Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Тайное оружие информационной войны атака на подсознание

..pdf
Скачиваний:
58
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
33.91 Mб
Скачать

торая, при прочих равных условиях, будет обладать большими воз­ можностями по ведению глубокой разведки, преимуществами в дальнобойных средствах поражения, информационно объединенных со средствами разведки, целеуказания, наведения и управления в системы высокоточного оружия" [89]. Все человеко-машинные ком­ плексы ТВД воюют как бы между собой, а люди, управляющие эти­ ми комплексами, остаются "за кадром", либо искусственно "выно­ сятся" в сферу психологической борьбы.

Однако информационная война может вестись не только в во­ енное время, но и в мирное время между коалициями государств, между государствами и внутри государства. Возросшее значение информации в жизни современного общества позволило в начале 80-х годов выделить в совокупном потенциале государства ресурсы особого рода - информационные, в которые включается, прежде всего, информация на материальных носителях или существующая в любой другой форме. Роль информационных ресурсов в общей сис­ теме потенциала государства (включая военный) можно оценить как еще более значительную, если исходить из того, что в ИР, наряду с информацией и ее носителями, включаются также силы и средства, используемые в информационном секторе экономики, и реализуе­ мые в нем технологические процессы.

Особое значение ИР обусловлено не только и не столько их ка­ чественными показателями, сколько тем ключевым положением, которое они в силу особой роли информации как системообразую­ щего фактора занимают по отношению к любым другим ресурсам государства - экономическому, научно-техническому и собственно военному. Поэтому не случайно политическое руководство США в борьбе за мировое лидерство особое внимание уделяет ИР страны. Именно данная часть национальных ресурсов обеспечивает наилуч­ шие условия для реализации всех направлений экономического и военного соперничества, при этом информация рассматривается как главный ресурс государства [116, 138]. Широкое вовлечение ИР в сферу экономического и военного противоборства различных госу­ дарств способствует ускоренному развитию экономической, научнотехнической и собственно военной составляющих военных потен­ циалов государств.

Одной из набирающих силу форм ИВ может явиться информа­ ционная война в информационной сфере государства (ИВ ИСГ). Она

активно влияет на состояние политической, экономической, обо­ ронной и других составляющих национальной безопасности. По­ этому характер такой войны может быть самым различным. Это может быть информационная война между различными политиче­ скими группировками за власть в стране, война в СМИ между про­ мышленными ведомствами за оборонные заказы, война между "ав­ торитетами" за сферу влияния в какой-то области, война в информа­ ционно-технической области и т.д. К сожалению, в печати зачастую информационную сферу сводят только к чисто техническому пони­ манию, исключая из нее основного потребителя информации - чело­ века. Так, в работе [4] под информационной средой (сферой) пони­ мается совокупность информационных ресурсов, системы форми­ рования, распространения и использования информации, информа­ ционной инфраструктуры.

Техническую часть информационной среды представляет ин­ формационная инфраструктура - совокупность центров обработ­ ки и анализа информации, каналов информационного обмена, линий связи, систем и средств защиты информации [4]. Именно на нее направлено острие информационно-технических средств воздейст­ вия. Главными средствами эффективных воздействий на информа­ ционную сферу государства являются закладные устройства, ком­ пьютерные вирусы, специальные программы, нейтрализаторы тес­ тов и другие средства разрушения, копирования, подавления и фаль­ сификации информации. Сюда также включаются средства защиты от аналогичных средств противника [45, 165]. Средства обработки информации и передачи данных являются вспомогательными эле­ ментами, которые могут быть использованы при проведении "ин­ формационных атак" и сами по себе являются объектами воздейст­ вия со стороны противника и объектами защиты со своей стороны. Как видим, объектами нападения и защиты в этой сфере борьбы яв­ ляются только технические системы. Операторы зачастую вообще не принимаются в расчет при оценке эффективности этих видов информационных воздействий.

В области информационно-психологической борьбы наблюда­ ется прямо противоположная ситуация.

В "Словаре..." дается следующее определение информационной борьбы в сфере психологической:

Психологическая война - это использование политическими оп­ понентами дипломатических, военно-демонстрационных, экономи­ ческих, политических, информационных и других приемов для пря­ мого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и, в итоге, на поведение другой стороны с целью подавить ее волю, заставить действовать под диктовку.

Психологическая война (ПВ) как непременный компонент вой­ ны (вооруженного конфликта) реализуется, в частности, формами, методами и средствами специальной пропаганды, ориентированной на войска и мирное население противника. В мирное время, в усло­ виях военной и идеологической конфронтации ПВ выступает в ка­ честве одного из ее ведущих компонентов. Так, в частности, психо­ логическая война была одним из основных атрибутов "холодной войны", продолжавшейся с сороковых до восьмидесятых годов

[ 120].

