Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С.А.Чернов - Начала философии 2.doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
861.7 Кб
Скачать

153

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РФ

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича

Кафедра философии

С.А.Чернов

Начала философии

Часть 2

Санкт-Петербург

2004

ББК 87.3

Чернов С.А. Начала философии. Ч.2. Античная философия – Учеб. пособие – СПбГУТ. - СПб, 2004.

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.

В пособии раскрываются все темы общего основного курса философии для студентов всех специальностей и форм обучения. Вторая часть содержит изложение четвёртой темы, в которой античная философия рассматривается в тех пределах, которые необходимы для введения в философскую проблематику и понимания дальнейшего развития философии и современной философской литературы.

Рецензент –

C С.А.Чернов, 2004

C Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2004

§1. Философия и мифология.

Появление философии в Древней Греции кратко и условно определяется как переход от мифа к логосу, переход от традиционных древнейших рассказов о разнообразных фантастических существах (богах, демонах, чудовищах, героях) – к свободным и самостоятельным рассуждениям о единой общей сущности вещей.

В Древней Греции сложилась высокоразвитая, богатая мифология. Гесиод, первый достоверно установленный европейский поэт, в VIII в. до Р.Х. систематически пересказал древние мифы, идущие из незапамятной, досторической древности, в своей «Теогонии» (т.е. поэтическом рассказе о происхождении богов). Важный источник для ознакомления с греческой мифологией - эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые приписывают легендарному Гомеру. Греческая мифология не только «воспитала Элладу», как писал Платон, но и во многом определила всё последующее культурное развитие Европы. Её образами заполнен и наш современный язык, культурная среда нашего обитания (титаническая борьба, сизифов труд, авгиевы конюшни, прокрустово ложе, яблоко раздора, панический страх, ахиллесова пята и т.п.).

Мифы – исторически первый способ объяснения, понимания человеком окружающего его мира. Для мифического мышления характерно объяснение устройства мира посредством рассказа о его происхождении. Сначала был Хаос. Но в нём был заложен источник жизни, и Хаос породил Землю (Гею), а в бездонной глубине под землёй родился Тартар (ужасная бездна, вечная тьма). Хаос породил также Мрак и Ночь, а от них произошли вечный Свет (Эфир) и День – и так началась и пошла смена дня и ночи. Земля породила Небо (Уран), горы и Море – а отца у них нет. Небо стало царствовать над миром и взяло в жёны Землю. У Неба и Земли было шесть сыновей и шесть дочерей – Титанов, в том числе титан Время. От титанов родились Солнце, Луна, звёзды и ветры. Младший титан, Время (Крон), отнял власть у отца Неба. Богиня Ночь родила ему Смерть, Сон, Раздор, Отмщение. Крон и другая богиня, Рея, родили Гестию (богиня домашнего очага), Деметру (богиня плодородия), Геру, Посейдона, Аиду, Зевса. Наконец, Зевс и другие дети Крона свергли отца и стали богами-олимпийцами… Жизнь богов на Олимпе описана Гомером. Это - жизнь древних родоплеменных вождей, но «боги» гораздо более могущественны, чем люди, бессмертны, в отличие от них, и способны править не только людьми, но и силами природы. В известной мере греческие боги и есть могучие силы природы, предствляемые в образе антропоморфных существ, т.е. – олицетворение или персонификация этих сил. От могущества, намерений и воли богов и зависит прежде всего жизнь людей, судьба каждого отдельного человека. Волю богов можно узнать через посредство жрецов, Оракула, пифии, по гаданиям и предзнаменованиям. Богов необходимо умилостивить восхвалениями, славословиями (гимны) и жертвоприношениями. Так представлял себе мир древний грек до появления первых философов.

