Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мек.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.03.2015
Размер:
50.13 Кб
Скачать

Биография

Михаил Фридлянд родился 31 мая (12 июня) 1898 года в Киеве. Родители — Фридлянд Ефим Моисеевич (18601945), ремесленник-обувщик, и Рахиль Савельевна (18801969). После переезда родителей вБелосток учился в реальном училище, где вместе с младшим братом Борисом издавали рукописный школьный журнал: брат (будущий художник и карикатурист Борис Ефимов) иллюстрировал издание, а Михаил — редактировал.

В 1915 году поступил в Психоневрологический институт в Петрограде. Печататься в газетах начал с 1916 года.

Активный участник Февральской и Октябрьской революций. С начала 1917 сотрудничал в петроградских журналах. В феврале 1917 года в брошюре «Как Россия освободилась» под псевдонимом «Мих. Ефимович» восторженно оценил создание Временного правительства и роль А. Ф. Керенского.

Член РКП(б) с 1918 года (с рекомендацией А. В. Луначарского), в том же году заявил о выходе из партии, открытым письмом в «Киногазете», объясняя, что ему не по пути с советской властью и её комиссарами, однако в конце того же года оказывается в занятом германскими войсками Киеве в составе советской дипломатической миссии.

В начале 1918 года возглавлял группу кинохроники Наркомата просвещения. С 1919 года служил в Красной Армии, сотрудничал в одесских газетах и в киевской армейской газете «Красная Армия». С 1920 года работал в отделе печати Наркомата иностранных дел. Специальный корреспондент ряда периодических изданий, в том числе газеты «Правда» (1922—1938).

Много работал в жанре политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Инициатор возобновления издания и редактор журнала «Огонёк»[1], один из основателей и редактор журнала «За рубежом», член редколлегии «Правды», инициатор создания журналов «За рулём» и «Советское фото». Руководитель основанного им самим «Журнально-газетного объединения», — первоначально, до реорганизации в 1931 году, — акционерного общества «Огонёк», существовавшего с 1925-го по 1938 годы. Сотрудник сатирического журнала «Бегемот». С 1934-го по 1938-й годы занимал пост главного редактора сатирического журнала «Крокодил». Создатель и бессменный главный редактор юмористического журнала «Чудак», в котором вёл постоянную рубрику «Календарь Чудака».

Он показал себя мастером фельетона, образного, сжатого, за­хватывающего стиля, который иронией, па­радоксами и гиперболами блестяще усили­вал политическую направленность его произведений.

— Вольфганг Казак

Памятный знак на доме, в котором работал известный советский журналист Михаил Ефимович Кольцов. Москва, Страстной б-р, д. 11

В бытность редактором «Огонька» (1927) придумал и реализовал практически уникальный литературный проект — создание коллективного романа-буриме «Большие пожары». 25 писателей и журналистов (в том числе и сам Кольцов) последовательно пишут по одной главе, которые тут же печатаются в журнале. Роман получился интересный, однако, для того исторического периода нежизнеспособный[источник не указан 1037 дней]. Нетрудно догадаться, что в случае ареста хотя бы одного участника роман издаваться не будет. Репрессировано оказалось шестеро, поэтому отдельной книгой «Большие пожары» вышли только в 2009 году.

Руководитель иностранного отдела в СП СССР. Посетил многие страны мира, из них некоторые — нелегально. Делегат международных конгрессов в защиту культуры в Париже (1935) и в Барселоне (1937руководитель советской делегации). С 1938 — депутат Верховного Совета РСФСР.

Кольцов написал около 2000 газетных статей на актуальные темы внутренней и внешней политики. С 1928 по 1936 трижды выходили многотомные собрания его сочинений.

Испания

Во время Гражданской войны 1936—1939 годов был направлен в Испанию как корреспондент «Правды» и одновременно негласный политический представитель властей СССР при республиканском правительстве. В Испании активно участвовал в событиях, как организатор сопротивления мятежникам. Испанские газетные репортажи послужили основой книги «Испанский дневник» (1938), где о легальной части своей работы Кольцов рассказал от первого лица, а о тайной — как о деятельности мексиканского коммуниста Мигеля Мартинеса. Проводя линиюСталина в международном рабочем движении, в публикациях дискредитировал «троцкистов», обвиняя их в том числе в том, что они находятся на службе уФаланги и фашизма. В романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» М. Кольцов выведен под именем Каркова.

