Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Фролов И.М. Звездные пилоты

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
2.55 Mб
Скачать

пультируется, выдерживает на центрифуге нагрузку, превышающую в несколько раз его собственный вес, сидит по не­ скольку суток один на один сам с собой

в«космическом доме» — сурдокамере...

Не выдержала бы, ахнула, поднесла

бы к глазам кончик платка!.. Но не все же дано видеть матерям...

Улицы Москвы в эти дни превратились в проходные читальные залы. Шуршат га­ зетные полосы. Читают на ходу: в под­ земных переходах, в вестибюлях метро, в салонах автобусов, даже в телефонных будках, забыв обо всем на свете.

Да разве оторвешься, скажем, от та­ ких строк:

« Ра з г о во р в космосе. Космонавты Андриян Николаев и Па­

вел Попович утром 13 августа вели меж­ ду собой разговор по радио:

Космонавт Попович: «Сокол, я Беркут. Слышу вас хорошо. Температура 18 гра­ дусов, влажность 65 процентов. Как меня поняли?»

Космонавт Николаев: «Беркут, я Со­ кол, вас понял. У меня все в порядке. Температура 15 градусов, влажность 65 процентов. Самочувствие отличное. Хорошо спал».

D2

Космонавт Попович: «Я Беркут. На­ строение отличное, хорошо выспался, са­ мочувствие превосходное».

Они разговаривают, и к их голосам прибавляется миллионный хор человече­ ских сердец. Люди не могут крикнуть так громко, чтобы звездные пилоты услыша­ ли их там, в глубине океана невесомости. Но молчать невозможно. Поэтому люди пользуются земными, освоенными средст­ вами связи. Только адрес необычен; «Космос!»

«Космос. Андрияну Григорьевичу Ни­ колаеву.

Горячо приветствую вас, моего слав­ ного героического земляка (в вашу де­ ревню Шоршелы из своей деревни Кольцовки я когда-то босиком бегал). Желаю полного успеха и благополучного возвра­ щения. Буду с радостью петь для вас и вашего попутчика — такого же замеча­ тельного советского человека Павла Ро­ мановича Поповича. Максим Михайлов, народный артист СССР. Москва, 13 ав­ густа».

Приветствия космонавтам шлют со всего света докер Гавра Жан Мосье, шахтер из Глазго Ричард Пилл, немецкий

53

инженер Генрих Фиш, архитектор из Калькутты Прамос Ти,бор, врач из Рес­ публики Гана Фрэнк Грант, американ­ ский писатель и кинорежиссер Уорик Томпкинс, советский известный компози­ тор Тихон Хренников, алтайский комбай­ нер Герой Социалистического Труда Александр Беккер...

Но больше всего телеграмм было от матерей. Некоторые даже не указывали свою фамилию, а просто писали в конце: мать. Русская мать, белорусская мать, чувашская мать, украинская мать, фран­ цуженка, американка...

По телефону вызваны два населенных пункта, которые стали теперь известны всему миру — чувашское село Шоршелы и украинский городок Узин. .

Первым дают Узин.

Слышу в трубку знакомый певучий голос Федосьи Касьяновны. Поздравляю

еес отличным полетом сына в космос.

Спасыбочки! Дуже гарно лыають наши хлопш, Андриян да Павло... Трохе боялась вначалй А раз воны там двое, то им повэсэлше будэ... А все ж сэрдце болыть. Що с ним сробышь? Вэдь сынка

вш Mift...

54

Прощаемся с Касьяновной. До встре­ чи в Москве!

Все матери земли одинаковы. Андри­ ян Николаев в космосе, а сердце мате­ ри — с ним.

Конечно, она волнуется! Только что мы с ней говорили по телефону. Подвиг любимого сына придает ей силы. Анна Алексеевна ни на минуту не отходит от репродуктора.

Мать слышит голос любимого сына из космоса.

Вот какой у нее сын, Андрейка-Андри-

ян!.. Знайте, люди добрые!..

у нашей Ро­

Вот какой смелый сын

дины!

 

« С

...Один нажим небольшой белой кноп­ ки. И из ракеты извергается струя раска­ ленных газов исполинской силы.

Взлет!

Но это было четыре дня назад. А се­ годня весь мир говорит об успешном при­ землении советских звездолетов.

55

— Отдыхайте, Анна Алексеевна! Са­ мое главное — спокойствие. Все в по­ рядке! Ваш сын на Земле! Но только не настала та минута, когда об этом услы­ шат по радио, все. Й вы ждете это утро пятнадцатого августа н думаете и мечтае­ те: как приедет Андриян в Шоршёлы, вспомнит свое детство,-юношеские годы, пойдет, на Большой Цивиль',. полюбуется старыми раскидистыми ветлами. Вернет­ ся в дом.

А старые деревенские ходики будут по-прежнему с загёидной точностью хро­ нометра отсчитывать время:

Тик-так... Тик-так... Тик-так...

— Заменим? — спросит Андриян. Должно.быть, улыбнется Анна Алек­

сеевна и произнесет тихо:

—. Ни в коем случае, сын мой!

...Идут минуты знаменательного утра. Звездные корабли стремительно опешат домой. Там ждут и тебя, Павел, очень ждут! Вспомни и ты свое детство, Кос-

Мон_авт-4,.

" ' .

...Сначала географию

родной земли

ты изучад .пО учебникам. Любил, когда учительница вызывала тебя к карте и

56

просила назвать самые большие горы, самые большие города, самые большие реки и озера. И безошибочно ты назы­ вал их.

