Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!Учебный год 2023-2024 / Грачёв М.А. - Судебная лингвистическая экспертиза

.pdf
Скачиваний:
41
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
2.86 Mб
Скачать

вызывает резкий диссонанс, наблюдается контраст. Слова больная и старая могут вызвать и дополнительные отрицательные ассоциации у пользователей сайта «Одноклассники». (Больная — чем, какой болезнью?), старая (в каком возрасте: далеко за 30 лет, за 40 лет?).

Что касается вопроса о неприличной форме выражения, то в лингвокриминалистике он ещё недостаточно чётко разработан. Считается, что неприличная форма — это наличие высказываний в адрес гражданина, содержащих оскорбительную, непристойную лексику. При этом подобные слова и выражения должны быть прямо адресованы конкретному лицу с целью унижения его в глазах окружающих, опорочивания его чести и достоинства.

Лексема обезьяна в контексте анализируемого материала имеет негативно-оценочный характер, что подтверждается пометой неодобр., разг., бран. и соответствующим словарным толкованием (см. рассуждения ранее). Кроме того, негативнооценочный, оскорбительный характер усиливается другими словами (старая, больная) с отрицательной коннотацией и пунктуационно-синтаксическими особенностями фразы.

Если фраза Я... старая... больная... обезьяна! адресована А.Н. Королёвой, то имеет явно оскорбительный характер, унижающий честь и достоинство А.Н. Королёвой, так как содержит в себе инвективу (оскорбительное слово), усиленную другими языковыми средствами (см. анализ выше). Известно, что при переносном, метафорическом употреблении слово такого рода, как обезьяна, приобретает пейоративную (осуждающую) экспрессию и передаёт явно негативную оценку, общественно осознаваемую и реально воспринимаемую адресатом как оскорбительная или клеветническая характеристика. Как говорилось ранее в нашем исследовании, лексема обезьяна относится к 3-му разряду оскорбительных слов — зоосемантической метафоре. А подобные слова, по мнению исследователей, «содержат негативные оценки адресата речи и грубую экспрессию неодобрения, презрения и т.п.; многие из таких метафор относятся к

51

бранной (инвективной) лексике, оставаясь, впрочем, в рамках литературного языка. См., например: быдло, кобель, кобыла,

рыло, свинья, свиное рыло, сука, сукин сын...» [Понятия чести,

достоинства и деловой репутации 2004: 69—70]. К перечисленному ряду следует добавить и слово обезьяна, в переносной форме цинично обозначающее своего рода пародию на человека. С функциональной точки зрения, оскорбление имеет целью подчеркнуть неполноценность, ущербность лица-адресата и/ или его несоответствие статусу, положению и др. [Как провести лингвистическую экспертизу спорного текста? 2006: 51—52]. В анализируемом случае явно подчёркнута ущербность лицаадресата, стремление показать его неполноценность в физическом отношении (старая, больная, уродливая женщина). Ситуация может усугубляться тем, что оппонент заведомо знала уязвимые черты характера А.Н. Королёвой (во всяком случае, оппонент, как показывают материалы дела, был хорошо с ней знаком).

Выражение Я... старая... больная... обезьяна! содержит не-

позволительно резкую отрицательную оценку собеседника, т.е. данная фраза наделена первым признаком оскорбительного высказывания — она унижает честь и достоинство другого человека. Второй обязательный признак оскорбительного высказывания — неприличность формы — это использование в средствах массовой информации, т.е. имеет место публичность. Причём мы бы употребили термин устойчивая публичность: в отличие от газет, телевидения и проч., любой желающий может зайти на сайт «Одноклассники» и обнаружить данную запись. И этот данный факт хорошо понимают и адресант, и адресат. Использование подобных фраз резко противоречит нормам приличия и правилам общения.

К определению приличности или неприличности языковой формы можно применять два подхода, предполагающих соответствующее понимание категории приличия. В аспекте ортологического подхода приличие в общении — это соответствие языковой единицы общим нормам современного русского лите-

52

ратурного языка. В аспекте релятивного подхода приличие понимается как уместность и допустимость языковой единицы в конкретной коммуникативной ситуации [Осадчий 2007: 43]. Так как рассматриваемая фраза была написана в ответ на фотографию, данная речевая реакция не является адекватной: девушка, изображённая на фотографии, явно не является безобразной и старой.

Определению приличной / неприличной формы, по мнению исследователя М. Осадчего, помогает наличие / отсутствие оскорбительной эмоциональной окраски, унижающей честь и достоинство другого лица [там же]. Следовательно, эмоциональная окраска также может быть расценена как признак оскорбления. Решающее значение в данном случае играет не степень эмоциональности фразы, а её субъектная организация — иерархия образа говорящего и образа слушающего. Ненависть, как и обиду, мы испытываем к человеку, равному нам по возрастным, социальным и интеллектуальным параметрам. Чувство презрения мы испытываем к людям, которых ставим ниже себя. Следовательно, эмоция ненависти предполагает сильную отрицательную оценку человека с сохранением к нему доли уважения. Презрительная же фраза не просто выражает отрицательную оценку, а принижает адресата речи и осмеивает его. Именно презрительность, уничижительность и является оскорбительной эмоциональной окраской [там же].

