Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
14.03.2015
Размер:
1.13 Mб
Скачать

46

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ МАЙМОНИДА

Факультет мировой музыкальной культуры

Кафедра инструментальной джазовой музыки

Брагин Юрий Михайлович

Творчество Джона Колтрейна. Духовный аспект

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор

Григорий Рафаэльевич Консон;

преподаватель

Антон Владимирович Котиков

Москва

2012

ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ

МУЗЫКАНТА………………..…………………………………………..………6

ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ НОВОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ

ДЖОНА КОЛТРЕЙНА……………………………………..………………..…12

ГЛАВА III. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ …...…..…………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………….…….…………….….35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….……………….…………...37

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….……….…...39

РЕЦЕНЗИЯ……………………………………………………………………….45

ВВЕДЕНИЕ

Интеллектуальная способность джаза, способность этой музыки раскрыть скрытые грани человеческой души, удивляли людей и в XX веке, поражают современные умы и до сих пор. И по сей день гиганты ментальной музыки будоражат умы слушателей. Но, как и у алмаза существует множество граней, так и у этого авангардного течения народной музыки Америки существуют разные грани соприкосновения с сердцем слушателей. Одни любят джаз за его лиричность баллад, другим нравится нагрузка на разум различных смесей секвенций — пентатоник, и в этом они усматривают красоту, анализируя мышление исполнителей-профессионалов, третьим по вкусу драйв страстей, конвульсивный “бибоп” середины 40х, четвертых привлекает возможность нахождения своего смысла жизни в джазовом экзистенциализме, а иных манит что-то непонятное, загадочное, можно сказать мистическое в джазовой культуре — отход от традиционного музыкального мышления, уводящий разум за пределы понимания в области веры. Например, та красота, запрятанная в метрических модуляциях в произведении «A love Supreme»1. Назовем это духовностью в джазе, тот колосс оставленный гением Джона Колтрейна, или Мистерия Джона Колтрейна.

В 1960 годах Америка вступала в эпоху, которой не было ранее в ее истории. Период самоотверженной борьбы и бесстыдного потакания своим желаниям, беспрецедентного прогресса в сфере гражданских прав и растущего раскола между расами. Джазовая музыка отразит все эти тенденции, но при этом она превратится в Вавилонскую башню, только разделенную на враждующие друг с другом отсеки: “диксиленд”, “свинг”, “боп”, “кул”, “хард-боп”, “модальный джаз”, “соул-джаз”, “прогрессив-джаз”, “фри-джаз”, “авангард”. Дюк Эллингтон некогда сказал: «Не понимаю, как все эти крайности могу уживаться под одним названием — “джаз”?» Вопрос о том, что является джазом, а что нет, встал теперь острее, чем когда-либо. Он разделял слушателей, разделял музыкантов, разделял поколения.

Не секрет, что в XX веке в Американском обществе существовал раскол, основанный на расовой ненависти. Так, однажды к МайлсуДевису, коллеге Колтрейна, который, по мнению музыкального критика Михаила Сапожникова, вытащил его на звездный уровень из относительной неизвестности, подошел полицейский и попросил убраться вон с тротуара только потому, что у него черный цвет кожи. Все происходило рядом с джазовым клубом «Бёрдленд», и трубач отказался выполнить приказ стража порядка, сказав, что здесь его место работы. В итоге Майлсу нанесли жестокие побои, увидеть которые можно на фотографиях, запечатлевших результаты этого злодеяния.

В свое время маэстро духовых изобретений Адольф Сакс изобрел инструмент, задуманный им, как промежуточное звено тембровых красок в духовом оркестре. Дело в том, что раньше на фоне грозного звучания медных труб и деревянных инструментов не хватало некоего инструмента, который интонационно уравновешивал бы их звучание, находясь на промежуточной нише не заглушал бы своим звуком слабых, и в то же время играл наравне с сильными. Маэстро намеревался дать название своему детищу «мундштучный офиклеид», но со временем этот инструмент получил в дар фамилию своего изобретателя, который положил начало целому семейству саксофонов. «Саксофон — это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком», — так французский композитор Гектор Берлиоз охарактеризовал изобретение своего бельгийского приятеля и, будучи под впечатлением от его изобретения, написал первое сочинение для саксофона — «Хорал для голоса и шести духовых инструментов». В конце XIX века интерес к саксофону в Европе постепенно падает, зато с новой силой он вспыхивает за океаном, в Америке. Там появляется и развивается совершенно новый музыкальный стиль — джаз, и саксофон в нем начинает играть главную роль2

