Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.Д. Адо - Патологическая физиология 2000 г.doc
Скачиваний:
3372
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
11.17 Mб
Скачать

1]ДиОТипиЧесИиЕ ahtuteaa

J

Аитиидиdtunfhmegkue шнтела

Рис. 15. 2. Нарушение идиотип-антиидиотипического взаимодействия как причина образования антирецепторных аутоантител.

Полипептидные гормоны имеют обычно несколько антигенных де­терминант. Некоторые из них могут оказаться теми участками, через ко­торые гормон связывается с местом узнавания или передачи сигнала на рецепторе. Поэтому обычно образуются различные виды аутоантител со специфичностью к различным участкам рецептора со всеми вытекающи­ми отсюда последствиями.

У подавляющего числа людей антирецепторных антител не обнару­живается, так как в физиологических условиях к собственным гормонам имеется иммунологическая толерантность и иммунная реакция на них не включается. Для включения этого механизма должны быть определенные особенности в реагировании самой иммунной системы. Установлено, что имеется связь между образованием антирецепторных аутоантител и ан­тигенами гистосовместимости. Они образуются обычно у людей с гапло- типом HLA-B8-DW3-DR3.

Поскольку имеется особенность иммунного реагирования, обычно образуются аутоантитела не к одному антигену, а ко многим, что создает основу для развития плюригландулярных расстройств, например соче­тание недостаточности надпочечников, диффузного тиреотоксического зоба, сахарного диабета и др.

Кроме того, должен быть определенный стимул, выводящий нейро- эндокринную систему из равновесия и приводящий к избыточному об­разованию гормона. Таким стимулом может быть стресс (психическая травма, инфекционное заболевание и др.). Уже указывалось, что клетки- мишени защищаются от избытка гормона тем, что усиливают поглоще­

ние и разрушение гормонально-рецепторных комплексов. Очевидно, в этот процесс может включаться и иммунный механизм защиты. Возмо­жен и такой вариант: употребление больших количеств легко усваивае­мых углеводов приведет к усиленному образованию инсулина и как след­ствие — к включению иммунного механизма в ответ на избыточное содержание этого гормона.

Накапливаются данные о том, что причиной образования антирецеп- торных аутоантител может быть вирусная инфекция, вызванная, в част­ности, вирусами Коксаки В, паротита, краснухи, гепатита. Описывают развитие у детей инсулинзависимого сахарного диабета после этих ви­русных заболеваний. В эксперименте у мышей ряд вирусных инфекций приводил к развитию расстройств, близких к таковым при сахарном диа­бете, и даже к развитию полиэндокринопатий с появлением аутоантител. Известно, что вирус проникает в клетку после соединения с рецепторами на ее поверхности. Если таким рецептором окажется гормональный ре­цептор, то легко может быть запущен механизм идиотип-антиидиотипи- ческого взаимодействия (см. рис. 15.2) и вирус спровоцирует образова­ние антирецепторных аутоантител

.Глава 16. Патологическая физиология

эндокринных желез

16.1. Нарушение функций гипофиза

16.1.1. Недостаточность функции гипофиза

Гипофизэктомия. В эксперименте последствия гипофизэктомии зависят от вида и возраста животного. Возникающие нарушения связаны в основном с выпадением функции аденогипофиза.

Общими признаками гипофизэктомии являются: задержка роста, нарушение функции размножения, атрофия щитовидной и половых же­лез и коры надпочечников, астения, кахексия, полиурия.

У рыб, рептилий и амфибий теряется способность приспосабливать окраску к окружающему фону. Нарушаются обмен веществ, утилизация основных компонентов пищи. Животные чувствительны к инсулину и ре­зистентны к гипергликемическому действию адреналина.

Пангипопитуитаризм. У человека полная недостаточность функ­ции гипофиза выявляется при разрушении 90 % его ткани. Этот синдром называют пангипопитуитаризмом, или синдромом Симмондса—Шиена. К его развитию могут привести следующие причины: сосудистые нару­шения в гипофизе и гипоталамусе (наиболее часто послеродовой дли­тельный спазм сосудов мозга и гипофиза вследствие кровопотери на фоне гиперплазии аденогипофиза — послеродовой гипопитуитаризм), травмы основания черепа, опухоли гипофиза и гипоталамуса, воспалительное повреждение (туберкулез, сепсис) гипофиза, врожденная аплазия и ги­поплазия гипофиза и т.д.

Чаще всего в основе развития гипопитуитаризма лежит нарушение гонадотропной функции гипофиза и секреции СТГ с последующим при­соединением недостаточности секреции ТТГ, АКТГ и пролактина. Клини­чески это проявится нарушением половых функций, снижением полового влечения, уменьшением половых органов, выпадением волос на лобке и в подмышечных впадинах, бледностью кожных покровов, утомляемостью, мышечной слабостью.

В редких случаях возможно общее истощение. Смерть может насту­пить от гипогликемической комы (гипогликемия может быть следствием снижения секреции контринсулярных гормонов — глюкокортикоидов и СТГ). При развитии синдрома у детей наблюдается отставание в росте и физическом развитии (недостаток СТГ, ТТГ, АКТГ), психическом разви­тии (недостаток ТТГ), половом развитии (ГТГ).

