Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Alex_Fergyuson_Moya_avtobiografia

.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
12.02 Mб
Скачать

Может это кого-то удивит, но Паллистер был так же хорош, как Рио. Как ни странно, он был быстрее, но не был большим поклонником бега. Палли был, мягко говоря, антисамоотдача. Он всегда говорил, что чем меньше он делал на поле, тем лучше себя чувствовал. Он был худшим в мире по тренировкам. Мне приходилось постоянно приглядывать за ним. Первые пятнадцать минут матча, а он уже покидал нашу штрафную после атаки соперника, хватая ртом воздух. Я говорил Брайану Кидду: «Посмотри на этого Палли – он умирает».

Признаюсь, я хотел его убить!

Как-то, забирая вечером Палли на клубный ужин, я зашел к нему домой и обнаружил огромную бутылку «Колы» на камине и здоровенный мешок со сладостями. Я спросил его жену Мэри:

Что ты на это скажешь?

Я не знаю, сколько раз говорила ему, Босс, но он не слушает! – пожаловалась она.

Тут мы услышали шаги на ступеньках - спускался Палли. Увидев меня, изучающего его запас детских сладостей, он спросил свою жену, даже не покраснев:

Зачем ты купила все это, Мэри?

Я крикнул в ответ:

– Ты большой ленивый сукин сын, я оштрафую тебя!

Гари не был Адонисом, но он отличный игрок и классный парень. Как и Рио, он мог отдать хороший пас и был быстр, когда хотел. В свой последний сезон с нами он получил рассечение брови и ныл, что это случилось первый раз в его жизни и испортило внешний облик.

81

Палли считал себя Кэри Грантом69.

Я не искал сознательно центрального защитника, который мог начать хорошую атаку или отдать острый пас, как Франц Беккенбауэр. Темп и умение читать игру - обязательные качества для современного футболиста высокого уровня. Рио обладал ими, поэтому я его и приобрел. Он умел отлично защищаться и начинать атаки. Хотя оборона была для меня на первом плане, но вдохновляло то, что мой новый центральный защитник может сам начинать наступление, что позже стало нормой благодаря «Барселоне» и другим.

На различных этапах карьеры - это было бы справедливо сказать - жизнь Фердинанда включала в себя не только футбол, что несколько настораживало нас. Я говорил ему, что сыт по горло новостями о его светских обедах и ужинах. «Скажу тебе одну вещь: футбол хитрее тебя. Когда ты пытаешься его обмануть, об этом узнают все».

Когда даешь слабину, моментально идешь ко дну. В маленьком клубе это может остаться незаметным, но в «Манчестер Юнайтед» на тебя устремлены взоры 76 тысяч пар глаз и их невозможно обмануть. Я предупредил Рио, что если из-за нефутбольной жизни его профессиональные качества станут хуже, он не продержится долго в команде, поскольку не буду ставить его в состав.

Надо сказать, Рио правильно отреагировал на мои слова. Мы предложили систему, при которой его агент был обязан отчитываться перед нами обо всех действиях подопечного за пределами футбольного поля. Были и звукозаписывающая компания, и кино, и телевидение, и даже журнал, пригласивший его в США, чтобы Фердинанд взял интервью у P Diddy. Узнав об этом, я поинтересовался у Рио:

– P Diddy научит тебя лучше играть в центре защиты?

69 Кэри Грант/Cary Grant; настоящее имя Арчибальд Александр Лич (1904-1986 гг.) – англо-американский актер, который стал воплощением неизменного остроумия, невозмутимости и хладнокровия. Парадоксально, но привлекательность Гранта и его популярность у противоположного пола росли с годами - он был женат пять раз.

82

Рио был не первым, кто видел себя не только на футбольном поле. Современные футболисты являются звездами, и это данность. Бекхэм был из числа таких игроков, Рио тоже. То, чего добился Дэвид за пределами футбольного поля, - это, конечно, чудо.

