Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Скачать

Полярный Урал 2009

Предисловие.

Первым делом скажу спасибо Дэну Пиманкину за то, что рассказал мне о возможности пойти в поход. Это было еще зимой. Конечно, я долго сомневался, но принял решение идти. И, как выяснилось, не зря. Группа была очень дружной и сильной, собрания проходили весело, а в дальнейшем и идти было так же весело и легко. Мне досталась почетная должность хранителя котелков. Заранее напугали, что всегда буду идти последним. Что же, посмотрим. Так же я, как и несколько товарищей, позаимствовал с кафедры спальный мешок и альпеншток. Из общественного, кроме котелков, в рюкзаке еще лежало 7кг гречи и поездной чай, и вообще, он получился достаточно увесистым, спальник же пришлось пристегнуть снаружи. И вот, наступил долгожданный день отъезда, 29 июля.

День отъезда и первый день пути, 29 июля. Нижний Новгород-Москва.

После утомительных попыток запихать в рюкзак все, что хотело там быть, предстояло еще донести его до вокзала. Как известно, в утренний час пик в автобусах народу хватает. Тем не менее, доехать удалось без особого труда, правда, ценой ушибов нескольких пассажиров альпенштоком. При выходе из автобуса на вокзале, чуть не потерял спальник. Пока ехали, он успел отстегнуться от рюкзака. Встреча была назначена в 7.45 под люстрой. На самом деле все стояли слева от нее, Анатолий Иванович подтянулся несколько позже (хотя мы думали, что он где-то здесь, но прячется). Итак, нам предстояло ехать до Москвы на «Буревестнике» шесть с небольшим часов, чтобы там пересесть на поезд до станции назначения – Елецкой. Этот путь был выбран потому, что билетов на поезд Н.Новгород – Воркута уже не было. Вообще, для пути туда это очень даже неплохой вариант. Вагоны этого поезда купейно-сидячие, со мной в купе были также Саня и Женя, и трое других пассажиров. Телевизор работал только один, поэтому нужно было заняться чем-либо другим. После того, как Саня достал гитару, сразу стало понятно, чем. Первая стоянка – Владимир. Все дружно пошли фоткать паровоз и фоткаться на его фоне.

Так же за 20 минут успели погулять по платформе и пообщаться.

После Владимира до Москвы стоянок больше не было, поэтому мы развлекались пением песен в поезде, убеганием от проводниц, когда они нас запалили в купе для милиции. Кстати да. Купе для милиции почти ничем не отличается от остальных, только там нет телевизоров и еды. Ну и пассажиров там тоже нет. Вот мы и решили немного там посидеть, кто-то даже поспать.

Однако, проводницы не дремлют, и уже через 20 минут нам пришлось оттуда удалиться. Тем временем, в других купе наши товарищи тоже не скучали.

Например, в одном из них мне постоянно предлагали съесть яблоко, причем довольно настойчиво. В основном эта часть пути, от Владимира до Москвы, прошла в пении песен под гитары и хождении туда-сюда по вагону. Пассажиры нашего купе были благодарны Сане и Дане за веселую поездку.

Москва.

Надо сказать, что в Москве я бываю достаточно часто, иногда даже раз в месяц. Поэтому ничего нового лично для себя я найти не планировал. Однако, было кое-что интересное.

Прибытие поезда состоялось, как положено по расписанию, в 14.46 на Курский вокзал. Поезд до Елецкой отправлялся в 19.20 с Ярославского. Для тех, кто незнаком со схемой метро Москвы, скажу, что Курский вокзал находится на ст. Курская Кольцевой и Арбатско-Покровской линий. Ярославский же вокзал находится на Площади Комсомольской («Площадь трех вокзалов»), это ст. Комсомольская Кольцевой и Сокольнической линий. Следовательно, нам предстояло проехать одну станцию вверх по кольцу. Кольцевая линия является одной из самых загруженных линий Московского метрополитена, тем не менее, 18 человек с рюкзаками блестяще преодолели это испытание.

И вот, Ярославский вокзал. Время около четырех. У нас есть Чуть больше трех часов до поезда. Предлагаю ехать в Коломенское. Несколько человек соглашается, организованно собираемся и идем обратно в метро.

Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.). В 1923 году на основе исторически сложившегося архитектурного ансамбля загородной усадьбы русских великих князей и царей здесь был основан небольшой музей, превратившийся со временем в комплексный архитектурный, художественный музей-заповедник "Коломенское", с территорией 390 гектаров.

На метро мы добрались без особых приключений, было весело. Ехали не через кольцо, а через Охотный Ряд, ибо народу там поменьше.

