно, неистощим»86.

85Ветошкина Ю.В. Интеллигентская рецепция гламура // Соци- ально-экономические явления и процессы. 2010. № 5. С. 197.

86Толстая Т. День Электронный ресурс . URL: http://www. modernlib.ru/books/tolstaya_tatyana/den_sbornik_rasskazov_esse_i_feletonov (дата обращения: 12.04.2013).

71

elib.pstu.ru

При этом, с точки зрения филолога Н.С. Платоновой, гламур – очень объемный концепт, а как социально-культурное явление имеет исторические корни. Сейчас он характеризует такие понятия, как физическая привлекательность, вызывающая сексуальность, роскошь, богатство, успешность, известность, мотовство. Но склонность к «экстравагантным излишествам» была характерна для нашей страны и в царские времена. Дворяне окружали себя роскошью благородной, эстетической, купечество – аляповатой, хвастливо-показной роскошью. В эпоху социализма образ роскошной жизни идеологически осуждался, но сама эта тайная элитарная жизнь все равно существовала87.

В русском языке слово «гламур», стало применяться для описания охарактеризованного выше социокультурного явления после начала продаж в России русской версии журналов Vogue (сентябрь 1998 год), а затем Glamour (сентябрь 2004 года). Эти журналы стали афишами, распространяющими информацию о возможностях самореализации через брендовую, статусную одежду, практику выбора и покупки модных товаров для определенной категории представителей российского общества – «идеальных потребителей – сказочно богатых, малокультурных, неискушенных и жадных до люкса нуворишей»88.

Сотрудниками ИСЭРТ РАН выделяется проблема территориальной дифференциации, заключающаяся в «феминизации бедности – преобладании женщин среди низкооплачиваемых, безработных и малообеспеченных слоев населения»89.

По данным Т.П. Кожиной и А.А. Шабуновой, женщины, проживающие в сельских поселениях Вологодской области, ис-

87Платонова Н.С. Историко-культурные предпосылки появления концепта «гламур» в России // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2.

С. 268.

88Там же. С. 267.

89Кожина Т.П., Шабунова А.А. Экономическое положение и социальное самочувствие сельской женщины // Проблемы развития тер-

ритории. 2012. № 3. С. 68.

72

elib.pstu.ru

пытывают дискриминацию по сравнению с другими территори- ально-гендерными группами (женщинами, проживающими в городах, и мужчинами, являющимися жителями как сел, так и городов). Дискриминация проявляется в следующем:

только для 58 % сельских женщин источником дохода является постоянная занятость при среднеобластном показателе

68 %;

среди сельских женщин реже встречаются инженернотехнические работники (3,6 % против 6 % городских женщин);

представителей рабочих профессий среди сельских женщин, наоборот, больше – 18,7 % при 11,4 % женщин, проживающих в городе;

у женщин села фактический доход на одного члена семьи составляет всего 2/3 от дохода городских женщин;

сельские женщины, по сравнению с городскими, более остро воспринимают проблемы безработицы, алкоголизма и недоступности качественного образования.

Еще одной значимой проблемой территориальной дифференциации являются различия в возможностях для отдыха. По данным опроса, среди сельских женщин 70 % таких, которые нигде не отдыхали за последние 2 года. Это в 2,2 раза выше, чем среди женщин города, и в 1,6 раза выше, чем в среднем по Вологодской области. Только 18 % сельских женщин отдохнули за

пределами области, а отдых за границей для них оказался практически недоступным90.

Отдельно остановимся на вызванной территориальной дифференциацией оплаты труда проблеме различий доступности медицинских услуг. По мнению А.А. Шабуновой, в стране происходит коммерциализация здравоохранения, растут цены на лекарственные препараты, которые при этом еще и неэффективно распределяются. Поэтому для социально уязвимых групп населения, в том числе жителей сельской местности, доступность

90 Кожина Т.П., Шабунова А.А. Экономическое положение и социальное самочувствие сельской женщины… С. 68–75.

