Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Аннотация Гой ты Сад-Садко

.doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
74.75 Кб
Скачать

«Гой, ты Сад-Садко»

хор из оперы «Садко».

муз. и либ. Н. А. Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (18 марта 1844 - 21 июня 1908) – всемирно известный русский композитор-классик, педагог, дирижер, автор трудов об оркестре, музыкальный писатель. Автор 15-ти опер, 3-х симфоний, целого ряда симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Его творчество самобытно, но вместе с тем опирается на классические традиции, творчески развивая и дополняя их новыми для той эпохи идеями.

Римский-Корсаков родился в Тихвине, небольшом городке Новгородской губернии, где жил его отец, отставной губернатор. Живя в Тихвине, будущий композитор слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. Эти детские впечатления оказали влияние на характер будущего композитора и на его дальнейшее творчество. Римского-Корсакова с детских лет обучали фортепьянной игре, и уже в раннем возрасте он начал сочинять музыку. Его способности к музыке проявились с раннего детства, он прекрасно различал мелодии, которые ему пела мать. А уже в возрасте трех лет бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто специально менял темп и ритм, но мальчик безошибочно следовал за ним. Когда ребенок немного повзрослел, он научился нотам и на слух мог назвать любой из тонов фортепиано, мать взялась обучать ребенка игре на этом инструменте. Вскоре он освоил все, что умела мать, и тогда родители пригласили профессиональную учительницу игры на фортепиано. Учеба давалась Николаю легко не только в области музыкального образования. Он очень рано научился читать, быстро освоил арифметику. Родители, видя способности сына, пророчили ему большое будущее, правда, не в творческой сфере - они хотели, чтобы их сын стал морским офицером. Он и сам тогда ещё не думал связывать свою жизнь с музыкой. По примеру старшего брата и своего дяди он мечтал о флотской карьере. Поэтому в возрасте двенадцати лет Римский-Корсаков поступил в петербургский Морской корпус — военное училище, готовившее офицеров. Однако очень скоро мальчик понял, что военно-морская служба не столь интересна, как ему представлялось в раннем детстве. Музыка его интересовала гораздо больше, и он параллельно учебе в Морском корпусе продолжил обучаться игре на фортепьяно, стал посещать оперу и концерты, пробовал сочинять собственную музыку.

В 1858 году он впервые услышал оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Она произвела на него столь потрясающее впечатление, что он ходил на нее несколько раз. Потом последовала опера «Руслан и Людмила», и вновь Николая поражает творчество Глинки. Преклонение перед великим Глинкой Римский-Корсаков пронес через всю свою жизнь. В то время он встретился с известным композитором М.А. Балакиревым. Один из крупнейших деятелей русского музыкального искусства XIX века, он тогда находился в расцвете творческих сил. «С первой встречи, - вспоминал Римский-Корсаков, - Балакирев произвел на меня громадное впечатление. Превосходный пианист, играющий все на память, смелые суждения, новые мысли, и при этом композиторский талант, перед которым я уже благоговел». Балакирев познакомился с сочинениями Римского-Корсакова и понял, что семнадцатилетнему кадету суждено стать великим музыкантом. Он предложил Римскому-Корсакову написать симфонию, и с этого времени Римский-Корсаков решил посвятить свою жизнь музыке. Он с головой окунулся в работу над своей Первой симфонией.

В апреле 1861 года Николай Римский-Корсаков, закончив обучение с хорошими оценками, был направлен гардемарином в кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». 21 мая 1865 года клипер «Алмаз» прибыл в Кронштадт. Римcкий-Корсаков стал мичманом.

Николай Андреевич нес службу на берегу и продолжал сочинять музыку, в декабре 1865 года завершив свою Первую симфонию. Ее исполнение проходило под управлением самого Балакирева. Произведение было еще незрелым, чувствовалось, что молодой композитор находится в творческом поиске и его стиль еще не устоялся. Однако уже в Первой симфонии чувствовался сильный, самобытный талант. Затем последовала «Увертюра на три русские темы» (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Под влиянием Балакирева композитор обратился к славянским народным мелодиям, что придавало его творчеству национальный колорит. В это же время Римский-Корсаков создавал симфоническую картину «Садко» и параллельно писал романсы. Творческий талант Николая Андреевича рос на глазах. В «Садко» композитор нашел свой художественный стиль, определил свойственный его творчеству круг образов. В «Садко» новизна музыки удивляла слушателей, композитору очень точно удалось передать впечатление неторопливого могучего движения волн. Вместе с тем композитор выступил не только как новатор, но и как продолжатель традиций европейского симфонизма, связанных с именами Берлиоза и Листа, творчество которых повлияло на композитора.

