Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
15
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
2.39 Mб
Скачать

Сведения об авторах

в том числе монографического характера. Практикующий юрист, специализирующийся в области гражданского права.

Осипенко Кирилл Олегович — окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор ряда публикаций в сфере корпоративного права. В настоящее время обучается в аспирантуре юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и работает юристом филиала международной юридической компании «Хоган Лавеллз (Си-Ай-Эс)».

Полонецкая Елена Владимировна — окончила с отличием юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В настоящее время обучается в аспирантуре юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и работает юристом международной юридической компании Freshfields Bruckhaus Deringer LLP. Специализируется на проблемах корпоративного права и финансирования. elena.polonetskaya@gmail.com

Попов Александр Евгеньевич — кандидат юридических наук. С отличием окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Имеет степень магистра права (LL.M.; Университет Вирджинии, США). Является автором ряда публикаций по вопросам поглощения компаний, в том числе книги «Обязательное предложение: защита прав и интересов акционеров при поглощении» (М: Инфотропик Медиа, 2012). Работает старшим юристом «Пепеляев Групп». Ранее трудился в московском офисе международной юридической фирмы Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLC. ayp5xc@virginia.edu

Русанова Вероника Александровна — кандидат юридических наук. В 2009 г. окончила с отличием

XI

Сведения об авторах

юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор ряда публикаций по корпоративному праву. В 2012 г. окончила обучение в аспирантуре по кафедре гражданского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Защитила диссертацию на тему: «Корпоративные способы защиты прав участников хозяйственных обществ». В настоящее время работает юристом Адвокатского бюро «Бартолиус».

Федосеев Сергей Владимирович — кандидат юридических наук. В 2008 г. успешно окончил Юридический институт Иркутского государственного университета. Автор ряда публикаций по корпоративному праву. С 2008 по 2011 г. проходил обучение в аспирантуре юридического факультета МГУ им. Ломоносова на кафедре гражданского права. В сентябре 2012 г. защитил диссертацию на тему «Гражданско-правовое положение членов совета директоров акционерных обществ по законодательству Российской Федерации». Практикующий юрист.

Шиткин Андрей Олегович — окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор ряда публикаций в сфере корпоративного права. В 2013 г. на факультете права Джорджтаунского университета (США) получил степень магистра права. В настоящее время обучается в аспирантуре юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и работает юристом корпоративной группы в международной юридической компании DLA Piper. Является членом Адвокатской палаты г. Москвы и Коллегии адвокатов штата НьюЙорк (США).

XII

Содержание

Вступительное слово

ответственного редактора сборника . . . . . . . . . .III. . . .

Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .X. . . . . . .

Д. В. Ломакин Дивиденды акционерного общества  . . . . . . . . . . .1. . . .

Ф. А. Афаунова Эмиссия акций как корпоративный

юридический состав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28. . . . . . .

О. И. Гентовт Проблемы залога акций в современном

российском гражданском праве . . . . . . . . . . . . .51. . . . .

А. В. Качалова Корпоративные способы защиты

прав участников хозяйственных обществ при реорганизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..73. . . . . . .

К. О. Осипенко Правовое регулирование договора

об осуществлении прав участников хозяйственных обществ в Гражданском кодексе

Российской Федерации и английском праве . . . . . .92. .

Е. В. Полонецкая Развитие института секьюритизации . . . . . . . . ..122. . .

А. Е. Попов Актуальные проблемы защиты

прав акционеров при смене контроля над публичными компаниями . . . . . . . . . . . . . .141. . . . . .

XIII

Содержание

 

В. А. Русанова

 

Корпоративные способы защиты прав участников

 

хозяйственных обществ в свете изменений

 

Гражданского кодекса Российской Федерации . .

.166

С. В. Федосеев

 

Ответственность членов совета директоров

 

акционерных обществ . . . . . . . . . . . . . . . . .

.193. . . . . .

А. О. Шиткин

 

Понятие, основания и правовые последствия

 

установления корпоративного контроля . . . . . .

.217. . .

XIV

Д.В. Ломакин

Дивиденды акционерного общества 1

I. Понятие и социально-экономическая природа дивидендов

Термин дивиденд имеет латинскую этимологию. В самом общем виде дивиденд (dividendum) — это то, что подлежит разделу. Современное понимание данного термина неразрывно связано с одной из основных форм организации предпринимательской деятельности — акционерным обществом. Акционерное общество как юридическое лицо представляет собой организацию (п. 1 ст. 48 ГК). Некое организующее начало необходимо учредителям акционерного общества и его последующим участникам для упорядочения отношений, возникающих в связи с совместной реализацией ими своих конституционных прав.

Граждане могут сообща использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ). Кроме того, они вправе иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). В этом смысле конструкция акционерного общества рассматривается в качестве правового средства, позволяющего объединять разрозненные акты по осуществлению указанных конституционных прав, поскольку становится соединством их носителей2.