73

elib.pstu.ru

медицинской помощи снижается. Территориальная удаленность населенных пунктов затрудняет обращение за лечением, в том числе и по причине дороговизны проезда. Невозможность посещать врачей обусловливает высокий уровень спроса среди жителей села на скорую медицинскую помощь, которая стала выполнять функцию доставки врача или фельдшера к месту жительства заболевшего91.

1.3. Методология исследования влияния дифференциации качества и защищенности занятости на территориальное поведение населения в контексте поисков счастья

Одним из направлений социологического исследования является анализ особенностей протекания социальных процессов адаптации населения, проживающего в различающихся по темпам и уровню развития территориях, к углублению территориальной асимметрии качества жизни и качества и защищенности занятости. Процессы адаптации к поляризации регионов и входящих в их состав муниципальных образований по показателям уровня жизни, качества и защищенности занятости проявляются в территориальном поведении населения.

Территориальное поведение имеет интегративный характер. Оно включает в себя все типы поведения, применяющиеся населением конкретной местности (экономическое, политиче-

ское, религиозное, образовательное, этнокультурное, миграционное и пр.)92.

По мнению А.Ю. Завалишина и И.П. Рязанцева, территориальное поведение является следствием неадекватных возможностей удовлетворения потребностей индивидуумов и групп, проживающих на разных территориях. Осознание дифференциации

91Шабунова А.А. Здоровье населения России: Состояние и динамика: моногр. / ИСЭРТ РАН. Вологда, 2010. С. 268–269.

92Завалишин А.Ю., Рязанцев И.П. Территориальное поведение. Опыт теоретико-методологического анализа // Социологические ис-

следования. 2005. № 10. С. 88.

74

elib.pstu.ru

возможностей реализации потребностей на различных территориях порождает территориальный интерес. Реализация территориальных интересов может осуществляться, во-первых, путем более полного использования различных ресурсов территории («инновационная», по терминологии авторов, стратегия), во-вто- рых, миграцией из неблагоприятного региона в другую, более предпочтительную для проживания местность93.

Исследование поведения населения, обусловленное многоаспектной территориальной дифференциацией экономического пространства Российской Федерации, реализованное А.Ю. Завалишиным, трансформировалось в докторскую диссертацию по социологии. В этой диссертации достаточно большое внимание уделено миграционным аспектам поведения населения.

Миграцию А.Ю. Завалишин характеризует как поведение, представляющее собой «систему хозяйственных поведенческих практик, основанных на стремлении использовать различия экономической конъюнктуры (стоимости рабочей силы, качества и уровня жизни и т.д.), сложившейся в различных регионах страны или мира, путем перемещения с менее благоприятной на бо-

лее благоприятную в социально-экономическом отношении территорию»94.

Одним из авторов, включившимся в исследование проблем территориального поведения населения, является М.А. Слюсарянский95. Он также отмечает неоднородность развития страны как фактор влияния на территориальное поведение населения. В одной из своих работ М.А. Слюсарянский пишет, что на тер-

93Завалишин А.Ю. Рязанцев И.П. Территориальное поведение. Опыт теоретико-методологического анализа… С. 86.

94Завалишин А.Ю. Территориальное поведение социальнотерриториальной общности (на примере региональных общностей России): автореф. дис. … д-ра социол. наук. Хабаровск, 2009. С. 24.

95Слюсарянский М.А. Территориальное поведение как предмет социологического анализа // Вестник ПГТУ. Урбанистика. 2011. № 7. С. 142–150.; Слюсарянский М.А. Территориальное поведение: методологические предпосылки социологического исследования // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2011. № 12. С. 22–29.

75

elib.pstu.ru

риториальное поведение индивидов и общностей наряду с другими факторами значительное воздействие оказывает экономи- ко-политический фактор, характеризующий уровень экономического развития территории, ее место в территориальном разделении труда и политико-юридические рамки, в которых функционирует та или иная социально-территориальная общность.