В XIV–XVI веках религиозные действа по преимуществу Католической Европы перекочевали из церковного Богослужения на площади, а позже и театры городов, при посредстве различных трупп мастеровых и ремесленников. В этих представлениях главными героями были Библейские персонажи. Свои темы они посвящали Богу, и первоначально тематика затрагивала только лишь церковный характер. Уже позже под влиянием «духа времени» сами сюжеты стали изменяться в сторону бытовой тематики. Естественно, что параллельно с театрами в этом русле развивалась и музыка.

В ту пору один из Европейских городов с радостным волнением следил, как на площади воздвигались декорации. Их начинали строить задолго до того праздничного дня или ярмарки, когда было назначено представление. Во время праздников на площади собирается шумная толпа: рядом с тяжелым бархатом богатых горожан — простая одежда поселян, жителей окрестных деревень, тоже пришедших в город посмотреть на праздник; кое-где сверкают рыцарские доспехи. Взгляды всех собравшихся людей прикованы уже не к церкви, не к паперти, а к отдельным беседкам-павильонам, где и происходит зрелище. Порой оно выносится на саму площадь, и тогда зрители становятся как бы участниками представления3.

Итак, зрелище, да еще и на духовную тему было приятно публике, ведь каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, что будет потом, после этой недолговечной жизни, а поучаствовать в этом действии было тем более интересно … Кто же эти люди, которые играют роли в представлениях? Гистрионы, ваганты, странствующие актеры средневековья — все они были людьми, одновременно владеющими разными ремесленными профессиями. Лицедей и поэт, рассказчик и певец, танцор и дрессировщик зверей, циркач и музыкант-инструменталист — в то время все это совмещал один человек. В Германии таким человеком был шпильман (отнем. spielmann — играющий человек), во Франции — жонглер, в Англии — менестрель, в Италии и Испании — гальярд. В современном мире люди обычно выбирают одну профессию, одно ремесло. В нашем случае этим самым менестрелем будет Джон Колтрейн.Смотри изображение саксофониста в приложении на рисунке 1.

Глава I. История творческого становления музыканта

Пару слов хочется сказать о том, кто же такой Джон Колтрейн, кто были его родители, и как он пришел к такому всемирному признанию. И каким образом можно понять, велик ли он? На мой взгляд, ответ на этот вопрос заключается в признании — признании среди музыкантов, среди критиков, среди общества. Например, Михаил Сапожников на презентации перевода книги Эшли Кана «Kind оf вlue» в своем выступлении 5 декабря 2010 года в магазине духовых инструментов Марьячи, среди бесчисленного множества джазовых музыкантов (и здесь необходимо заметить, что не только саксофонистов), выделил в пятерку самых влиятельных джазменов именно «Трейна» (одно из прозвищ Колтрейна), а по версии журнала «Digital dream door» среди 100 величайших саксофонистов Джон Колтрейн занимает второе место, после всемирно известного гения альт-саксофона Чарли Паркера.

Михаил Сапожников: «Было много замечательных музыкантов, но если, так сказать сузить круг, то я бы лично выделил вот каких музыкантов, которые сыграли определяющую роль в развитии современного джаза. Это, в хронологическом порядке, прежде всего: гениальный Чарли Паркер, который просто гений от Бога… Майлс Девис, Джон Колтрейн, Орнет Коулмен, Телониус Монк. Вот эту пятерку я бы выделил»4.

