Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
17
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
815.62 Кб
Скачать

Н.В.Сапунова

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ИЗРАИЛЕ

Исследования и разработки в области высоких технологий играют особую роль в экономике Израиля. Крошечная страна с ограниченными природными и финансовыми ресурсами, все еще находящаяся в состоянии военного противостояния с частью из своих соседей, вынуждена постоянно искать нестандартные творческие решения – будь то капельное орошение (как способ решения проблемы ограниченных водных ресурсов) или танк «Меркава» (как один из элементов развития оборонной промышленности). В силу своего особого исторического и географического положения Израиль обязан четко формулировать стоящие перед ними задачи, находить пути скорейшего их решения и разрабатывать надежные способы практического воплощения этих решений.

Израиль сделал ставку на развитие и использование человеческого капитала для обеспечения своей экономической и военной безопасности, достижения уровня передовых экономически развитых стран мира. В современных условиях наиболее выгодной является торговля наукоемкой продукцией, значительную часть цены которой составляет интеллектуальная рента, присвоение и капитализация которой является важнейшим источником экономического роста. Поэтому главное внимание должно уделяться стимулированию экспорта наукоемких товаров с высокой долей добавленной стоимости, обеспечению условий капитализации доходов от экспорта и их вложению в расширение производства1.

Последнее десятилетие отмечено необычайно быстрыми темпами развития высоких технологий вне рамок военной промышленности или университетских и прочих специализированных исследовательских центров, где они были изначально сконцентрированы. В пересчете на душу населения Израиль занимает второе (после США) место в мире по созданию новых фирм в области высоких технологий, производящих инновационную, рыночно ориентированную продукцию.

Путь развития высокотехнологичных отраслей

На первом этапе развития технологическая промышленность Израиля была тесно связана с оборонной промышленностью. Первые научно-исследовательские проекты 60-х годов касались связи и электроники в военной промышленности, но побочные результаты этих исследований, нашедшие свое применение в гражданских разработках, помогли заложить основу израильских высоких технологий первого поколения. Было необходимо обеспечить качественное превосходство Армии обороны Израиля над противником, чей колоссальный численный перевес дополнялся военно-технической поддержкой Советского Союза. Поэтому самая квалифицированная рабочая сила, наиболее современное оборудование и новейшие технологии находили свое применение на предприятиях израильского ВПК. В 80-е годы более 50% всех расходов Израиля на НИОКР шло на военные цели.

В конце 80-х годов в израильской экономике началась конверсия. Но для модернизации промышленности требовались инвестиции, которые, однако, не могли прийти в закрытую и нестабильную страну. Вдобавок, международные санкции и запрет для всех европейских и американских компаний иметь дело с израильскими партнерами оставляли страну на периферии мирового бизнеса.

Уже в 1984 г. израильский экспорт научно-исследовательских разработок принес 1,6 млрд. долл. В этом же году число инженеров и ученых выросло на 460%, экспорт электронной индустрии составил 895 млн. долл. Эти цифры, свидетельствующие об ускоренном развитии израильских высокотехнологичных отраслей, не ускользнули от внимания мировых хай-тек корпораций, которые с начала 80-х годов начали организовывать в стране центры НИОКР. Intel основала подобный центр в Хайфе, а также крупный сборочный завод в Иерусалиме, а позже и завод в Кирьят-Гате. В 1982 г. основано министерство науки и развития, в 1983 г. – Израильское Космическое Агентство, а уже в 1984 г. состоялась первая встреча представителей только что основанной Ассоциации Хай-тек Индустрии.

С начала 90-х годов волна иммиграции из стран бывшего СССР способствовала еще большему увеличению объема иностранных инвестиций, ведь кроме того, что Израиль стал страной с самым большим в мире числом ученых и инженеров на 10 тыс. работающих – 135 чел. (в ближайшей по этому показателю к Израилю стране – США – этот показатель составлял 85 чел.), новая высококвалифицированная рабочая сила оплачивалась значительно ниже, чем аналогичная в промышленно развитых странах Запада. Израиль опережал индустриальные страны и по относительному показателю научного потенциала, исчисляемому по методу Д.Прайса (число ученых, имеющих хотя бы одну публикацию в международном научном журнале на данный год на 10 тыс. работоспособного населения). Всего в системе израильских НИОКР в начале 90-х годов было занято около 10% населения2. Дополнительными стимулами стали налоговые льготы израильского правительства и местных властей, предоставляемые иностранным инвесторам, основание большого количества технологических «инкубаторов», процесс мирного урегулирования проблем с Палестиной и Иорданией.

К тому времени доля продукции хай-тек индустрии составляла 23% от всего экспорта Израиля и, при постоянном росте, достигла 33% в 1997 г. Продажи программных продуктов израильских компаний возросли с 450 млн. долл. в 1990 г. (из которых 89 млн. долл. приходились на экспорт) до 3 млрд. долл. в 1999 (2 млрд. долл. – экспорт).

Резкое развитие хай-тек индустрии повлекло за собой большое число сделок по выкупу израильских компаний «старт-ап» мировыми транснациональными корпорациями и наплыв израильских компаний в списки NASDAQ и NYSE. Это, например, Check Point (Nasdaq: CHKP), Amdocs (NYSE: DOX), Comverse (Nasdaq: CMVT), и Mercury Interactive Corporation (Nasdaq: MERQ), 14 израильских компаний выступают на европейских фондовых биржах, не считая, разумеется, тех фирм, которые представлены на Тель-Авивской фондовой бирже3.