По пути на это станцию, на зеленой линии, поезд на некоторое время выходит на поверхность и преодолевает Москву-реку по мосту, во время чего открывается красивый вид на Нагатинскую набережную. Итак, вот она, станция Коломенская.

На прогулку по заповеднику у нас оставалось минут 50, за это время мы смогли посмотреть

набережную и полюбоваться видом на город с холма. А на обратном пути сфотографировались на пирсе.

Потом пошел дождь, и мы решили пойти обратно на станцию, тем более отведенное время уже истекало. Недалеко от метро находится магазин «Экспедиция», где мы обнаружили достаточно

интересную вещь: Обратно на Комсомольскую мы решили ехать через кольцо, и, как выяснилось, зря. На выходе

была настоящая пробка из людей. Мы с трудом успели на вокзал к назначенному времени, хотя, это было не время отхода поезда, а время, отведенное нам на прогулку. Однако, мы обнаружили неприятную вещь – около вокзала нет ни одного нормального магазина продуктов, пришлось побегать, чтобы купить что-нибудь перекусить, и то это что-то было не самого лучшего качества. Итак, время начало восьмого, нам пора на поезд. Он отправляется в 19.20. Конечный пункт поезда

– город Лабытнанги (Семь лиственниц). Наша станция на 6 часов раньше. Мы расположились в 4 вагоне, поезд тронулся в путь.

Поезд №210 Москва – Лабытнанги.

Как я уже сказал, мы расположились в 4м вагоне. Проводник был веселый, в вагоне всегда было чисто и никаких проблем с кипятком и освещением. Вечером все порядком вымотались, поэтому в основном сидели и общались, на длинных стоянках выходили погулять (в Ярославле, например). Так прошел остаток первого дня нашего путешествия.

На следующий день просыпаюсь – за окном лес, деревушки мелькают…красота. От Москвы уехали уже достаточно далеко и находились на подходе к станции «Котлас – Узловой». Позавтракав БП-шками, в ожидании станции пели песни под гитару и играли в крокодила в тамбуре, что в поезде было достаточно частым явлением. Также мы с Денном фотографировались в окнах, тоже достаточно интересное занятие.

Станция «Котлас - Узловой», стоянка около получаса. Это время необходимо, чтобы локомотив перецепил поезд за другой конец, a мы за это время погуляли и побегали вокруг поезда. Следующая большая стоянка – «Котлас – Южный». Через нее проходят все поезда на север, наш тоже не стал исключением. Однако подробнее об этой станции по пути обратно, так как в этот раз посмотрели только вокзал, и то не полностью.

А за окном все тот же лес. И какие красивые виды были. Вообще Северная ЖД сама по себе проходит по живописным местам. До вечера было еще несколько стоянок минут по 10, где можно было выйти и размяться, кстати, в некоторых местах (например, в Микуни), появилась связь Теле2, так что можно было позвонить домой. Также мы очень увлеклись отгадыванием названий рек, через которые проезжали. Если же угадать не могли, то это была Северная Двина. Так получилось, что, если верить нашим догадкам, Северную Двину мы пересекли раз, наверно, пятнадцать. На

самом деле, один. Ну может, два. А потом наступил вечер…и мозговой штурм. Он заключался в загадывании загадок друг другу, причем, кто отгадывал, шел сразу же загадывать ее другим и сидеть и угорать, смотря, как другие пытаются ее отгадать. Загадки типа Джимми-Вжика заставляли мозги кипеть.

Чтобы ее разгадать, даже пришлось использовать видеозапись. Были и другие, типа чисел – над ней я думал до следующего утра, а еще играли в нарды, которые я прихватил с собойКроме мозгового штурма я отлучался пофотографировать виды из окна поезда, например как вот этот:

Ночью была продолжительная стоянка в г.Ухта, где те, кто еще не спал, вышли немного подышать воздухом. Ухта – город в центральной части республики Коми. Территория города лежит на водоразделе и в долинах реки Ухта и ее притока Чибью. После отравления со станции с правой стороны было видно несколько высоких холмов.

Рассвет из окна поезда – красивое зрелище:

Утро мы встретили на станции «Сейда». Она должна была стать пересадочной в первом варианте маршрута, но в нашем случае мы просто постояли там минут 20 и отправились дальше.

В районе Сейды происходит разветвление ЖД веток на Воркуту и Лабытнанги, мы отправились по второму варианту. Кстати, по данным разведки, на Сейде уже активно атаковали мошки и прочие кровососы. Это подтолкнуло достать антикомарин из рюкзака и положить его в клапан. До Елецкой оставалось часа 3-4, пришло время собирать рюкзаки, Прибытие было назначено на 13.40. К этому времени все были уже экипированы и бодро выпрыгивали из поезда, принимая эстафету у туристов, садящихся в поезд. Группа ходила на Пайер, а их рюкзаки были точь-в-точь как мой, что меня полностью успокоило – с такими рюкзаками в горы ходят.

