Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3_dif.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
61.19 Кб
Скачать
  1. Понятие части речи, критерии выделения части речи

Общие признаки частей речи

В лексическом значении слова, как мы помним, есть категориальная сема, по которой слова объединяются в самые крупные классы, называемые частями речи.

В современном русском литературном языке выделяются следующие части речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, слова категории состояния, служебные слова – предлоги, союзы и частицы, а также модальные слова и междометия.

в языке отражаются не просто отдельные фрагменты действительности, а ситуации, одну из самых типичных структур. Элементы этой ситуации, , таковы: действие, его субъект и объекты, признаки субъекта и объектов, качества и обстоятельства действия. А сейчас назовем частеречные значения выбранных нами для анализа частей речи: существительное – значение предметности; глагол – значение действия; прилагательное – значение признака предмета; наречие – значение признака признака, т. е. признака действия или качества.

.

Охарактеризуем типы частей речи подробнее.

Знаменательные слова наделены номинативной функцией, они называют предметы, действия и их признаки и способны выступать ответами на различные вопросы: кто это? какой? что делать? где? когда? как? Эти слова выполняют функции всех членов предложения именно потому, что называют, именуют элементы ситуации, отраженной в нем.

Служебные слова не обладают номинативной функцией и не могут служить ответами на вопросы, перечисленные выше. Они не называют элементы ситуации, а отражают отношения между ними или между ними и говорящим. Например: «Я вошел в комнату» – предлог в отражает отношение предмета комната к действию войти.

Модусные слова – модальные слова и междометия, – не обладая номинативной функцией, не являются вместе с тем и служебными, поскольку не выражают связей между словами и не уточняют значения членов предложения. Они предназначены для прямого выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, его отношения к сказанному. Говорящий, как было сказано, – это элемент ситуации общения, или модуса. Поэтому данные части речи и объединяются в группу модусных слов. Своеобразно их синтаксическое поведение: они являются независимыми элементами предложения или сами составляют целое высказывание (Ау! Возможно!). Рассмотрев общие вопросы, связанные с частями речи, мы переходим к описанию каждого из этих классов в отдельности.

2.Имя сущ: нарицательное и собственное

П Нарицательные и собственные имена

Как известно, явления, нас окружающие, могут восприниматься нами как члены класса (звезды, люди, животные, города) и как индивидуальности, уникумы (Сириус, Пушкин, Россинант, Париж). Способ отражения сказывается на объеме понятия соответствующего явления. В первом случае объем понятия больше единицы (город, человек), во втором случае объем понятия равен единице.

Существительные, понятийное содержание которых построено на отражении существенных признаков, а объем понятия больше единицы, называются нарицательными. Существительные, понятийное содержание которых отражает существенные и несущественные признаки, а объем понятия равен единице, называются собственными.

Такова семантика данных разрядов. У них есть и грамматические признаки: отношение к категории числа, отношение к количественным понятиям, проявляющееся в их сочетаемости.

Отношение к категории числа. Собственные существительные либо имеют форму постоянного множественного числа – Альпы, Мытищи, Филиппины, либо имеют форму единственного числа без соответствующей формы множественного с тем же значением. Какова в этом плане характеристика нарицательных имен? Она снова напоминает нам о существовании в грамматике нулевых показателей. Нарицательные имена не имеют особого отношения к числу, во всяком случае их отношение к этой категории не обусловлено их нарицательностью.

Сочетаемость с количественными словами. Она также различает собственные и нарицательные имена. Когда мы говорим: «В нашей группе две Наташи», «В нашей школе много Наташ», мы снова передаем особый смысл «лица с одинаковым именем». Одноименность – вот что отражается и в форме множественного числа, и в сочетаниях с количественными словами. О нарицательных именах придется повторить сказанное: их сочетаемость не связана с нарицательностью.

Словообразовательные особенности. Лексико-грамматические разряды, как уже говорилось, в ряде случаев связаны со словообразованием. У нарицательных существительных такой связи нет, а вот у собственных она налицо, причем зависит от их смысловых разновидностей. В зависимости от того, что обозначено собственным именем, выделяются такие группы, как личные имена, клички животных, географические названия.

Личные имена в современном русском языке не создаются, а выбираются из списка, с изменением их активности по поколениям.

Стилистическое использование собственных имен. В художественой и публицистической речи собственные имена нередко используются в выразительных целях.

1. Автор может ввести в текст говорящие имена. В «Современной идиллии» М. Е. Салтыкова-Щедрина адвокат носит фамилию Балалайкин («Имя и отчество неизвестны», – добавляет автор).