В рассказах Гомера и Гесиода воплотились образы, представления, складывавшиеся и развивавшиеся в сознании людей первобытного и родо-племенного общества в течение десятков тысяч лет - мифы. «Миф» – слово греческого происхождения, обозначавшее первоначально «рассказ», «сказание», «предание». Мифы – это прежде всего созданные силой воображения человека образы богов, демонов, чудовищ и других существ и рассказы о них и их взаимоотношениях с людьми. Но это такие образы, которые возникли в коллективном сознании древних, доисторических племён, такие рассказы, которые передавались в устной форме от человека к человеку из поколения в поколение с незапамятной древности, и которые в наглядной, образной и понятной всем «сказочной» форме объясняли происхождение мира, его устройства, главных явлений природы, а также происхождение человека и общественных порядков, традиций, норм поведения, религиозных обрядов. «Мифологией» прежде всего называют совокупность такого рода представлений и рассказов, сложившихся в более-менее связную совокупность идей, в мировоззрение древнего человека, как члена архаической родо-племенной общности, ещё до возникновения первых цивилизаций, города, государства, письменности, храмовой жреческой религии, искусства и науки. Проблема мифа – это прежде всего проблема первобытного сознания, первой, древнейшей формы проявления разума, мышления в человеке. Эпос Гомера и поэзия Гесиода представляют собой уже позднейшую художественную переработку этой первичной мифологии, созданную уже в высокоразвитой культуре и зафиксированную в текстах, дошедших до нашего времени.

Мифологическое сознание - это прежде всего архаическая, первоначальная форма мышления. Мифическое мышление не замечает самого себя, не рефлектирует. Это такое познание мира, которое ещё не сознаёт самого себя как знание, а потому не относится к самому себе критически, не отличает знание о предмете от предмета знания, представление о вещи от самой вещи, отождествляет слово и вещь, которую это слово обозначает, субъективное и объективное. Оно путает свойства вещи и её саму, часть и целое, отождествляет сходное, не отличает ассоциативные связи воображения от причинной связи самих вещей и т.д. Мифологическое сознание как бы целиком «погружено» в окружающие человека предметы и явления, а также в создаваемые им самим образы воображения, но оно не обращает внимания на само себя. Это – как бы сознание ребёнка, который пока ещё не знает о своём собственном существовании. Это - сознание человека, который ещё не выделяет себя ни из природы, которая поэтому и не осознаётся как «внешний мир», как «природа», ни из коллектива (рода и племени), а потому ещё не знает себя как самостоятельную, автономную личность. Мифологические представления – именно общие, коллективные. Мифологическое сознание – не столько сознание отдельного человека, сколько сознание целого рода, племени. Мифические образы «навязываются» сознанию каждого отдельного человека принудительно и незаметно для него, властно овладевают им так, как овладевает, например, сознанием влюблённого юноши образ любимой девушки. Именно поэтому эти образы, хотя они и существуют лишь в сознании людей, кажутся им самостоятельными существами. Мифические представления находятся в сознании человека, но так, что они захватывают это сознание, как внешняя сила, кажутся внешней реальностью, управляют поведением человека независимо от его воли. Здесь, в мифологии, представление владеет человеком, а не он владеет своими представлениями. Иначе говоря, мифические представления имеют суггестивный характер, они внушают члену некоторой общности важнейшие представления, аккумулирующие в себе многовековой коллективный опыт рода и обеспечивающие единство, сплочённость и выживание этой общности, достижение важнейших целей её существования. Не сознавая своего знания, не отличая знание от его предмета, мифологическое сознание не сознаёт и своего незнания. Для него не существует «проблемы знания», проблемы «истины», проблемы обоснованности знания, различия между истиной и заблуждением.

Мифология достигает своего высшего развития в религии и искусстве, входя в их состав вместе с возникновением цивилизации, письменности, жреческого сословия. Мифы записываются, систематизируются, им придаётся художественная форма, они становятся предметом богословских размышлений жрецов – так возникают эпические произведения, а также священные книги, в которых излагается то или иное вероучение.

