Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
document.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
102.1 Кб
Скачать

Перемена взгляда на ребенка - принятие?

Действительность, с которой сталкиваются родители ребен­ка с функциональными ограничениями, такова, что она вполне могла бы дать повод постоянному горю. Когда ожидается, что родители "признают" ограничение, не понятно, что их просят выполнить. Значение, которое специалисты придают признанию факта ограничения, может заставить родителей думать, что им следует смотреть на ребенка так же, как на него смотрит специалист. Это ожидание позволяет родите­лям думать, что их не понимают, и они могут упасть духом. Но иногда ожидания специалистов оказывают на родителей такое влияние, что они "забывают" о роли родителей и стано­вятся больше санитарами, учителями или тренерами для ре­бенка.

Родителям детей с функциональными ограничениями все­гда будет трудно признавать ограничения, и нельзя ожидать, что все родители признают ограничения. Возможно, родите­ли никогда не смогут полностью согласиться с тем, что часть ограничений ребенка останется навсегда - что у ребенка все­гда будут определенные трудности.

Отрицание страшного диагноза не всегда является призна­ком невозможности приспособиться, иногда это может даже помочь приспособиться. Функциональное ограничение, которое останется у ребенка на всю жизнь, может казаться роди­телям растущим бременем, которое невозможно нести без на­дежды. Надежду они могут сохранить, может быть, только если будут отрицать ограничение. Отрицание того, что оче­видно, на самом деле иногда может помочь родителям выдер­живать действительность.

Будущее таит в себе много страшных вопросов. Почти все родители могут относиться терпимо к тому, что ребенок за­висим, когда он маленький, поскольку есть надежда, что за­висимость уменьшается по мере того, как ребенок растет. Для многих родителей детей с функциональными ограничениями такая надежда очень мала. Их родительская ответственность, в противоположность родительской ответственности других, никогда по-настоящему не заканчивается. Такая зависимость (иногда такая унизительная зависимость) ребенка и родите­лей от других людей в течение всей жизни ребенка, достаточ­но тяжела. Но страх, который так велик, что едва ли можно даже думать о нем, - это страх перед тем, что ребенок будет зависим от других и после того, как родители умрут.

Специалисты не всегда думают о том, что для этих родите­лей проблема будет существовать не только сейчас или в те­чение нескольких лет, а всегда. Эти родители должны со­ставлять планы для своего ребенка с функциональными ог­раничениями в течение всей своей жизни и, может быть, так­же на время после своей смерти. Понимание того, что про­блема родителей, - это постоянная проблема, дает возмож­ность специалистам работать более конструктивно вместе с родителями над тем, что актуально сейчас.

Беспокойство о том, что будет с ребенком, когда родители умрут, может быть обоснованное беспокойство. Мы живем, несмотря ни на что, в обществе, которое придает большое значение красоте, физическим и интеллектуальным способ­ностям. Жизнь, которой мы будем наслаждаться или кото­рую нам придется выносить, в большой мере предопределя­ется нашими способностями. Каждый родитель боится, что действительность может быть особенно жестокой по отноше­нию к тому, кто не обладает способностью влиять на свою жизнь и зависит от сочувствия, милосердия и интересов других людей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был так хорошо обеспечен всем необходимым, что обусловило бы ему более или менее хорошую жизнь. Но как бы мы ни хоте­ли, чтобы тот, кто полностью зависим от других, вел жизнь, полную уважения и достоинства, специалисты, так же как и родители, не должны слепо придерживаться мечты, как буд­то бы реальности не существует. Мы не можем ожидать, что родители ребенка с функциональными ограничениями спо­койно признают трудности ребенка и перестанут беспокоить­ся о будущем только потому, что реальность выглядит сейчас оптимистично.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]