2. В художественном тексте могут обыгрываться, порой очень сложно, известные, знаменитые имена. Таково, например, положение фамилии героя в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»:

3. Бывает и обратный прием – незначимое имя наделяется значением, ассоциациями, которые как бы выстраивают его мотивировку. Например, А. В. Луначарский «услышал» в фамилии и имени Клима Самгина перекличку со словами «клин», «сам».

4. Хорошо известно, что есть писатели, которые любят создавать диковинные имена. Вспомним «Мастера и Маргариту» М. Булгакова и вереницу забавных имен.

5. Имя героя, географическое название могут породить словесный образ. Например, в уже упоминавшихся «Очерках бурсы» одного из героев прозвали Карасем. Подробно описывается, как возникло прозвище, а затем имя обыгрывается,

Как видим, из прозвища рождается сквозная развернутая метафора и сквозное сравнение: метафоризуются слова одной темы – болото, плавать, рыба.

6. Иногда используется прием обсуждения имени, за которым читатель должен увидеть какую-то важную сторону художественного мира. Так, в повести В. Липатова «Три зимних дня»

7. Имя может употребляться переносно. Когда мы говорим «Наш Наполеон опять развоевался», мы употребляем собственное имя как метафору. Особенно характерен такой перенос для форм множественного числа.

8. Переводчикам известны особые заботы об имени, когда приходится строить говорящее имя в подражание звучанию чужого слова. Один из героев «Сказок по телефону» Джанни Родари назван синьор Притворуччи: «Синьор Притворуччи был ужасным неженкой. Нет, вы просто не можете себе представить, каким он был неженкой. Если по стене ползла сороконожка, он уже не мог спать и жаловался на шум».

Корень имени переводчик взял от глагола притворяться, а конец слова напоминает итальянские имена (Соффичи).

9. В баснях и сказках именем нередко становится нарицательное существительное – название предмета, ставшего «героем» произведения. В басне И. А. Крылова «Мешок»: «Но долго ль был Мешок в чести и слыл с умом, и долго ли его ласкали?» В «Первой охоте» В. Бианки: «Надоело Щенку гонять кур по двору».

Таково членение существительных по признаку объема понятия, закрепленного за словом. Переходим к следующей группировке имен.

3.одуш\неодуш

аОдушевленные и неодушевленные существительные

Третье основание грамматической классификации существительных – это отнесенность обозначаемого ими предмета к миру живого или неживого. По данному признаку имена делятся на одушевленные и неодушевленные. Грамматическое выражение этого членения – винительный падеж множественного числа, а у существительных мужского рода – и единственного. У одушевленных форма винительного падежа омонимична форме родительного, у неодушевленных она омонимична форме именительного падежа: знаю этих женщин, знаю эти книги, знаю этого человека, знаю этот дом.

4.конкретное\вещественное\собирательное\абстрактное

Конкретные существительные– это наименования считаемых предметов. Счетность оказалась для языка тем признаком, который выделил эти явления среди всех других и противопоставил их трем остальным классам. Что значит счетность для грамматики? Прежде всего это наличие двух форм числа с одинаковым значением, т. е. без смыслового наращения, как мы видели это у собственных имен: столстолы, книгакниги, скачокскачки, школьникшкольники.

Второе проявление счетности – сочетаемость с количественными словами. Конкретные существительные сочетаются с количественными числительными (две книги), с собирательными числительными (двое мальчишек), с неопределенно-количественными словами (много книг). Одно замечание о сочетаниях конкретных существительных с собирательными числительными. Есть небольшая группа конкретных существительных с постоянным множественным числом: сани, ножницы, брюки. Мы их считаем, оформляя начало счета с помощью собирательных числительных: двое, трое, четверо саней.

Вещественные существительные объединяют названия веществ, несчитаемых, но измеряемых масс: вода, хлеб, молоко, кислота. Этот признак данных явлений отражен в грамматических свойствах разряда: вещественные существительные как названия несчитаемых явлений не имеют соотносительного числа с тем же значением и не сочетаются с количественными числительными. А как названия измеряемых масс они соединяются с неопределенно-количественными словами и названиями мер: много воды; литр, ведро воды.

Вещественные существительные в исходной форме могут быть единственного и постоянного множественного числа: водасливки. Существительные единственного числа могут образовать форму множественного числа, так же как и сочетание с количественным числительным, но при этом возникает то или иное смысловое приращение.

1. «В лавке у Караваева были собраны товары со всей страны – табаки из Феодосии, грузинские вина, астраханская икра, вологодские кружева» (К. Г. Паустовский. Повесть о жизни). Формы множественного числа табаки, вина означают, что данные вещества представлены несколькими сортами, видами. Отсюда понятна форма во́ды в пушкинских строках: «Не вьются птицы, лань не смеет в жар летний пить из тайных вод». Для языка живая и мертвая вода – «сорта», виды вещества, фантастичность этих «сортов» его не касается.