Недостаточность соматотропного гормона приводит к развитию гипофизарной карликовости, или нанизма. Более чем в половине случа­ев развитие связано с генетически обусловленным снижением секреции СТГ, которое проявляется несколькими типами нарушений1

  • врожденной аплазией гипофиза;

  • семейным пангипопитуитаризмом или изолированной недостаточ­ностью СТГ. При этом наследование может быть как аутосомным, так и сцеплемным с полом;

  • у остальных больных причина болезни либо не установлена (идио- патический нанизм), либо причиной являются органические нару­шения гипоталамо-гипофизарной области (травмы, опухоли, нару­шение кровообращения, воспалительные изменения).

В результате недостаточного образования СТГ наблюдаются:

  • снижение интенсивности синтеза белка, что ведет к задержке и ос­тановке роста (более чем на 30 % от среднего данной возрастной группы) и развития костей, внутренних органов, мышц; нарушение синтеза белков соединительной ткани приводит к потере ее элас­тичности и развитию дряблости;

t уменьшение ингибирующего действия СТГ на поглощение глюкозы и преобладание инсулинового эффекта, что выражается в развитии гипогликемии;

  • выпадение жиромобилизующего действия и тенденция к ожирению. Обычно гипофизарный нанизм сопровождается половым недораз­витием, что связано с недостаточным образованием ГТГ и, следователь­но, с недостаточным образованием половых гормонов. Поэтому у карли­ков — детские черты лица, что наряду с дряблостью кожи придает им вид «старообразного юнца». Снижение интенсивности синтеза белка лежит и в основе некоторой недостаточности синтеза гормонов коры надпочеч­ников и щитовидной железы.

Недостаточность адренокортикотропного гормона (АКТГ) ведет ко вторичной частичной недостаточности коры надпочечников. Страдает в основном глюкокортикоидная функция. Минералокортикоидная функ­ция практически не меняется, так как механизмы ее регуляции иные. От­личием от первичной гипофункции коры надпочечников является отсут­ствие развития гиперпигментации, связанное с тем, что уровень АКТГ снижен и его меланофорный эффект не проявляется.

Недостаточность тиреотропного гормона. Снижение образова­ния ТТГ вызывает вторичное снижение функции щитовидной железы, что ведет к развитию симптоматики вторичного гипотиреоза. В отличие от первичной гипофункции щитовидной железы введение ТТГ может восста­новить ее функцию. Содержание ТТГ в крови может снижаться и в связи с включением механизма обратной связи при первичной гиперфункции щитовидной железы. Так, например, при диффузном токсическом зобе в связи с гиперфункцией железы и избыточным образованием Т3 и Т4 угне­тается образование ТТГ.

Недостаточность гонадотропных гормонов. При недостаточном образовании ГТГ возникают различные расстройства, картина которых зависит от того, какие ГТГ не образуются и насколько их недостаточность сочетается с выпадением секреции других гормонов аденогипофиза. Недостаточное образование у мужчин фолликулостимулирующего гормо­на (ФСГ) приводит к снижению способности клеток Сертоли накапливать андрогены, что вызывает определенное угнетение сперматогенеза, а это в свою очередь — снижение фертильности у мужчины, т.е. способности к оплодотворению. Во всех других отношениях эти лица здоровы. Клетки Лейдига при этом не страдают и продуцируют андрогены. Угнетение об­разования лютеинизирующего гормона ЛГ, он же ГСИК-гормон, стиму­лирующий интерстициальные клетки, при адекватном образовании ФСГ нарушает функцию клеток Лейдига. Иногда они даже полностью отсут­ствуют. В результате прекращается образование андрогенов. Развивается евнухоидизм с сохранением частичной способности к оплодотворению, так как процесс созревания сперматозоидов полностью не прекращает­ся. Одновременное снижение секреции ФСГ и ГСИК приводит к сниже­нию функции семенных канальцев и клеток Лейдига. Если этот процесс развивается до наступления полового созревания, появляются евнухои­дизм с недоразвитием наружных половых органов и крипторхизм (задер­жка опущения яичек в мошонку).

Недостаточное образование ГТГ у девочек также приводит к недо­развитию половых органов и вторичных половых признаков.

Секреция ГТГ по механизму обратной связи тормозится половыми гормонами, причем эстрогены являются более мощными ингибиторами, чем андрогены. В физиологических условиях в половых железах мужчин образуется небольшое количество эстрогенов. В патологии это образо­вание эстрогенов может увеличиваться, что вызывает угнетение образо­вания ГТГ и тем самым развитие гипогонадизма.

При поражении вентромедиальных ядер инфундибулотуберальной части гипоталамуса со вторичным вовлечением гипофиза преимуще­ственно в виде недостаточной секреции ГТГ развивается так называемая адипозогенитальная дистрофия. Она проявляется в виде гипогенитализ- ма и ожирения с преимущественным отложением жира в области нижней части живота, таза и верхней части бедер. Недостаточная секреция ГТГ вызывает задержку полового созревания.