Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

рус театр / 19 гоголь драматург

.docx
Скачиваний:
57
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
23.43 Кб
Скачать
  1. Н.В. ГОГОЛЬ – ДРАМАТУРГ.

Гоголь уверен что он гений и приехав из неженского лицея в Петербург, пытается проявить свою гениальность в разных направлениях. Сперва он хотел заняться театром и идет к директору императорских театров и просится в актеры. В лицее он замечательно играл в пьесах своего отца Гоголя-Яновского. Котляревский и Кукольник – его сокурсники вспоминали, что хохотали до упаду над образами, которые он создавал. И Гоголь с письмом от директора императорскими театрами, приходит в театр. Котляревский- зав репертуаром - приверженец классицистической трагедии дал ему испытание – читать кусок такой пьесы. А Гоголю никогда такое не удавалось, и в лицее он проваливался на таком репертуаре. Котляревский согласился принять его только для выходов в массовке. Гоголь обиделся и с театром было покончено. Он привез множество сочинений, стихов, разослал по всем журналам и одно стихотворение «Италия» было напечатано с подписью Алов. Гоголь понял, что это его поприще. И драматическую поэму «Ганц Кюхельгартен» он тут же опубликовал за свои деньги и раздал книгопродавцам.

Идиллия была опубликована отдельным изданием в 1829 г. самим Н. В.

Гоголем под псевдонимом В. Алов и с пояснением: "(Писано в 1827)". Эта

датировка вызвала сомнения у исследователей жизни и творчества Гоголя; не

исключена возможность, что автор работал над "Ганцам Кюхельгартеном" и в

1828 г.

Появление "Ганца Кюхельгартена" вызвало отрицательные отзывы

"Московского телеграфа" (1829, Љ 12, Н. Полевой) и "Северной Пчелы" (1829, Љ

87). Под влиянием этих резких оценок молодой писатель отобрал у

книгопродавцев экземпляры своей книги и уничтожил их.

(из интернета)

А Иванова сказала. Что он сжег их после того, как сам дома перечел один экземпляр и все поотобрал у этих продавцов и уничтожил. Но все таки это произведение дошло до нас. Кто то успел купить. Это сплошное подражание Байрону.

Тогда он подумал, что этнография будет иметь успех и попросил мать присылать ему рассказы, анекдоты, легенды малороссийские. Отсюда появилось первое произведение «Ночь накануне Ивана Купала» сочинение пасечника РУдого. Он придумывает фальшивого писателя, что достаточно модно в то время (псевдонимы). И потом после успеха этого рассказа появляется сборник «Вечеров на хуторе длиз Диканьки» Гоголь ходит в литературу. Но потом Гоголь не возвращается к этнографии. Появляется совсем другой гоголь. В начале 30 годов он пишет Погодину, что начал писать пьесу «Владимир 3 степени», но перо так и толкается о места, которые цензура не пропустит. Так и не дописал ее. А потом в подарок от Пушкина получил чисто русский анекдот, из которого вышел «ревизор», а после с подачи опять же Пушкина он напишет «Мертвые души». А Пушкин скажет- обирает меня этот хитрый хохол.

Тема ревизора была очень ходячая и даже Пушкина как-то приняли за ревизора. У Квитка-Основьяненко есть «заезжий из столицы»,у Хмельницкого «Арзамасские гуси»… Но Ревизор Гоголя это совершенно другой уровень. Это уникальное произведение. Гоголь теоретически осмысливает и театр и литературу, как и Пушкин. Пушкин выведет закон театра – условность. Сформулирует его, а потом закон творчества- истина страстей правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах. А Гоголь начнет выводить законы драматургии. Он напишет, что комедия должна вязаться одним большим узлом с самого начала. Гоголь не боится в первой строчке рассказать о чем будет пьеса (женитьба, Игроки). Он дает завязку открытую, ясную. И мы угадываем по этому первому узлу, который завязывает всех действующих лиц – о чем будет пьеса. Но читаем и до конца не понимаем чем она закончится. Особенно Игроков (театр в театре). Гоголь все свои пьесы строит по детективному методу.

В первом большом узле в Ревизоре нет Хлестакова.(ну и женщин тоже. Но еще с Шекспировских времен женщины были не важны и не были действующими лицами и писались в конце списка)И у Гоголя Марья Антоновна и Анна Андреевна не действующие лица, а так, для украшения пьесы. Но Хлестаков казалось бы главное действующее лицо тоже не присутствует в завязке. И это как бы говорит о том что он не действующее лицо.