Но не вся деятельность Рио была заточена на увеличение популярности. К примеру, невозможно переоценить его вклад в работу ЮНИСЕФ в Африке. Рио помогал улучшить жизнь черных африканских детей. Мы требовали от него лишь не забывать, что именно футбол сделал его звездой и богатым человеком. Некоторые этого не хотят. Некоторые не могут.

Рио всегда готовил себя для жизни после футбола, и это мудро. Я прошел то же самое, слушая тренерские курсы в течение четырех лет. Вместе с тем мне не нужно было для этого встречаться с P Diddy. Момент, когда возникает вопрос, что делать по окончании карьеры, наступает незаметно. Когда футбол уходит из твоей жизни, образуется вакуум. Сегодня ты играешь в финалах Кубка Англии и Лиги Чемпионов, побеждаешь в чемпионате, а потом наступает тишина. Эту задачу предстоит решить каждому игроку, ведь слава не сможет обеспечить иммунитет от эмоциональной пустоты. Вторая половина жизни профессионального футболиста не такая захватывающая. Чем вы замените те острые ощущения, тот адреналин, что царит в раздевалке за десять минут до начала матча за чемпионство?

К концу моей тренерской карьеры Рио уже имел хронические проблемы со спиной. Мы разбирали гол Крейга Беллами в наши ворота в манчестерском дерби 2009 года, когда Фердинанд, мучавшийся от

83

недомогания, проиграл борьбу валлийцу. Если бы этот эпизод состоялся двумя годами ранее, Рио легко бы отобрал мяч у Беллами и выбил бы его подальше.

Другой пример, когда Торрес выиграл забег у нашего защитника, не позволив тому предотвратить гол в наши ворота напротив Копа70.

Мы вместе проанализировали запись, где Рио сделал шаг вперед, чтобы Фернандо попал в офсайд. Год назад он успел бы исправить свою оплошность. Но в этом случае Торрес оттолкнул его плечом и поразил ворота. Никто никогда не делал такого с Рио. Травма спины нарушила баланс в его игре.

Рио всегда славился своим «обгоном». Это был его конек. Он пропустил из-за травмы всю зиму, однако сумел восстановить форму и отлично сыграл на «Олд Траффорд» против «Манчестер Сити» в ответном полуфинале Кубка лиги в 2009 году71.

На закате карьеры я решил убедить Рио изменить свою игру с учетом возраста. Я делал это и лично и публично. В моем представлении, Рио должен находиться на метр или два позади нападающих, чтобы увеличить свои шансы. Пять лет назад для него это были семечки. Со своим темпом он быстро настигал нападающего и забирал мяч, когда тот уже был готов поразить цель. Играть в подобном ключе Фердинанд уже не мог. Теперь он должен быть на месте преступления до его совершения.

Он принял мое решение и не обиделся. Я просто разъяснил его физиологические изменения в силу возраста. Сезон 2011-2012 годов Рио провел блистательно! Единственное, что огорчило, так это его непопадание в заявку сборной Англии на Евро-2012. Когда Рой Ходжсон спросил меня, сможет ли Рио вновь играть с Джоном Терри, я ответил: «Спроси у него самого, потому что я действительно не знаю».

Другой неприятный инцидент случился, когда Рио отказался выходить на поле в футболке «Kick it Out», хотя мы всей командой уже согласовали участие в этой акции. Здесь имела место проблема с коммуникацией. Рио должен был сказать мне о намерении бойкотировать акцию, тем более он знал, что мы собирается ее поддержать. Я знаю, что у

70Спион Коп/Spion Kop (или просто Коп) – разговорное название целого ряда трибун. После того, как «Ливерпуль» выиграл свой второй чемпионский титул в 1906 году, на «Энфилде» была построена новая трибуна. Журналист местной газеты Эрнест Эдвардс окрестил ее «Спион Кoп» («Шпионский Холм») в честь известного холма в ЮАР, где местный полк при попытке захватить стратегическую высоту понес тяжелые потери во время Англо-бурской войны в 1900 году. В ходе сражения больше трехсот солдат погибли, многие из них были из Ливерпуля. У многих стадионов в Англии существуют трибуны, названные в честь «Спион Коп», однако у «Ливерпуля» трибуна с таким именем самая большая в стране.