То есть дополнительным признаком неприличной формы во фразе Я... старая... больная... обезьяна! является явное осмеяние и унижение адресата — А.Н. Королёвой. Данное выражение является порочащим по своему содержанию, а по форме неприличным.

ВЫВОДЫ

Ответ на первый вопрос не относится к компетенции лингвиста-эксперта. Однако, принимая во внимание материалы дела, в дальнейшем эксперт, отвечая на последующие вопросы, исходил из презумпции того, что выражение Я...

53

старая... больная... обезьяна! адресовано лично А.Н. Коро-

лёвой.

Анализируемое выражение «Я... старая... больная... обезьяна!» имеет неприличную форму, которая состоит в том, что унижает честь и оскорбляет достоинство А.Н. Королёвой, негативно характеризует А.Н. Королёву как личность, подрывает её престиж в глазах окружающих.

Ввысказывании «Я... старая... больная... обезьяна!» используется оскорбительная лексическая единица «обезьяна», употреблённая как инвектива (зооморфизм).

Ввыражении «Я... старая... больная обезьяна!» содержатся субъективные оценки, мнения, негативно характеризующие А.Н. Королёву как личность, а её действия, поступки, поведение — как подрывающие её престиж в глазах окружающих.

3.Языковой экстремизм

3.1.Терминология языкового экстремизма

Общепризнанного определения понятия «политического экстремизма» в настоящее время не существует, нет и однозначного определения его признаков. И многие склонны отождествлять политический экстремизм и с фашизмом, и с шовинизмом, и с радикализмом (правым и левым). В действительности же, все данные явления — это только части более широкого явления политического экстремизма.

Наблюдаются ещё и недочёты в правовой сфере. Хотя проблема экстремизма появилась давно, в обществе имеются серьёзные сомнения в отношении определения этого понятия. По данным интернет-опроса чуть более 60% респондентов понимают, что представляет собой экстремизм и ратуют за введение в

интернете запрета на публикацию экстремистских произведе-

54

ний, а 40% не до конца разбирается во вреде экстремизма и выступают против цензуры.

Перечислим основные признаки экстремизма:

1)публичные призывы к установлению диктатуры, т.е. строя, значительно ущемляющего политические и гражданские права;

2)публичные призывы к насильственному свержению конституционного строя или захвату власти;

3)создание вооруженных формирований;

4)разжигание социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной розни и публичное выражение намерений ограничить права граждан по этим признакам;

5)представление своих целей, идеалов или отличительных признаков с помощью символики, в недалёком прошлом присущей национал-социалистическому режиму Германии и фашистскому режиму Италии;

6)публичное одобрение национал-социалистических, фашистских и иных тоталитарных режимов; отрицание преступлений, совершённых такими режимами, оправдание их лидеров и политики;

7)применение для достижения своих политических целей террористических, диверсионных и иных актов, опасных для жизни и здоровья людей [Прибыловский 1995].

Как видно из перечисленных признаков, экстремизм связан с такими понятиями как нация (национальный), народ, раса, социальный, религия, язык, происхождение, пол. Рассмотрим их.

Нация — исторически сложившаяся общность людей, объединённых экономическими связями, обладающих едиными территорией и языком, отличительными особенностями культуры и характера. В современной литературе существует расхождение при определении нации: некоторые учёные нацию отождествляют с народом, включая в понятие нации общие черты самосознания и социальной структуры, другие определяют нацию как общность по принадлежности к определённому государству [Новейший энциклопедический словарь 2004; Философский энциклопедический словарь 1997]. Соответ-

55

ственно «национальный» определяется как относящийся к общественно-политической жизни нации, связанный с её интересами или же характерный для данной нации, свойственный именно ей, а также государственный [Словарь иностранных слов и выражений 2000].

Раса — исторически сложившаяся группа человечества, объединённая общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения: ев-

ропеоидная, монголоидная, негроидная раса. Прилагательное — расовый. Расовые теории. Расовая исключительность. Расовые

дискриминации [Ожегов, Шведова 1997; Большой толковый словарь русского языка 2000].

Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества. Религия предполагает чувство связанности,

зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Особенности различных религий должны быть выведены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию людей. Эти особенности наиболее ярко могут обнаруживаться в различных представлениях о божестве, которые они себе составляют [Философский энциклопедический словарь 1997].

Социальный — общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе [Ожегов, Шведова 1997; Большой толковый словарь русского языка 2000].