Действие экономико-политического фактора специфицируется на каждой конкретной территории, зависит от территориальных особенностей рыночной инфраструктуры; доминирующих природно-ресурсных отраслей хозяйства; финансовых потоков, в том числе бюджета региональной общности; доходов региональной общности от самостоятельной внешнеэкономической деятельности; занятости населения, безработицы, скорости создания новых рабочих мест и т.д. 96

По мнению З.Т. Голенковой и Е.Д. Игитханян, в современной России трудовая миграция имеет многовекторную направленность. Они пишут о том, что в России происходит интенсификация потоков людей между различными региональными территориальными образованиями, сельскими и городскими поселениями, районными и областными центрами. Таким образом,

миграционная мобильность различных социальных групп населения направлена на временное или постоянное изменение поселенческого статуса внутри региона обитания или за его пределами.

Рассмотрим понятие мобильности более подробно. Мобильность отдельных индивидуумов, социальных обществ и населения в целом, проживающего в границах различных территориальных образований, является одним из социальных процессов, используемых в адаптационных практиках людей в ответ на изменения окружающей среды и ее дифференциацию.

96 Слюсарянский М.А. Территориальное поведение как предмет социологического анализа: методологический аспект // Дискуссия. 2012. № 7. С. 90.

76

elib.pstu.ru

Термин «мобильность» имеет несколько значений. По мнению известного английского социолога Дж. Урри, этот термин используется для обозначения того, что двигается или способно двигаться (мобильный человек, мобильный телефон и т.п.), для характеристики беспорядочного движения масс народа (от английского mob – «толпа»), социальной мобильности, рассматриваемой как движение вверх или вниз в четко выраженной вертикальной иерархии социальных позиций, и для обозначения миграционных потоков97.

В данной монографии рассматриваются процессы мобильности, проявляющиеся в территориальном перемещении (миграции) людей. При этом, в соответствии с трактовкой миграции Л.Б. Карачуриной, Н.В. Мкртчяна, исследуются два аспекта пространственной мобильности: во-первых, это собственно миграция, проявляющаяся в смене индивидом постоянного места жительства; во-вторых, временные, эпизодические перемещения индивидуумов98.

З.Т. Голенкова и Е.Д. Игитханян выделяют потенциальную и реальную мобильность. В случае проявления реальной мобильности осуществляются действия, приводящие к изменению места жительства. На мобильность влияют совокупность мотиваций самого субъекта и институциональных факторов – соци- ально-экономических, политических и культурных особенностей среды обитания. При этом важное место отводится факторам напряженности на рынке труда и «ситуации, связанной с потребностями того или иного региона в количественно-

97Урри Дж. Мобильности (фрагмент книги) // Мониторинг обще-

ственного мнения. 2012. № 5 (111). С. 201.

98Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Демографические и социальноэкономические факторы динамики миграционной активности населения России: современная ситуация и перспективы // Научные труды ИНП РАН/ гл. ред. А.Г. Коровкин. М.: МАКСПресс, 2008. С. 571–604.

77

elib.pstu.ru

качественных характеристиках рабочей силы, взаимодействием работников и работодателей»99.

Мобильность населения в городах напрямую связана с величиной городских агломераций. По данным Н.В. Зубаревич, в 2006–2008 годах даже в условиях институциональных барьеров для мигрантов они все равно стремились в столичные центры. Это подтверждает статистика, согласно которой 60 и 18 % чистой миграции в России (разница между притоком и оттоком) приходилось на столичные Московскую и Санкт Петербургскую агломерации соответственно. Причиной миграции, преодолевающей институциональные барьеры, особенно высокие в Москве, в столичные центры явились их «притягивающие экономические факторы – большие различия в уровне оплаты труда и емкий столичный рынок»100.

По мнению А.Н. Буфетовой, одним из факторов, влияющих на уровень мобильности населения в границах регионов, является неравномерность внутрирегионального социально-экономи- ческого развития, которое, в свою очередь, зависит от системы расселения и количества крупных городов на территории региона. В своей статье А.Н. Буфетова приводит данные, согласно которым с учетом незарегистрированных мигрантов доля жителей в региональных центрах и крупных городах в структуре

численности всех жителей субъектов РФ постоянно увеличивается101.