71Здесь в воспоминания Алекса Фергюсона (или по недосмотру редактора) закралась ошибка. Действительно, «Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити» встречались в полуфинале Кубка Лиги сезона 2009/2010, но обе встречи состоялись уже в 2010 году. Упомянутая ответная игра на «Олд Траффорд» прошла 27 января и закончилась со счетом 3:1.

84

него имелись вопросы к Профессиональной ассоциации футболистов из-за конфликта между его братом Антоном и Джоном Терри на расовой почве. Но я не ожидал такой реакции со стороны Рио. Терри, конечно, наказали за использование расистской лексики в адрес Антона Фердинанда в матче между «Челси» и «КПР» на «Лофтус Роуд».

Я сидел в офисе, когда арбитр Марк Халси вошел, сообщив, что Рио отказывается надевать футболку с антирасистским лозунгом. Я поручил Альберту, нашему кит-менеджеру, передать Фердинанду, чтобы тот надел ее. Но Рио вновь отказался.

Выслушав мои претензии, он промолчал, однако после матча объяснил, что считает недостаточными средства, которыми Ассоциация борется с проявлениями расизма. Моя позиция следующая: если ты не надеваешь футболку, ты не поддерживаешь антирасистское движение. А проблемы с Ассоциацией нужно решать с ней самой. Его решение лишь внесло раскол в команду.

У меня не укладывается в голове, как один человек может ненавидеть другого из-за разного цвета кожи.

85

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. СКУДНЫЕ ВРЕМЕНА

Вклубе веяло переменами, но пока они нас еще не настигли. Период

слета 2003 года по май 2006 года стал самым скудным на трофеи в моей тренерской карьере. Мы выиграли Кубок Англии 2004 года и Кубок Лиги двумя годами позже, но в Премьер-лиге в это время балом правили «Арсенал» и «Челси».

Перед тем как Криштиану Роналду и Уэйн Руни окрепли и сумели стать ядром нашей команды-победителя Лиги Чемпионов сезона 2007–2008 годов, нас ждал долгий и тернистый путь. Мы пытались ввести в состав опытных игроков, многие из которых, увы, не усилили команду должным образом. Дэвид Бекхэм ушел в мадридский «Реал», Верон перебрался в «Челси». Бартеза заменил Тим Ховард, и новыми лицами стали Клеберсон, Эрик Джемба-Джемба и Давид Белльон72 . Роналдиньо также мог быть в этом списке, но его, казалось бы, решенный переход, так и не свершился.

Вспоминая то время, нужно взглянуть правде в глаза. Мы избрали путь покупки проверенных футболистов, которые должны были сразу заиграть у нас в клубе. 24-летний Клеберсон, к примеру, становился чемпионом мира в составе сборной Бразилии. Верон был авторитетным игроком с мировым именем. Джемба-Джемба играл на достойном уровне во Франции. Очевидность и легкость этих приобретений беспокоила меня. Я не люблю такие покупки – мне нравится бороться за игрока. Это значит, что данный игрок действительно представляет для тебя ценность. Мне нравилось, когда клуб, продававший игрока, отчаянно пытался его

72 Давид Белльон/David Bellion (род. 1982 г.) – французский футболист сенегальского происхождения, нападающий. Выступал за «Манчестер Юнайтед» с 2003 по 2005 год, проведя за клуб 9 матчей и забив 1 гол. В настоящее время играет в клубе «Бордо».

86

удержать. Однако игроки, которых мы покупали, становились легкой добычей.

У меня было такое чувство, будто мы подписывали каждого голкипера в стране. Первый пример – Марк Боснич. Покупка Боснича была связана с тем, что осенью Петер Шмейхель объявил об уходе из команды по окончании сезона. Это заявление застало нас врасплох – нужно было срочно искать ему замену73.

