Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11-17 ПРОГРАММА древнерусской литры.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
399.87 Кб
Скачать

21

ВВЕДЕНИЕ

Первоочередная, буквально лежащая на поверхности задача курса «Истории отечественной литературы XI – XVII веков» – познакомить студентов с вершинными произведениями отечественной словесности за первые семь веков ее письменной истории. Эту задачу мы определим как информативную.

Временной период, который охватывает наш курс, по значению можно сравнить разве что со временем младенчества и детства человека, когда закладываются важнейшие личностные характеристики, которые будут определять всю последующую жизнь. На помощь фольклору, единственной форме словесного искусства в догосударственный период, приходят письменные формы хранения и передачи информации. При этом меняется не только технология, постепенно меняется сам характер мышления наших соотечественников. Например, на смену эпической модели времени, ориентированной на годичный природный цикл, приходит осознание неповторимости каждого мгновения прожитой нами жизни. Наконец, уже в позднем средневековье появляются единичные случаи проявления индивидуального авторского стиля, что является приметой грядущих перемен в развитии нашей культуры, которые мы будем наблюдать в литературе уже Нового времени.

Письменность и литература появились у нас вместе с православием. Это старейшее направление в христианстве, сложившееся в Византии, на русской почве вступило в сложные взаимоотношения с местными культами, в результате чего сформировалась особая религиозная культура восточных славян, достаточно успешно и тактично адаптирующая элементы народной культуры. Именно благодаря творческому взаимодействию фольклорной и книжной традиций уже во втором столетии существования у нас письменной культуры смогли появиться такие выдающиеся произведения как «Слово о полку Игореве». И в дальнейшем фольклор будет служить надежным фундаментом нашей словесности, источником сюжетов, традиционных поэтических форм и базой новых творческих открытий.

Широкое взаимодействие письменной и устной, общеевропейской и национальной традиций станет постоянным признаком нашей российской культуры. Это качество не утратит своей актуальности и сегодня. Напротив, именно сегодня оно нуждается в особой поддержке в связи с беспрецедентной экспансией на восток, в страны СНГ, включая Россию, не имеющей глубоких исторических корней американской «культуры».

Бесспорно, что международный культурный обмен идет только на пользу национальной культуре, ведь здесь взаимообогащаются все участники процесса. Но это должен быть обмен, а не замена национальных духовных ценностей заморским суррогатом. Курс «Истории древнерусской литературы XI – XVII веков» позволяет на широком историко-культурном материале показать, как в результате обмена духовными ценностями обогащалась русская культура и за счет внутренних резервов, того, что Русь, Россия ни одного дня не была мононациональной страной, и за счет культурного взаимодействия с ближними и дальними соседями. Таким образом, курс выполняет не только информативную, но и очень нужную воспитательную функцию.

Важной особенностью курса является и его включенность в общий процесс профессиональной подготовки студентов творческих факультетов. На конкретных примерах они увидят, как по-разному, в зависимости от господствующих идей воспринимался, трактовался и изображался главный объект литературного творчества – человек уже в эпоху русского средневековья, какие специфические трудности при этом возникали.

Исходя из особенностей курса, важнейшими критериями при оценке знаний студента я считаю:

  1. Знание текста.

  2. Умение включить литературный текст в историко-культурный контекст.

Оценка знаний будет проходить в виде теста, включающего цитаты из произведений ДРЛ с предложением трех вариантов ответа, эпизоды сюжета с тремя вариантами их возможного дальнейшего развития, теоретические вопросы, а также вопросы, требующие однозначного ответа «да» или «нет».

Тест включает 90 вопросов. Оценка «отлично» предполагает правильный ответ не менее, чем на 81 вопрос, оценка «хорошо» - не менее, чем на 66 вопросов, оценка «удовлетворительно» - не менее чем на 45 вопросов. При этом экзаменатор имеет право начислить дополнительные баллы, например, за качество контрольной работы, а также за посещаемость.

Для того, чтобы при ответе не возникало досадных противоречий, студентам рекомендуется наряду с моими лекциями пользоваться любым изданием учебника «История древнерусской литератур» В.В.Кускова.

Специфика историко-литературного курса такова, что анализ лектором как историко-культурных циклов, так и отдельных произведений или групп текстов, наглядно демонстрирующих развитие той или иной проблемы, должно идти параллельно с самостоятельной работой студентов. Поэтому я посчитал возможным соединить в данной программе два предусмотренных методическими рекомендациями раздела: учебно-тематический план и план самостоятельной работы.

С этой целью за формулировкой темы рабочего плана следует перечень текстов, которые студент должен прочитать во время самостоятельной подготовки, а также краткий тезисный рекомендательный план ответа. В результате у студента появляются ориентиры и для более эффективной работы в аудитории во время лекции, и при подготовке собственного ответа на экзамене или зачете.

