Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / ВПХ ВПТ / Вопросы_военной_невропатологии_Сборник_Н_ского_распределительного

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
5.37 Mб
Скачать

Микрофото 7

Йикрофото 9

Таким образом, при наших гистологических исследованиях спинного, ■мозга, корешков его и межпозвоночных ганглиев, при отморожении од­ ной из нижних конечностей нами наблюдались двусторонние поражения, во всех случаях развивающиеся параллельно степени и длительности

отморожения.

1. Во всех случаях нами наблюдались явления очаговой инфильтра­ ции круглыми клетками дорсальных отделов мягкой и паутинной мозго­

вых оболочек спинного мозга.

2- Нами наблюдались, как правило, двусторонние явления набуха­ ния— отека отдельных волокон корешков спинного мозга в отделах, соответствующих отморожению, одинаково интенсивно выраженных как на этой стороне, так и на противоположной, интактной стороне.

3. Регрессивные явления со стороны ганглиозных клеток межпозво­ ночных ганглиев с обеих сторон при одностороннем поражении отморо­ жением одной нижней конечности являлись обычной находкой в наших

исследованиях.

Весьма возможно, что наши наблюдения подводят некоторый морфо­ логический фундамент под работу проф. С. Н. Давиденкова о явления*, реперкуссии при невритах отмороженных.

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ НЕРВНЫХ ОКОНЧАНИЙ КОЖИ ПРИ ОТМОРОЖЕНИЯХ

П р е д в а р и т е л ь н о е с о о б щ е н и е

Полковник мед. службы М. И. ЛИВИИ

Заслуживающая внимание в мирное время и весьма актуальная про­ блема отморожения в военное время всесторонне разрабатывается со­ ветскими учеными, в особенности проф. С. С. Гирголавом и его сотруд­ никами. Целый ряд ранее не отмеченных клинических проявлений отмо­ рожений был получен в госпиталях нашего распределительного эвако- «ункта. В частности, были установлены некоторые новые факторы, свиде­ тельствующие об участии межпозвоночных ганглиев при отморожении (Я. Е. Браул) и о роли поражения нервов при отморожении как на сто- 1*оне повреждения, так и на противоположной стороне (С. Н. Давиден­ ков, А. Ф . Вербов). Изучены были также ранние поражения костносуставного аппарата и динамика дальнейших фаз (Д. Г. Рохлин).

Как в клинических, так и в рентгенологических наблюдениях, сде­ ланных указанными исследователями, подчеркивалась роль трофоневротических изменений при различных стадиях отморожения. Однако чув­ ствительные нервы и их окончания до настоящего времени мало изу­ чались, хотя вышеуказанные наблюдения заставляют искать таковые.

Выполняя этот пробел, мы подвергли гистологическому изучени» кусочки кожи, взятые у 47 больных, которые были тщательно клини­ чески исследованы. Всего было сделано 115 биопсий. Биопсии подвер­ гались случаи, относящиеся к различным степеням отморожения и раз­ ной давности процесса. Взятый для гистологического исследования мате­ риал был обработан по способу Рамон и Кахала, в модификации, пред­ ложенной Торсуевым. Биопсии подверглись участки кожи вблизи мест отморожения, отступя 0,5—1,5 см от границ реактивных изменений, абычно в области тыла стопы, чаще всего у головки 1-й плюсневой кости или в области основной фаланги 1-го пальца. В нескольких слу­ чаях кожа была взята' на некотором протяжении от места поражения из 3—4 участков. Ввиду того, что одинаковые гистологические измене­ ния часто обнаруживаются при различных степенях отморожения, мы считаем возможным изложить в предварительном сообщении полученные нами данные лишь в зависимости от характера патологических измене­ ний окончаний нервов в коже.

Изменения швановской оболочки (фото № 1) наблюдаются в глубо­ ких отделах кожи при отморожениях всех степеней с давностью 3—4 месяца; при отморожениях меньшей давности такие изменения не. были отмечены.

175

Основные изменения заключались в иабухании оболочки. Набухание швановской оболочки сопровождается подчас изменениями со стороны нервных волокон: они слабо или интенсивно импрегнируются серебром, на волокнах появляются утолщения в виде варикозных вздутий, часть

нервных

волоконец представляется утолщенной, иногда сопровождается

т о н к и м и ,

извивающимися, слабо аргентофильными волоконцами.

Микрофото 1. Набухание гавановских

Микрофото 2.|Разветвления на концах

оболочек вдоль по разветвляющимся

двух параллельно идущих

нервных,

нервным волоконцам. Варикозные утол­

волоконец на мальпигиевом

слое.