Выделяя из определения психологической войны "информаци­ онную компоненту", сформулируем понятие информационно­ психологической войны, имея в виду, что психика имеет более ши­ рокое толкование, чем мнения, настроения, чувства и воля.

Информационно-психологическая война - широкомасштабное применение способов и средств информационного воздействия на психику личного состава войск и населения противника в интересах достижения воздействующей стороной политических, дипломати­ ческих, военных, экономических и других целей.

К этому можно добавить, что при ведении информационно­ психологической войны проводится не только прямое или косвенное

воздействие, но и открытое и закрытое, честное и манипулятивное, близкое и дистантное, и т.д. В мирное время проводятся об­ ширные мероприятия по воспитательно-просветительной линии, искусству, образованию, литературе через все возможные каналы воздействия на процесс информирования людей. В настоящее время в качестве основного оружия информационно-психологического противоборства выступают методы и средства открытого (или полу­ скрытого) воздействия на мнения, настроения, чувства людей, кото­ рые реализуются с помощью традиционных относительно чистых (честных) приемов и так называемых "грязных" манипулятивных технологий воздействия, главным образом, на сознание людей.

"Чистые" технологии [41, 62, 121] включают в себя такие из­ вестные со времен Древней Греции приемы ведения противоборства как открытая дискуссия, спор, беседа, коллоквиум и т.д., в процессе которых оратор убеждает (побеждает) своего оппонента логикой мысли, обращением к разуму, приведением убедительных доводов, призывом к идеалам, к лучшей жизни. В политике власть апеллиру­ ет к народу с обещаниями честно служить народу, не жалеть своих сил для достижения благородных целей, ссылается на положитель­ ные примеры выполнения долга перед страной, призывает и "ведет за собой" массы к светлым великим целям. В своей деятельности подчеркивает достижения в экономике, социальной жизни, преиму­ щества своего строя, выпячивает недостатки потенциального про­ тивника, запугивает исходящей от него угрозой и т.д.

"Грязные" (манипулятивные) технологии [74, 120, 174] - ин­ формационно-психологическое "достижение" XX века. Их появле­ ние связывается с глобализацией средств массовой информации (СМИ). С развитием информатизации общества резко возросло влияние СМИ на формирование у людей различных точек зрения на различные политические и социальные процессы и явления, на со­ бытия международного и внутригосударственного планов, на фор­ мирование их отношений к политическим и партийным лидерам, первым лицам государства. В наборе "грязных" технологий состоят: дезинформация, ложь, подтасовка фактов, извращение содержания сообщений, действий, поступков, подчеркивание отрицательных и замалчивание положительных сторон проблемы (личности), чередо­ вание правдивой информации с ложной и т.д. и т.п.

С примерами такого воздействия мы сталкиваемся повседневно. Взять, например, формирование в массовом сознании имиджа того или иного общественно-политического деятеля. Этот имидж зачас­ тую определяется не конкретными делами человека, а целенаправ­ ленным информационным воздействием СМИ. В ход идут всевоз­ можные пропагандистские ухищрения - снимаются рекламные ви­ деоролики, устраиваются шоу - "паблик рилейшнс" (связи с обще­ ственностью), превозносятся моральные устои, привычки, образо­ ванность, физическое здоровье и в то же время замалчиваются или сглаживаются отрицательные черты этого деятеля. В пользу иско­ мой персоны высказываются авторитетные люди - политики, писа­ тели, артисты. Настойчиво, изо дня в день проводится "брейн уо-

1.3. Локальные войны - убедительная демонстрация боевой эффективности информационных средств.

Информационное оружие ТВД

Термин "информационная война" стал широко использоваться в военной литературе после войны в зоне Иранского залива, когда объединенные Международные силы (МНС), используя последние достижения в области военных технологий, с минимальными поте­ рями разгромили иракскую армию.

Особенностями военного информационного противоборства в Ираке со стороны МНС являются [115]:

1. Беспрецедентно широкое применение средств получения ин­ формации о противнике - новейших средств разведки и наблюдения, размещенных на космических, авиационных, морских и наземных носителях.

МНС использовали для решения комплексных задач разведки более 20 разведывательных искусственных спутников Земли, свыше 50 самолётов-разведчиков всех родов авиации, разведывательное оборудование привлекаемой группировки кораблей, около 15 на­ земных специальных разведподразделений. Это позволило обеспе­ чить круглосуточное и глобальное наблюдение за радиоэлектронной сетью Ирака (РЛС, связь, управление), вскрытие наземных объектов и передвижение его войск с точностью от 3 до 5 м и выдачей полу­ ченных данных в.масштабе времени, близком к реальному.

Вклад разведки в эффективность действия сил МНС оценивает­ ся военными экспертами в 10-15%;

2. Массированное применение средств радиоэлектронной борь­ бы (РЭБ) с проведением соответствующих контрмер по защите сво­ их радиоэлектронных средств.