Отдельно взятый индивид может самостоятельно участвовать в гражданском обороте, приобретая и осуществляя права и исполняя обязанности под своим именем (п. 1 ст. 19 ГК). Однако в некоторых случаях ему необходимо объединить свои усилия с иными лицами. Эта ситуация может быть обусловлена различными причинами, например необходимостью концентрации финансовых и трудовых ресурсов, связанных с реализацией крупного экономического проекта,

1Настоящая статья написана при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс» и СПС «Гарант».

2См., например: абз. 2 п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 г., № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 5.

1

Д. В. Ломакин

или стремлением диверсифицировать риски неблагоприятных имущественных последствий, обусловленных провалом такого проекта. Инструментом для такого объединения как раз и служит институт юридического лица. Согласно теперь уже хрестоматийной цитате К. Маркса, «мир до сих пор оставался бы без железных дорог, если бы приходилось дожидаться, пока накопление не доведет некоторые отдельные капиталы до таких размеров, что они могли бы справиться с постройкой железной дороги. Напротив, централизация посредством акционерных обществ осуществила это в один миг»3.

Создание акционерного общества является результатом осознанного выбора его учредителей по замене личного и непосредственного участия в гражданском обороте опосредованным участием в деятельности юридического лица. Субъектом так называемых внешних правоотношений становится акционерное общество, а его участники приобщаются к полезному эффекту от них через принадлежность к обществу, выражающуюся в наличии особых корпоративных правоотношений или правоотношений участия (п. 1 ст. 2 ГК), возникающих внутри организации акционеров.

Участие в деятельности акционерного общества опосредуется правом участия (п. 1 ст. 65.1 ГК), содержание которого охватывает различные возможности в имущественной и неимущественной сферах4. Данные возможности предоставляются отдельными правами. Так, акционер вправе принимать участие в распределении прибыли акционерного общества, участником которого он является (абз. 2 п. 1 ст. 67 ГК), что является классической иллюстрацией имущественного участия в деятельности корпорации.

Результатом данного процесса является присвоение акционерами прибавочной стоимости, что позволяет рассматривать их в экономическом смысле в качестве собственников капитала. В свою очередь акционерное общество как промышленный капиталист выступает собственником капитала в его натурально-вещественной форме. Оно обладает потребительной стоимостью капитала, определяемой К. Марксом как «способность производить при средних условиях среднюю прибыль»5.

3Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 642.

4Более подробно см.: Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008. С. 92–96.

5К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 12. С. 713.

2

Дивиденды акционерного общества

Прибыль, полученная акционерным обществом по итогам своей деятельности за определенный период, после налогообложения делится на процент от прибыли, представляющей собой совокупность средств, подлежащих распределению среди акционеров в виде дивидендов, и на предпринимательский доход, остающийся в распоряжении акционерного общества.

Имущественное участие в деятельности акционерного общества является определяющим для акционера, что обусловлено самой природой акционерного общества как коммерческой организации, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1, 2 ст. 50 ГК). Отсюда и имущественный характер самого права участия, которое, конечно, как и подавляющее большинство субъективных имущественных прав, сопровождается организационным неимущественным элементом, никак не влияющим на имущественную природу указанного права6.

Относительно социально-экономической природы дивидендов в науке высказывались различные точки зрения7. Широко распространена так называемая теория информационного содержания дивидендов, сторонники которой полагают, что дивиденды позволяют создать у инвесторов правильное представление о финансовом состоянии акционерного общества и оказывают непосредственное влияние на рыночную стоимость акций. При этом следует иметь в виду, что дивиденды могут искажать реальное положение дел. Финансово благополучное общество может не принимать решения о выплате дивидендов, направляя имеющуюся прибыль на свое дальнейшее развитие, и, наоборот, менее благополучное в имущественном отношении общество может «проедать» чистую прибыль, распределяя ее среди акционеров посредством выплаты дивидендов.

С позиций права дивиденды — это часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая выплате по размещенным акциям на основании решения общего собрания акционеров, принятого по финансовым результатам определенного периода деятельности общества. Такой вывод можно сделать из п. 1 ст. 42 ФЗ «Об акционерных

6Имущественная природа права участия в деятельности корпорации была обстоятельно обоснована в юридической литературе. См., например: Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. С. 102–105.

7Более подробно см.: Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М.: Спарк, 1996. С. 106–107.

3

Д. В. Ломакин

обществах»8, хотя корпоративное законодательство непосредственно

ине дает понятия дивиденда.

ВНалоговом кодексе содержится определение дивиденда, сформулированное в целях налогообложения. Согласно п. 1 ст. 43 НК дивидендом признается любой доход, полученный акционером от общества при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим ему акциям. Чистая прибыль при этом распределяется пропорционально долям акционеров в уставном капитале акционерного общества.