Значение сортности проявляется и в сочетаниях вещественного существительного с количественными числительными:

Ты же должен постараться

Пробы ради искупаться

В этих трех больших котлах,

В молоке и двух водах.

(П. Ершов)

Две воды – это кипяток и «студеная» вода, т. е. два сорта.

2. Значение массы вещества, как в строках В. Брюсова:

В разные годы

К вам приходил я, граниты,

Глядеться в недвижно-прозрачные воды.

Формы граниты, воды обозначают массу вещества, поэтому мы и представляем себе совершенно определенную картину: гладь воды и гранитные скалы вокруг.

3. Рассмотрим отрывок из «Рассказа о молодости» М. Лоскутова: «... Была снаряжена новая экспедиция. Она состояла из семи тысяч человек. Полтора года они бродили по пустыне, и ни один из них не вернулся обратно. Часть из них погибла в песках, а часть была перебита туземцами. Сухие русла и озера были найдены значительно позже. Что можно сказать о стране, покрытой саваном песков?»

Сравним значения двух форм множественного числа слова песок. «Саван песков» – это уже знакомое нам значение массы вещества. Выражение же «погибла в песках» означает, что люди погибли в пустыне, а не в массе песка как таковой. Форма множественного числа передает здесь значение «площадь, занятая веществом».

4. Значение «изделие из вещества» так используют переводчики рассказа А. Франса «Оловянный солдатик»

Собирательные существительные обозначают несчитаемые и точной мерой не измеряемые совокупности предметов: листва, студенчество, молодежь, техника, деньги, скот. Считаются составные единицы этих совокупностей: листья, студенты, юноши и девушки, машины, рубли, франки, доллары, лиры, рупии, коровы, козы. Объем совокупности измеряется также количеством этих составных единиц: денег – сто рублей, скота – сто голов. Отсюда и грамматические характеристики собирательных существительных: они либо обладают формой постоянного множественного: финансы, джунгли, либо имеют форму единственного числа без соотносительного множественного: листва, студенчество, профессура. Они не сочетаются с количественными числительными, не определяются порядковыми числительными. Но у них есть сочетаемость с неопределенно-количественными словами: много скота, мало молодежи.

В словообразовательном отношении эти слова делятся на две группы. К первой относятся существительные, которые не имеют однокоренного обозначения единичного предмета: джунгли, техника, финансы. Ко второй относятся собирательные существительные, имеющие такое соответствие: листвалист, вороньеворона. Словообразовательные модели обслуживают вторую группу (суффиксы -j-, -ств-, -ожь-).

Собирательные существительные могут быть оценочными. В следующих строках из романа М. Шагинян «Первая Всероссийская» речь вдет о губернаторе: «Где и как мог он один со своим чиновьём уследить хотя бы в собственном кругу, а не то что по всей губернии, те опасные явления, о которых писал министр?»

Комический эффект возникает, когда собирательное существительное использовано для называния одного-единственного предмета (синекдоха): «Теперь он поспешил доложить по начальству. Разбуженное начальство, выслушав доклад, зевнуло, потянулось и молвило: – Боже мой, я вижу, вы читаете только “Дейли Миррор”» (В. Маевский. Жертвы Жака Бодара).

Когда, обращаясь к одному человеку, мы говорим: «Как чувствует себя молодежь?», когда называем один рубль финансами, а велосипед – техникой («Техника подвела»), мы преувеличиваем их значимость и поэтому получаем шутливую окраску речи.

Абстрактные существительные называют отвлеченные от предмета действия и качества: синева, таинственность, бег, плавание. Эти отвлеченные понятия представлены как предметы, т. е. как носители признаков. Такие «предметы» не считаются и не измеряются точной мерой. Поэтому абстрактные существительные либо имеют постоянное множественное число – хлопоты, либо употребляются в единственном числе без соотносительного множественного того же значения – слава, белизна. Не соединяются они и с количественными числительными, но возможно сочетание их с неопределенно-количественными словами: немного смелости вам не помешает.

Если появляется форма множественного числа или сочетание с количественными числительными, абстрактные существительные претерпевают конкретизацию значения: «Уходите! путь открытый! размечите бранный стан! Дома детям расскажите о красотах дальних стран» (В. Брюсов. Александр Великий). Форма красоты означает «нечто красивое: красивые пейзажи, строения и т. п. ». Еще пример: «Нет таких дней, когда песни – не нужны: Тают печали в лучах красоты» (В. Брюсов. Противоречия) . Форма печали обозначила печальные переживания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]