Хотя эта история и трудно поддается положительной оценке, но все же, для понимания масштаба личности этого музыканта мне бы хотелось привести этот небольшой отрывок, который рассказывал один из Нью-Орлеанских пианистов Мак Рибеннек. Так вот, он говаривал: «Особенно я запомнил одного типа — Джими Вилсона. Всю свою жизнь он провел, изучая технику Чарли Паркера. В тот день, когда он услышал Колтрейна, он покончил с собой. Его тело нашли плавающим в бассейне с саксофоном, зажатым в мертвых руках»5.

В то же время, по мнению многих критиков, Сонни Роллинза необходимо признать продолжателем дела Чарли Паркера, соответственно вторым из гениальных саксофонистов, которых знала джазовая история. Они считают его наиболее заметным и влиятельным джазовым саксофонистом. В отличие от Джона Колтрейна Сонни до сих пор жив. Будучи коренным жителем Нью-Йорка он вырос там, где родился «бибоп». По словам Майлза Девиса, произошло это в клубе «Бёрдленд». Он вырос на Манхетовском вест сайде по соседству с Бадом Пауэллом, Телониусом Монком и великим Коулменом Хокинсом, у которого он взял за основу агрессивную манеру извлечения звука.

Бренфорд Марсалис говорит, что в то время для большинства музыкантов необходимо было многие часы потратить на практику репетиции соло, а затем выйдя на сцену играть железно заученные соло, но Сонни Роллинз был в этом плане уникум, потому как выходя на сцену он импровизировал новые соло вновь и вновь, как-будто все это родилось только что в его голове6.

Для меня оба музыканта — величайшие тенор-саксофонисты, воспринимая и анализируя творчество которых можно и нужно учиться джазовому мышлению и импровизации, а спорить об их величии можно, но не нужно. Дело в том, что в 50х годах они были конкурентами, и Майлз Девис в своей книге «Автобиография» повествует, что Сонни раньше добился славы, и «Трейн» был в его тени, но именно он, рассмотрев талант этого музыканта, вывел в свет новую звезду, дав ему «зеленый свет» на джазовой дороге Нью-Йорка. Позже он затмил своего соперника на музыкальном олимпе. Предлагаю придерживаться этой линии рассуждения. Об этом же говорит Михаил Сапожников, добавляя, что это свершилось после записи альбома «Kind оf вlue», но об этом чуть позже. Сейчас все же предлагаю обратиться к краткой биографии Колтрейна.

Джон Уильям Колтрейн родился 23 сентября 1926 года в небольшом городке Гамлет в штате Северная Каролина.

С 13 лет он играл в оркестрах. Тенор саксофон не единственный им освоенный инструмент. Помимо него Колтрейн играл на альтгорне, кларнете, а в расцвет своего творчества использовал для своих импровизаций сопрано-саксофон.

В 1943 году Джон начал обучение на альт саксофоне в «Ornestein School of Music». Это была частная консерватория.

В 1945-46 гг. будущий саксофонист нес службу в армии на Гаваях во флоте соединенных штатов Америки. Там он освоил новый инструмент — кларнет, играя в военно-морском оркестре.

После отданного долга Американской родине, в 1947-48 годах Колтрейн работал в ритм – энд - блюзовой группе Эдди Винсона в Филадельфии. Там он перешел на тенор-саксофон.

В 1949-51 гг. саксофонист играл в ансамбле Диззи Гиллеспи. Параллельно с тенором он играл на альтовом и теноровом саксофонах в биг-бэнде и ансамблях известного трубача. В те трудные времена оркестр был сокращен до ансамбля, но Диззи оставил в нем Колтрейна.

В 1951 году его Мама купила Дом в Филадельфии, куда он и переехал. Саксофонист начал обучение в частной консерватории — «Grand School of Music».

В 1952г. он начал работать в оркестре Эрла Бостика, в котором он играл на альт-саксофоне до 1953 г.

Затем, в 1953-54гг. Джон переходит в оркестр Джонни Ходжеса.

В 1954-55гг. «Трейн» жил в Филадельфии и регулярно приезжал в Нью-Йорк, чтобы выступать в клубе «Birdland».

Вскоре, в 1955г., он вновь начинает играть в новом бенде Джимми Смита.