щения волоконец

Варикозные утолщения

.Микрофото 3. Пучок нервных волоконец. Часть волоконец тонка. Варикозные вздутия нервных волоконец

Изменения нервных волокон в глубоких отделах сетчатого слоя дермы сводятся в большинстве случаев и при всех степенях отмороже­ ния к образованию в пучках нервных волоконец варикозных веретено­ образных вздутий (фото № 2).

176

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

При

отморожениях

IV степени с длительностью процесса в 3—4

месяца

часто отмечается наличие распада нервных волокон

на крупинки

и отдельные коротенькие палочки. В

большинстве

случаев

нервные во­

локна

идут почти

прямолинейно и крайне редко

извиты, в то время как

нервные

окончания

сосочкового слоя почти всегда извиты и принимают

разнообразные причудливые формы

и направления.

 

В

глубоких отделах сосочкового слоя кожи

волокна подвергаются

самым

разнообразным

изменениям-

Наряду

с

набуханием

швановской

оболочки,

которое здесь встречается

чаще, чем где-либо в другом месте,

видны

при различных

стадиях отморожения

 

варикозные

утолщения

(фото №

3) извивающихся ввлокон, сплошное

диффузное утолщение, со­

провождение волокон тоненькими слабо аргентофиальными извивающи­ мися волоконцами. В этих же глубоких отделах сосочкового слоя на­ блюдается иногда резко выраженный распад на крупинкин (фото № 4).

Микрофото 4. Распадающееся на кру-

Микрофото 5. Сетка из новообразованных

панки ветвящееся нервное окончание

нервных волоконец. По длине воло­

 

конец образуются варикозные вздутия

Особенно часто распад такого характера констатирован при отмороже­ ниях IV степени небольшой давности (1—2 месяца). В этом же слое нами наблюдалась интенсивно выраженная нейротизация—возникновение тонких переплетающихся нервных волокон, захватывающих обширные участки кожи (фото № 5).

Иногда можно обнаружить набухание вновь образованных волокон» Нейротизация имеет место, судя по нашим наблюдениям, чаще всего при отморожении III степени и чаще сопровождается варикозными взду­

тиями на вновь образованных волоконцах.

В наших случаях в Мальпигиевом слое чаще всего наблюдался рас­ пад нервных волокон на аргентофильные зерна (фото № 6). Явления распада нервных волокон наблюдались и тогда, когда в глубоких слоях кожи нервные волокна подчас были мало изменены или совершенно не нодвергались изменениям. Часто в этом слое кожи можно было видеть сплошное набухание слабо извитых нервных волокон. В некоторых слу­ чаях набухшие нервные волокна на границе с эпидермисом образовали

И Сборник 1

П 7

изгиб в виде петли. В значительной

части случаев, по нашим наблюде­

ниям, набухшие нервные

волокна в

сосочках сопровождались сильно

извитыми и слабо аргеягофильньши

тоненькими волоконцами. В этом

же с \о е намг!

наблюдались волокна с резко и слабо выраженной арген-

т о ф и \ьностью;

реже в этом слое, по нашим наблюдениям, обнаружива­

ются явления

варикозного

вздутия

нервных волокон и нейротизация.

Нейротизация

в этом слое

сводится

к возникновению очень тонких во­

локон, слабо аргентофильных и густо переплетающихся. Обычно нейро­ тизация протекает в непосредствен ном соседстве с эпидермисом.

Микрофото 6. Петля, образованная на­

Микрофото 7. Мейенерово тельце.

бухшим нервным волоконцем у эпидер­

Набухание основного подходящего

миса. В конце петли густое сплетение

волокна и отдельных частей Мейс-

и оаспад новообразованных нервных

нероза тельца

волоконец

 

 

В Мейснеровых тельцах,

по нашим материалам, наблюдается значи­

тельное утолщение волокон

и образование веретенообразных вздутий,

основное приводящее волокно имеет грубый вид (фото № 7). Тимофеевский аппарат представляется в значительной части случаев вари­ козно утолщенным, резко извитым. Характерной особенностью боль­ шинства наблюдавшихся нами случаев является наличие изменений, воз­ никающих на противоположной, не пораженной конечности (феномен сегментарной реперкуссии).

Изменения со стороны нервных волокон на не пораженной отморо­ жением конечности, возникающие реперкуссивно, чаще всего совер­ шенно не отличаются от изменений нервных окончаний, наблюдаемых на таких же участках пораженной конечности.

Сообщение является предварительным. Материал разрабатывается и углубляется для изучения параллелей между клиническими и гисто­ логическими данными.

