Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Теория и практика массовой информации (региональный контекст)

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.69 Mб
Скачать

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интервью Вячеслава Варанкина, руководителя службы по связям с общественностью Пермского государственного национального исследовательского университета, одного из создателей информационного интернет-ресурса

«Пермский мост». Интервью взято автором в сентябре 2015 года

За два три года до окончания отделения журналистики филологического факультета Пермского университета Вячеслав Варанкин начал практиковаться в интернет-журналистике. Сначала это было пермское отделение федерального информационного агентства «Regnum», потом был сайт пермской телекомпании ВЕТТА, затем Пермский информационный портал 59.ru. В 2008–2011 годах с группой коллег создавали интернет-проект «Пермский мост». На этом, как он сам говорит, журналистская история закончилась и началась PR-история. Сейчас Вячеслав Варанкин работает руководителем службы по связям с общественностью Пермского государственного национального исследовательского университета.

То есть при выпуске из вуза вы попали на самую активную фазу пермских интернет-СМИ?

Да. В 2005 году начался всплеск новых региональных СМИ

вИнтернете. Объяснить это можно, видимо, тем, что в этот период стали появляться выгодные тарифы доступа в Интернет и высокоскоростные линии связи. Компания «Regnum» – это общероссийский интернет-портал, который работает на все регионы страны. В пермской редакции было два корреспондента-собкора по Пермскому краю. А меня взяли как начинающего в качестве «ног». Чтобы

ябегал по всем брифингам, пресс-конференциям и встречам представителей властных, силовых структур, общественных организаций и давал новостные заметки.

221

Тогда только зарождалась интернет-журналистика. Сейчас, наверное, многим невозможно представить, какие, не имеющие отношения к творчеству, трудности приходилось преодолевать. Потому было так. Я брал информацию, потом бежал в университет, быстренько где-нибудь в аудитории составлял на бумаге заметку (это для того, чтобы сэкономить время и меньше платить за Интернет), потом бежал в наш университетский интернет-центр, перепечатывал и по почте, которая еще и очень долго грузилась, отправлял заметку редактору. Ну а потом получал свой гонорар: вроде бы, по 50 рублей за новость платили.

Тогда все было и сложно, и просто. Под интернетжурналистикой подразумевался какой-то текст. Это небольшая заметка, которую ты должен был выложить быстрее всех. Информационное поле было единым для всех, как таковой, настоящей журналистики не было, а была обработка каких-то внешних информационных поводов, которые лежали на поверхности. Организационная работа в редакции состояла в том, чтобы дать задание корреспондентам. Редактор собирал всех в конце дня и доводил повестку следующего дня. Повестка дня тоже собиралась просто. Достаточно было сходить на сайты краевой и городской администраций, ГУВД, МЧС, ГИБДД – там всегда даютанонсыпредстоящихсобытий.

Вэтот же период были у меня производственные практики журналистские в газете «Звезда», «Пермский обозреватель», где приходилось осваивать другие жанры, нежели заметка: корреспонденции, интервью, статьи, обзоры. Частью это удавалось, частью – нет. Потому что в интернет-журналистике внешние информационные поводы я успевал обработать достаточно быстро, а в журналистике все оказалось сложней: молодому практиканту без опыта въехать в тему, разобраться в ней, при этом оперативно, быстро (ведь тогда уже газетные СМИ начали включаться в гонку с интернетСМИ) было слишком сложно.

Втелекомпании ВЕТТА приобрел опыт «руководящей» работы. Сначала тоже бегал по пресс-конференциям как корреспондент. Потом, когда надоело бегать, руководство сайта предложило взять

222

еще пару человек из числа студентов. И я уже координировал их работу.

В этот период я заметил, что есть некий тренд в определенной тематике новостей. Это тренд – на плохие, негативные новости. Всякого рода происшествия, преступления, автоаварии собирают гораздо больший трафик, чем новости «благополучные». Допустим, потратил полдня на одну новость, собрал для нее два-три добротных комментария. И сделал еще после этого за пять минут десяток строк о дорожно-транспортном происшествии. И эти 10 строк собирали аудиторию в 5–6 раз большую, чем первая. Сначала просто обратил на это внимание, а думать над этим начал позже, когда перешел работать в 59.ru.