Сегодня Израиль представляет собой крупнейший в мире после Силиконовой долины научно-технический парк, уступая ей только по такому показателю, как концентрация новых компаний, работающих в области высоких технологий: на 6,5 млн. населения страны приходится 4 тыс. технологических предприятий. В пиковый период «интернет-лихорадки» 1999–2000 гг. в Израиле ежедневно создавались два-три венчурных предприятия. На рубеже нового тысячелетия Израиль может законно гордиться тысячами своих фирм в таких областях, как телекоммуникации, программное обеспечение, полупроводники, биотехнология и медицинская электроника. В основном это недавно созданные компании, что не помешало некоторым из них занять прочные позиции на мировом рынке. Такие мировые лидеры в области высоких технологий, как Intel, Motorola, IBM, Microsoft, Alkatel и 3Com, имеют свои филиалы и научно-исследовательские центры в Израиле. Целый ряд межнациональных компаний приобретает израильские фирмы, израильские патенты и привлекает к работе израильских специалистов.

Фирмы хай-тека расположены по всей стране – в Тель-Авиве, Иерусалиме и в городах развития в Галилее и в Негеве. Основные центры высоких технологий находятся в Тель-Авиве – Промышленный парк Atidim, в Герцлии-Питуах севернее Тель-Авива, в Реховоте, поблизости от Института им. Вейцмана, и в северо-восточных пригородах Тель-Авива.

Одна из главных проблем, стоящих на современном этапе перед израильским научно-техническим комплексом, заключается в том, что основные научно-исследовательские, производственные и экономические возможности в области самых передовых технологий концентрируются в военно-промышленном комплексе. Например, в крупнейшее объединение израильского ВПК – Israel Aircraft Industries (IAI) входят четыре специализированных отделения, а это около 20 предприятий, более половины сотрудников которых заняты в сфере НИОКР. Продукция IAI – это космическая техника, самолеты, ракеты, системы целеуказания, управления и связи, раннего предупреждения, радары, миноискатели, композитные материалы для военного транспорта. В 1993 г. IAI реализовало продукции на 1,5 млрд. долл., в том числе оружия и военной техники – на 1,1 млрд. долл. В 1994 г. объем заказов достиг 3 млрд. долл. При этом в 1994 г. было экспортировано 80% продукции, в 1995–96 гг. – около 70%4.

Сейчас по ряду направлений происходит активный перелив технологий из военной сферы в гражданское производство. Например, для израильских радиоэлектронных компаний характерно стремление создавать системы двойного использования, поэтому многие военные разработки представляют непосредственный интерес для народного хозяйства. Аэрокосмическая промышленность, связанная с нуждами обороны, дала толчок технологическому развитию в гражданских областях. Вслед за первым израильским гражданским самолетом «Арава» был создан реактивный «директорский» самолет «Уэст-винд». Израиль производит и экспортирует спутниковое оборудование: дисплейные системы, аэронавигационные компьютеры и полетные тренажеры. Страна является мировым лидером в области технологии и производства беспилотных летательных аппаратов.

Другой пример – Военное Управление Rafael, приоритетным направлением развития которого являлись производство изделий электронной оптики (область, в которой Управлением достигнуто мировое лидерство), сенсорных устройств, микроэлектроники и развитие инфракрасной технологии получения изображения. На стыке отдельных направлений его предприятия производили продукцию гражданского назначения, пользующуюся спросом на мировом рынке.

2000 г. стал переломным для мирового хай-тека. Не обошел он и Израиль. Принцип ведения бизнеса, основанный на ускоренном и безосновательном размещении акций на фондовой бирже для дальнейшей капитализации, показал свою несостоятельность. Инвесторы, несколько предыдущих лет ожидавшие возвращения вложенного капитала, сократили вливания в старт-апы. Рынок перенасытился, сказка о компьютерах как панацее от всех проблем, была разоблачена. Ситуацию усугубили СМИ, часто и много муссировавшие мысль о стагнации в отрасли и ее бесперспективности для экономики. Обвал на фондовых биржах вызвал замораживание действующих проектов и сворачивание зарождающихся. «Мыльный пузырь», основанный на неосведомленности покупателей, модности темы и переизбытке новых технологий, лопнул – разрешился так называемый кризис «дот-комов» (от английского «.com»), когда вдруг стало ясно, что реальная цена огромного числа мелких компаний, число работников в которых зачастую не достигало и десяти человек, завышена во много раз. Многие сходились во мнении, что наступила постэкономическая эра, когда число занятых на предприятии и стартовый капитал минимальны, а стоимость самой компании очень высока. Кризис отрицательно сказался на притоке венчурного капитала в хай-тек компании, и, хотя в Израиле хай-тек всегда был сектором, «специализировавшимся» более на оптико-волоконном оборудовании для интернет-провайдеров, защите данных и памяти, чем на «дот-комах», начавшаяся интифада усложнила ситуацию и снова привела к увеличению госрасходов на военную промышленность.

Глава отделения электронной отрасли при Объединении Промышленников Израиля, Амирам Шор, выступил в ноябре 2002 г. с заявлением, в котором описал ситуацию в отрасли и сделал некоторые прогнозы. По его словам, высокотехнологичный экспорт вырос в 4 раза с 3 млрд. долл. в 1991 г. до 12,3 млрд. долл. в 2000 г.; тем не менее, в течение 2000 г. вследствие кризиса он упал на 12,6%, до 11 млрд. долл. в 2001 г. Шор отметил, что к концу 2002 г. понижение экспорта продукции отрасли, по сравнению с предыдущим годом, достигло 16%, а сумма экспорта составила лишь 8,2 млрд. долл. Докладчик обратился к правительству с требованием увеличить бюджет 2003 г. по статье «развитие и исследование» по меньшей мере на 100 млн. долл.5

Соседние файлы в папке По частям