«Садко» был триумфально встречен публикой, и, воодушевленный удачей, Римский-Корсаков быстро написал симфоническую сюиту «Антар», в основе сюжета которой лежала восточная сказка Сенковского. Содержание сказки раскрыто композитором как ряд ярких музыкальных картин, сменяющих друг друга. Сюита «Антар» вновь оказалась успешной, и молодого композитора начали признавать мастером симфонической музыки. Интерес к музыке Востока был характерен для русских композиторов XIX века. Тема Востока останется важной линией творчества на протяжении всей дальнейшей жизни Римского-Корсакова.

В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории. А в 1872 году добивается очередного крупного успеха - он завершает оперу «Псковитянка». Это произведение о судьбе народа в эпоху объединения Руси и образования мощного Русского государства. Сюжет ее взят из одноименной пьесы известного русского поэта и драматурга Л. А. Мея. Главное действующее лицо оперы —Иван Грозный, показан сложным и противоречивым человеком. Величавая мелодия распева при появлении царя — одна из многих удачных находок, которыми полна «Псковитянка», настолько высоко оценивалась автором, что он повторил ее позже в опере «Царская невеста».

«Псковитянку» называют высшим достижением первого периода творчества композитора. После этого музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась, он стал инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873—84), директором «Бесплатной музыкальной школы» (1874—81). К этому периоду относится и появление новой оперы - «Майская ночь». Николай Андреевич говорил, что Гоголь – это один из его любимых писателей, а его «Майская ночь» - одно из его самых лучших произведений. В «Майской ночи» находит свое оформление важное для драматургии последующих опер Римского-Корсакова соединение двух миров: мира реальности (народно-бытовой сферы) и фантастичного потустороннего мира. Премьера оперы состоялась 9 января 1880 года в Мариинском театре. И вновь публика была в восторге. Следующая опера - «Снегурочка» по сказочной пьесе А. Н. Островского впервые исполняется в 1881 году. И вновь триумф.

Отныне Римский-Корсаков - видная фигура в отечественной музыке, общепризнанный авторитет, почитаемый профессиональными музыкантами и публикой.

В операх начала XX века композитор отдал дань новым тенденциям русского музыкального искусства, это «Сказка о царе Салтане» (1990), «Кощей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (1907) - содержала едкую сатиру на самодержавие.

В 1908 году композитор ушел из жизни.

Заслуги Римского-Корсакова общепризнанны. Композитор стоит в ряду выдающихся музыкантов мирового масштаба. Еще при жизни Римского-Корсакова его произведения получили широкую известность не только в России, но и в Европе. Их исполняли в Брюсселе, Париже и Праге.

Его педагогическая деятельность также была исключительно успешной. Римский-Корсаков воспитал около 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых — Прокофьев, Стравинский, Глазунов, Ипполитов-Иванов, Лядов, Мясковский.

Римский-Корсаков обобщил свой педагогический опыт в учебниках гармонии и оркестровки, его труды по теории музыки также в числе его несомненных заслуг.

Опера «Садко»  написана в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. Активная работа над сочинением оперы шла в 1895-1896 годах и осенью 1896 года опера была завершена.

Первоначально предполагалось, что опера будет поставлена в Мариинском театре в следующем сезоне. Однако обстоятельства сложились иначе. Опера была прослушана в Мариинском театре осенью 1896 года, и критикамибыло высказано мнение, что опера слишком сложна для постановки. Всему этому сопутствовало охлажденное отношение к композитору со стороны дирекции театров после неудачи предыдущей оперы "Ночь перед Рождеством". Тем не менее, окончательное решение по опере должен был принять Император Николай II, который собственноручно вычеркнул "Садко" из репертуара со словами: "Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее".

Премьера состоялась в Московской частной опере С. И. Мамонтова (в помещении театра Солодовникова). 27 декабря 1897 года. Произведение было принято публикой и критикой с большим успехом.

Вскоре было решено перенести спектакли труппы в Петербург, в зал Консерватории. Римский-Корсаков сам провёл последние репетиции и продирижировал спектаклем 28 февраля 1898 года. В Петербурге опера также имела успех, что отмечал и сам композитор.

Хор «Гой, ты Сад-Садко» - четырёхголосный (divisi встречаются в обеих партиях) мужской хор из первой картины оперы. Присутствуют также два солиста: 1-й Настоятель (тенор) и 2-й Настоятель (баритон).

В сюжете оперы хору предшествуют следующие события. В богатых хоромах братчины (торговой артели) в Новгороде проходит пир. Входит Садко, и гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, но другая, большая часть — возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие подступают к Садко и гонят его с пира.

Ниже приводится текст рассматриваемого отрезка либретто оперы.

Гости:

Гой ты, Сад-Садко, добрый молодец!

Хороша твоя речь удалая.

Гой ты, Сад-Садко, гон, гостиный сьн!