Арест и гибель

В 1938 году был отозван из Испании и в ночь с 12 на 13 декабря того же года арестован в редакции газеты «Правда». Жена наркома Ежова — Евгениябыла редактором «Иллюстрированной газеты», и Кольцов, как член редколлегии и часто главный редактор «Правды», встречался с ней. Однажды наркомЕжов даже принимал Кольцова вместе с Бабелем на своей даче. На очной ставке с Кольцовым теперь уже бывший нарком Ежов показал: «Я понял, что Ежова связана с Кольцовым по шпионской работе в пользу Англии». Как и другие, Кольцов не выдержал пыток и сам оговорил более семидесяти участников «заговора».

«Мне были известны некоторые политические настроения Кольцова, его морально-бытовое разложение», — отмечала журналистка Ольга Войтинская в своём письме к Сталину в январе 1939 года[5].

Михаил Кольцов на Северном фронте. Испания, 1936

Как рассказывал Константин Симонов в «Глазами человека моего поколения»:

В сорок девятом году… Фадеев в минуту откровенности… сказал мне, что… через неделю или две после ареста Кольцова написал короткую записку Сталину о том, что многие писатели, коммунисты и беспартийные, не могут поверить в виновность Кольцова и сам он, Фадеев, тоже не может в это поверить, считает нужным сообщить об этом широко распространенном впечатлении от происшедшего в литературных кругах Сталину и просит принять его.

Через некоторое время Сталин принял Фадеева.

 — Значит, вы не верите в то, что Кольцов виноват? — спросил его Сталин.

Фадеев сказал, что ему не верится в это, не хочется в это верить.

— А я, думаете, верил, мне, думаете, хотелось верить? Не хотелось, нопришлось поверить.

После этих слов Сталин вызвал Поскребышева и приказал дать Фадееву почитать то, что для него отложено.

 — Пойдите, почитайте, потом зайдете ко мне, скажете о своем впечатлении, — так сказал ему Сталин…

Фадеев пошёл вместе с Поскребышевым в другую комнату, сел за стол, перед ним положили две папки показаний Кольцова.

Показания, по словам Фадеева, были ужасные, с признаниями в связи с троцкистами, с поумовцами.

…Когда посмотрел все это, меня ещё раз вызвали к Сталину, и он спросил меня:

 — Ну как, теперь приходится верить?

 — Приходится, — сказал Фадеев.

 — Если будут спрашивать люди, которым нужно дать ответ, можете сказать им о том, что вы знаете сами, — заключил Сталин и с этим отпустил Фадеева.

1 февраля 1940 года Кольцов был приговорён к смертной казни по обвинению в шпионаже.

Некоторым исследователям[эта акция Сталина кажется непостижимой, поскольку Кольцов, по их мнению, фанатично верил Сталину. Весьма вероятно, что Кольцов был устранён как свидетель тайных операций НКВД в Испании — непосредственной причиной ареста послужило письмо Сталину генерального секретаря интербригад в Испании Андре Марти, который обвинял Кольцова в связях с ПОУМ и, косвенно, в шпионаже. Мог сказаться опубликованный в начале 1920-х годов темпераментный очерк о Льве Троцком. Об этой версии пишет в своих воспоминаниях Борис Ефимов, брат М. Кольцова[6]По официальной версии М. Кольцов расстрелян в феврале 1940 года; в справочниках 1960—1970-х годов указывались 1938 и 1942 годы.В 1954 году реабилитирован.

С 1956 года произведения М. Кольцова вновь широко издавались в СССР. Многие статьи и фельетоны 1920-х годов остаются непереизданными.

Семья

Кольцов был женат трижды. Первая жена — актриса Вера Юренева (1918—1922), вторая жена — Елизавета Ратманова-Кольцова (вместе с мужем работала в Испании) (1924—1930), третья жена (гражданская) — немецкая писательница-коммунистка Мария Остен (1932—1937).

Двоюродный брат известного советского фотографа и журналиста Семёна Фридлянда, родной брат известного художника-карикатуриста Бориса Ефимова. В последние годы жил в Доме на набережной (ул. Серафимовича, д. 2).