Там я стал редактором службы информации. В мои обязанности входило оперативно обновлять новостную ленту – от 10 до 20 новостных сообщений в день и большая статья – так называемая «Новость дня» объемом от 3 до 5 тысяч знаков обязательно с двумя-тремя экспертными комментариями. Это все делала команда из 4–5 человек.

Вот в это время я и стал задумываться об упомянутом выше явлении. По комментариям, которые оставляли пользователи, по активности, по количеству просмотров понимаешь, какая новость наиболее востребована аудиторией. И это были новости из сводок МЧС, ГИБДД, УВД, прокуратуры, то есть криминал и происшествия. Пришел к выводу, что читателю интересны такие новости потому, что он соотносит происшествие со своей жизнью, что у него, слава богу, все не так, как там, и хорошо, что случилось такое не со мной, мне повезло, я счастливчик. Возможно, также, что при этом он делает какие-то выводы и для себя.

– Кроме новостной ленты у 59.ru есть множество других рубрик.

Да, там довольно жесткая структура. Ее создала головная компания «Rugion», владеющая пятью десятками аналогичных сайтов в различных регионах России. Информационный раздел сайта делится на несколько информационных сервисов. Это собственно

223

новостная лента, разделы Авто, Недвижимость, Финансы, Здоровье и другие.

Такая структура создана для того, чтобы наладить контакты с рекламодателями. Каждый раздел содержит в себе как журналистов, так и менеджеров. Скажем, Авто жил и обеспечивал себя рекламой автодилеров и других компаний, так или иначе связанных с автомобилями. Если бы раздел перестал себя финансово обеспечивать, руководство компании задумалось бы о его закрытии. И редактор, и менеджеры были заинтересованы, чтобы отдел процветал. Эта экономическая модель – связка журналиста и менеджера – дает хорошие плоды, она эффективна и позволяет 59.ru до сих пор оставаться коммерчески успешной и рентабельной структурой. Каких-то серьезных средств от властей портал не получает, гранты не выигрывают, в конкурсах не участвует. Тем не менее, если в городе проходит какая-то крупная пиар-компания, организаторы обязательно включают в состав медийных средств 59.ru.

59.ru появился в пермской медийной интернет-сфере в 2007 году. Немного раньше возник информационный сайт PRM.ru. Затем – PROperm.ru. Они составили тройку ведущих сайтов, которые никто не мог переплюнуть. PRM потом благополучно канул в Лету, а 59.ru и PROperm продолжаютконкурировать.

В тот же период появилось множество новых интернетпроектов. Но они уже были более нишевые, то есть адресованы определенной аудитории, как, например, TEXT – ТЕКСТ_новости Перми (chitaitext.ru). Сайт рассчитан на креативный класс и более молодежную среду. У них никогда не бывает сводок о ДТП, о криминале, но публикуются новости о трендах, новых интересных стартапах, биз- нес-проектах в Перми. Есть порталы, которые ориентированы на конвергентный подход, – с ним заявлялись Звезда.ру Сергея Якупова. У них необычный текстовый формат новостей. Допустим, губернатор выступил с каким-то законопроектом. Они дают заголовок и лид в соответствии со всеми требованиями к ним, во втором абзаце коротко говорится о сути законопректа. А потом через абзац-тире столбиком выделяют основные тезисы и обстоятельства – кто поддержал, кто не

224

поддержал, преимущества и отрицательные черты. Они значительно, таким образом, снижают объем текста, не снижая информативности, что является преимуществом в Интернете. Они заявляют, что с этой осени существенно изменится подход к способам подачи новостей, но пока ничего не заметно.

Если уж мы заговорили о конвергентности, то как обстоят дела с этим в пермской интернет-журналистике?

Очень хороший опыт есть у PROperm. Они делают интерактивные карты, даже подчас встречается и инфографика. У 59.ru такого нет. Но то ли с 2008, то ли с 2009 года есть собственный видеоканал. Они набрали штат видооператоров, звукорежиссеров, монтажеров и ежедневно делают 2–3 сюжета на актуальную тему. Кроме того, дают новости в текстовом формате и к этой новости прикрепляют видео. Приводит это к тому, что, по моим прикидкам, новость собирает процентов на 50 больше просмотров. Это хорошая возможность увеличить трафик. Плюсом к этому они делают рекламные видеосюжеты.