Мы встретились с Босничем в январе, несмотря на поступившую информацию о его поведении за пределами поля. Я послал людей, чтобы те понаблюдали за работой вратаря на тренировках. Он не сделал ровным счетом ничего для того, чтобы убедить меня: Марк Боснич – правильный выбор для МЮ. Поэтому я передумал и переключился на Эдвина ван дер Сара. Переговорив с его агентом, я направился к Мартину Эдвардсу, от которого вдруг услышал:

– Алекс, извини, пожалуйста, но я уже обо всем договорился с Босничем.

Это был удар. Мартин согласовал контракт с Босничем и уже не мог пойти на попятную, за что я его уважал. Но это был неудачный трансфер. Боснич стал проблемой. Его работа на тренировках и физическая форма не соответствовали уровню клуба. Тем не менее, мы проделали большую работу, улучшив его кондиции. И он сыграл потрясающе в победном матче

73 В данный момент в книге происходит столь любимый САФом и соавтором прием – флешбэк. Только что повествование описывало период 2003–2005 года, а сейчас разговор заходит о конце прошлого столетия. Петер Шмейхель покинул «Юнайтед» в 1999 году, тогда же ему на смену пришел Марк Боснич.

87

за Межконтинентальный кубок против «Палмейраса». В том матче Боснича, а не Гиггза, должны были признать «игроком матча».

Позже, в феврале, нас ждал матч с «Уимблдоном», перед которым Боснич абсолютно не следил за своим питанием, поглощая все подряд – сэндвичи, супы, стейки. Он не расставался с меню и жрал, как лошадь.

Тогда я не выдержал:

Ради всего святого, Марк, нам придется сгонять твой вес, почему ты ешь все подряд?

Я жутко голоден, патрон! – ответил он.

Мы только вернулись в Манчестер, а Марк уже заказывал по мобильному телефону еду на вынос в китайском ресторане.

У тебя вообще есть чувство меры? – возмущался я. – Думай, что ты делаешь!

Но я не мог на него повлиять.

Потеря такого вратаря, как Петер Шмейхель, не прошла бесследно. Он был лучшим вратарем в мире – и вот внезапно с нами уже нет ни Петера, ни его харизмы. Мы должны были заменить его ван дер Саром. Его агент сказал мне: «Поторопитесь, потому что он ведет переговоры с «Ювентусом». Но поезд уже ушел. Я был вынужден сказать агенту Эдвина, что мы уже согласовали переход другого вратаря и отзываем свое предложение.

Я должен был купить и его и Боснича. Мы довольно быстро разочаровались в Марке. Эдвин заменил бы Шмейхеля и играл бы за нас практически до конца моей карьеры. Тогда мне не пришлось бы тратить деньги на Массимо Таиби или Бартеза. Фабьен был хорошим вратарем, но проблемы во Франции не давали ему сконцентрироваться.

Позже мы убедились, что ван дер Сар был не менее выдающимся вратарем, чем Шмейхель, хотя между ними были определенные различия. Шмейхель порой совершал фантастические сэйвы. Волшебные мгновения! «Боже, как он это сделал?» – поражался я. Он был таким прыгучим и атлетичным. Что касается ван дер Сара, то я бы отметил его самообладание, спокойствие, собранность и работу с мячом. Это был другой стиль вратарского мастерства, но такой же бесценный. Эдвин благоприятно влиял на окружающих.

В свою очередь, отношения типа «любовь-ненависть» – это про Шмейхеля со Стивом Брюсом и Гари Паллистером. Он частенько выбегал из вратарской, крича во всю глотку, и Брюси отвечал ему:

Возвращайся на свое место, большой немецкий пирожок! Шмейхель бесился и шипел в ответ:

Я не немец!

Между тем, они прекрасно ладили за пределами поля. Но в играх Петер был вспыльчивым малым.

88

Враздевалке ван дер Сар мог резко высказаться об игре команды. У него был сильный, настоящий голландский голос. «Чего вы возитесь?!» – гавкал он на одноклубников. Шмейхель тоже мог поорать на команду. Мне повезло работать с двумя лучшими вратарями мира последних трех десятилетий. Питер Шилтон и Джанлуиджи Буффон достойны самых высоких почестей, но для меня Шмейхель и ван дер Сар были лучшими с

1990 по 2010 год.