И в первой редакции не было фразы городничего- Над чем смеетесь, над собой смеетесь. Она появится только в 42 году, когда Гоголь будет издавать пьесу. А написал он ее в 35. Он постепенно создает эту пьесу. Он был не доволен первой постановкой в 36 году. Поначалу это был больше водевиль. Он всю жизнь Ревизора объяснял. У него есть предуведомление для тех кто хочет сыграть Ревизора (16.50) Он говорит, что Хлестаков это не действующее лицо, а так мыльный пузырь, пустышка. Он даже не лжет (ложь направлена на какое-то действие. ) А просто его несет, он фантазирует, потому что его слушают. Поэтому он непредсказуем и неожидан. Это все необразно в социальном смысле. Гоголь говорит, что Хлестаков – это черта характера, которая свойственна разным социальным группам. Хлестаков – служебное существо, как лакмусовая бумажка, определяющая степень кислоты раствора. Так и он опущен в это общество и общество раскрывается. А потом он улетел, как обман фантосмогорический.

Гоголь попросил Жуковского прочесть Ревизора в присутствии царя. Царю понравилось и он разрешил ее поставить, а после спектакля пришел в ярость. Такая сатира! И запретил печатать. И чтоб нейтрализовать Ревизора, князю Тицианову поручили написать пьесу «настоящий ревизор». И после гоголевского ревизора играли ее в Петербурге. В Москве этого не играли. Она была более свободна. Гоголь считал, что Дюр сыграл шеренгу водевильных шалунов и вообще вся пьеса была сыграна плохо и потому не понята. И сам уехал за границу, но Щепкину пьесу послал. Сказал, что он может выбрать для себя любую роль и чтоб он сам взялся за постановку этой пьесы. И в Москве пьеса пошла более серьезно, но Гоголь ее не видел. Советская власть отнесла Гоголя к направлению критический реализм.

В это время вышла пьеса Куликова «Школа натуральная». Белинский переставил слова и сказал, что Гоголь родоначальник натуральной школы.

Прав Набоков, который в своем эссе пишет, что Гоголь никогда нигде ничего не наблюдал. Что он и по России то почти не ездил. Все его путешествия- это заграница, Васильевка и Москва, Петербург.

У Гоголя просто была замечательная фантазия и прекрасная восприимчивость. В Невском проспекте он прекрасно рисует чиновников и когда он был намели , то попытался поработать чиновником в департаменте коммунального хозяйства и устроившись 3 недели не появлялся, а когда пришел, то сказал разгневанному начальнику, что пришел уволиться. У него все чиновники фигуры гротесковые, но исток очень точный и мы их принимаем всерьез. Так и в Ревизоре это не наблюдение какого то города, а просто фантазия автора. И Гоголь больше относится к фантастическому реализму.

"Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра" Н.В.Гоголь

5000 -6000 человек в одно время могут засмеяться одним смехом и заплакать одними слезами. (а вот уже и преувеличение. Театр же не стадион)

Бароу говорит, что актер воздействует на зрителя на 20 метров, а дальше это уже нет. Дальше идет уже заражение через других людей.

В теоретической своей пьесе «театральный разъезд» он пишет много о театре. Прочесть!

Там в конце все говорили. Что как жалко что в пьесе нет положительного героя. А ведь он есть. Его просто не заметили. Это смех. Гоголь делит смех на 3 градации (смех без причины, смех сатирический злой, экстатический – от внутреннего восприятия чего-то прекрасного). (28.59) Вот именно этот последний смех должен быть в искусстве, говорит Гоголь.

Он считает только «Ревизора» главной своей пьесой, а «Женитьбу» и « Игроков» он дает в приложении. Но все 3 пьесы написаны в одном ключе. Но объяснять он будет только Ревизора. Однажды он напишет развязку ревизора – пьесу в которой выведет и Щепкина на сцену. В ней он предложит свою трактовку Ревизора. Город – это каждый из нас, а чиновники – это наши страсти, с которыми мы должны бороться. Такое философское осмысление темы.

Издан томик «Духовная проза Гоголя»

Умер Гоголь в 52 году (32.00 – про памятник Гоголю)

