Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nochenka_Rubinshteyn.docx
Скачиваний:
418
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
56.83 Кб
Скачать

Хор "Ноченька".

Либретто П. Висковатов Муз А. Рубинштейн

Опера написана по одноименному произведению М.Ю. Лермонтова.

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16 (28) ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния — 8 (20) ноября 1894,Петергоф) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён[1]. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория[1]. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства[1].

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Биография

Антон Рубинштейн родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики), третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна — Григорий Романович Рубинштейн (1807—1846) — происходил из Бердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (в будущем врач, 1827 — 30 сентября 1863) был купцом второй гильдии. Мать — Калерия Христофоровна Рубинштейн (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн, 1807 — 15 сентября 1891, Одесса) — музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву). Младшая сестра А. Г. Рубинштейна — Любовь Григорьевна (ум. 1903) — была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга. Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 — январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда — купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве.[2] Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827).[3] На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился сФредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию,Швецию, Германию и Австрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 ― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Портрет Рубинштейна работы Ильи Репина (1887)

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с В. В. Стасовым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871—1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

Вернувшись в 1874 в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882—1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885—1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер в 1894 году в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств

Главные сочинения

В композиторском наследии Рубинштейна — более двухсот сочинений, среди которых главное место занимают опера «Демон» и романсы, в частности, знаменитые «Персидские песни». Им написано шесть симфоний, несколько одночастных симфонических произведений, пять фортепианных, два скрипичных и два виолончельных концерта, множество более мелких инструментальных пьес, оратории «Потерянный рай» и «Вавилонское столпотворение», кантата «Утро». Огромное внимание он уделял оперному жанру: «Дети степей», «Фераморс», «Маккавеи», «Нерон», «Купец Калашников», «Горюша» — вот лишь некоторые из написанных им опер.

Па́вел Алекса́ндрович Вискова́тов (Висковатый; 24 ноября (6 декабря) 1842, Петербург — 16 (29) апреля 1905) — историк литературы.

Сын военного историка Александра Васильевича Висковатова. Учился в Петербургском университете и в Германии.

1866 — получил степень доктора философии в Лейпциге за диссертацию о гуманисте Якове Вимпфелинге.

1867 по 1871 — состоял по особенным поручениям при генерал-фельдмаршале князе А. И. Барятинском.

1873 — редактировал «Русский мир» и с того же года состоит профессором русской словесности в Дерпте.

Был директором гимназии в Петербурге.

Главный предмет его занятий — биографии М. Ю. Лермонтова, чему посвящён ряд статей в «Русской Мысли», «Русском Вестнике» и других журналах. Под редакцией П. А. Висковатова вышло в Москве (1891) собрание сочинений Лермонтова с первой научной биографией поэта. Висковатов разыскал и напечатал немало произведений Лермонтова, материалов для его жизнеописания и написал ряд небольших исследований по истории его творчества, печатавшихся в «Русской Старине», «Русском Вестнике», «Русской Мысли», «Вестнике Европы» и др. Написанная им биография Лермонтова, составившая шестой том редактированного им издания сочинений Лермонтова (Москва, 1891), ценна, главным образом, как сводка старательно собранных фактических данных. Редакция текста не отличается систематичностью и тщательностью приёмов.

Опера Антона Рубинштейна «Демон»

Либретто.

Опера в трёх действиях (семи картинах); либретто П. Висковатого по одноименной поэме Ю. Лермонтова.  Первая постановка: Петербург, 25 января 1875 года, Мариинский театр

Действующие лица: Демон (баритон), Тамара (сопрано), Гудал (бас), Синодал (тенор), Няня (альт), Ангел (меццо-сопрано), Гонец (тенор), Старый слуга (бас), адские духи, ангелы, голоса природы, грузины, грузинки, татары.

Действие происходит в Грузии.

Действие первое. Картина первая - пролог.  В горах Кавказа свирепствует буря. По небу несутся чёрные тучи, яростные порывы ветра раскачивают деревья, реки выходят из берегов. И только исполинские скалы стоят твёрдо: их покой вихрь возмутить не может. В шуме непогоды слышатся голоса адских духов. Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя. На одной из вершин вырисовывается зловещая чёрная тень - это Демон, изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Сеять зло и разрушения на Земле ему уже скучно: ведь всё покорно его желанию или повелению. Величественная природа не вызывает у него восхищения; Демону ненавистен весь мир. Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощён. Но стоит ли сомнительное райское блаженство того, чтобы ради него пожертвовать свободой, без которой, как и без борьбы, нет настоящей жизни? С негодованием отвергает Демон мысль о примирении с небом.

Картина вторая.  Вот перед Демоном - иная картина: живописная долина реки Арагвы. На берегу старинный замок князя Гудала. К Арагве за водой идут девушки; среди них дочь Гудала, Тамара. С волнением смотрит Демон на юную княжну - своей красотой она напомнила ему тех, с кем когда-то он делил блаженство и кого давно оставил... Но они были покорны и бесстрастны, а юная грузинка весела, она с таким упоением танцует, а её движения так грациозны... Демон не может отвести взора от красавицы.