Вработе вратаря всегда немало творчества. В их игре важней всего стоит вопрос характера. Голкиперы должны не только уметь делать сейвы, но и правильно реагировать на собственные ошибки. У вратаря «Манчестер Юнайтед» должен быть стальной характер, чтобы справляться с последствиями грубых ошибок на таком высоком уровне. Перед тем, как его подписать, я просматривал Шмейхеля не менее полудюжины раз. Алан Ходжкинсон, тренер вратарей, сказал мне:

– Он сама уверенность. Бери его.

Поначалу я сомневался, смогут ли иностранные голкиперы прижиться в английском футболе. Один из первых матчей Шмейхеля пришелся на матч с «Уимблдоном». «Банда психов» 74 постоянно прессинговала его и грубила, применяя локти и колени. Шмейхель сходил с ума, моля о помощи у официальных лиц. «Рефери, рефери!».

Я наблюдал за этой сценой и думал, что у него нет шансов здесь заиграть. Рефери не успевал гасить конфликты на поле. В другом своем раннем матче Петер вышел из ворот, чтобы перехватить кросс на дальней штанге, опоздав на целую вечность. Ли Чапман замкнул навес, вонзив мяч в ворота. Шмейхель допускал ошибки в период адаптации к английскому футболу, а люди спрашивали: «Что это за недоразумение в воротах?» Однако его отличала невероятно устойчивая психика, он стоял на страже

74 «Банда психов» – самое распространенное название команды «Уимблдона», полученное после финала Кубка Англии 1987-1988 годов, в котором футболисты проявили крайнюю жесткость. Винни Джонс – самый знаменитый участник «Банды».

89

ворот и был бесстрашен. Петер изумительно вводил мяч в игру. Все эти качества стали ему большим подспорьем в те жаркие первые дни.

Ван дер Сар повидал не мало перемен в нашей обороне. Шмейхель же защищал ворота за спинами неизменной четверки защитников. Паркер, Брюс, Паллистер, Ирвин. Они не пропускали ни одного матча. Ван дер Сар был вынужден привыкнуть к различным сочетаниям центральных защитников и к новым фланговым оборонцам. Они шли потоком. В таких сложных обстоятельствах огромная заслуга голландца, что он смог так хорошо организовать игру в защите.

В то время нашим исполнительным директором был Питер Кеньон, который отвечал и за трансферы. Французский опорник Патрик Виейра из «Арсенала» был одним из тех, кого мы очень хотели приобрести. Я попросил Питера связаться с «Арсеналом» и прозондировать почву насчет Патрика. Он сказал, что позвонил. День спустя я упомянул об этом в разговоре с Дэвидом Дэйном – заместителем председателя правления «Арсенала», но он посмотрел на меня так, будто у меня выросли рога. Дэвид прикинулся, что не понимает, о чем я. Один из них блефовал, и я по сей день не знаю, кто именно.

Звонки агентов не прекращались. «Мой подопечный мечтает играть за «Юнайтед», – слышал я на том конце провода. Я и не сомневался в этом. Как и в том, что они также хотели бы выступать в составе «Арсенала», «Реала», «Баварии» и других элитных команд. Игроки определенно желают играть за большие клубы, а их агенты – зарабатывать на трансферах большие деньги. Именно тогда мы устремили свой взгляд на Верона.

Команда менялась. Тренеру всегда нелегко признать, что в клубе назрели перемены. Первой распалась наша старая четверка защитников. Когда возникают внезапные изменения, приходит осознание того, что у тебя отсутствует План Б. Позже я взял за правило начинать готовиться к переменам заранее.

Верон был превосходным футболистом, обладавшим колоссальной выносливостью. Признаюсь, я нашел работу с аргентинскими футболистами очень непростой. Аргентинцы – настоящие патриоты. Они всегда видят рядом с собой национальный флаг. Это не было для меня проблемой, но они даже не пытались заговорить по-английски. Верон выучил лишь обращение «Мистер».

90

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]