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

V. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАМЕТКИ ИЗ ПРАКТИКИ

СУДОРОЖНЫЕ ПРИПАДКИ И ИХ ЭКСПЕРТИЗА 1

Полковник мед. службы Д. А. КРАСНОВ и с т . лейтенант мед. службы В. И. РА ТН ЕР

Судорожные припадки какого бы то ни было происхождения в во­ енное время чаще всего идут под диагнозом „эпилепсия", хотя это да­ леко не всегда оправдывается. Так, по материалам N-ского эвакопункта

из

нескольких сот (около 300) человек, прошедших через госпитали

с

таким диагнозом, 30% возвращено в часть, из них 25°/0 — в строй.

Это значит, что среди них оказалось много истериков и даже агравантов. В своей статье, посвященной эпилепсии, проф. С. Н. Давиденков дает анализ эпилептических припадков и подчеркивает тяжелое впечатление, ироизводимое последними на окружающих. Следует отметить, что если в далеком прошлом объяснение судорожных припадков было мистиче­ ским, то еще и в настоящее время для наблюдающих судорожный при­ падок он нередко кажется чем-то устрашающим. А так как свидетелями припадков довольно редко оказываются врачи, в частности специалисты, то погрешности в описаниях и в оценке того или иного припадка могут быть частыми, хотя механизм его возникновения давно потерял свою таинственность, а формы припадков в достаточной степени изучены. Их должны знать все лица медперсонала, особенно же врачи различных специальностей, так как каждому врачу закон дает право подтверждать эпилептический припадок. От этого права нельзя отказываться, пользо­

ваться же им надо с сознанием ответственности.

Год нашей работы здесь показал, что в специальное нервное отде­ ление попала лишь пятая часть эпилептиков, лечившихся и испытывав­ шихся в системе N-ского эвакопункта. Значит очень многие суждения о припадках в смысле их диагностики, лечения, использования и т. д. неизбежно в военное время выносятся и вне специальных отделений, а нередко и без участия специалистов невропатологов или психиатров. Мы до последнего времени не имели основания констатировать увели­ чение заболеваний эпилепсией сравнительно с довоенным периодом. Но в последнее время в связи с изменением как возрастного контингента, так и требований к призываемым в армию попали истинные эпилептики, дающие в ряде случаев тяжелые проявления. Из группы истинных эпи­ лептиков представляют интерес два случая эпилептического статуса, •опровождавшегося многими сотнями припадков и кончившихся ле­ тально, несмотря на все виды помощи.

1 Доложено 8 января 1943 года на заседании, посвященном 30-летию профессорской деятельности з. д. н. С. Н. Давиденкова.

181

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Из числа больных эпилепсией один давал многочисленные серии припадков, приближавшихся к джексоновскому типу, которые под вли­ янием консервативной терапии прекратились полностью.

Как пример эпилептического эквивалента, можно привести больного* доставленного в приемный покой в бессознательном состоянии. Двига­ тельное возбуждение у него сменилось зрительными галлюцинациями, преследовавшими больного около двух недель и прекратившимися пол­

ностью. Другой пример касается

лейтенанта К-б, который в сумереч­

ном состоянии

сознания пытался

начать стрельбу в своих, принимая

их за врагов.

Неоднократно его

связывали.

Изредка у эпилептиков могут наблюдаться, наряду с непроизволь­ ными судорожными припадками, также и навеянные эндогенно „команд­ ные* и другие истерические припадки.

Не так давно у нас был молодой кр*ц О-ков. Из анамнеза его вы­ ясняем, что припадки у него с 11 лет и, как результат их, — эпилептическве слабоумие. Истинные припадки начинались с неистового крика,, связанного со спазмом голосовой щели; падал он внезапно, ушибался, зрачки расширялись и не реагировали, отмечались тонические и клонические судороги, последующий сон и амнезия. У него же наблюда­ лись другие припадки, которые можно рассматривать как попытку, мо­ жет быть подсознательно, убедить врача в его заболевании, или как самовнушенные с боевым оттенком. Так, например, идя по лестнице, он вдруг, вскрикнув: „За родину", падал, но осторожно и не ушибаясь; довольно быстро поднимался, при этом не было потери сознания и су­ дорог. Такое сочетание, несомненно, относится к весьма редким. Та­ кой полиморфизм припадков встречается, хотя стереотипность их яв­ ляется более обычной. У одного нашего больного из наблюдавшихся 14 типичных припадков 8 сопровождались к концу неудержимым влечением куда-то бежать — эпилептической фугой.

Весьма важно добросовестное описание припадков, которое может явиться подспорьем при диагностике их. С этой точки зрения бывают также ценными иногда описания наблюдаемого припадка, сделанные лицом и не с медицинским образованием.