— Садись, Павлуша, отлично! — говорила Варвара Михайловна Воскобойник.

У себя на карте ты пометил малень­ ким кружочком небольшой тихий украин­ ский город Узин. Потому что ты здесь ро­ дился, рос, учился.

Теперь перед тобой уже не тоненький школьный географический атлас, а вся планета. Мы слышим твои позывные, мы слышим твой голос, мы волнуемся, мы ждем тебя!

А ведь совсем недавно подвиг в космо­ се готовился на Земле. Перед новым прыжком к звездам Попович без устали тренировался на центрифуге, в барока­ мере, на вибростенде.

Ну возьмем хотя бы сурдокамеру — это одно из последних и решающих ис­ пытаний космонавта. Здесь он должен пробыть отрезанным от мира несколько суток. Даже передавая сообщения на «Землю», он не услышит ответа. Абсо­ лютное одиночество. «Сурдо» по-латыни означает «глухота». И Павел блестяще

57

выдерживает испытание в этой поистине «башне молчания».

Можно ли прервать испытание, если оно окажется не под силу? Да, для этого достаточно нажать только кнопку, и двери немедленно откроются. Но не было еще такого случая, чтобы кто-нибудь из будущих космонавтов' нажал кнопку.

• За полетом Павла Романовича все дни следила и его жена Марина, и шести­ летняя дочурка Наташа.

— Марина я для Павла, а по паспор­ ту — Мария, — вспоминаю я объяснение жены космонавта. — Но какая разница? Мама Павла — Феодосья, а Федосья как-то проще называть, а еще лучше — Касьяновна. Так что’ зовите меня Ма­ рина.

Как поженились? Очень просто. На концерте познакомились. Павел хорошо поет. Да, я летчица. В прошлом году? В Тушине? Была. Да, мне довелось пока­ зывать высший класс пилотажа. А вы что, были на аэродроме? Ну и как?..

Последние минуты на исходе. Теле­ графное Агентство Советского Союза вотвот должно сообщить о приземлении чет­ вертого Советского''звездолета. Последние минуты, и хочется напомнить слова сТа-

58

рой узинской учительницы Варвары Ми­ хайловны Воокобойник:

— Садись, Павлуша, отлично! Наконец долгожданное: космические

корабли опустились на Землю в задан­ ном районе, причем с очень коротким ин­ тервалом.

«Время приземления космонавтов:

— товарища Николаева Андрияна Григорьевича — 9 часов 55 минут,

— товарища Поповича Павла Рома’ новича — 10 часов 01 минута».

В то утро стали известны интереоные подробности. 15 августа 1962 года корабли-спутники приземлились практи­ чески одновременно в заданном районе Советского Союза, южнее города Кара­ ганды Казахской ССР, в непосредсттгоНной близости от расчетных точек посад­ ки. Полет космического корабля-спутника «Восток-3», который пилотировался кос­ монавтом товарищем Николаевым Анд­ рияном Григорьевичем, продолжался 95 часов, т. е. почти четверо суток. За это время корабль «Во’сток-3» более 64 раз облетел вокруг Земли, пройдя путь бо­ лее 2600 тысяч километров.

Продолжительность космического по­ лета кррабля-спутника «Восток-4» с кос-

59

монавтом товарищем Поповичем Павлом Романовичем, в течение которого он бо­ лее 48 раз облетел вокруг земного шара, составила 71 час. Путь, пройденный за время полета кораблем «Восток-4», со­ ставляет около двух миллионов километ­ ров.

В групповом космическом полете ко­ рабли-спутники '«Восток-3» и «Во­ сток-4» находились 71 час, т. е. почти трое суток.

...О, это был жаркий день, во всех смыслах сразу: и нужно было пробить кордон врачей, чтобы поговорить с ними, и... просто солнце жарило во всю.

Звездные пилоты уже в спортивных костюмах, в домике командного пункта. С удовольствием отведали арбуза:» как ни хороша космическая пища, а земная приятней — освежает. Все в порядке, и Андриян и Павел бодры и веселы. Ну ведь так и должно было быть. Почему же мы так волновались, все без исключения.

Вспомните разговор космонавтов по телефону с главой Советского прави­ тельства:

«Н. С. Хрущев: Еще раз поздравляю вас. Очень рад. Горжусь. Признаюсь, очень волновался за вас.

60

А. Г. Николаев: Я, наверное, меньше волновался, Никита Сергеевич, чем вы.

Н. С. Хрущев: Может быть, вы и меньше волновались. Вы были в космо­ се, тщательно готовились к этому поле­ ту, а я был на Земле. Все эти дни ходил по земле и думал, как вы летаете в кос­ мосе. Думал, как себя чувствуют наши космонавты товарищи Николаев и Попо­ вич. Когда я узнавал, что вы чувствуете себя хорошо, бодро, что техника работа­ ет безотказно, я немного успокаивался. Все мы гордимся вами, гордимся учены­ ми, инженерами, техниками, рабочими, которые создали этот замечательный ко­ рабль.

А. Г. Николаев: Спасибо, Никита Сергеевич, спасибо!

Н. С. Хрущев: Буду ждать вас в Мо­ скве. К вашему прибытию в Москву я также буду там, буду вас встречать вме­ сте с членами Президиума Центрально­ го Комитета Коммунистической партии и правительства, представителями народа.

До свидания, до скорой встречи».