Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

контрольная Барт

.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
21.9 Кб
Скачать
  1. Коонатация семиологии Ролана Барта.

    1. Понятие коонатация и семиология

Коонатация (позднелат. connotatio, от лат. con - вместе и noto - отмечаю, обозначаю) - логико-философский термин, выражающий отношение между смыслом (коннотат) и именем или комплексом имен. Коннотат характеризует денотат, т.е. предметное значение, устанавливаемое в процессе обозначения объекта в имени[1].

Термин «коннотация» используется в разных областях филологического знания. Это и лексическая семантика, и стилистика, и теория выразительности, и интертекстуальность. Коннотация в явном или в скрытом виде присутствует в концепт-анализе, в исследовании архетипов и мифологем обыденного сознания. Таким образом, с коннотацией связывается широкий круг разнотипных явлений, можно говорить об омонимии терминов, о постепенном размывании понятия. Возможен и другой путь: попытаться увидеть то общее, что присутствует во всех явлениях, обозначаемых как коннотация, и именно это общее сделать значением термина.

Термины «коннотация» и «денотация» были введены в логике и относились к понятию: «Всякое существительное денотирует некоторые предметы и коннотирует качества, относящиеся к этим предметам»; так, слово «собака» денотирует все семейство псовых и каждого из его представителей (объем понятия) и коннотирует качества, характерные для этого семейства (содержание понятия)».

Это понимание легло в основу использования термина в лексической семантике, подвергшись при этом уточнению и изменению: «…коннотациями лексемы мы будем называть несущественные, но устойчивые признаки выражаемого ею понятия, которые воплощают принятую в данном языковом коллективе оценку соответствующего предмета или факта действительности» [2, С. 159]. Петух в значении «самец курицы» коннотирует признак «задиристость»: петух 2 - «задиристый человек - как бы петух 1 по коннотации задиристости». Рассуждая по-иному, но в общем о том же - о переносных значениях слов и об общеязыковых метафорах - писала В. Н. Телия в известной монографии [3]. В данном понимании коннотация несет информацию о мире и восприятии мира социумом. Вопрос о том, в какой степени лексическое значение (и следовательно, различение денотации и коннотации) присуще нехарактеризующим словесным знакам, то есть не полнозначным словам, а собственным именам, квантитативам, деиктическим, связочным, заместительным словам, междометиям, в лексической семантике специально не рассматривается. В семиотику понятие коннотации было введено Л. Ельмслевом в его знаменитых «Пролегоменах» 1943 года. Л. Ельмслев исходил из того, что язык есть «средство познания», исходным пунктом для исследователя является текст и цель лингвистической теории состоит в выявлении «постоянного, лежащего в основе изменений»[4].

Семиотика - наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, - означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

Другое ключевое понятие семиотики - знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение[5].

    1. Структура мифа и семиологии Р.Барта.

Ролан Барт (12 ноября 1915, Шербур – 27 марта 1980, Париж) - французский философ, литературовед. Один из основателей Центра по изучению массовых коммуникаций (1960), профессор Практической школы высших знаний (1962), руководитель кафедры литературной семиологии в Коллеж де Франс (с 1977). Погиб в автокатастрофе[6].

Применительно к изучению массовой коммуникации важ­ным является то обстоятельство, что именно посредством ми­фов (по Барту) мы оказываемся погруженными в сферу идеоло­гии, понимаемой как мировоззрение, которое формируется исходя из конкретных позиций и социальных интересов. Отме­тим, что в рамках семиологического анализа миф трактуется от­нюдь не в обиходном смысле, как некоторые ложные системы представлений. Барт рассматривает миф в качестве исторически и культурно обусловленного феномена. Исходным при этом яв­ляется представление автора о "двуединстве" процесса форми­рования значения. С одной стороны, здесь взаимодействуют знаки в тексте; а с другой — культурный и индивидуальный опыт со­здателя или потребителя текста.

Барт рассматривал миф как «вторичную семиологическую систему».

Первичным порядком означивания является то, что выше было рассмотрено как трехчленный комплекс знака, т.е. означа­ющее, означаемое и знак. Автор определяет это как денотацию (предметы, существующие реально), когда означающее находит­ся со своим означаемым в отношении системной обусловлен­ности, релевантности, без каких-либо риторических или идеоло­гических наслоений. Денотация соотносится непосредственно со здравым смыслом, очевидным значением знака.

Барт использует понятие «коннотации» (мыслимый предмет обозначения) для описания одного из способов, с помощью ко­торых знак «работает» во вторичном порядке означивания. Кон­нотация характеризует ситуацию того, как знак воспринимается в связи с чувствами и эмоциями индивида. Причем ключевой момент здесь состоит в том, что означающее первого порядка оказывается знаком коннотации.

О разнице между денотацией и коннотацией Барт говорит на примере фотографии. Денотацией является механическое вос­произведение на пленке объекта, на который был направлен фо­тоаппарат. Коннотация вбирает в себя "человеческую" часть процесса - выбор конкретного сюжета, фокусное расстояние, угол съемки и т.п. Другими словами, денотация - это то, что фотографируется, коннотация - то, как фотографируется. За­метим, что коннотации зачастую относятся не только к индиви­дуальному, но и к социальному уровню.

Другим способом «работы» знака во вторичной семиологи-ческой системе является миф. По мнению Барта, миф представ­ляет собой некоторый текст, историю, с помощью которой в кон­кретной культуре понимаются различные стороны реальности или природы. Миф формируется на основе уже существовав­шей ранее семиологической цепочки. Барт определяет миф как некотрый метаязык, построенный с помощью «расширенной семиологической системы». Посредством мифа, таким образом, становится возможным классифициро­вать окружающий нас мир в некоторые концептуальные катего­рии. Причем миф оказывается семиологической системой вто­рого порядка для означаемого [7].

7