Награды

Награжден орденами Красного знамени и Красной звезды.

Память

Михаила Кольцова названы Улица во Владикавказе.

Михаил Ефимович Кольцов

Кольцов Михаил Ефимович (настоящая фамилия - Фридлянд) (31.5.1898, Киев - 2.2.1940, Москва), журналист. Сын ремесленника, брат карикатуриста Б. Е. Ефимова. В 1916 начал сотрудничать в прессе. Активный участник событий 1917. В 1918 вступил в РКП(б). С 1920 жил в Москве. В 1920 работал в "Правде", в основном в стиле политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Основатель и редактор самого популярного в СССР журнала "Огонек", редактор журнала "За рубежом", член редколлегии "Правды", руководитель Журнально-газетного объединения. Создатель сатирических журналов "Крокодил", "Чудак". Был тесно связан с руководителями НКВД Г.Г. Ягодой иН.И. Ежовым; участвовал в провокациях, организованных НКВД за рубежом. С 1937 депутат Верховного Совета СССР. Некоторое время пользовался покровительством И.В. Сталина. В качестве корреспондента "Правды" был направлен в Испанию во время Гражданской войны; одновременно выполнял задания по линии государственной безопасности. По результатам поездки опубликовал "Испанский дневник" (1938). По словам прославлявшей Кольцова партпропаганды, он "был неутомимым борцом за идеи Октября, гневно бичуя отрицательные явления действительности, высмеивая бюрократов и приспособленцев". Выполняя "задание партии", участвовал в кампании против троцкистов, обвиняя их в т.ч. в том, что они находились на службе у Ф. Франко (что абсолютно не соответствовало действительности). 8.3.1938 опубликовал в "Правде" апологетическую статью оН.И. Ежове, где среди прочего характеризовал его как "чудесного несгибаемого большевика, который, дни и ночи не вставая из-за стола, стремительно распутывает и режет нити фашистского заговора". 04.08.1938 К.Е. Ворошилов направил Сталину очередную статью Кольцова с запиской: "Прошу посмотреть и сказать, можно ли и нужно ли печатать. Мне статья не нравится". Сталин резолюции не оставил, но после этого был получен приказ "разобраться с Кольцовым". Он был отозван из Испании и 14.12.1938 арестован. 1.2.1940 приговорен к смертной казни по обвинению в антисоветской и террористической деятельности.Расстрелян. В 1954 реабилитирован.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

КОЛЬЦОВ (Фридлянд) Михаил Ефимович (1898-1940?). Советский писатель, журналист, публицист, фотограф; партийный деятель. Член-корреспондент Академии наук СССР (1938). Наиболее известный журналист Советского Союза в 1920-1930-е гг. Один из активнейших создателей культа личности Сталина.

Родился в Киеве (по другим данным — в Белостоке) в семье коммерсанта. Родной брат Бориса Ефимова.1) В 1915 г. поступил в Психоневрологический институт в Петрограде. Печататься начал с 1916 г. Активный участник Февральской и Октябрьской революций. С начала 1917 г. сотрудничал в петроградских журналах. В «Журнале для всех» опубликовал ряд статей с нападками на большевиков и Ленина. Примкнул к большевикам в 1918 г. (рекомендацию для вступления в партию Кольцову дал А. Луначарский). В начале 1918 г. возглавлял группу кинохроники Наркомпроса. С 1919 г. служил в Красной Армии, сотрудничал в одесских газетах и в киевской армейской газете «Красная Армия». С 1920 г. работал в отделе печати Наркоминдела. Специальный корреспондент ряда периодических изданий, в том числе газеты «Правда» (1922-1938). Основатель и редактор массовых иллюстрированных журналов «Огонек» (1923-1938), «Крокодил» (1934-1938), «За рубежом» (1932-1938), «Чудак», «Советское фото». Много ездил по Советскому Союзу и Европе. Руководитель иностранного отдела в Союзе писателей СССР. Делегат международных конгрессов в защиту культуры в Париже (1935) и в Севилье (1937 г., руководитель советской делегации). Участник гражданской войны в Испании (под псевдонимом «Мигуэль»). Автор сатирических рассказов, проблемных очерков, фельетонов, публицистических статей; книги «Испанский дневник» (1938). Депутат Верховного Совета РСФСР.