В том же 1955ом в жизни Колтрейна происходит поворотный период. Он впервые записывается с Майлзом Дэвисом, после чего играет с его группой в течение 6 лет, и это полностью переворачивает отношение окружающего мира к нему. Дело в том, что до этого сотрудничества имя Джона знала малая прослойка общества. Даже если проследить по его дискографии, то того огромного количества пластинок им записано еще не было. Исключение составляет одна пластинка: John Coltrane, Dizzy Gillespie — Complete Recordings with Dizzy Gillespie (1949-1951гг.). До прихода в группу к Дэвису Колтрейн выступал в клубах и оркестрах, но массовой популярности у него еще не было. У его протеже, в то же время, известности было хоть отбавляй, и с приходом в бэнд Майлса критики, а главное продюсеры звукозаписывающих студий обратили на него внимание. В это время Джоном совместно с Майлсом Дэвисом записаны 5 пластинок:

1.The New Miles Davis Quintet (1956)

2. Round About Midnight (1956)

3. Cookin With Miles Davis Quintet (1957)

4. Relaxin' With Miles Davis Quintet (1957)

5. Workin' (1957), Miles Davis Plays Jazz Classics (1957). 

Недолго Джон играл совместно с Телониусом Монком. Итог творческого союза вылился в пластинку Thelonius Monk With John Coltrane, 1957 года.

В 1958 году Джон возвращается к Майлсу Дэвису в его состав и участвует в записи нового стиля, основанного на модальном подходе к импровизации. Позже этот стиль назовут «модальным», или «ладовым джазом», а пластинки Milestones (1958) и Kind Of Blue (1959) войдут в золотую сокровищницу мирового музыкального наследия, причем о второй записи следует упомянуть особо. KindOfBlue многие музыкальные критики упоминают как самый успешный проект Майлса, и неспроста, ведь этот альбом вошел в историю, да еще как! Он был признан самой продаваемой джазовой записью всех времен, и 7 октября 2008 года альбом в четвертый раз получил сертификат платинового диска от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний.7 Влияние этого альбома распространялось на такие жанры, как джаз, рок и классическая музыка. Именно поэтому признание музыкальных критиков этого альбом, как наиболее влиятельного альбома всех времен было оправданным.В 2003 году диск занял 12-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён», по версии журнала Rolling Stone.8

Итак, в наше время можно смело говорить уже о таких великих достижениях, но в ту пору все было еще как бы за завесой в неизвестности. В этот же период Колтрейн выпустил первые собственные успешные альбомы, положившие начало его собственной карьере:

1. Blue Train (1957)

2. Giant Steps (1959)

3. My Favorite Things (1960)

С наступлением 60-х годов Колтрейн постоянно занимает верхнюю строчку в анкетах популярности среди музыкальных исполнителей. В эти годы он, интересуясь африканским фольклором, организовал запись своего квинтета совместно с Эриком Долфи. Итогом сотрудничества явилась серия 2х пластинок:

– Africa/Brass (1961)

– OleColtrane (1961)

В 1965 году знаменитый квартет Колтрейна создает пластинку «A Love Supreme», считающуюся по праву вершиной исполнительского и композиторского успеха, которая стала своего рода гимном любви к Всевышнему. Смотри рисунок 2 в приложении, где Джон исполняет композицию с этого альбома.

В том же 1965 году Колтрейн создает свой новый ансамбль, в который вошли барабанщик Рашид Али и пианистка Элис МакЛеод, ставшая второй женой Колтрейна, известная позже как Элис Колтрейн.

Умер Джон очень быстро, незадолго до кончины узнав приблизительную дату своей смерти. Диагноз — рак печени. Произошло это 17 июля 1967 года.

С 1950-ых … появились новые имена: один из двух подлинных искателей пути (развития джаза), является Джон Колтрейн, саксофонист блеска и новизны, ранняя смерть которого в 1967 была печальным ударом, и ОрнеетКоулмен, который начал экспериментировать со свободным джазом также, как и Джо Харриот в Англии. Но поскольку 1960-ые прогрессировали, вкусы изменились, и предпочтение было отдано pop (музыке).9