Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
9.Афганистан / Афганистан 1990-2000-е / Политика США Пакистана в отнош Афганистана.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
92.16 Кб
Скачать

В.В.Сергеев

Политика сша в отношении афганистана

К настоящему времени Соединенные Штаты Америки являются ведущим внешнеполитическим партнёром Афганистана. Америка финансирует здесь значительное количество внутриэкономических программ, избранного в конце 2004 г. президента страны Хамида Карзая охраняют американские солдаты и сотрудники специальных служб. Большая часть членов нынешнего правительства либо училась в США, либо долгое время там проживала.

В стране находится как минимум 20-тысячный американский контингент; кроме того, примерно 6-тысячный контингент войск НАТО размещается в Кабуле.

Афганистан – проверенный «клиент» США в Центральной Азии. Наряду с пакистанским, афганское правительство является проводником американской политики, что особенно важно в этом регионе, так как здесь находятся сразу три потенциальных соперника США – Россия, Китай и, конечно, Иран.

Америка усвоила собственные уроки войны во Вьетнаме, а также опыт присутствия советских войск в Афганистане. Американские войска всячески избегают вмешательства в межплеменные и межродовые распри местного населения и не ставят цель контролировать каждый квадратный километр афганской территории. Для значительного числа мелких полевых командиров в стране практически ничего не изменилось со времен талибов; последние чувствуют себя достаточно свободно в примыкающих к Пакистану районах (Кандагар, Забуль, Пактия, Пактика, Нангархар, Кунар и др.). Для контроля ситуации американские власти предпочитают перекупать влиятельных региональных царьков – это помогает избежать различных крупных потерь.

Все выглядит так, будто до поры до времени США не намерены предпринимать в Афганистане активных действий; сейчас они предпочитают роль наблюдателя.

К концу 1998 г. позиция США по отношению к Афганистану трансформировалась от неофициального признания режима талибов до их осуждения из-за их массовых нарушений прав человека и укрывательства Усамы бен Ладена. К 1999 г. в общем виде можно отметить несколько ключевых моментов американской политики в Афганистане:

– отсутствие военного решения конфликта в Афганистане;

– необходимость обеспечения процесса формирования в Кабуле полномочного правительства на широкой основе1;

– главенство посреднической роли ООН и её специальной миссии в деятельности по мирному урегулированию конфликта;

– необходимость использования всеми заинтересованными сторонами своих возможностей по оказанию влияния на отдельные группировки в целях прекращения боевых действий и перехода к переговорному процессу2;

– необходимость в сотрудничестве всех заинтересованных сторон для блокирования поставок вооружений и боеприпасов талибам.

После провала предпринятых попыток посадить талибов и представителей Северного альянса за стол переговоров американцы заметно понизили свою активность в афганских делах, ограничиваясь поддержкой посреднических усилий спецпредставителя Генерального Секретаря ООН Лахдара Брахими3.

Примерно с 2000 г. после неоднократных террористических нападений и угроз в адрес США Усамы бен Ладена американцы заняли жесткую линию в отношении талибов. Началось политическое давление на движение Талибан (ДТ) с требованием, чтобы оно выдало этого террориста.

После президентских выборов в США в 2000 г. новая администрация решила активизировать свою деятельность в Азии, и в частности, ужесточить политику в отношении всех радикальных элементов4. Новый американский президент собрал в свою команду немало специалистов по Афганистану. Помощником Госсекретаря по делам Южной Азии стала Кристина Рокка, которая с 1982 по 1997 гг. была кадровым сотрудником ЦРУ и в течение этого периода играла важную роль в формировании американской политики в Афганистане. Расчеты США на возможность политического решения проблемы себя не оправдали5.

Первым контактом высокопоставленного чиновника администрации Буша с представителем режима талибов стала встреча К.Рокка с послом ДТ в Исламабаде А.Заифом в начале августа 2001 г.6 Основной темой переговоров была проблема выдачи бен Ладена. Как известно, американцам не удалось убедить афганскую сторону выдать известного международного террориста. Однако эта встреча стала поворотным моментом в трансформации отношения США к Афганистану – он превратился в «страну – террориста», а не просто «убежище» бен Ладена7.

Последним доказательством обусловленности такого определения стало назначение в августе 2001 г. бен Ладена «главнокомандующим военных формирований талибов» в Афганистане8. Реакция США на это назначение была безотлагательной: «Интегрирование лидеров международных террористов во властные структуры ДТ вновь показало настоятельную необходимость принятия решительных мер по противодействию исходящих с контролируемой талибами афганской территории глобальных вызовов»9.

К концу лета 2001 г. прояснилось, что администрация Буша готова к решительным действиям, вплоть до широкомасштабной военной акции против талибов. Нужен был только предлог для обоснования вторжения. В этой связи было бы неправильным считать, что теракты 11 сентября 2001 г. явились единственной причиной военной операции в Афганистане: мотивация для начала войны с терроризмом в этой стране готовилась задолго до сентябрьских событий.

Лейтмотивом высказываний американского руководства в конце 2001 г. в отношении Афганистана стало намерение Вашингтона играть ведущую роль в афганских делах10.