12 декабря 1938 г. Кольцов был арестован. Его обвинили в шпионаже. По официальной версии — расстрелян в феврале 1940 г., по другим данным — умер в лагере в 1942 г. Реабилитирован посмертно в 1956 г.

Кольцов был женат дважды. Первая жена — актриса Вера Юренева; вторая жена — Елена Полынова.

Арест Кольцова явился полной неожиданностью как для него самого, так и для писательской общественности СССР и Европы. Многим исследователям эта акция Сталина против одного из самых, как считали, преданных ему друзей до сих пор кажется непостижимой. Кольцов «искренне, глубоко фанатически верил в мудрость Сталина».

А. Авдеенко 2) вспоминает, как 12 декабря 1938 г. Кольцов выступал в клубе писателей с докладом о «Кратком курсе истории ВКП(б)». «В этом докладе Кольцов рассказывал, „как в будущем страна будет постепенно переходить от социализма к коммунизму. Сначала отменят плату за проезд в общественном транспорте. Потом хлеб станет бесплатным. Потом и продукты будут выдаваться по потребности, в обмен на добросовестный труд, а не за деньги"... На другой день, придя в редакцию, я узнал, что Кольцов арестован» (Знамя. 1989. № 4. С. 91-92).

«По-видимому, арест Кольцова, действовавшего в Испании в качестве сталинского эмиссара, — пишет известный советолог В. Роговин, — объяснялся тем, что он слишком много знал о преступлениях, чинимых там сталинской агентурой. Послушно выполняя все указания Сталина, Кольцов проявлял собственную инициативу и даже посетил однажды под видом латиноамериканского корреспондента штаб-квартиру ПОУМ...

Как можно судить по некоторым архивным документам, с самого начала пребывания Кольцова в Испании за ним велась неусыпная слежка, которую осуществляли секретные агенты Коминтерна» (Роговин В. Мировая революция и мировая война. М., 1998. С. 73-74; Ефимов Б. Михаил Кольцов, каким он был. М., 1989. С. 446).

Недавно стало известно, что непосредственной причиной ареста прославленного журналиста послужило письмо-донос Сталину генерального секретаря интербригад в Испании Андре Марти, который обвинял Кольцова в связях с поумовцами и, косвенно, через М. Остен, 3) в шпионаже (Сопелъняк Б. Вы не собираетесь застрелиться? // Огонек. 1995. №13. С. 42-43).

Тем не менее, вопросы остаются: доносы в те «благословенные» времена были делом обычным, и не всем им давали ход. В конечном счете, все решал Сталин.

Дальше события развивались как в театре абсурда. Кольцова награждают орденом Ленина; ему поручают ответственный пост в редакции газеты «Правда»; публикуют его «Испанский дневник». Книга понравилась Сталину, о чем он лично сказал автору, пригласив его в ложу Большого театра (за две недели до ареста). Но самое странное, что за несколько дней до этого Кольцов, с санкции Сталина, избирается членом-корреспондентом АН СССР. Неслыханная честь для работника печати.

Что заставило Сталина в последний момент резко изменить свое отношение к Кольцову и сдать его своим «бериевским подручным» — до сих пор не ясно. Надо учесть, что фактом ареста он «подставлял» и Академию наук, только что избравшую Кольцова своим членом, и газету «Правда», которая, как известно, «никогда не ошибается».

«Самое простое объяснение этой истории, — пишет известный искусствовед Е. Громов, — Сталин любил изуверски играть со своей жертвой, как кот с мышью. Так он вел себя по отношению к Бухарину. Однако аресту Кольцова не предшествовали никакие угрозы и преследования. Он даже в намеке не являлся противником Сталина. Не исключено, что была не столько игра, сколько какие-то колебания кремлевского правителя» (Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 290; Оклянский Ю. Легенды о маленьком солдате. М., 1978; Сопелъняк Б. Смерть в рассрочку. М., 1998).

В книге «Гибель всерьез» Л. Арагон 4) привел следующую фразу, сказанную ему Кольцовым перед отъездом из Парижа: «Запомните последние слова, которые вы слышали от меня. Запомните, что Сталин всегда прав» (Иностранная литература. 1988. № 4. С. 172).