Пол — каждый из двух генетически и физиологически противопоставленных разрядов живых существ (мужчин, женщин, самцов, самок), организмов [там же].

Происхождение — принадлежность по рождению к какойнибудь расе, классу, сословию [там же].

Язык — наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек [там же].

56

Информация квалифицируется как возбуждающая национальную, расовую, религиозную или социальную вражду в том случае, если прямо способствует формированию в сознании читателя (слушателя) негативного образа человека на основе его принадлежности к специальной группе, под которой понимается нация, раса, а также языковая, социальная и религиозная группы.

Для того чтобы информация была признана возбуждающей описанные чувства, она должна быть направлена на формирование негативного отношения к неким лицам — причём это отношение должно быть основано не на личностных качествах, а на их принадлежности к специальной группе. На достижение подобного эффекта прямо направлены высказывания, содержащие:

перенос негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю группу;

приписывание всем представителям группы стремления следовать древним обычаям, верованиям, традициям, которые негативно оцениваются современной культурой;

утверждение о природном превосходстве одной группы и неполноценности или порочности других;

приписывание враждебных действий и опасных намерений одной группы по отношению к другой;

возложение вины и ответственности за деяния определённых представителей на всю группу;

утверждение об изначальной враждебности определённой группы по отношению к другой;

утверждения о полярной противоположности и несовместимости интересов одной группы с интересами других;

утверждение о наличии тайных планов, заговоров одной группы против другой;

объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определённых групп (см.: [Осадчий

2007]).

57

Трудность для юристов (а также экспертов-лингвистов) при назначении судебной лингвистической экспертизы в отношении текстов СМИ по уголовным делам, связанным с экстремизмом (ст. 282 УК РФ), представляют формулировки вопросов. Нам кажется, наиболее удачными являются определения Е.И. Галяшиной (за основу ею был взят перечень вопросов в кн.: [Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы

2004: 37—38]):

1.Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо национальной, конфессиональной или иной социальной группы?

2.Имеются ли в представленном тексте высказывания враждебного, агрессивного либо уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической, конфессиональной или иной социальной группы?

3.Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?

4.Имеются ли в представленном тексте высказывания побудительного характера, содержащие побуждения к насильственным действиям против лиц определённой национальности, расы, религии и/или иной социальной принадлежности?

5.Имеются ли в представленном тексте высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации, расы или иной социальной группы по отношению к другой?

6.Имеются ли в представленном тексте высказывания об антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной национальной, религиозной, этнической или иной социальной группы по отношению к другой?

7.Имеются ли в представленном тексте высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической, конфессиональной или иной социальной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, этнической или иной социальной группы?

58

8.Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какойлибо нации, конфессии, этнической или иной социальной группы?

9.Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие негативные уничижительные оценки личности как представителя определённой национальности, этноса, расы или иной социальной группы? [Галяшина 2006].

Под видом религиозной организации может функционировать политическая террористическая или деструктивная организация, лидеры которой для привлечения новых сторонников

ичленов вынуждены пользоваться не убеждением и не открытыми призывами, а манипулятивными приёмами. Опасность манипуляции заключается в её незаметности и иллюзии самостоятельности в принятии решений человеком, ставшим объектом действий манипулятора.

Статья 282 Уголовного кодекса гласит, что к экстремизму относятся следующие противоправные действия:

а) насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ;

б) подрыв безопасности РФ; в) захват или присвоение властных полномочий;

г) создание незаконных вооружённых формирований; д) осуществление террористической деятельности;

е) осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий, актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной вражды, а равно по мотивам ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы;

ж) финансирование экстремистской деятельности либо иное содействие её совершению;

з) воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной

59

деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединённое с насилием или угрозой его применения;

и) применение насилия в отношении представителя государственной власти;

к) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённое в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

л) нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;

м) создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из этих признаков.

Призыв к перечисленным видам деятельности является элементом экстремизма, следовательно — уголовно наказуемым деянием [Осадчий 2007].

Одним из главных компонентов экстремизма является

призыв.

В толковых словарях русского языка слово призыв имеет значения: 1. Слова, которыми приказывают, зовут для чего-либо; просьба, мольба. 2. Обращение в краткой форме, выражающее политическое требование.

С лингвистической точки зрения явным прямым призывом является словесная конструкция, содержащая глагол в форме повелительного наклонения (иди, бери, не позволяй и т.п.) или эквивалентных данному наклонению форм (типа Поборемся!

Избавим! Дадим отпор! Пошли! Встали!). Обязательным ком-

понентом призыва является образ адресата речи — того, кто должен выполнить действия. Адресат речи может быть заявлен открыто, в виде обращения (Молодые люди! Граждане! и т.п.). Итак, можно создать формулу явного прямого призыва: импе-

60