Собственно, сам поход. День приезда, 31 июля.

Вот и началось долгожданное пешее путешествие. Вдали горы, это очень хороший стимул идти. Комаров пока особо не ощущается. Мы вышли на проселочную дорогу и отправились в сторону реки Елец, которую нам предстояло перейти вброд. Станция вместе в поездами и кусочком цивилизации оставалась позади. А перед нами только тундра и горы, причем последние достаточно далеко. По пути до реки нам встретилось несколько машин без номеров. Местные, видимо, ездят купаться и на рыбалку на речку, а номера никто не спрашивает. Елец. Река широкая, переходим вброд. Самое глубокое место – по пояс, перешли весело, Санчик уже на подходе к другому берегу достал гирару и кое-что нам сыгралЯ же это дело снимал на видео и на фото.

После переправы устроили привал, желающие (и я в том числе) пошли искупаться. Хотя это громко сказано. Вода прохладная, максимум на что хватает – окунуться и полежать в воде пару секунд. Также во время привала мы перекусили и просто отдыхнули, примерно вот так:

А вот после того, как искупались, комары и слепни стали порядком надоедать, пришлось обработаться комарексом. После этого наш путь по тундре продолжился. Сквозь заросли карликовой березы и болота. Кстати, с погодой в этот день нам повезло, было тепло, даже жарко. В Ельце набрали водички в бутылки и на остановках пили, причем вода уходила достаточно быстро. Комары надоедают все больше. Они, видимо, соскучились по людям. Идешь, а за тобой толпа летит. Станция не торопится скрываться из виду, горы ближе тоже не становятся.

На привалах пока еще есть, что пить. Комарам, собственно, тоже. Мы планировали в этот день дойти до реки Хороты, но она все никак не хотела появляться из-за следующего холма. В итоге мы остановились у небольшого водоема на ночлег. Комары вечером в конец озверели, мы реально не знали, куда от них деться. Дежурствовать, кстати, досталось нашей палатке, а именно, мне, Дену,

Ире и Даше. С подготовкой ужина мы справились достаточно быстро, греча после БП-шек в поезде и долгой ходьбы нам казалась особенно вкусной. Потом мы даже спели несколько песен под гитару, пока комары нас совсем не заели. Вечером, кстати, стало достаточно холодно, пришлось даже одеть свитер.

Мы специально поставили второй котелок чая для того, чтобы налить его в бутылочки на следующий день. К слову, он нам очень помог. После этого все стали расходится по палаткам, однако я пошел в гости к Санчику петь песни под гитару. Это все продолжалось примерно до полуночи, после чего я тоже пошел спать. В августе на Полярном Урале еще белые ночи, лучи солнца все же достают из-за горизонта, поэтому темно так и не стало. И комаров ночью нет. Может, стоило бы ночью идти, а днем спать?

День второй, 1 августа

Подъем в 6 утра по Москве. Это жесть. Хорошо что мы, будучи дежурными, заготовили дрова на утро. Осталось только принести воды, и можно было начинать готовить завтрак. Овсянка. Ну а что еще нужно туристу утром?

После завтрака пришло время собирать палатки и прочие вещи. Вот тут и понял свою участь носителя котелков. Пока я их мыл и собирал, половина группы уже ушла. Остались только замыкающие и еще несколько человек. Пришлось достаточно резво догонять всех, ибо идти в конце не очень приятно. Ближе к концу это я тоже попробовал, а вам не советую.

Тундра за ночь никуда не исчезла, поэтому мы все также продолжаем свой путь в сторону гор. Сама дорога, если это можно так назвать, идет уже не по равнине, а с явно выраженными холмами, на вершинах которых почва уже окаменелая, а в низинах все заболочено.

На привалах естественно не обходилось без песен и прочих атрибутов отдыха, типа лежания на рюкзаке. Кстати, про комаров я забыл. Как же я мог? Их присутствие еще ощущается, причем иногда гораздо сильнее, чем хочется. В середине дня солнце стало жарить достаточно сильно, у кого-то даже сгорело лицо. Я ходил это время в футболке, подставив руки солнцу, но оно на них, видимо, не обращало внимания. А между тем, вдалеке показался некий водоем. Возможно, это и есть Хорота, которую мы хотели найти еще вчера. Последний привал, и вперед!