Обобщая заявления Госдепартамента с конца лета 2001 г., можно выделить несколько принципиальных положений:

– Афганистан должен иметь такое правительство, которое не имело бы связей с террористами, являлось коалиционным по своей природе, дружественно настроенным по отношению к США и соседним государствам, было бы способно предпринимать действенные шаги по восстановлению экономики. Будущее правительство должно быть утверждено Лойя Джиргой11 при символическом руководстве бывшего короля Захир Шаха (король непопулярен среди нацменьшинств в Афганистане, поэтому США не рассматривали его в качестве возможного лидера страны) и с участием Северного альянса, основных этнических и религиозных групп;

– Афганистану потребуется международное содействие в обеспечении его внутренней безопасности;

– афганцы нуждаются в помощи при формировании правительства, которое, помимо борьбы с терроризмом, будет привержено соблюдению прав человека и обеспечит безопасную доставку и распределение гуманитарной и экономической помощи12;

– США также осознают тот факт, что соседние с Афганистаном государства имеют законные национальные интересы, связанные с этой страной, и полагают, что любому будущему правительству придётся учитывать эти интересы.

В Вашингтоне не были уверены в том, что Северный альянс установит в Афганистане режим, который отвечал бы его интересам13. По этой причине американцы занялись поиском неталибских пуштунских сил, чтобы привести их к власти.

7 октября 2001 г. американцы начали военную операцию против талибов. Военные объекты ДТ и «Аль-Каиды» подвергли ракетно-бомбовым ударам, при поддержке сил Объединенного Антиталибского фронта14 был проведен ряд наземных операций.

После проведения этой военной операции ДТ, словно по команде, спешно оставило все афганские города и прекратило активное сопротивление. При этом исчезли все руководители ДТ. С 27 ноября по 5 декабря при посредничестве ООН проходила так называемая Боннская конференция по Афганистану, в результате которой временным главой Афганистана был назначен Хамид Карзай. Было подписано соглашение, устанавливающее рамочные условия для двухлетнего переходного периода в Афганистане15.

Итак, американская политика в Афганистане, как уже указывалось, пережила трансформацию от неформальной поддержки режима талибов. Немаловажно и то обстоятельство, что в середине 90-х годов у США при посредничестве Пакистана были определенные рычаги, чтобы оказывать влияние на верхушку талибов, однако с течением времени и с развитием военных успехов ДТ таких возможностей более не осталось. Талибан становился все менее предсказуем и все более враждебен к Америке. С подобной проблемой в конце 90-х годов столкнулся и ближайший союзник США в регионе – Пакистан.

После провала инициатив по нормализации двухсторонних отношений военный способ разрешения данной проблемы оставался наиболее подходящим и, возможно, единственным.

После кратковременной и практически бескровной военной операции, в ходе которой талибы почти не оказывали сопротивления и словно самораспустились, Афганистан практически оказался оккупированным США, а его президент ориентирован явно проамерикански. Пожалуй, именно Соединенные Штаты получили наибольшую выгоду от того, что у власти в стране вместо талибов утвердился новый режим, лояльный США. Кроме того, американские войска выдвинулись в регион Центральной Азии, что было немыслимо еще несколько месяцев назад.

Хотя США стали жертвой террористических атак 11 сентября 2001 г., именно они смогли наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией и ввести войска в доселе закрытую для них Центральную Азию, откуда они могли сдерживать внешнеполитические амбиции сразу трех своих потенциальных соперников – Ирана, России и Китая. Как и во Второй мировой войне, американцы стали жертвой агрессии, однако и тогда, и теперь они в полной мере смогли использовать представившиеся им возможности.

1 Афганистан и сопредельные страны: Сборник научных статей / Российская академия естественных наук. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока; Отв. ред. Арунова М.Р. – М.: АСТИ – ИЗДАТ, 2003, с. 79.

2 Hikmatyar G. Secret Plans Open Faces. From the Withdrawal of Russians to the Fall of the Coalition Government / Hikmatyar G. – Peshawar: The Aays Software Consultants and Composers, с. 153.

3 Афганистан на переходном этапе: Сборник научных статей / Ин-т Востоковедения РАН; Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока; Отв. ред. Коргун В.Г., Арунова М.Р. – М.: АСТИ – ИЗДАТ, 2002, с. 127.

4 Активизация внешней политики в Азии была одним из пунктов предвыборной программы Джорджа Буша в 2000 г. – Прим. авт.

5 Hikmatyar G. Secret Plans Open Faces. From the Withdrawal of Russians to the Fall of the Coalition Government / Hikmatyar G. – Peshawar: The Aays Software Consultants and Composers, с. 172.

6 Там же, с.175.

7 Справочная служба ИТАР-ТАСС. Основные террористические организации мира по списку Госдепартамента США. 18.09.2001.

8 Афганистан на переходном этапе: Сборник научных статей / Ин-т Востоковедения РАН; Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока; Отв. ред. Коргун В.Г., Арунова М.Р. – М.: АСТИ – ИЗДАТ, 2002, с. 127.

9 ИНТЕРФАКС – Лента международной информации. Брифинг К.Пауэлла. 30.08.2001.

10 Офис международных информационных программ Государственного департамента США (Веб-сайт: http://usinfo.state.gov). Справка о предстоящем устройстве Афганистана после ухода Талибана.

11 Общенациональное собрание ханов племен и особо авторитетных религиозных деятелей; наиболее авторитетный представительный орган страны. – Прим. авт.

12 Peter Marsden. War and Religion in Afghanistan / Peter Marsden. – London – New York: Zed Books Ltd, 2001, с. 114.

13 Наиболее тесные связи лидеры Северного альянса Б.Раббани и А.Масуд поддерживали с Россией и Ираном. – Прим. авт.

14 Так официально именовался Северный альянс. – Прим. авт.

15 AGREEMENT ON PROVISIONAL ARRANGEMENTS IN AF-GHANISTAN PENDING THE RE-ESTABLISHMENT OF PERMANENT GOVERNMENT INSTITUTIONS // UN talks on Afghanistan, Bonn, 27 November – 5 December 2001.