Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Развитие археологии в России (XIX – XX вв.).docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
383.71 Кб
Скачать

И. Е. Забелин (1820-1908)

Значительная часть этих мероприятий была осуществлена ло инициативе и под руководством А. С. Уварова, а после его смерти - его жены П. С. Уваровой.

В значительной степени подвлиянием А. С. Уварова изменило свою Программу и Археолого-нумизматическое общество. С 1866 г. оно называется Русским археологическим обществом и по новому уставу его задачей становится "...исследование, по памятникам древности и старины, преимущественно отечественной, и распространение в России археологических сведений вообще".

По идее Уварова и под его руководством был организован Московский исторический музей, открытый 27 мая 1883 г. Основной задачей музея, по мысли Уварова, было распространение исторических и археологических знаний среди народа, дабы возбудить в нем любовь к своему славному прошлому.

Именно вокруг Московского музея, хранившего в своих залах и кладовых материальные археологические ценности, сплотились наиболее деятельные и выдающиеся ученые и любители старины. Первое место среди них принадлежит талантливому самородку и великому патриоту Ивану Егоровичу Забелину (1820-1908). Шести лет от роду И. Е. Забелин потерял отца, мелкого чиновника Казенной палаты в Твери, и рос в страшной бедности. С большим трудом определенный в одно из училищ Московского приказа общественного призрения, он не окончил курса и поступил писцом в Московскую оружейную палату, без чина и на грошовое жалование. Никакой карьеры перед ним не открывалось. Однако к концу жизни он был: доктором русской истории (honoris causa) Киевского университета, Товарищем Председателя Управления Московского исторического музея, председателем Императорского об-ва истории и древностей российских, членом-корреспондентом Российской Академии наук, почетным членом Московского археологического общества и членом многих других ученых обществ. Он оставил после себя около 200 научных работ (книг, статей, рецензий и заметок). Главные из них: "История русской жизни с древнейших времен", "Домашний быт русских цариц", "История Москвы" (не окончена). Свои взгляды на археологию он изложил в 1874 г. на III Археологическом съезде в докладе "В чем заключается основная задача археологии как самостоятельной науки". Эту задачу он видел в изучении бытовой истории. Эта идея-.идея изучения быта - легла в основу всех его трудов. Занимаясь преимущественно древнерусским искусством, он изучал не только и не столько форму (как большинство его современников), сколько содержание. В форме он видел отображение быта, по форме он восстанавливал картину прошлой жизни людей, создавших и пользовавшихся вещами, которые он изучал. Он как никто чувствовал и понимал историческую перспективу, чувствовал и понимал дух русского народа. Будучи патриотом своей родины, он не примыкал ни к крайним славянофилам, ни к крайним западникам. Не отрицая влияния на русское искусство ни византийских, ни фряжских форм, он бесспорно доказал самобытность древнерусского зодчества, в частности и древнерусского искусства вообще.

И. Е. Забелин не дошел и не мог дойти до анализа общественно-экономических условий и отношений, но он был к нему ближе всех своих современников. "Быт,- говорил Забелин,- это историческая природа человека, которая дает себя знать во всех великих событиях истории, во всех переломах, во всякой борьбе, во всех политических опытах сверху и снизу". Забелин был не только историком русского искусства, он не ограничивался описанием русских древностей, а давал широкую эпическую картину древнерусского быта. Не ограничивался он и готовым музейным материалом, а часто добывал его сам, вооружившись лопатой археолога.

Другим выдающимся деятелем был ученый секретарь Московского музея Владимир Ильич Сизов (1840-1904). Сизов прославился как неутомимый и удачливый полевой исследователь, открывший и раскопавший много памятников разных эпох, разбросанных на обширной территории Европейской России и Закавказья.

В 1881 г. под Смоленском близ села Гнездово он открывает и раскапывает ставшие впоследствии знаменитыми курганы княжеских дружинников IX-XI вв. Затем Сизов в разные годы (до 1901) продолжал раскопки в Гнездове и вскрыл около 500 погребений. Основной материал гнездовских курганов - оружие, но много также керамики, украшений, монет. Покойников сжигали вместе с вещами., которые были на них, оружие клали в могилу после сожжения трупа.

В 1884 г. Сизов отыскивал на Дону древний хазарский город Сар-кел, ставший при князе Святославе русским и известный по летописям под именем Белой Вежи. Он предположил, что большое городище близ станицы Цимлянской - остатки Саркела (Белой Вежи). После сделанного им предположения на протяжении многих лет велись ученые споры о местоположении Саркела, и только в советское время городище было раскопано и тщательно исследовано. Мнение Сизова полностью подтвердилось.

В. И. Сизов открыл и первым исследовал знаменитое Дьяковское городище под Москвой, по имени которого названа культура (дьяковская) раннего железного века. Им же в конце 90-х годов открыты о верховьях Днепра так называемые "длинные курганы", более древние, чем гнездовокие. Это длинные насыпи, содержащие коллективные погребения с трупосожжением, датируемые IV-VIII вв. н. э. До сих пор считалось общепризнанным, что "длинные курганы" оставлены летописным славянским племенем кривичей и являлись родовыми кладбищами дофеодального периода. В последнее время некоторые исследователи приписывают часть длинных курганов литовским племенам или находят в них литовское влияние. Гнездовские и длинные курганы, а также дьяковские городища, открытые и впервые исследованные Сизовым, относятся к тем "археологическим левиафанам", которые изучаются несколькими поколениями археологов.

Много нового и научно-полезного внес Сизов и в методику полевых исследований. Он особенно тщательно вел свои дневники, зарисовывал общий вид памятника, пейзаж и различные стадии раскопок. По его записям, чертежам и рисункам сделано много точных картин-слепков, изображающих различные погребения. Сизовские слепки имеются во многих русских и заграничных музеях.

Несколько особняком стоит импозантная фигура Дмитрия Яковлевича Самоквасова (1843-1911). Научная смелость и широта взглядов сочетались в нем с необычайной скрупулезностью, как сочетались в нем его специальности - ученого-юриста и ученого-археолога.

Окончив юридический факультет Петербургского университета и защитив магистерскую и докторскую диссертации на правовые темы, он в течение 40 лет занимался археологией, не оставляя юридических наук. И это сочетание двух, казалось бы, разнородных специальностей было органическим и неразрывным. Занимаясь историей русского права, он не удовлетворился письменными источниками и обратился к материальным. Как и Забелин, он считал, что определяющим и обусловливающим элементом жизни и деятельности людей, в том числе и правовых норм, является их быт, а древний быт можно изучить главным образом по материальным остаткам.

Много труда, времени и собственных средств потратил Самоквасов на изучение древних городищ. Он впервые сделал попытку классифицировать древнерусские города не по их форме, а по социально-экономическим признакам. В понятие город он включал не только огороженное место со всеми строениями и прочим, но и в первую очередь его обитателей. Вообще у Самоквасова было сильно тяготение к классификации и локализации (что, кстати сказать, весьма полезно для науки). Так, он выделяет в особую группу северянские курганы и, изучив их, охарактеризовывает быт и культуру северян X-XI вв. Он намечает типы могил киммерийских, скифо-сарматских, славянских и половецких. Также плодотворна была деятельность Самоквасова в полевых исследованиях. Им раскопано и обследовано несколько сотен городищ и более 1000 погребений. В 1889 г. он принимает участие в раскопках в Помпеях, ведет раскопки катакомб в Чивита-Кастел-лана в Италии.