Работают телевизионщики 59.ru профессионально, качество картинки и звука у них лучше, чем даже у основных телекомпаний Перми, потому что те снимают на старые, хоть и цифровые камеры, но огромные, которые кладутся на плечо. А эти снимают хоть и на фотоаппарат, но последней модели. Если сравнить качество картинки, то у 59 она яркая, красочная, а у местных телеканалов объектив словно затянут полиэтиленовой пленкой.

И с 59.ru вы все же расстались.

Когда я начал понимать, что уже вся моя «оперативная память» забита новостями и я забываю, когда у меня день рождения, но зато помню, какую фразу сказал губернатор при тех или иных обстоятельствах, кому и для чего – я понял, что пора уходить из новостной журналистики. Я проработал там три года, мы создали действующий формат 59.ru, обкатали его, создали некий стандарт новостного продукта (сейчас он, конечно, развивается, появляются новые формы, но основа остается). Я сказал, что собираюсь уходить, буду создавать собственный проект. Руководство поняло, отпустило

225

с надеждой на дальнейшее сотрудничество. Кроме моей, там была еще одна интересная история. Там работала девушка, которой тоже надоела новостная журналистика. И она тоже ушла. Но не просто ушла, а даже сменила ремесло. Стала заниматься кузнечным делом. И вот девушка, которая была ведущей на основном новостном портале Перми, теперь делает очень красивые украшения, завитушки, оградки.

Что за проект вы придумали?

Еще на 59.ru мы задумали с ребятами-коллегами новый новостной проект – так же с сервисами. Вместе с Александром Еренко

иАлександром Фоминым разработали структуру сайта. Александр Фомин довольно успешно работал в компании, которая занимается продажей нефтегазового оборудования. Эта компания и стала нашим инвестором. Они решили диверсифицировать свой бизнес и заняться чем-то новым. Идея создания новостного портала им понравилась. Решили назвать его «Пермский мост». Мост – как символ, метафора. Это объект, соединяющий разных людей, власть и людей, бизнес и власть. У моста очень много положительных контекстов, тем более, что в тот период построили второй автодорожный мост через Каму. Мост тогда был в тренде.

Мы создали рубрикатор, который был довольно-таки похож на рубрикатор 59.ru, с такими же разделами, запустили несколько сервисов. Но пока все создавали, рисовали дизайн, писали код, пока все это запустили, выяснилось, что мы уже устарели. Это был 2011 год. К тому моменту интернет-СМИ развивались очень стремительно, появлялись новые сайты, открывались классные как местные проекты, так и федеральные, которые задавали новые стандарты и по визуальной оболочке, и по содержанию. Возможно, по ходу дела мы бы выправились, обновились. Но...

Какую бы вы не выбрали экономическую модель для нового СМИ, она будет иметь один общий для всех показатель. Подразумеваются, прежде всего, убытки и выход на рентабельность через вполне определенное время, пока не появятся своя аудитория и свои рекламодатели.

226

Какой это примерно срок?

По моим прикидкам, три года. Три года – какая-то заколдованная цифра, она одинакова и для газетных СМИ, и для Интернета. Через три года резко, ступенчато возрастает и посещаемость, и предложения. Три года необходимы СМИ для обкатывания своих форматов, нащупывания своей аудитории. Сама аудитория привыкает к сайту, открывает его утром, днем и вечером.

Да, надо было не менее трех лет для выхода на рентабельность. У нас подобрался хороший штат. Это собственные корреспонденты федеральных СМИ, ИТАР-ТАСС и «РИА Новости» в Перми. На постоянной основе они работали и писали для нас. Главным редактором нашего сайта был Даниил Постаногов, прошедший хорошую школу на радиостанции «Эхо Перми». Я руководил отделом развития. Ирина Куимова и Настя Пяткина, хорошие талантливые девушки. Были и другие ребята, которые создавали неплохой, но все-таки стандартный для Перми контент. Мы готовы были конкурировать. Чем «Пермский мост» отличался от других – мы задумывали соединить журналистский контент и гражданскую журналистику. Половину сайта должны были заполнять профессионалы от журналистики, вторую часть, которую мы назвали Блоги, – обычные люди, которые захотели о чем-то рассказать, что-то у них накипело или что-то произошло, чему они были свидетелями. Эти две части должны были уравновешивать друг друга.