К нам поступил больной К-ов, старший политрук части котороге изложил в письменной форме все, что происходило с больным во время

■рипадка и вне его,

следующим образом: „В

ночь с 9 на 10 февраля

с К-вым произошел

припадок. Стоя в кругу

товарищей, он внезапно,

как сноп, упал на пол. Падая, больной сильно ударился лбом о стойку нар и упал навзничь, лицом вверх. Судороги наступили не сразу. Сна­ чала он вытянулся, как струна, лицо и шея посинели, зубы сжались, глаза сделались страшными, закатились под лоб, потом он начал биться головой и спиной об пол. Все наши усилия облегчить припадок боль­ ному мало помогли. В этот момент он обладал тройной силой, и все ирисутствовавшие в помещении (57 чел.) пришли в недоумение, расте­ рянность. Так продолжалось 3—5 минут, потом он затих. Мы быстро освободили ему ворот, сняли пояс и все же не могли установить пульса. Похоже было, что человек мертв. Зубы не разжимались, изо рта шла пена. Нашатырный спирт, который давали ему нюхать, не действовал. Пришел больной в себя только минут через 30—40 при вмешательстве врача. Увидя себя в незнакомом месте, на полу, ощупав карманы, часы

и

оглядев с недоумением притихших товарищей, больной понял, что

с

ним

произошло, и тихо зарыдал. Когда он успокоился, мы тепло

с

ним

поговорили о его состоянии. Он жаловался на головную боль в

182

был настолько слаб, что не мог ровно, без покачивания, передвигаться. Потом мы видели, что он менял белье, так как обмочился во время припадка. К-ов скрывал свою болезнь. Несмотря на припадки, он ни разу не сорвал выполнения порученной командованием работы, всегда был точен, аккуратен и скромен".

Такая характеристика припадка, сделанная в военное время вблизи фронта, с успехом может быть использована при клиническом изучении

больного и показывает,

как важны

описания непосредственных свиде­

телей, иногда даже не

столь грамотные и изобразительные, как это,

но обязательно добросовестные.

 

Гораздо чаще мы встречаемся

и в госпиталях, и на других этапах

с истерическими припадками, которые часто представляются в частях, как эпилептические. Особенно интересна группа больных, одновременно поступивших к нам в октябре с. г. из одной части с диагнозом „эпи­ лепсия". Однако при тщательном обследовании этот диагноз не под­ твердился ни в одном случае. В шести случаях нами был установлен истерический, частью установочный характер припадков, причем боль­ ные связывают возникновение припадков с перенесенной в далеком про­ шлом травмой.

Медикаментозная, а главное суггестивная терапия в сочетании с по- литико-воспитательной работой дали вполне благоприятный стойкий эффект, но не одинаково быстрый в разных случаях. Попытка симули­ ровать эпилептические припадки двумя другими больными была нами легко распознана и ликвидирована.

Каждый больной этой группы прибыл с большим количеством актов, составленных в части, и многочисленными подписями, удостоверявшими периодическое повторение у них припадков. Эпилепсия, как было ука­ зано выше, не подтвердилась, и это лишний раз подчеркивает, что к выдаче такого рода справок в частях следует относиться очень серьезно. Необходимо отметить, что кроме документации требуется изучение лич­ ности испытуемого и правильно поставленное днем и ночью наблюдение.

В медицинской литературе Отечественной войны имеется указание на применение адиурекрина для провокации эпилептических припадков (проф. Гиляровский).

Что касается испытания путем провокации припадков разными спо­ собами, то в нашем отделении этот метод не применяется. В своей ра­ боте .Эпилептики и невропаты в условиях военной службы" (Сборник ЛКВГ № 1, 1933 г.) Д. А. Краснов считает его и небезвредным и малопоказательным. Тогда было сделано много наблюдений, в которых участвовали Юрман, Рончевский и др. Как характер, так и частота припадков должны изучаться в обычной для бойца или для служащего обстановке, а госпитализация не должна быть длительной.

Ознакомление с документацией у вышеупомянутой группы испы­

туемых

выявила интересный факт в смысле гражданской экспертизы,

а именно: недостаточно серьезное отношение

к такого

рода больным

и к документам еще в мирное время. Об этом

свидетельствуют доку­

менты,

удостоверяющие инвалидность второй

группы

по эпилепсии

с частыми припадками у некоторых лиц, хотя они у последних отсут­ ствуют.

Такие недочеты в работе врачебно-трудовых экспертных комиссий наблюдались в Воронежской, Ивановской и других областях. Так, у двух братьев, страдавших истерией с установочными припадками, была не­ правильно диагностирована эпилепсия, и в течение ряда лет они числи­

183

Рекомендовано к изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/