Какой-то непонятный страх внезапно охватывает Тамару. Подруги пытаются развеселить девушку; няня напоминает ей о скором приезде жениха - князя Синодала. Тамара успокаивается, но ненадолго. Что за голос чудится ей вдруг? Кто зовёт её с собой в "надзвездные края", обещая вечность и власть над миром? Девушка успевает заметить на вершине скалы какую-то тень, и в тот же миг виденье исчезает.

Картина третья.  По горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, - это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: в его мыслях - только Тамара. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к ней! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапность нападения решает участь путников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак.

Действие второе. Картина четвёртая.  Большой праздник сегодня в замке Гудала - старый князь выдаёт замуж свою дочь Тамару. Рекой льётся вино, звучат весёлые песни, танцует молодёжь. Жениха ещё нет, но от него примчался гонец с известием, что князь задержался в пути и прибудет в полдень. Невеста грустна. Но не о Синодале думает Тамара, её мыслями владеет иной образ... Неожиданно слышатся крики и плач, и в пиршественную залу вносят убитого жениха. Горько рыдает бедная невеста - "конец всему, конец мечтам любви"!

В порыве скорби все обращают мольбы к небу. Тамара же словно застыла в горе. И вот ей кажется, будто кто-то зовёт её... К чему слёзы? - говорит таинственный утешитель. - Они не могут воскресить! Молодой князь теперь далеко, в райской стороне, и ему нет дела до твоей тоски. Смотри, как спокойны в небе облака, смотри, как спокойны светила. Их ничто не радует и не печалит. Думай о них в те минуты, когда грустно на душе, и ты забудешь все земные огорченья. - И снова неведомый "вольный сын эфира" сулит Тамаре власть над миром.

"Кто ты?" - спрашивает девушка, но не получает ответа. Неизвестный друг обещает прилетать к ней с наступлением ночи. Его неземная красота и дивные речи очаровывают юную княжну, но разве можно думать о радостях, когда убит жених? В смятении Тамара просит отца отпустить её в монастырь.

Действие третье. Картина пятая.  Любовь к Тамаре преобразила Демона. Что для него теперь бессмертие, его власть над миром! Важно одно - быть вместе с красавицей, найти обновление в её любви. Даже стены монастыря перестали быть для Демона препятствием. Ему не страшно войти в святую обитель: его дух открыт для добра. Ангел пытается преградить Демону дорогу, но, поражённый его решимостью, отступает. Демон входит в монастырь.

Картина шестая.  Обитель спит, только в одном окне мерцает огонёк. Это келья Тамары. Девушка не нашла в монастыре ни желанного покоя, ни забвения. И здесь её неотступно преследует всё тот же образ. Даже во время молитвы, даже ночью. Она видит его, слышит "голос сладких речей", зовущий в неведомое. Кто он, Тамара не знает, но с трепетом ждёт... И вот - наконец-то! Радостное волнение сменяется страхом: кто же он? Ничего не утаивая, рассказывает Демон о себе - дух зла, враг небес, которого клянёт всё живущее на земле. Но с тех пор, как узнал Тамару, он стал другим. И она одним своим словом могла возвратить Демона добру и небесам. Впрочем, что ему небеса? - его рай в очах Тамары! Она в смятении: опасно слушать такие речи - Бог всё слышит! Демон только усмехается в ответ: "Бог занят небом, не землёй. - А наказанье, муки ада? - Так что ж, ты будешь там со мной!" Горячие, страстные речи Демона покоряют Тамару. Она готова поверить "страдальцу"... пусть только он даст клятву забыть злые промыслы. О, Демон готов раскаяться, примириться с небом, веровать добру, любить, молиться... В этом он клянётся всем, чем угодно - от первого дня творенья до последнего.

У Тамары уже нет сил противиться искусителю... Но в это время раздаётся звон утреннего колокола и слышится пение монахинь, славящих Творца. Оно звучит предостережением. Сомнения вновь овладевают Тамарой. Демон убеждает: она одна может снять с его чела след небесного проклятья, и тогда он возьмёт её в надзвездные края, и она будет царицей мира. У ног Тамары дух зла ждёт обновления любви. И девушка уступает; но от первого же поцелуя Демона она падает мёртвой.

Эпилог.  Ангел возвещает: Тамара любовью и страданиями искупила свои сомненья; рай открыт для неё. Демону же нет ни прощенья, ни обновленья. В ярости Демон проклинает весь мир.

Картина седьмая - апофеоз.  Сонм ангелов уносит Тамару в небеса, к вечному блаженству.

Хор "Ноченька" звучит в первом действие, третьей картине. (Картина третья.  По горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, - это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: в его мыслях - только Тамара. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к ней! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапность нападения решает участь путников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак.)

Хор звучит таинственно и тревожно. Гости медленно засыпают, что отражается в музыке хора.