Мы хотели, чтобы голос профессионалов и обычных людей звучал одинаково громко. Ведь отключение воды и невозможность помыть посуду иногда по значимости, для конкретной группы людей, гораздо выше и интереснее, чем очередная встреча губернатора

скаким-нибудь федеральным министром. И параллельно к этому формату мы пытались сделать и уже практически сделали формат Пермской социальной сети. Здесь журналисты и гражданские эксперты выступали бы со своими сообщениями, можно было давать объявления об обмене квартир, продаже автомобиля, о предложениях работы и тд. Мы уже разработали дизайн. Была готова программная часть. И в это время у инвестора закончились деньги, за-

227

кончилось терпение ожидать момента выхода на рентабельность, и мы начали потихонечку сдуваться и распускать штаты.

Все-таки надеялись, что какие-то аргументы до инвестора дойдут. Многие из нас работали бесплатно полгода. Без денег. Шли домой пешком, потому что на проезд не было денег... Мы горели этой идеей, но, к сожалению, она провалилась.

Но для меня это был хороший опыт в плане продвижения и организации проекта. Мы одними из первых договорились с крупнейшими группами в социальных сетях, прежде всего ВКонтакте, о том, что мы будем самостоятельно выкладывать на их площадке наши новости. «Пермский мост» был во всех социальных сетях. Даже если где-то мы опаздывали по оперативности, мы все равно были первыми в соцсетях. От них пошел бешеный трафик, где-то 30 %. Администрациям групп это тоже было выгодно.

Мы создавали для соцсетей вирусный контент. Один вирус у нас собрал, по-моему, около 5 тысяч перепостов. Назывался он «Я – пермяк, если...». И далее шли перечисления: если я ходил на балет, если я пил пиво под памятником «Героям фронта и тыла», – а в конце, «...если я знаю, что Пермский мост – это не мост, а популярный городской информационный сайт». Всего было около 30 пунктов, пользователи в комментариях добавляли свои. Эти списки до сих пор ходят в Интернете. Но нашу рекламу, конечно, подрезали.

Мы заходили и на другие площадки, например, на городской форум Teron.ru. Например, там есть ветка форума «ДТП». Мы отписывались в ней и ставили ссылки на наши фото и видео. Тут у нас было большое конкурентное преимущество: редактором раздела Авто у нас была девушка, которая работала в штате пресс-службы ГИБДД, последние самые свежие видео, самые эксклюзивные фотографии оказывались у нас первыми. Это давало большой приток посетителей.

В общем, мы потратили примерно миллион спонсорских денег и за полгода вышли на посещаемость 3000 читателей в день. По тем временам мы вошли в пятерку самых популярных интернетСМИ в Пермском крае. Про нас начали говорить. Нас стали вклю-

228

чать в какие-то там рейтинги СМИ. Мы радовались, но, к сожалению, не получилось.

Фото, видео, а другие мультимедийные форматы не думали использовать?

В то время до нас доходили только слухи о мультимедиа. Всякого рода инфографика, сноу-боллы и прочее только появлялись. Мы попробовали и пришли к выводу, что мультимедийность пока для пермских СМИ не выгодна. Интерактивная карта, инфографические «примочки»... Ты потратил на это кучу времени, убил труд многих людей: дизайнера, программиста, журналиста, а пропорционального прироста трафика не получил. То есть увеличение трафика есть, но не настолько, чтобы можно было сказать, что это выгодно. Поэтому, может быть мультимедийность в пермских СМИ замерла на том, чтобы добавить к тексту видеокартинку. Может быть, это от того, что пока аудитория не привыкла к этому формату. Может быть, потому, что в серьезной мультимедийной истории надо уметь грамотно разрабатывать навигацию по ней, чтобы пользователь знал о том, куда попадет еще до того, как произвел клик.

229

Учебное издание

А.П. Куличкин

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ)

Учебное пособие

Редактор и корректор И.Н. Жеганина

Подписано в печать 1.09.2016. Формат 60×90/16. Усл. печ. л. 14,5. Тираж 100 экз. Заказ № 132/2016.

Издательство Пермского национального исследовательского

политехнического университета.

Адрес: 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29, к. 113.

Тел. (342) 219-80-33.

230