НОВАТОРСТВО ГОГОЛЯ-ДРАМАТУРГА

В ответ на замечание Аксакова, что современная русская жизнь не дает материала для комедии, Гоголь сказал, что это неправда, что комизм кроется везде, что, живя посреди него, мы его не видим; но что «если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы сами над собой будем валяться со смеху». Похоже, что в этой фразе и заключается общий смысл новаторства Гоголя в драматургии: основной задачей становится перенос комизма повседневной жизни на сцену. Как сказал в одной из своих статей Григорьев, «очевидно то, что новая руда открыта великим поэтом, руда анализа повседневной обычной действительности». Такой выбор предмета творчества диктовал и художественные средства. Пьесы Гоголя — это комедии, но комедии, противопоставленные классическим произведениям этого жанра, во-первых, по сюжету (в сравнении с высокой комедией), а во-вторых, типы, выведенные в комедиях Гоголя, противопоставлены типам пьес того времени. Вместо хитроумных любовников, несговорчивых родителей на сцене появились живые, повседневные национальные характеры. Убийства, яд Гоголь изгоняет: в его пьесах сумасшествие, гибель становятся следствием сплетен, интриг, подслушиваний. Гоголь переосмысливает принцип «единства действия» как единства замысла и исполнения его главным героем. В пьесах Гоголя не герой управляет сюжетом, а сюжет, развивающийся по логике азартной игры, несет героя. Цели героя противостоит конечный результат, приближение к цели оказывается удалением от нее «на огромное расстояние» («Владимир третьей степени»).

Гоголь создает необычную для пьесы ситуацию: вместо одной личной или домашней интриги изображается жизнь целого города, что значительно расширяет социальный масштаб пьесы и позволяет осуществить цель написания пьесы: «собрать в одну кучу все дурное в России». Город предельно иерархичен, внутри него сосредоточено развитие всей комедии. Гоголь создает новаторскую ситуацию, когда раздираемый внутренними противоречиями город становится способным к цельной жизни, благодаря общему кризису, общему чувству страха перед высшими силами. Гоголь охватывает все стороны общественной жизни управления, но без «административных подробностей», в «общечеловеческом облике». В «Театральном разъезде» сказано: «человеческое сыщется везде». В его комедии при широкой системе должностных лиц выведен большой диапазон духовных свойств: от добродушной наивности почтмейстера до ка-верзничества Земляники. Каждый персонаж становится своего рода символом. Но определенное психологическое свойство соотносится с персонажем не как его главная черта, а скорее как диапазон определенных душевных движений (почтмейстер, как говорит сам Гоголь, «лишь простодушный до наивности человек», но с не менее простодушным ехидством он при чтении письма Хлестакова трижды повторяет: «Городничий глуп, как сивый мерин»). Все чувства героев переводятся из искусственного в сферу их реального проявления, но при всем при этом человеческая жизнь берется писателем во всей ее глубине. И когда Бобчинский говорит Хлестакову: «Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский». Гоголь показывает в этой просьбе стремление «означить свое существование в мире», самое высокое мгновение его жизни.

В своей пьесе Гоголь старается ограничить комические эффекты. «Ревизор» — это комедия характеров. Мы смеемся, по словам Гоголя, не над «кривым носом» персонажей, а «над кривою душою». Комическое в пьесе подчинено обрисовке типов, возникает из проявления их психологических и социальных свойств.

В «Театральном разъезде» Гоголь пишет: «Да, если принимать завязку в том смысле, как ее обыкновенно принимают, так ее точно нет. Но, кажется, уже пора перестать опираться на эту вечную завязку <...>. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, «блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отмстить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?» Итак, Гоголь отказывается от традиционного построения пьесы. Немирович-Данченко довольно четко выразил новые принципы построения пьесы: «Самые замечательные мастера театра не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В «Ревизоре» же одна фраза: «Я пригласил вас, господа, для того, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор», — и пьеса уже начата. Аналогична и развязка. Гоголь находит сценическое движение в неожиданностях, которые проявляются в самих характерах, в многогранности человеческой души, как бы примитивна она ни была. Внешние события пьесу не движут. Сразу задается общая мысль, идея: страх, который и является основой действия. Это позволяет Гоголю резко изменить в конце пьесы жанр: с раскрытием обмана Хлестакова комедия переходит в трагедию».

Если в 1832 году Гоголь пишет Погодину: «Драма живет только на сцене. Без нее она как душа без тела», то в 1842 году Гоголь предпосылает своей пьесе эпиграф «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива», явно рассчитанный на читателя, что дало критикам повод говорить об общей несценичности комедии. И, хотя комедия действительно очень тяжела для сценического воплощения, и сам Гоголь писал о неудовлетворенности ее постановками, комедия все-таки была рассчитана именно на зрителя. Принцип «четвертой стены» соблюдается, и кроме: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» в зал реплик нет. Но Гоголь впервые в русской комедии рисует не отдельный островок порока, в который вот-вот может нахлынуть добродетель, а часть единого целого. У него фактически нет обличений, как в комедии классицизма, критическое начало пьесы в том, что его модель города можно расширить до общероссийского масштаба. Широкое жизненное значение ситуации «Ревизора» в том, что она могла возникнуть почти везде. В этом — жизненность пьесы.