Несмотря на отдельные разночтения, дивиденд можно охарактеризовать в качестве экономического результата участия акционера в деятельности акционерного общества, выражающегося в присвоении им части чистой прибыли, полученной обществом за определенный период и распределенной в установленной пропорции по размещенным акциям общества на основании решения общего собрания акционеров. Очевидно, что экономический эффект от участия в деятельности акционерного общества не сводится к получению дивидендов. Он может выражаться, например, в капитализации акций, а также в получении средств, вырученных от их продажи9, что не умаляет значение дивиденда.

II. Общая характеристика права на дивиденд

Право на дивиденд в самом общем виде представляет собой одно из правовых средств, опосредующих имущественное участие акционеров в деятельности акционерного общества. Иными словами, посредством осуществления данного права достигается указанный выше экономический эффект в виде присвоения части чистой прибыли акционерного общества. В этом смысле, как писал П. А. Руднев, это самое старинное и существенное право акционера10.

8СЗ РФ. 1996. № 1. ст. 1.

9На эту сторону экономического эффекта, получаемого от участия в деятельности предпринимательских корпораций и не свойственного для непредпринимательских юридических лиц, также обращается внимание в зарубежной юридической литературе. См., например: International Corporate Law and Financial Market Regulation. Comparative Corporate Governance of Non-Profit Organizations. Edited by Klaus J. Hopt and Thomas von Hippel. Cambridge University Press. N.Y., 2010. P. 807.

10Руднев П. А. Анализ прав и обязанностей акционеров. М., 1927. С. 17.

4

Дивиденды акционерного общества

Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры — владельцы обыкновенных акций общества имеют право на получение дивидендов. О наличии права на получение дивидендов у владельцев привилегированных акций говорится в ст. 32 ФЗ «Об акционерных обществах». В свою очередь, из ч. 5 ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг»11 следует, что акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов.

Исходя из буквального толкования норм действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что право на дивиденд как юридическая форма, опосредующая имущественное участие акционера в деятельности общества, возникает в момент приобретения акции или в момент возникновения особой правовой связи между акционером и корпорацией, участником которой он является.

Однако, обратившись к положениям п. 1 ст. 42 ФЗ «Об акционерных обществах», выясним, что принятие решения о выплате дивидендов является правом самого акционерного общества. Именно такое толкование соответствующей норме дал в свое время Высший Арбитражный Суд РФ12. Соответственно, право акционера на дивиденд не может возникнуть ранее принятия решения о выплате дивидендов. В этом смысле данное решение является юридическим фактом, порождающим субъективное право акционера на дивиденд. По свой природе этот юридический факт является юридическим актом, отнесенным законом к разновидности решений собраний (подп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК). Нет такого акта — нет у акционера и права на дивиденд, несмотря на наличие ценной бумаги — акции.

Обозначенный подход получил широкую поддержку в юридической литературе. Так, А. В. Габов считает некорректным утверждение о том, что право на дивиденд вытекает из акции. Он полагает более правильным говорить о праве на объявленные дивиденды, поскольку именно их может истребовать акционер13.

11Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17. ст. 1918.

12См., например: п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 1.

13Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011. С. 294.

5

Д. В. Ломакин

Существует иная позиция, сторонники которой пытаются разрешить противоречия между приведенными ранее нормами действующего законодательства. В самом общем виде она сводится к признанию условного права на дивиденд, которое возникает в момент приобретения акции, но может быть осуществлено лишь при наличии решения общего собрания акционеров о выплате дивидендов. Одним из первых данную позицию сформулировал П.В. Степанов в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук14.

Впоследствии она получила широкое распространение в юридической литературе. Так, Г. С. Шапкина связывает момент возникновения права на дивиденд с приобретением акций, а возможность его осуществления — с набором дополнительных юридических фактов15. О некой условности права на дивиденд до принятия решения о выплате дивидендов в свое время писал академик В.В. Лаптев16. Причем некоторые правоведы не видят ничего особенного в употреблении термина «условный», традиционно используемого в отношении сделок, применительно к субъективным гражданским правам. Например, Л. В. Кузнецова утверждает, что «… проблема обусловленности прав и обязанностей не связана исключительно с условными сделками, которые представляют собой лишь одно из проявлений в общей системе подобных правовых феноменов»17.

Допустимость признания условности отдельных субъективных гражданских прав вызывает оправданные сомнения. Субъективное гражданское право предоставляет своему носителю комплекс неких возможностей (правомочий), которые сами по себе не могут быть условными. Действительно, если мы связываем существование возможности (правомочия) с наличием определенных условий, то отсутствие таких условий должно влечь за собой отсутствие самих возможностей (правомочий) и, как следствие,— отсутствие самого субъективного права. Иными словами, субъект, не обладающий возможностями, предоставляемыми тем или иным субъективным правом, не является

14Степанов П. В. Корпоративные отношения в коммерческих организациях как составная часть предмета гражданского права. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 10.

15Шапкина Г.С. Применение акционерного законодательства. М.: Статут, 2009. С. 100.

16Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999. С. 67.

17Кузнецова Л. В. Сделки, совершенные под условием // Сделки: проблемы теории и практики: Сб. статей / Рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2008. С. 231.

6