Важнейшей чертой мифологии является своеобразное очеловечивание природы, так хорошо знакомое нам с детства по сказкам. Непосредственному, первобытному, архаическому сознанию свойственно объяснять всё происходящее в мире по собственному образу и подобию. За всем существующим и происходящим оно воображает деятельность похожих на человека отдельных существ, наделённых сознанием и волей, приписывая человеческие качества и человеческие родственные отношения земле, небу, морю, ветру, Солнцу, Луне, звёздам, растениям, животным и т.п. В образах бесчисленных мифологических существ персонифицируются (олицетворяются) силы и явления природы, человеческие занятия, свойства и состояния человека и т.п. Мифология бессознательно-некритически проецирует на весь мир кровно-родственные человеческие отношения.

После возникновения более развитых, дифференцированных форм сознания (собственно религии, искусства, науки, философии) его архаический мифологический слой не исчез. И сейчас формирование сознания в детстве начинается со сказок, в которых сохранились образы архаической мифологии. Древнейшие мифологические представления вошли в состав мировых религий, они составляют основу и народного фольклора, и высокого, классического искусства. Они составляют важную часть сознания современного человека и современного общества, которое и в «век науки» осталось существенно мифологическим. Современную мифологию легко узнать по указанным выше признакам архаической мифологии. Везде, где мы видим широкое распространение в массовомсознании некритически-фантастическихобъясненийсуществующего и происходящего деятельностью отличных от человека, более могущественных, чем человек, но тем не менеепохожихна негосуществ, наделённых сознанием и волей, везде, где наблюдаем поклонение небесным или земнымидолам, мы видим хорошо известные структуры и функции мифического сознания, творящего и новые, современные мифы. В современных представлениях о едином Боге, создателе мира и человека, о злых или добрых духах, о душах умерших, о «нечистой силе», о привидениях, о святых, о магах и колдунах, об инопланетянах, о суперменах, в современном культе «великих людей», «великих вождей», так называемых «звёзд» массовой культуры и т.д. обнаруживаются древнейшие механизмы работы первобытного мифологического сознания. Более того, оно иногда пытается взять своеобразный «реванш» у возникших позднее, более развитых и высоких форм сознания. Огромная сложность духовной культуры, трудность приобщения к ней вызывают естественную защитную реакцию психики и даже ненависть к науке и культуре у тех, кто не может совладать с ней, кого она подавляет. Поэтому в наше время довольно широко распространилась своеобразная тяга к архаическому, дологическому, примитивному, нерефлектирующему сознанию и поведению – стремление «купировать» рефлексию, «уколоться и забыться» в тех простых переживаниях, образах, объяснениях и способах поведения, которые в изобилии предлагает современная фабрика мифологических грёз - средства массовой информации и массовая культура.

Однако уже в VI в. до Р.Х., практически одновременно в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае, в первых высокоразвитых цивилизациях, в недрах мифологического мышления, на его основе, в связи с ним и как его отрицание постепенно развилась совершенно новая форма мышления, другой тип сознания и знания, другой способ интеллектуальной деятельности и жизненного поведения, который и получил в Древней Греции название «философии». Здесь впервые в истории появляется теоретическое рассуждение, рождается наука. Наука – продукт личной свободы, свободы мысли, слова и поступка, когда достоинство той или иной идеи подвергается свободному испытанию и критике, где основанием для принятия или отклонения того или иного утверждения служат лишь факты опыта и доводы разума - рассуждение, аргументация, обоснование, логика и доказательство, но не традиция, авторитет и вера. Безличный суггестивный миф, циркулирующий в нерефлектированном коллективном сознании, уступает место сознательному и критическому личному творчеству, самостоятельному поиску истины, уступает место духовной независимости отдельной личности, столь ярко представленной Сократом, построению собственного мировоззрения, невиданного раньше нигде и никогда, а также плюрализму мнений и теорий. За исторически кратчайший срок, в одно, можно сказать, историческое мгновение в Древней Греции было создано множество совершенно новых идей, «рассказов» о мире совершенно нового, небывалого прежде типа. Миф уступил место логосу, рассказ – теории.

Но очень важно не просмотреть за этой пестротой и разноголосицей первых философских учений самое важное, главную мысль, объединяющую первых философов при всех их страстных и яростных спорах. Мысль, которая и сделала всех их - философами.