Н.В. Зубаревич вообще выделила в границах Российской Федерации «4 России», отличающихся по уровню и скорости социальной модернизации. Для этого она использовала центро-

99Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Потенциальная трудовая мобильность (региональный аспект) // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2010. М.: Новый Хронограф, 2010. Вып. 9. С. 142.

100Зубаревич Н.В. Региональное развитие и институты: российская специфика // Региональные исследования. 2010. № 2. С. 7.

101Буфетова А.Н. Неравномерность пространственного развития: региональные центры и региональная периферия // Регион: экономика

исоциология. 2009. № 4. С. 64.

78

elib.pstu.ru

периферийный критерий оценки территорий, рассматривая «населенные места» (терминология Н.В. Зубаревич) в иерархической системе: крупные города, затем менее крупные, малые и сельская периферия. Оговаривая условность такого деления, используя в качестве оценочной шкалы численность населения, города с населением свыше 500 тыс. человек Н.В. Зубаревич отнесла к «России-1», города с населением от 50 до 250 тыс. человек – к «России-2». Города с населением от 250 до 500 тыс. человек занимают промежуточное значение. «Россия-3» – это малые города, поселки городского типа и сельские поселения. По мнению Н.В. Зубаревич, размер «населенного места» влияет на темпы социальной модернизации проживающего там населения посредством проявления агломерационного эффекта. Чем крупнее поселение, тем больший процент студентов вузов и образованного населения в нем проживает. От величины города зависит уровень доходов и потребительские возможности населения, возможности на рынке труда, степень информационной насыщенности жизни, активности культурной жизни, гражданской активности. Все это в совокупности влияет на миграционную привлекательность поселения102.

Признанный специалист в области территориального управления А.И. Татаркин указывает на то, что о направленности интереса населения к городу и приоритетам его развития можно судить по динамике миграции жителей города. Анализируя успешность управления городом Екатеринбургом, А.И. Татаркин пишет о том, что жители «ногами голосуют» за правильность применяемой в управлении городом стратегии. На успешность управления городом указывает баланс уезжающих и приезжающих в город на постоянное место жительства103.

102Зубаревич Н. Социальная дифференциация регионов и городов // Pro et Contra. 2012. Июль – октябрь. С. 135–152.

103Татаркин А.И. Формирование региональных институтов пространственного развития Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6. С. 56.

79

elib.pstu.ru

В качестве отдельной темы исследований можно выделить исследования тенденций изменения рынка труда сельской местности как фактора, влияющего на миграционную активность жителей деревень и сел.

На миграционную убыль населения из сельской местности влияют различные факторы. Один из факторов – это потеря работы или возникновение риска ее потери в ближайшей или отдаленной перспективе.

Именно риск потери работы является одной из главных причин, подталкивающих сельское население к перемене места жительства.

Л.Д. Руденко на примере Ярославской области отмечает тот факт, что «массовый перелив» сельских жителей в городские поселения региона осуществляется длительное время. Переехавшие в город бывшие сельские жители общаются со своим прежним социальным окружением, оставшимся в деревне, рассказывают друзьям и родственникам о преимуществах городского образа жизни, тем самым влияют на степень приверженности к земле и сельскому хозяйству, повышают потенциал территориальной мобильности104.

Диспропорции в развитии сельских и городских поселений в конечном итоге могут привести к негативным последствиям в обществе. Об этом в ряде своих работ, посвященных проблемам гармонизации сельско-городского континиума, предупреждает В.В. Пациорковский. Например, он пишет: «Наивно полагать, что сворачивание сельского образа жизни и характерных для него занятий может пройти бесследно для человека и общества. Правильнее предположить, что такое развитие событий в той или иной точке социального пространства ведет как к хозяйственной заброшенности издревле культивировавшихся земель,

104 Руденко Л.Д. Влияние сельской и маятниковой миграций на универсальные стадии урбанизации (на примере г. Ярославля) // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 165.

80

elib.pstu.ru