Содержание курса и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Своеобразие русской средневековой литературы.

Хронологические рамки и территориальные границы ее распространения. Предпосылки возникновения и место в средневековой культуре. Взаимодействие с национальным фольклором. Взаимодействие с другими средневековыми культурами. Отношение к вымыслу. Периодизация.

(23: с.4-9, 34-36; )

  1. Средневековая русская книга как явление культуры

Общая характеристика русского средневекового книжного репертуара: соотношение служебных, «читийных» и светских текстов. Характер и типы древнерусских рукописей. Материал письма. Основные типы почерков. Основные элементы оформления средневековой русской книги. Особенности собирания и изучения рукописных текстов средневековых литературных произведений. Выдающиеся исследователи и основные исследования и издания произведений средневековой русской литературы.

(23: с.9-26)

  1. Летописание как литературный жанр. «Повесть временных лет» Нестора как образцовое произведение этого жанра. Стиль монументального историзма в летописи.

История возникновения начального русского летописания (гипотезы А.А.Шахматова, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова). Принцип изложения материала. Стремление включить национальную историю в «мировой» исторический процесс. Ансамблевый характер летописи (летописный свод). Тенденциозность летописания. Новый принцип изображения человека в рамках стиля монументального историзма. Литературный этикет в летописи.

(23: 59-74, 78-82, лекции)

  1. Народнопоэтическое творчество как составная часть в реализации замысла автора «Повести временных лет». Особенности эпического стиля в летописи.

Концептуальные задачи «Повести временных лет». Причины обращения средневековых историков к фольклорным произведениям. Разнообразие фольклорных жанров, используемых летописцами. Летопись и эпический фольклор. Характерные принципы изображения героев в рамках эпического стиля.

(23: 74-78, лекции)

  1. Принятие Русью христианства. Общее и особенное в изображении и осмыслении христианизации Руси различными жанрами древнерусской литературы.

Судьбоносное решение кн.Владимира о выборе веры, степень обоснованности этого выбора (986 – 988). Что мы приобрели и что потеряли, сделав православие государственной религией? Роль Византии, других православных государств и народов в приобщении Руси к христианству. Связь основных идей «Слова о Законе и Благодати» Иллариона со стратегическими акциями Ярослава Мудрого. Политический смысл включения легенды об Андрее Первозванном в «Повесть временных лет».

(23: 90-92, лекции)

  1. Примеры проявления общинно-родовой этики и христианской морали в «Повести временных лет». Образы язычников и христиан в этом произведении.

Моральные нормы дохристианской и христианской Руси в изображении отечественного фольклора и древнерусской литературы. Верность нравственным обязательствам в домонгольской Руси по отношению к единоплеменникам, иноплеменникам, иноверцам и т.д. Игорь Старый и древляне (945). Месть княгини Ольги древлянам как пример варварской этики, основанной на противопоставлении «своих» «чужим» (945-946).

Женолюбие князя Владимира Святославича как символическая демонстрация его продуцирующей силы лидера. Князь и его дружина (944, 955, 964, 996). Варварский прагматизм Владимира в решении внутриполитических проблем и реакция на это его соплеменников (980). Реакция современников и потомков на политическое преступление Святополка Окаянного. Летописец и Священное писание об ответственности государя за нравственный климат в своей стране. (лекции)

  1. «Первые времена усобиц» в изображении русских летописей, агиографических произведений и «Слова о полку Игореве».

«Повесть временных лет» об убийстве Бориса и Глеба (1015). Борис как носитель новых нравственных принципов в отношениях между вассалом и его сюзереном. Отношение дружины Бориса к его решению. Причины преступного замысла Святополка. Летописец и Священное писание об ответственности главы государства за нравственное состояние подданных.

Внутренние распри русских князей, объективные причины их возникновения и участие в усобицах кочевников (1093 – 1094). «Слово о полку Игореве» об инициаторе использования половцев в княжеских разборках («Тот ведь Олег мечом крамолу ковал…» и проч.).

«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского». Княжеский съезд в Любече (1097). Нарушение крестоцелования Святополком и Давыдом. Ослепление Василька и его месть преступникам. Отношение летописца к мести ослепленного князя.

Владимир Мономах и его попытки прекратить княжеские междуусобия («Поучение…»: рассказ о добровольной сдаче Чернигова Олегу; письмо к Олегу Святославичу в связи с убийством младшего сына Мономаха Изяслава и проч.).

Православная церковь как третейский судья в княжеских распрях. Игумен Феодосий в междуусобице князей со старшим братом, киевским князем Изяславом. Дальнейшее отношение игумена к победителю, силой занявшему киевский княжеский стол.

(23: 96-100, 102-105, лекции)