Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

filosofia / attachments / 14 религиозноЦидеалистическая философия России 20в

.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
34.82 Кб
Скачать

14. Религиозно-идеалистическая философия в России начала ХХ века.

Уже в 70-е гг. XIX в. в русской интеллигенции обозначается поворот к метафизике и вере. В 60—70-е гг. во многом сглаживаются противоположности между западничеством и славянофильством, обнаруживается некий синтез обоих направлений: «у нас, русских, две родины: Россия и Западная Европа, — скажет Достоевский». Таким образом Достоевский встал на иной в отличие от народников путь: они не столько стремился учить народ, как ему жить, сколько сам стремился понять его идеалы, а идеал он видел в православии.

В истории русской мысли Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) занимает совершенно исключительное место. Он с необычайной силой и глубиной развернул идеал православного сознания (старец Зосима), дал непревзойденную критику всяких социальных утопий и насилия («Бесы», 1872), проанализировал коллизии морального сознания и нравственного преображения человека («Преступление и наказание», 1866), через свое творчество воспитывал в людях добро и любовь. Сострадание он считал важнейшим законом человеческой жизни. Он верил в могущество духовных начал в обществе и человеке, считая, что не бытие («среда») определяет сознание, но, напротив, духовное сознание, вера определяют все: «Энергия, труд и борьба — вот чем перерабатывается среда. Лишь трудом и борьбой достигается вера и чувство собственного достоинства. Достигнем того, будем лучше, и среда будет лучше». Большое воздействие идеи Достоевского оказали на Соловьева.

В одной из ранних своих статей «Философские начала цельного знания» Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) говорит: «Субъектом исторического процесса является все человечество как действительный, хотя и собирательный организм». Эта идея всю жизнь была присуща Соловьеву и определяла постановку у него исторических и религиозных вопросов.

Одна из центральных работ Соловьева, оставшаяся незаконченной, называется «Философские начала цельного знания» (1877). Здесь Соловьев выстраивает иерархию развития истории человечества:

  1. экономическая ступень (семья, примитивный человеческий организм);

  2. политическая ступень (возникновение общего между людьми);

  3. церковь как степень духовного общения людей.

Последняя ступень представляет собой цель истории, в которой будут развернуты истина, добро и красота.

Абсолютно сущее Соловьев называет Богом, а становящееся абсолютное — человеком, полная же истина выражается в «богочеловечестве», ибо «только в человеке второе абсолютное — мировая душа — находит свое действительное осуществление в обоих своих началах».

Основными идеалами его философии были:

• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); в мире природном всеединство существует потенциально, в слепом бессознательном стремлении, и только в человеке оно получает действительную, хотя только идеальную форму — в сознании.

• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);

• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;

• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

• идея Бога как выражения добра;

• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;

• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I ) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

Видное место в религиозной философии в России начала XX в. занимает философ-священник

Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944). «Свет невечерний» (1917) является одним из самых значительных произведений Булгакова. В этом «собрании пестрых глав» автор хотел «выявить в философствовании или воплотить в умозрении религиозные созерцания». В своем капитальном труде «Трагедия философии» (написана в 1920—1921 гг.) С. Н. Булгаков говорит о религиозно-интуитивных основах всякого философствования, новейшую философию рассматривает как христианскую ересеологию и в силу этого как трагедию мысли. Для него христианский догмат — критерий истинности философских построений. Философия, согласно данному пониманию, сама себя осудила в своей истории. Свою миссию Булгаков видит в продолжении той работы, которая была начата еще Иринеем Лионским («Против ересей») и Афанасием Александрийским («Против язычников»). Булгаков выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экуменическую" Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии — разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

Одним из крупнейших российских философов первой половины XX в. является Семен Людвигович Франк (1877—1950). Свое мировоззрение сам Франк определил следующим образом: «Мои религиозно-общественные воззрения я определяю как "христианский реализм". В нем признание божественной основы и потому положительной религиозной ценности всего конкретно сущего сочетается с усмотрением рокового несовершенства его эмпирического состояния и потому ограниченности возможностей его чисто человеческого совершенствования». В своей последней книге Франк писал: «Христианство есть религия не поклонения Богу в его противоположности человеку... Христианство есть религия человечности». В христианстве открылась, по его мнению, «абсолютная истина человеческой души».В. В. Зеньковский без колебаний назвал Франка «самым выдающимся философом», создавшим «подлинную систему Всеединства». Для него «бытие есть всеединство», в которое включен и абсолют, что превращает просто единство бытия во всеединство. Всеединство не может мыслиться, оно недоступно логике, но должно быть доступно «металогике».

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) – еще один видный деятель этой эпохи. Основные мотивы его творчества сконцентрированы вокруг таких понятий, как свобода, творчество и личность. Собственную философию «неохристианства» и творчества Бердяев обосновывает в работах «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916). Бердяев считал, что материальный мир представляет собой объективацию мира духовного. Личность есть творческий прорыв в этом мире объективации, она есть единственная подлинная реальность. Человек есть самая величайшая загадка в этом мире, разрыв в нем, внесение новизны. Личность не есть часть мира, не есть часть вообще чего-либо, скорее мир есть часть личности. Человек носит в себе много миров, он есть неповторимый мир в себе. Личность неповторима, незаменима, несводима ни к профессии, ни к должности, ни к расе, ни к национальности, ни даже к религии. Личность творит не общество, а дух, Бог, свобода и ответственность. Личность абсолютно свободна, определяет себя только изнутри, из себя. То, что определяется извне, безлично.Творчество — это нравственный долг человека на земле. Самое трудное и самое изумительное творчество самого себя, в себе личности.

Удар по культурно-религиозному ренессансу нанесли большевики, выславшие за границу крупнейших русских мыслителей, национальную гордость России — Н. Бердяева, Н. Лосского, С. Франка, П. Новгородцева, Л. Карсавина, Б. Вышеславцева, И. Ильина, П. Сорокина.

Л. Шестов и П. Струве покинули Россию несколько ранее, С. Булгаков - позднее. С. Трубецкой умер до революции. В. Розанов, В. Несмелов, Е. Трубецкой, В. Эрн — в годы революции и гражданской войны. Г. Шпет и П. Флоренский были расстреляны. А. Лосев прошел через тюрьмы и лагеря. При этом множество других профессоров и доцентов философии, публицистов и богословов было казнено, замучено, сослано и изгнано. К 30-м гг. философские факультеты в России были закрыты. Когда в 1938 г. снова стало возможным преподавать, учить философии уже было некому. А изгнанники продолжали свою деятельность за рубежом, писали замечательные книги. Таким образом, традиция и развитие русской философии никогда не прекращались.