Ты гусляр простой, не торговый гость,

И безумна похвальба твоя.

(Две группы гостей):

  • А коль прав Садко?

  • Не хотим Садка!

  • А коль прав гусляр?

  • Гой, долой его!

2-й настоятель:

Аль не слышали?

Обозвал Садко

Всех нас сиднями да безумными.

1-й настоятель:

Аль не видите, гости знатные?

Хочет выше стать Новогорода.

Оба настоятеля:

Зелен нас учить, молод нас корить!

(Две группы гостей:)

  • А коль прав Садко?

  • Не хотим Садка!

  • А коль прав гусляр?

  • Гой, долой его!

Гости:

А и где ж тебе нас учить, корить,

А и где ж тебе с нами ровней быть,

А и где ж тебе силу-власть забрать?

Живет Новгород по-старинному:

Золотой казной да волею.

Две группы гостей:

  • А и прав Садко!

  • Не хотим Садка!

2-й настоятель:

Уж не в первый раз говорит Садко.

Таковы слова, речи дерзкие.

Мы прослышали, что уж третий день

По чужим гусляр ходит братчинам.

1-й настоятель:

По торговым площадям кричит

Да по пристаням, похваляючись,

Ведет речи-те он негожие,

Голь кабацкую сомущаючи.

Гости:

А и где ж ему нас учить, корить,

А и где ж ему с нами ровней быть,

А и где ж ему силу-власть забрать?

Живет Новгород по-старинному:

Золотою казной да волею.

Не хотим Садка! Гой, долой его!

Музыкально-теоретический анализ.

Фактура хорового письма в рассматриваемом фрагменте оперы — гомофоннно-гармоническая с элементами подголосочной и имитационной полифонии.

Хор начинается в тональности С-dur, однако уже к 3-му такту тональность меняется на с-moll, и сохраняется до конца хора. Во время исполнения своей партии 1-го настоятеля (он вступает вторым по счёту) присутствует отклонение в g-moll, длящееся ровно два такта, затем музыка возвращается в лоно основной тональности. Затем на словах «Живёт Новгород [по-старинному]» в партии баса появляется фа-диез, то есть музыка снова отклоняется в g-moll. Затем, на очередной «перекличке» басов с тенорами имеется кратковременное возвращение в основную тональность, за которым следует серия из двух модуляций (в тональности g-moll и a-moll) в партии 2-го Настоятеля и такая же, но уже в a-moll и h-moll, в партии 1-го Настоятеля. Следом вступает хор в основной тональности (модуляция способом сопоставления), и на повторе слов «Живёт Новгород по-старинному» происходит модуляция в Des-dur, в этой тональности музыка и существует оставшиеся четыре такта до конца рассматриваемого фрагмента сцены.

Гармония в этом фрагменте весьма разнообразна, что подчёркивает суть литературного текста, заключающуюся в сменах настроения персонажей.

Размер произведения — 11/8, темп — Allegro non troppo («быстро, но не слишком»; М. М. 208, но обычно произведение исполняется заметно медленнее). На вступление 2-го настоятеля есть темповое указание Poco animato, а на словах «А и где ж ему нас учить, корить...» темп меняется на Allegro animato («весьма быстро»; М.М. 240), но часто и эти два указания игнорируют, исполняя весь фрагмент в едином темпе. Размер сохраняется на протяжении всего фрагмента произведения неизменным.

Дианмика в хоре — не слишком оригинальная: f и ff, в сопровождении же встречается нюанс p (во время исполнения своих партий солистами) и динамическое указание poco cresc.

Диапазоны хоровых партий таковы:

В целом диапазоны не экстремальные, но для полноценного исполнения понадобятся певцы с сильными голосами, так как «ми» в партии баса и «соль» - в партии тенора — ноты, считающиеся границами «рабочих» диапазонов соответствующих партий.

Встречаются скачки на кварту и октаву во всех партиях.

Хоровое дыхание не представляет собой особой сложности, но стиль и темп музыки таков, что лучше делать его максимально незаметно.

К интонационным трудностям отнесём в первую очередь интонирование во время модуляций и отклонений. Это препятствие легко преодолевается классическими способами — медленное разучивание по партиям и пение сольфеджио. Так же решатся и возможные проблемы, связанные со скачками.

Сопровождение весьма удачно аккомпанирует хору и солистам, «живёт» вместе с поющими, часто повторяя их партии. Последнее обстоятельство помогает певцам в достижении высот в вопросе интонирования. Нюансировка в сопровождении так же не мешает пению, но способствует благоприятному его звучанию.

Из дирижёрских сложностей, присутствующих в произведении, помимо размера 11/8, отметим наличие в партитуре партий солистов, а также смену метра в последнем (в рассматриваемом фрагменте) такте, где увеличена не 5-я доля, как на протяжении всего хора, а 2-я.