На относительно небольшом театре военных действий МНС сосредоточили более 100 самолетов и 30 вертолётов со средствами РЭБ и 92 мощные наземные станции подавления. Отмечалось их чёткое взаимодействие с ударными силами и между собой.

Наличие мощной группировки сил и средств РЭБ, усиленной самолетами F-4C с противорадиолокационными ракетами и самоле­ тами-невидимками F-117A "Стеле" с малой радиолокационной за­ метностью, а также эффективное их использование против радио­

электронных средств надежно обеспечило превосходство МНС. Практически они вели боевые действия с противником, системы управления которого были дезорганизованы, а личный состав демо­ рализован. (Достаточно сказать, что спектральная плотность мощ­ ности прицельных помех достигала в отдельных случаях 4000 Вт/МГц, что фактически исключило использование Ираком средств радиолокационного наблюдения и УКВ-связи).

По оценке военных экспертов вклад сил и средств РЭБ в инте­ гральную эффективность группировки войск МНС составил 15-20%.

3. Чётко скоординированное управление войсками и оружием. Эта задача решалась путем взаимоувязанного использования

различных типов автоматизированных систем управления (АСУ), обеспечивающих точные ракетно-бомбовые удары носителей авиа­ ционного, морского и наземного базирования по государственным и военным объектам Ирака. АСУ войсками развёртывалась на базе объединённой автоматизированной цифровой системы связи, боль­ шую долю которой (60%) занимали космические средства. На ТВД было задействовано более 500 станций космической связи, конеч­ ными абонентами которой являлись не только штабы, но и каждый батальон (Дивизион), тяжелый самолет, боевой корабль. Значитель­ ное место в системе органов управления МНС было отведено воз­ душным командным пунктам (ВКП). Только самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-ЗА "Авакс" насчи­ тывалось более 20-ти. Весомый вклад в повышение эффективности действия войск был внесен космической радионавигационной сис­ темой "Навстар", обеспечившей топопривязку огневых позиций и наземных подразделений в пустынной местности с точностью от 1 до 3 м.

Вклад "управленческой" составляющей в эффективность опера­ ции "Буря в пустыне" оценивается в 15-25%. Общий же вклад триа­ ды (разведка, РЭБ и управление) в эффективность боевых действий в целом составил от 40% до 60%. Это дало право многим экспертам утверждать, что победа МНС над Ираком достигнута благодаря применению, в первую очередь, информационного оружия - сово­ купности средств и методов завоевания превосходства в информа­ ционной сфере театра военных действий (ТВД).

В военное время применение ИОр ТВД предполагается на стра­ тегическом, оперативном и тактическом уровнях. Но оно может

быть задействовано ещё до начала боевых действий (например, для проведения разведки), а в полной мере подключено в ходе этих дей­ ствий.

Военная операция НАТО против Югославии под кодовым на­ званием "Союзническая сила" в полной мере продемонстрировала боевые возможности информационного оружия ТВД. По оценке экспертов ГосНИИАС [11], главным замыслом этой операции было достижение цели - поставить противника на колени только путем ударов с воздуха, не прибегая к мощи сухопутных войск. Хотя для имитации подготовки вторжения были созданы две наземных груп­ пировки войск: одна в Македонии численностью 13 000 военнослу­ жащих НАТО, а другая в Албании, состоящая из 200 французских военнослужащих и 700 американских десантников. Но этой числен­ ности было бы явно недостаточно для победы над армейскими под­ разделениями Югославии. Они насчитывали 92 000 человек и имели на вооружении 1270 танков, около 800 БМП и БТР, 1230 артилле­ рийских орудий калибра 105 ...155 мм, 80 САУ, 750 противотанко­ вых орудий калибра 76... 100 мм, до 200 реактивных систем залпово­ го огня, более 3000 безоткатных орудий калибра 57... 105 мм, поряд­ ка 3000 минометов калибра 82 и 120 мм, а также 135 ПТУР "Ма­ лютка" и "Фагот". Поэтому вся мощь ударной группировки НАТО сосредотачивалась в соединениях ВВС и ВМС.

Продолжавшаяся 78 суток воздушная операция НАТО против Югославии завершилась 10 июня 1999 г. К участию в ней привлека­ лись все рода авиации - от армейской до стратегической. Авиацион­ ная группировка НАТО состояла из 680 самолетов (488 из них аме­ риканские). Применялись все виды авиационного оружия - от бомб свободного падения до крылатых ракет воздушного базирования. Налеты на небольшую европейскую страну совершали самолетыневидимки, разведку района боевых действий вели космические ап­ параты. Согласно статистике НАТО, авиация союзников совершила 37 465 самолето-вылетов, сбросила на объекты Югославии 25 000 т боеприпасов.

Эту операцию можно условно разделить на три этапа:

-завоевание превосходства в воздухе;

-подрыв военно-экономического потенциала и изоляция района боевых действий;

-наземное вторжение (при необходимости).